МКОУ «Шадринцевская средняя общеобразовательная школа»
Тальменского района Алтайского края
ПРИНЯТО педагогическим советом | УТВЕРЖДАЮ директор школы __________ Т.Н.Гулиева |
Протокол №___________от________________ | Приказ№___________от_____________ |
Рабочая программа
Психологический практикум
Составитель:
Литвинова Татьяна Николаевна,
Педагог-психолог
2018 год.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Психологический практикум» составлена на основе Программы Министерства образования РФ, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», ООП ООО МКОУ «Шадринцевская СОШ, "Некоторые рекомендации по совершенствованию учебного плана специальной школы. Программа уроков, занятий по курсу "Психологический практикум" (автор - И.М. Бгажнокова), пособие "Обучение жизненно важным навыкам в школе" (авторы Н.П. Майорова, Е.Е. Чепурных, С.М. Шурухт) ; «Развитие сенсорной сферы детей»: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Л. А. Метиева, Э.Я. Удалова, рецензенты: В.В. Воронкова, В.Т.Петрова. – М.: Просвещение, 2009 и в соответствии с действующим положением о рабочей программе МКОУ»Шадринцевская СОШ»
Одной из основных задач предмета «Психологический практикум» является задача содействия максимально возможному личностному и интеллектуальному развитию детей, которая в данной школе в значительной степени усложняется из-за особенностей развития ребенка с нарушением интеллекта.
В коррекционно-развивающей работе поставлены следующие задачи:
Обучающие:
1.Повышать уровень развития психических функций и учебной мотивации.
2.Создавать условия для раскрытия и развития творческих способностей.
Развивающие:
3.Развивать сенсомоторные функции и психомоторные процессы.
4.Расширять знания об окружающем мире.
Воспитательные:
5.Формировать духовно-нравственные ценности.
6.Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, взрослым, к самому себе.
Методы работы:
1.Наглядные: использование картин, фотографий, образцы работ (в рисовании, лепке, оригами, аппликации), поделки, слайды, книги, журналы. Использование интерактивной доски.
2.Словесные: беседы, вопросы, применение загадок, стихов, рассказов.
3.Практические: словесные игры, подвижные игры, настольные игры, дидактические игры и упражнения, дыхательные упражнения, физические упражнения.
Опыт работы показывает, что подростки неохотно идут на контакт, стараются отмолчаться, отказываются, часто агрессивно, от разговора. Включение в занятие нетрадиционных способов рисования, оригами, помогает ребятам раскрыться.
Программа рассчитана на 68 часов в год, по 2 часа в неделю, в форме комбинированных психологических уроков.
Тематическое планирование
| Развитие интеллектуальной сферы | 18 |
| Коррекция мотивационно - эмоциональной сферы | 16 |
| Духовно-нравственное воспитание | 20 |
| Коррекция сферы межличностных отношений | 12 |
Поурочное планирование
Развитие интеллектуальной сферы |
1-2 | Развитие вербально – понятийного мышления | 2 |
3-4 | Развитие пространственных представлений | 2 |
5-6 | Развитие глазомера | 2 |
7-8 | Развитие зрительно – двигательной координации | 2 |
9-10 | Развитие произвольности движений | 2 |
11-12 | Развитие внимания | 2 |
13-14 | Развитие восприятия | 2 |
15-16 | Развитие памяти | 2 |
17-18 | Зачем мы учимся | 2 |
Коррекция мотивационно - эмоциональной сферы |
19-20 | Кто Я? | 2 |
21-22 | Мои драконы | 2 |
23-24 | Борьба с драконами | |
25-26 | Рисуем эмоции песком | 2 |
27-28 | Законы эмоций | 2 |
29-30 | Мои чувства | 2 |
31-32 | Рисуем чувства на стекле | 2 |
33-34 | Запреты на чувства | 2 |
Духовно-нравственное воспитание |
35-36 | Мир, в котором я живу. | 2 |
37-38 | Мои интересы и увлечения. | 2 |
39-40 | Мои одноклассники | 2 |
41-42 | Наши достоинства и недостатки. | 2 |
43-44 | Восприятие человека. | 2 |
45-46 | Что может привлекать в человеке? | 2 |
47-48 | Дружба и любовь. | 2 |
49-50 | Что помогает и что мешает любить? | 2 |
51-52 | Стресс, способы борьбы с ним. | 2 |
53-54 | Мои ценности. | 2 |
Коррекция сферы межличностных отношений |
55-56 | Как добиться успеха. | 2 |
57-58 | Учимся сотрудничеству. | 2 |
59-60 | Учимся решать проблемы. | 2 |
61-62 | Что делать с агрессией и гневом. | 2 |
63-64 | Опасные последствия | 2 |
65-66 | Психологическая игра | 2 |
Предполагаемый результат:
Повышение уровня интеллектуального развития детей с ограниченными возможностями через взаимосвязанную координированную работу различных анализаторов.
Литература
Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие. – Самара, «БАХРАХ-М», 2006. – 272с.
Гусев А.Н. и др. Общий психологический практикум. - М., 1997.
Дружинин В.М.Экспериментальная психология. - М. 1997г.
Методическое пособие по общей психологии. Под. Ред. Е.С.Романовой.- М., 2002. – 156 с.
Практикум по общей психологии/Под ред.А.И.Щербакова. – М.,1990.
Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб., 2000.
Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. – СПб., 2000.
Романова Е.С. Психодиагностика.- СПб., 2005.