СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по "психологическому практикуму"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по "психологическому практикуму"»

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»





СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по УВР Директор школы

___________ М.В.Измайлова ____________ М.В.Кузнецова «____» ____________ 2020 г. «____» _____________ 2020 г.




Рабочая программа

«Психологического практикума»

для обучающихся 8-9 классов






Педагог – психолог - Тишимова Мария Владимировна
















2020г

Пояснительная записка

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети  с ограниченными возможностями здоровья.

Признание прав такого ребёнка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности является чрезвычайно важным. Процессы демократизации и гуманизации в современном обществе предусматривают необходимость создания для каждого ребёнка, особенно для лиц с нарушением интеллектуального развития, равных прав и возможностей на получения образования, на развитие их индивидуальных способностей, на интеграцию личности в социуме.

В основе нарушения интеллектуального развития лежит органическое поражение головного мозга (первичный дефект). Биологическая неполноценность лишает ребёнка возможности своевременно и полноценно развиваться, возникает стойкое нарушение в познавательной деятельности и формируется недоразвитие личности в целом (вторичный дефект). Психолого-педагогическая практика подтверждает положение Л.С. Выготского о том, что умственное отставание охватывает всю личность в целом. Мышление органически связанно с определёнными побуждениями ребёнка, поэтому оно, как и действие, имеет мотивацию и практически всегда связанно с ситуацией.  Дети с  интеллектуальным недоразвитием с трудом осознают свои личностные особенности и возможности, поэтому и требуют особого внимания, нуждаются в специальной психологической помощи, ориентированной на коррекцию, прежде всего чувственного восприятия – сенсорного развития.

Сенсорное развитие составляет основу личностно-мотивационного и умственного  развития. От того, насколько полно ребёнок научиться воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения»  в окружающий мир – процесс адаптации.  Восприятие формируется  на основе синтеза разных ощущений: слуховых, зрительных, тактильных, кинетических,  кинестетических, обонятельных и др. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обеспечивающих целостность и предметность отражаемых явлений. Процесс восприятия связан с мышлением, памятью, вниманием, ощущением, речью направляется мотивацией и имеет определённую  аффективно-эмоциональную окраску. Образ предмета или понятия формируется на основе комплекса тактильных, зрительных и кинестетических ощущений. По этой причине в программу коррекционно-развивающихся занятий  включены  игры и упражнения на развитие  сенсомоторики, психомоторики,  психических процессов,  творческая деятельность.

Познание окружающей действительности  начинается с анализа той информации, которую ребёнок  получает с помощью органов чувств. Осознание ребёнком своих чувств, поступков, а затем и своих личностных особенностей и возможностей является основой его позитивного развития,  формирования жизненного опыта и социализации в целом.

Целью программы - укрепление эмоционального здоровья школьников, профилактика неврозов

  Основные задачи "Психологического практикума" следующие: 
- Формирование у старших школьников самосознания, представлений о себе как человеке.
- Расширение репертуара осознания себя как личности и способов самовыражения.
- Умение понимать собственные чувства, действия, правильно их оценивать и соотносить с поведением окружающих людей.    
- Коррекция когнитивных и эмоциональных процессов, развитие приёмов саморегуляции в системе "Я - окружающая среда".

Данный курс осуществляется с обучающимися 7-9 классов и рассчитан на 68 часов, по 2 часа в неделю в каждом классе. На каждое занятие отводится по 20-25 минут учебного времени на подгруппу.


Общая схема проведения занятий:

1.разминка:

Цель:

  • Создание положительного, рабочего настроя в группе, подготовка ребёнка к предстоящей деятельности.

В этой части занятия используются:
- упражнения на моторику,
- сохранение зрения,
- дыхательные упражнения,
- стимулирующие упражнения (повышающие энергетический потенциал: хлопки, самомассаж головы, ушных раковин, стоп, массаж кистей рук, работа с пальцами рук).


2. Основная часть: работа по теме.

Цель: Развитие когнитивных и эмоциональных процессов, самопознание самого - Я

  • Упражнения на развитие мышления, памяти, воображения, внимания, ощущений и восприятий. Правила развития основных психологических процессов.

  • Упражнения,  игровые задания на развитие  навыков  общения и  взаимодействия

Понятия: характер, поступок,  поведение, привычка, самооценка, слабый и сильный человек, честность, совесть, воспитание характера.

  • Упражнения на развитие коммуникативных навыков.

  • Упражнения, задания на развитие и закрепление навыков управления своими эмоциями и эмоциональными состояниями, в том числе адекватного поведения в стрессовых ситуациях. 

  • Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, навыков самооценки и понимания других

  • Упражнение, тренинги на развитие навыков самооценки, навыков управления поведением, на формирование положительных личностных качеств, на выявление, осознание и преодоление отрицательных

  • Упражнения, задания на развитие навыков работы с информацией

  • Упражнения на развитие навыков творчества

  • Упражнения, задания на развитие навыков принятия и исполнения решений

  • Упражнение, тренинги на социализацию личности, развитие уверенности

  • Упражнения, задания, тренинги на выявление профессионального самоопределения, развитие потребности в профессиональной деятельности

  • Упражнения, тренинги, упражнения на выявление межличностных отношений и развитие навыков позитивных межличностных отношений

2) Физкультминутка

3) Работа в тетради, ИЗО-деятельность.


3. Заключительная часть.

Цель: 1. Проверка полученных знаний и навыков.
2. Закрепление положительных эмоций от работы.
3. Подведение итогов занятия.

Численность группы не более 5-6 человек. Коррекционно-развивающая работа по реализации программы строится на основе диагностики (комплектование подгрупп  для занятий с учётом структуры дефекта, контроль над усвоением программы обучающимися. воспитанниками осуществляется на основе динамического наблюдения и исследования уровня развития основных параметров программного материала).

Коррекционно-развивающая работа предусматривает также систему тренинговых  и игровых занятий, составной частью которых являются дидактические игры и упражнения для комплексного развития обучающихся старших классов.

Программа носит модульных характер (инвариантная и вариативная части).

Инвариантная часть предусматривает темы, направленные на развитие и коррекцию психических процессов, формирование адекватной самооценки, положительной восприятие себя и других, развитие произвольности в социально-эмоциональной сфере.

Вариативная часть программы предполагает подбор индивидуально-дифференцированных заданий с учётом психофизических возможностей обучающихся, воспитанников, разработку индивидуального образовательного маршрута для формирования базовых компонентов.


Структура занятия:

  1. Ритуал приветствия. Позволяет сплачивать подростков, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой.

  2. Разминка - воздействие на эмоциональное состояние подростков, уровень их активности. Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учётом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать подростков, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения

  3. Основное содержание занятия - совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных на решение задач данного занятия. Приоритет отдаётся многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребёнка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике.

  4. Рефлексия занятия. 
    Две оценки: эмоциональная (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали).

  5. Ритуал прощания. По аналогии с ритуалом приветствия.

Методы работы:

1. Наглядные:  использование  картин, фотографий, образцы работ, поделки, слайды, книги, журналы.

2. Словесные: беседы, вопросы, применение загадок, стихов, рассказов.

3. Практические: словесные  игры, подвижные игры, настольные игры, дидактические  игры и упражнения, дыхательные упражнения, физические упражнения.

Программа включает в себя несколько разделов. Целенаправленное психокоррекционное воздействие на подростков с особыми возможностями здоровья осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных этапов:

1 этап – диагностический. В диагностический этап входят диагностика психо-эмоционального, интеллектуального развития подростка, уровень включенности в общегрупповую деятельность.

2 этап – коррекционный.  Данный этап включает в себя следующие задачи:

  • помощь подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций;

  • формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);

  • повышение социального статуса ребенка в коллективе;

  • развитие у подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;

  • формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуаль ных процессов;

  • развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;

  • создание в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.

Групповая (индивидуальная) психологическая коррекция сфокусирована на трех составляющих:

Когнитивный блок. Задачей когнитивного блока является: осознание подростком своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов.

Эмоциональный блок. Эмоциональный блок отвечает за формирование у подростка позитивного эмоционального отношения к себе; переживание и осознание подростком прошлого эмоционального опыта: получение новых эмоциональных переживаний.

–  Поведенческий блок. Поведенческий блок задействуется в процессе преодоления неадекватных форм поведения; развития и закрепления новых форм поведения.

3 этап – диагностический. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у учащихся в результате психокоррекционных воздействий.

         

4 этап – прогностический. Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофизиологических, психических и социально-психологических функций подростков.

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета 

Личностные результаты:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

  • способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • развитие творческого потенциала личности, создание позитивного настроя, усилении конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств, развитии продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми.

  • развитие познавательной активности; памяти, мышления, речи, воображения.

