СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по психолого-педагогическому сопровождению профориентационной работы «Как стать конурентоспособным» для обучающихся 9-х классов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

 

по психолого-педагогическому сопровождению профориентационной работы «Как стать конурентоспособным»

для обучающихся 9-х классов

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по психолого-педагогическому сопровождению профориентационной работы «Как стать конурентоспособным» для обучающихся 9-х классов»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




по психолого-педагогическому сопровождению профориентационной работы «Как стать конурентоспособным»

для обучающихся 9-х классов






Пояснительная записка


Проблема нарастания динамики социально-экономической активности все больше приобретает глобальный характер и требует для своего решения объединения усилий на межгосударственном уровне, совместного регулирования мирового хозяйства. Человек неизбежно встает перед дилеммой: либо он должен измениться как отдельная личность (с точки зрения профессиональной и с точки зрения общественной значимости), либо ему суждено исчезнуть с лица Земли. Звучит жестоко, не правда ли? Да жестоко, и вместе с тем, это отражает реалии современной действительности.

Личное, профессиональное и социальное развитие рассматриваются как взаимодополняющие и определяющие друг друга процессы, позволяющие сформировать КОНКУРЕНТОСПОСОБНУЮ ЛИЧНОСТЬ.

Конкурентоспособной личности присущи:

  • востребованность на рынке труда;

  • осознанная ценность саморазвития;

  • развитая потребность в психологических знаниях и знаниях-инструментах, помогающих регулярно воспроизводить утрачиваемый образ мышления прогрессивной личности;

  • позитивное эмоционально-нравственное отношение к жизни.

Нам видится, что ключевыми задачами выступают ценностные ориентации личности, направленные не только на мотивы конкретно-экономического порядка (доходы, прибыль, уровень собственного благополучия), но и учитывающие в качестве приоритетных, мотивы гуманистического характера (человеческая личность, духовные ценности, творческая самореализация и т.д.).

С гуманистической точки зрения экономическая свобода – это отнюдь не анархия или вседозволенность, ни коим образом, не правовой, и тем более, не уголовный беспредел. Наоборот, это взаимная ответственность друг перед другом, честность перед собой и своими согражданами, это преданность своим идеалам и верность долгу. Такая свобода означает, наконец, терпимость, порядочность, чувство справедливости, нацеленность на сотрудничество. Обретение внутренней свободы невозможно без знаний, без формирования высокой профессиональной и гуманитарной культур.

Период личностного и профессионального самоопределения хронологически (16-21 гг.) совпадает с кризисом юности. Для этого периода жизни становление нового процесса развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, поиск смысла жизни. Выражаясь языком известного тренера Дегтярева М.Г., формируется комплекс ценностей личности, который подчас неосознанно ложится в основу юношеского целеполагания.

Все это активизирует процессы самоопределения и самопознания, проектирования себя в профессии. Проблема личностного и профессионального самоопределения, самобытности и индивидуальности в профессии, самопознания и самообразования – специфическая особенность развития субъектности в юношеском возрасте, без которой невозможно формирование личности нового типа – конкурентоспособной личности в реальных условиях современной России.

Нашему обществу еще только предстоит осмыслить данную проблему в качестве предвестницы постановки задачи оздоровления нации. Достойный ответ на исторический вызов, брошенный ходом развития современной цивилизации, пока, не слышен.

Так как же быть миллионам наших юношей и девушек, вступающих в новую жизнь без «билета» на поезд под звучным названием «Успех»?

Для минимального решения этого вопроса предлагается введение в систему предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов программы элективного курса по психологии «Как стать конкурентоспособным?»

Цель курса: формирование у учащихся готовности к первичному профессиональному самоопределению и способности к самопознанию и самоизменению.

Задачи:

  • позитивное влияние на целостное становление учащихся: формование таких качеств как независимость, доверие к себе, самокритичность, компетентность, эмоциональная гибкость;

  • развитие самопознания, повышенной самооценки и уровня притязаний;

  • формирование навыков уверенного поведения;

  • осознание необходимости делать выбор и нести за него ответственность;

  • формирование оптимистического отношения к своему профессиональному выбору.

Основные формы проведения курса «Как стать конкурентоспособным» – это работа в группе: беседа, в ходе которых учащиеся в доступной форме знакомятся с необходимым теоретическими сведениями; ролевые игры, в ходе которых ребята имеют возможность проверить на практике эффективность различных моделей поведения, отработать навыки принятия решения, бесконфликтного общения; обсуждения ситуаций, возникающих в процессе занятия и т.п.

Данный курс рассчитан на 15 часов. Продолжительность занятия –40 минут, один раз в неделю. Тематика занятий была выбрана следующая:

  1. Введение. Знакомство с группой.

Знакомство с группой, установление благоприятного климата, знакомство со спецификой предмета.

