ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УВР Директор школы
___________ М.В.Измайлова ____________ М.В.Кузнецова «____» ____________ 2020 г. «____» _____________ 2020 г.
Рабочая программа
«Психологического практикума»
для обучающихся 8-9 классов
Педагог – психолог - Тишимова Мария Владимировна
2020г
Пояснительная записка
Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья.
Признание прав такого ребёнка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности является чрезвычайно важным. Процессы демократизации и гуманизации в современном обществе предусматривают необходимость создания для каждого ребёнка, особенно для лиц с нарушением интеллектуального развития, равных прав и возможностей на получения образования, на развитие их индивидуальных способностей, на интеграцию личности в социуме.
В основе нарушения интеллектуального развития лежит органическое поражение головного мозга (первичный дефект). Биологическая неполноценность лишает ребёнка возможности своевременно и полноценно развиваться, возникает стойкое нарушение в познавательной деятельности и формируется недоразвитие личности в целом (вторичный дефект). Психолого-педагогическая практика подтверждает положение Л.С. Выготского о том, что умственное отставание охватывает всю личность в целом. Мышление органически связанно с определёнными побуждениями ребёнка, поэтому оно, как и действие, имеет мотивацию и практически всегда связанно с ситуацией. Дети с интеллектуальным недоразвитием с трудом осознают свои личностные особенности и возможности, поэтому и требуют особого внимания, нуждаются в специальной психологической помощи, ориентированной на коррекцию, прежде всего чувственного восприятия – сенсорного развития.
Сенсорное развитие составляет основу личностно-мотивационного и умственного развития. От того, насколько полно ребёнок научиться воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир – процесс адаптации. Восприятие формируется на основе синтеза разных ощущений: слуховых, зрительных, тактильных, кинетических, кинестетических, обонятельных и др. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обеспечивающих целостность и предметность отражаемых явлений. Процесс восприятия связан с мышлением, памятью, вниманием, ощущением, речью направляется мотивацией и имеет определённую аффективно-эмоциональную окраску. Образ предмета или понятия формируется на основе комплекса тактильных, зрительных и кинестетических ощущений. По этой причине в программу коррекционно-развивающихся занятий включены игры и упражнения на развитие сенсомоторики, психомоторики, психических процессов, творческая деятельность.
Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которую ребёнок получает с помощью органов чувств. Осознание ребёнком своих чувств, поступков, а затем и своих личностных особенностей и возможностей является основой его позитивного развития, формирования жизненного опыта и социализации в целом.
Целью программы - укрепление эмоционального здоровья школьников, профилактика неврозов
Основные задачи "Психологического практикума" следующие:
- Формирование у старших школьников самосознания, представлений о себе как человеке.
- Расширение репертуара осознания себя как личности и способов самовыражения.
- Умение понимать собственные чувства, действия, правильно их оценивать и соотносить с поведением окружающих людей.
- Коррекция когнитивных и эмоциональных процессов, развитие приёмов саморегуляции в системе "Я - окружающая среда".
Данный курс осуществляется с обучающимися 7-9 классов и рассчитан на 68 часов, по 2 часа в неделю в каждом классе. На каждое занятие отводится по 20-25 минут учебного времени на подгруппу.
Общая схема проведения занятий:
1.разминка:
Цель:
Создание положительного, рабочего настроя в группе, подготовка ребёнка к предстоящей деятельности.
В этой части занятия используются:
- упражнения на моторику,
- сохранение зрения,
- дыхательные упражнения,
- стимулирующие упражнения (повышающие энергетический потенциал: хлопки, самомассаж головы, ушных раковин, стоп, массаж кистей рук, работа с пальцами рук).
2. Основная часть: работа по теме.
Цель: Развитие когнитивных и эмоциональных процессов, самопознание самого - Я
Упражнения на развитие мышления, памяти, воображения, внимания, ощущений и восприятий. Правила развития основных психологических процессов.
Упражнения, игровые задания на развитие навыков общения и взаимодействия
Понятия: характер, поступок, поведение, привычка, самооценка, слабый и сильный человек, честность, совесть, воспитание характера.
Упражнения на развитие коммуникативных навыков.
Упражнения, задания на развитие и закрепление навыков управления своими эмоциями и эмоциональными состояниями, в том числе адекватного поведения в стрессовых ситуациях.
Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, навыков самооценки и понимания других
Упражнение, тренинги на развитие навыков самооценки, навыков управления поведением, на формирование положительных личностных качеств, на выявление, осознание и преодоление отрицательных
Упражнения, задания на развитие навыков работы с информацией
Упражнения на развитие навыков творчества
Упражнения, задания на развитие навыков принятия и исполнения решений
Упражнение, тренинги на социализацию личности, развитие уверенности
Упражнения, задания, тренинги на выявление профессионального самоопределения, развитие потребности в профессиональной деятельности
Упражнения, тренинги, упражнения на выявление межличностных отношений и развитие навыков позитивных межличностных отношений
2) Физкультминутка
3) Работа в тетради, ИЗО-деятельность.
3. Заключительная часть.
Цель: 1. Проверка полученных знаний и навыков.
2. Закрепление положительных эмоций от работы.
3. Подведение итогов занятия.
Численность группы не более 5-6 человек. Коррекционно-развивающая работа по реализации программы строится на основе диагностики (комплектование подгрупп для занятий с учётом структуры дефекта, контроль над усвоением программы обучающимися. воспитанниками осуществляется на основе динамического наблюдения и исследования уровня развития основных параметров программного материала).
Коррекционно-развивающая работа предусматривает также систему тренинговых и игровых занятий, составной частью которых являются дидактические игры и упражнения для комплексного развития обучающихся старших классов.
Программа носит модульных характер (инвариантная и вариативная части).
Инвариантная часть предусматривает темы, направленные на развитие и коррекцию психических процессов, формирование адекватной самооценки, положительной восприятие себя и других, развитие произвольности в социально-эмоциональной сфере.
Вариативная часть программы предполагает подбор индивидуально-дифференцированных заданий с учётом психофизических возможностей обучающихся, воспитанников, разработку индивидуального образовательного маршрута для формирования базовых компонентов.
Структура занятия:
Ритуал приветствия. Позволяет сплачивать подростков, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой.
Разминка - воздействие на эмоциональное состояние подростков, уровень их активности. Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учётом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать подростков, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения
Основное содержание занятия - совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных на решение задач данного занятия. Приоритет отдаётся многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребёнка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике.
Рефлексия занятия.
Две оценки: эмоциональная (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали).
Ритуал прощания. По аналогии с ритуалом приветствия.
Методы работы:
1. Наглядные: использование картин, фотографий, образцы работ, поделки, слайды, книги, журналы.
2. Словесные: беседы, вопросы, применение загадок, стихов, рассказов.
3. Практические: словесные игры, подвижные игры, настольные игры, дидактические игры и упражнения, дыхательные упражнения, физические упражнения.
Программа включает в себя несколько разделов. Целенаправленное психокоррекционное воздействие на подростков с особыми возможностями здоровья осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных этапов:
1 этап – диагностический. В диагностический этап входят диагностика психо-эмоционального, интеллектуального развития подростка, уровень включенности в общегрупповую деятельность.
2 этап – коррекционный. Данный этап включает в себя следующие задачи:
помощь подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций;
формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);
повышение социального статуса ребенка в коллективе;
развитие у подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;
формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуаль ных процессов;
развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;
создание в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.
Групповая (индивидуальная) психологическая коррекция сфокусирована на трех составляющих:
– Когнитивный блок. Задачей когнитивного блока является: осознание подростком своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов.
– Эмоциональный блок. Эмоциональный блок отвечает за формирование у подростка позитивного эмоционального отношения к себе; переживание и осознание подростком прошлого эмоционального опыта: получение новых эмоциональных переживаний.
– Поведенческий блок. Поведенческий блок задействуется в процессе преодоления неадекватных форм поведения; развития и закрепления новых форм поведения.
3 этап – диагностический. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у учащихся в результате психокоррекционных воздействий.
4 этап – прогностический. Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофизиологических, психических и социально-психологических функций подростков.
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
формирование уважительного отношения к иному мнению;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
развитие творческого потенциала личности, создание позитивного настроя, усилении конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств, развитии продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми.
развитие познавательной активности; памяти, мышления, речи, воображения.
Предметные результаты
Минимальный уровень
умение ценить, рассчитывать и эффективно использовать свое время;
умение практически примененять правила самоорганизации и саморегуляции личности;
умение активно слушать окружающих, уважать чужое мнение, отстаивать свою точку зрения;
умение объективно воспринимать и анализировать окружающую действительность;
умение выделять существенные свойства предметов, явлений;
умение обнаруживать и понимать закономерности событий, явлений;
умение устанавливать все возможные связи и отношения объектов окружающего мира, выявлять причинные связи между явлениями, событиями;
умение сравнивать, обобщать, делить и классифицировать понятия; устанавливать связи и отношения между понятиями;
умение образовывать понятия формулировать определения понятий;
умение находить закономерности и ассоциации для лучшего запоминания;
умение бережно и грамотно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.