Предметные результаты

Минимальный уровень

  • умение ценить, рассчитывать и эффективно использовать свое время;

  • умение практически примененять правила самоорганизации и саморегуляции личности;

  • умение активно слушать окружающих, уважать чужое мнение, отстаивать свою точку зрения;

  • умение объективно воспринимать и анализировать окружающую действительность;

  • умение выделять существенные свойства предметов, явлений;

  • умение обнаруживать и понимать закономерности событий, явлений;

  • умение устанавливать все возможные связи и отношения объектов окружающего мира, выявлять причинные связи между явлениями, событиями;

  • умение сравнивать, обобщать, делить и классифицировать понятия; устанавливать связи и отношения между понятиями;

  • умение образовывать понятия формулировать определения понятий;

  • умение находить закономерности и ассоциации для лучшего запоминания;

  • умение бережно и грамотно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.

Достаточный уровень

  • аргументированно оценивать поступки героев одноклассников, сверстников и других людей с учетом сформированных представлений об этических нормах и правилах;

  • понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

  • вести диалог с учетом наличия разных точек зрения, аргументировать свою позицию, соблюдать этику взаимоотношений в процессе взаимодействия с разными людьми;

  • умение осуществлять перенос операций и приемов мышления из одной области в другую (в измененную ситуацию);

  • умение подавлять непроизвольные переключения внимания на посторонние объекты;

  • умение использовать свое воображение в направлении прогрессивного саморазвития, не зацикливаясь на пассивной мечтательности.



















Список литературы

  1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. Спб., 2004.
    2. Бгажнокова И.М., Мусукаева Ф.В. Особенности понимания и использования норм поведения умственно отсталыми подростками. Дефектология № 5, 1998.
    3. Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.М. Проблемы социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта. Дефектология № 1, 1998.
    4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. Московский Университет, 1989.
    5. Валкер Д.   Тренинг разрешения конфликтов. СПб., 2001.
    6. Гиппенрейтор Ю.Б. Общаться с ребенком, как?  Москва, 1997.
    7. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе. Дефектология № 3, 1998.
    8. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб., 2000.
    9. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. Спб., 2000. 
    10. Кэдьюсон Х. и Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб., 2000.
    11. Кукушкина О.И., Барышникова Н.А. О чем заставляет размышлять первый опыт апробации «Дневника событий жизни». Дефектология №4, 2000.
    12. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. Педагогическое общество России. Москва, 2001.
    13. Осипова Е. С. Основы психокоррекции.  Ростов-на-Дону, 2000.
    14. Пиз  А. Язык телодвижений. Москва, 1995.
    15. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Психология для старшеклассников: в 2-х частях. Москва, 2003.  
    16. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. Москва,2001.
    17. Риердон Б. Толерантность – дорога к миру. Москва,2001.              
    18. Сатран Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. Москва, 1999.
    19. Щербакова А.М., Москаленко Н.В. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов СОУ VIII вида. Дефектология № 3, 2001.
    20. Щипицина Л.М. Развитие навыков общения лиц с нарушениями интеллекта. СПб, 2000.





































Учебно – тематический план (7 класса)

п/п

Тема

Кол-во

часов

I четверть – 16 часов

1

Введение и ознакомление с дисциплиной

3

2

Психологические процессы

3

3

Общение

10

II четверть – 14 часов

4

Ощущение и восприятие

4

5

Внимание и внимательность

4

6

Запоминай и помни

6

III четверть – 21 час

7

Как и что мы чувствуем

13

8

Воля

4

9

Характер

4

IV четверть – 17 часов

10

Формирование характера

4

11

Слабый сильный человек

4

12

Поступок

4

13

Самооценка

5


Итог:

68













Учебно – тематический план (8 класса)

п/п

Название разделов, темы уроков

Количество часов

I четверть – 16 часов

1.

Дружба друзья настоящий друг

4

2.

Развитие коммуникативных навыков

6

3.

Как и что мы чувствуем

6

II четверть- 16 часов

4.

Склонности и интересы

4

5.

Профессия и специальность

6

6.

Профессиональные предпочтения

6

III четверть – 21 час

7.

Как мы видим друг друга

6

8.

Межличностные отношения

7

9.

Внимание и внимательность

8

IV четверть-15 часов

10.

Запоминай и помни

7

11.

Воображение

4

12.

Речь и общение

4


Итого:

68















Учебно – тематический план (9 класса)

п/п

Название разделов, темы уроков

Количество часов

I четверть -16 часов

1.

Развитие интеллектуальной сферы

16

II четверть – 16 часов

2.

Развитие навыков конструктивного общения

16

III четверть – 21 час

3.

Коррекция мотивационно - эмоциональной сферы

21

IV четверть - 15 часов

4.

Мои проблемы

15


Итого:

68




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!