  1. Что ты из себя представляешь.

Формирование собственного портрета, изучение себя, восприятие положительных и отрицательных черт своего характера.

  1. Ты и твои чувства.

Научить обозначать свои чувства, преодолевать неопрятные чувства и закреплять приятные, понимать значение и формы языка жестов и невербальной коммуникации.

  1. Что ты считаешь важным.

Работа с ценностями, видеть разницу между ценностями и потребностями.

  1. Уверенность. Как научиться быть уверенным в себе.

Знакомство с понятием «уверенность в себе», изучение своих возможностей в этой области.

  1. Взаимоотношения.

Научить учащихся взаимодействовать, слушать и понимать партнера, воспринимать критику и критиковать.

  1. Все в твоих руках.

Научить принимать разумные решения в рискованных ситуациях, хотеть и уметь брать на себя ответственность.

  1. Заключение. Подведение итогов.

Подвести итог данного курса, получить необходимую информацию об эффективности данного курса.

Данный курс, безусловно, является частью профориентационной работы, поэтому проведение его в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов считаю эффективным и необходимым

Элективный курс по психологии

«Как стать конкурентоспособным?»



Тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1.

Введение. Знакомство с группой.

1


2.

Что ты из себя представляешь?

2


3.

Ты и твои чувства.

2


4.

Что ты считаешь важным.

3


5.

Уверенность. Как научиться быть уверенным в себе?

2


6.

Взаимоотношения.

3


7.

Все в твоих руках.

2


8.

Заключение. Подведение итогов.

1



Всего часов:

16




ПРОГРАММА

Тематическое содержание

элективного курса психологии «Как стать конкурентоспособным?»

9 класс – 15 часов.

«Знакомство. Введение в предмет» (1 час)

Основное содержание: знакомство с группой учащихся, установление благоприятного климата, знакомство со спецификой предмета.

Разминка Упражнение 1: «Знакомство 1»
  1. Оформление визитки

  2. Самопрезентация

Основное содержание. Упражнение 2: «Знакомство 2»

Предлагается игра. 10-15 вопросов, на которые нужно ответить.

Упражнение 3: «Беседа».

Подведение итогов


«Что ты из себя представляешь?» (2 часа)

Основное содержание: формирование собственного портрета, изучение себя, восприятие положительных и отрицательных черт своего характера. Осознание того, что другие воспринимают их по-другому.

Разминка.

Упражнение 1: «Поменяйтесь местами те кто…»

Основное содержание.

Упражнение 2: «Кто Я?»

Упражнение 3: «Десять моих положительных качеств»

Упражнение 4: «Что другим в тебе не нравится?»

Упражнение 5: Тест: «Каков я на самом деле?»

Подведение итогов.

«Обзор»


«Ты и твои чувства» (2 часа)

Основное содержание: научить обозначать свои чувства, преодолевать неприятные чувства, и закреплять приятные чувства, понимать значение и формы языка жестов и невербальной коммуникации; выбирать определенное поведение в зависимости от ситуации.

Разминка

Упражнение 1: «Поезд»

Основное содержание

Упражнение 2: «Чувства»

  1. неприятные чувства

  2. приятные чувства

Упражнение 3: «Якорь»

Упражнение 4: «Рисунок чувства»

Упражнение 5: «Каким ты выглядишь в глазах других?»

Упражнение 6: «Тебя иногда понимают неправильно»

Упражнение 7: «Что ты делаешь, когда плохо себя чувствуешь?»

Подведение итогов


Что ты считаешь важным (2 часа)


Основное содержание: работа с ценностями, видеть разницу между ценностями и потребностями, формировать умение принимать решения и нести за них ответственность..

Разминка

Упражнение 1: «Чужие коленки»»

Основное содержание

Упражнение 2: «Что для тебя важно»

Упражнение 3: «15 волшебных докторов»

Упражнение 4: «Пирамида твоих потребностей»

Упражнение 5: «Выбирать и решать»

Упражнение 6: Тест «Моя самостоятельность»

Подведение итогов


«Уверенность. Как научиться быть уверенным в себе» (2 часа)


Основное содержание: знакомство с понятием «уверенность в себе», изучение своих возможностей в этой области, формирование навыков уверенного поведения в интонации, в словах

Разминка

Упражнение 1: «Гвалт»

Основное содержание

Упражнение 2: «Беседа»

Упражнение 3: Тест «Насколько вы уверены в себе»

Упражнение 3: «Три ответа»

Упражнение 5: «Я – уверенный»

Упражнение 6: «Интонация»

Упражнение 7: «Блин-блин»

Подведение итогов


«Взаимоотношения» (3 часа)


Основное содержание: научить учащихся взаимодействовать, слушать и понимать партнера, воспринимать критику и критиковать, распознавать значение давления группы и в случае необходимости говорить «нет», решать конфликты.