Достаточный уровень
аргументированно оценивать поступки героев одноклассников, сверстников и других людей с учетом сформированных представлений об этических нормах и правилах;
понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
вести диалог с учетом наличия разных точек зрения, аргументировать свою позицию, соблюдать этику взаимоотношений в процессе взаимодействия с разными людьми;
умение осуществлять перенос операций и приемов мышления из одной области в другую (в измененную ситуацию);
умение подавлять непроизвольные переключения внимания на посторонние объекты;
умение использовать свое воображение в направлении прогрессивного саморазвития, не зацикливаясь на пассивной мечтательности.
Список литературы
Анн Л. Психологический тренинг с подростками. Спб., 2004.
2. Бгажнокова И.М., Мусукаева Ф.В. Особенности понимания и использования норм поведения умственно отсталыми подростками. Дефектология № 5, 1998.
3. Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.М. Проблемы социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта. Дефектология № 1, 1998.
4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. Московский Университет, 1989.
5. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. СПб., 2001.
6. Гиппенрейтор Ю.Б. Общаться с ребенком, как? Москва, 1997.
7. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе. Дефектология № 3, 1998.
8. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб., 2000.
9. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. Спб., 2000.
10. Кэдьюсон Х. и Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб., 2000.
11. Кукушкина О.И., Барышникова Н.А. О чем заставляет размышлять первый опыт апробации «Дневника событий жизни». Дефектология №4, 2000.
12. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. Педагогическое общество России. Москва, 2001.
13. Осипова Е. С. Основы психокоррекции. Ростов-на-Дону, 2000.
14. Пиз А. Язык телодвижений. Москва, 1995.
15. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Психология для старшеклассников: в 2-х частях. Москва, 2003.
16. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. Москва,2001.
17. Риердон Б. Толерантность – дорога к миру. Москва,2001.
18. Сатран Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. Москва, 1999.
19. Щербакова А.М., Москаленко Н.В. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов СОУ VIII вида. Дефектология № 3, 2001.
20. Щипицина Л.М. Развитие навыков общения лиц с нарушениями интеллекта. СПб, 2000.
Учебно – тематический план (7 класса)
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
I четверть – 16 часов |
1 | Введение и ознакомление с дисциплиной | 3 |
2 | Психологические процессы | 3 |
3 | Общение | 10 |
II четверть – 14 часов |
4 | Ощущение и восприятие | 4 |
5 | Внимание и внимательность | 4 |
6 | Запоминай и помни | 6 |
III четверть – 21 час |
7 | Как и что мы чувствуем | 13 |
8 | Воля | 4 |
9 | Характер | 4 |
IV четверть – 17 часов |
10 | Формирование характера | 4 |
11 | Слабый сильный человек | 4 |
12 | Поступок | 4 |
13 | Самооценка | 5 |
| Итог: | 68 |
Учебно – тематический план (8 класса)
№ п/п | Название разделов, темы уроков | Количество часов |
I четверть – 16 часов |
1. | Дружба друзья настоящий друг | 4 |
2. | Развитие коммуникативных навыков | 6 |
3. | Как и что мы чувствуем | 6 |
II четверть- 16 часов |
4. | Склонности и интересы | 4 |
5. | Профессия и специальность | 6 |
6. | Профессиональные предпочтения | 6 |
III четверть – 21 час |
7. | Как мы видим друг друга | 6 |
8. | Межличностные отношения | 7 |
9. | Внимание и внимательность | 8 |
IV четверть-15 часов |
10. | Запоминай и помни | 7 |
11. | Воображение | 4 |
12. | Речь и общение | 4 |
| Итого: | 68 |
Учебно – тематический план (9 класса)
№ п/п | Название разделов, темы уроков | Количество часов |
I четверть -16 часов |
1. | Развитие интеллектуальной сферы | 16 |
II четверть – 16 часов |
2. | Развитие навыков конструктивного общения | 16 |
III четверть – 21 час |
3. | Коррекция мотивационно - эмоциональной сферы | 21 |
IV четверть - 15 часов |
4. | Мои проблемы | 15 |
| Итого: | 68 |