Разминка

Упражнение 1: «Крокодил»

Основное содержание

Упражнение 2: «Беседа»

Упражнение 3: Тест Т. Лири « Твое место в отношениях»

Упражнение 4: «Испорченный телефон»

Упражнение 5: « Искусство слушать»

Упражнение 6: «Критика»

Упражнение 7:

Упражнение 8: Игра «Давка»

Упражнение 9: «Давление группы»

Подведение итогов.


«Все в твоих руках» ( 2 часа)


Основное содержание: научить принимать разумные решения в рискованных ситуациях, хотеть и уметь брать на себя ответственность, уметь сформулировать цель и составить план действий.

Разминка

Упражнение1: «Царевна –Несмеяна»

Основное содержание

Упражнение 2: «Критичное мышление»

Упражнение 3: Тест «Риск»

Упражнение 4: «Риск»

Упражнение 5: «Об этом стоит подумать»

Упражнение 6: «За что ты несёшь ответственность»

Упражнение 7: «Принятие решений»

Подведение итогов


«Заключение. Подведение итогов» (1 час)


Основное содержание: подвести заключительный итог данного курса, получить необходимую информацию об эффекте курса, выяснить, что понравилось, что нет.

Разминка.

Упражнение 1: «Старинная английская игра»

Основное содержание.

Упражнение 2: «Беседа»

Упражнение 3: «Ваше мнение»

Упражнение 4: « Памятки на память»

Список использованной литературы.


  1. Александровская Э.М. Программа сопровождения подростков в школе/ Учебно-методическое пособие/ Юго-западный окружной центр методический центр. Москва, 2000.

  2. Марсанов Г.И. Социально-психологический тренинг. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998 – 208с. 3-е издание, исправленное и дополненное.

  3. Монина Г.Б., Лютова – Роберст Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 224с.: ил.

  4. Прутченков А.С. Наедине с собой. психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 174с.

  5. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. – М.: Российское педагогическое агентство., 1995. – 140с.

  6. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под ред. И.В. Дубровиной. – 5-е изд. Екатеринбург : Деловая книга, 200. – 128 с. – (Руководство практического психолога).

  7. Родионов В.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1-11 классов/ Художник А.А. Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2001 – 224 с.: ил. – (серия «Практическая психология в школе»)

  8. Савченко М.Ю. «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов (Под науч. ред. Л.А. Обуховой – М.: Вако, 2005, 240 с. – (Педагогика. психология. Управление)



Занятие № 1: «Введение в предмет. Знакомство с группой»

Цель: Знакомство с группой. Создание благоприятного социального климата. Формирование установки на активную творческую работу.

Ход занятия:

Разминка.

Упражнение 1: «Знакомство 1»

Учащимся предлагается оформить визитки. Затем представиться и выбрав одну из букв своего имени назвать черту своего характера (можно 2 буквы).

Основное содержание.

Упражнение 2: «Знакомство 2»

Учащимся предлагается игра «Ответь на вопросы», для более полного знакомства. Участник берет карточку и отвечает на тот вопрос, который там написан. Чем искреннее он, тем лучше.

Вопросы:

  1. Мои любимые предметы в школе.

  2. Мое любимое животное.

  3. Места, где я с удовольствием бываю.

  4. Место, где я никогда не хотел бы побывать.

  5. Животное, к которому я абсолютно равнодушен.

  6. Предметы, которыми я совсем не люблю заниматься.

  7. Что я охотно читаю (газеты, книги, комиксы, журналы).

  8. Что я люблю смотреть по телевизору.

  9. Что я никогда не смотрю по телевизору.

  10. Музыка, которую я люблю слушать.

  11. Музыка, которая мне не нравится.

  12. Каким спортом я люблю заниматься.

  13. Виды спорта, которые мне не интересны.

  14. Страны, куда я хотел бы поехать.

  15. Как я провожу свободное время.

  16. Профессия, которой я хотел бы заниматься.

  17. Профессия, которой я никогда не стал бы заниматься

  18. Что я хотел бы иметь, если бы у меня было много денег.

  19. Качество, которое мне очень нравится в других людях

  20. Чего я хотел бы достичь в ближайшие 5 лет.

  21. Самое важное, что нужно человеку для счастья.

Упражнение 3: «Беседа»

Все мы живем в принципиально одинаковых условиях и представляем, в общем-то, одинаковых по биологическим параметрам людей, которые не имеют некомпенсируемых какими-либо способностями недостатков. Но почему получается так, что одни успешны, признаны в обществе, на них равняются окружающие их люди, пытаясь понять, в чем секреты их успешности и конкурентоспособности. Другие же раскрыв для себя секрет – правило, “как стать несчастным без посторонней помощи”, прибегают к душеспасительным утешениям и поиску виноватых в их невезении. “Если бы мне удалось получить лучшее образования, если бы я рано не женился (вышла замуж), а уж если бы не дураки, которые меня окружают…, и если бы не эта страна и ее руководство, то уж я бы тогда. . ., и так далее до бесконечности….

Характерной чертой конкурентоспособной личности является наличие отличительных черт во взаимодействии с другими людьми, соответствующих профессиональным способностям к общению:

- искусство быть равным (т.е. способность установить и поддержать отношения с равными себе); /Совет: не создавайте себе пьедестала, неоткуда будет падать./

- искусство быть лидером (способность руководить подчиненными, справиться с проблемами, которые приходят с наращиванием вашего властно-авторитетного потенциала); /Вредные советы - “секрет успеха в искренности. Как только вы сможете ее изобразить, считайте, что дело в шляпе.”/

- искусство организовывать взаимодействие с людьми в том числе разрешать конфликты; - /“ начав спорить с дураком очень быстро понимаешь, что вас уже двое.”/

- искусство обрабатывать информацию (способность построить систему коммуникаций, получать надежную информацию, эффективно ее оценивать и использовать); - /“ не заботьтесь о том, что о вас подумают другие люди. Они слишком обеспокоены тем, что думаете о них вы..”/

- искусство принимать нестандартные управленческие решения (способность принимать решения, когда альтернативные действия и цели не ясны или сомнительны); - /“сложные проблемы всегда имеют простые, легкие для понимания и привлекательные для большинства неправильные решения”./

- искусство распределять ресурсы в организации (способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант при ограничении времени и нехватке ресурсов); - /“сложные системы имеют тенденцию противопоставлять себя своим же функциям.”/

- искусство самоанализа (способность понимать позицию лидера, анализировать свои сильные стороны как ресурс управления и знать свои зоны управляемости - видеть оказываемое влияние, которому вы подчиняется вне зависимости от выгоды); - /“ избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в себя. Эта черта свойственна мелким людям. Великий человек наоборот внушает вам чувство, что и вы можете стать великим.”/

- поисковое поведение, рискованность (способность идти на оправданный риск и внедрение нововведений, в том числе в собственную жизнь). - /“ У секретов необыкновенных успехов моей фирмы три причины. Первая - я всю жизнь экспериментировал. Вторая - я всю жизнь экспериментировал. Третья - я всю жизнь экспериментировал. Из десяти экспериментов я иногда, в девяти случаях терпел убытки, но 10-й приносил мне такую прибыль, что она не только покрывала все предыдущие убытки, но и давала финансовый задел на последующие эксперименты” (Р. Гарст, известный американский фермер)/

Поисковое поведение, рискованность это как раз одно из того, что наиболее сложно дается для освоения “среднему человеку”. Наша система школьного обучения чаще всего строится на приобретении репродуктивных знаний, которые передаются, а затем контролируется их механическое запоминание. Этот опыт механического воспроизведения знаний никак не способствует повышению конкурентоспособности, скорее наоборот и отличные школьные и вузовские оценки это еще не стопроцентная гарантия успеха. Обучающим системам никогда не угнаться за реальной жизнью, а уровень отставания наших образовательных систем датируется разными экспертами 15-20 годами.

Наиболее общие препятствия творческому подходу, мешающие сделать неожиданный и тем более эффективный в плане конкурентоспособности шаг, следующие:

- трата времени на бесконечный поиск единственно правильного ответа или идеального решения;

- приспособление к существующим правилам поведения, анализа ситуации, принятия решения, выдача ожидаемого ответа, “боязнь господина”;

- слишком поспешное решение, неспособность отсрочить критику со стороны других, закрыться от нее, преждевременное раскрытие полностью своих планов окружающим до окончательного вызревания идеи;

- неспособность поставить явное под сомнение;

- боязнь выглядеть глупым.

Подведение итогов.

- В течение нашего курса мы с вами будем знакомится с наиболее важными идеями, принципами, подходами, которые помогут вам прибрести навыки конкурентоспособного человека, человека, который будет ощущать себя победителем.

- Для того чтобы стать таковым, надо действительного искренне этого захотеть, примерно так как вы хотите избавиться от зубной боли!.

- А начнем мы с изучения себя. Это самое главное для человека – знать о себе самом все. «Познай самого себя – и ты познаешь весь мир» - это надпись на Дельфийском храме в Греции. Смысл этой фразы очень глубок. Именно процесс самооткрытия, самопостижения и самопознания пронизывает всю сознательную жизнь человека. На всем ее протяжении перед каждым человеком, ищущим смысл жизни, постоянно встают вопросы: «Кто я? Знаю ли я себя? Что скрывается за собственным «Я»?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!