Частное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 30 среднего (полного) общего образования
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО ПРИНЯТО
Директор школы-интернат № 30 Заместитель директора по УВР Решение педагогического совета
_____________/Н.В. Минько/ ____________/И.В. Фудина/ Школы-интернат № 30
«___»_______________2017г. «___»______________2017г. От «___»__________2017г. №____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Психология самоопределения»
Уровень общего образования для10 классов
Количество часов – 34
Учитель- Дивойнова Наталья Сергеевна
г. Комсомольск-на-Амуре, 2017
Частное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 30 общего среднего образования
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
| | УТВЕРЖДАЮ Директор школы-интерната №30 ОАО «РЖД» _________________Н.В.Минько «___»_______________2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по психологии профессионального самоопределения
Уровень общего образования – среднее общее образование 11 классы
Количество часов - 34
Учитель - Дивойнова Наталья Сергеевна
Программа разработана на основе программы и методических рекомендаций «Психология профессионального успеха» Смолянинова Н.П. – М.: Просвещение, 2009.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Психология профессионального самоопределения» для 11 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Областной закон от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
Федеральный базисный план отводит 34 часа для образовательного изучения психологии в 11 классе из расчёта 1 час в неделю. В соответствии с этим в 2017 – 2018 учебном году в школе-интернате №30 ОАО «РЖД» реализуется программа «Психология профессионального самоопределения» в объеме 34 часа.
Цель программы: освоение психологических знаний необходимых для социальной адаптации и осознанного выбора будущей профессии.
Задачи:
развить умение интегрировать и применять изученные практические навыки для выстраивания собственного профессиональной траектории и жизненной стратегии с учетом личностных и общественных потребностей.
развить навыки волевой и эмоциональной саморегуляции;
воспитать базовые личностные качества – человечность, трудолюбие, ответственность, толерантность, креативность;
воспитать бережное и рациональное отношение к средствам и результатам труда, здоровью, времени и материальным ценностям;
формировать осознание себя в качестве важного субъекта межличностных и общественных отношений в семье, школе, стране;
содействовать восприятию важных экономических категорий (труд, собственность, потребность, богатство и др.) в духе гуманизма и в рамках родного национального, экономического и социально-исторического уклада жизнедеятельности.
Помимо оказания помощи в профессиональном самоопределении содержание программы нацелено еще на формирование навыков и качеств, способствующих успешному взаимодействию с социумом:
Адекватная система отношений и общения с окружающими;
Адекватное оценивание себя в ситуации взаимодействия с другими людьми;
Эмоциональная уравновешенность;
Установки на успешное взаимодействие;
Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других;
Адекватный уровень притязаний;
Мотивация достижения успеха;
Умение строить жизненные перспективы и т.д.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Личность в системе отношений –6 часов.
Урок 1 . Личность в системе отношений – 1 час.
Понятие о личности, группах и коллективах. Детский воспитательный коллектив и его роль в формировании личности. Взаимоотношения школьников в группах. Стадии развития коллектива. Педагогическое руководство коллективом. Модели взаимоотношения коллектива и личности.
Практическая работа: Моё место в классе.
Урок 2. Социально – психологическая структура группы – 1 час.
Структура группы. Понятие, сущность и структура психологического климата. Факторы, влияющие на психологический климат в коллективе. Создание психологического климата в коллективе. Социометрия.
Диагностическая работа: Социометрия 11 класса.
Урок 3. Общение и межличностные отношения. Типы общения – 1 час.
Понятия «общение», «межличностные отношения». Взаимодействие с окружающими и удовлетворение потребности в общении. Коммуникативная культура. Этические принципы общения. Эффективное общение.
Коммуникативные навыки – азы психологии общения. Поведение при первой встрече. Выстраивание траектории общения. Искусство слушать собеседника. Типы слушателей. Правила выяснения, уточнения и обобщения информации при слушании. Понимающее выяснения, уточнения и обобщения информации при слушании. Понимающее слушание – установление эмоционального контакта. Выбор дистанции при общении.
Практическая работа: Виды активного слушания.
Урок 4. Референтная группа. Позиции личности в группе – 1 час.
Референтная группа. Идеалы. Авторитеты. Позиции личности в группе. Социальные роли. Лидер. Отверженные. Принятые.
Практическая работа: Как формировать лидерские качества?
Урок 5. Лидер. Кому вести за собой? – 1 час.
Лидер. Лидерство. Феномен лидерства. Типологическая сила. Формальный и неформальный лидер. Особенности характера лидера. Эффективное управление группой.
Диагностическая работа: Тест «Наличие лидерских качеств».
Урок 6. Динамика развития группы. Конформизм – 1 час.
Конформизм. Конформность. Стадии развития группы. Факторы влияющие на развитие группы.
Диагностическая работа: Тест «Поддаюсь ли я чужому влиянию?».
Контрольная работа: Тест «Личность» проверка изученного материала 1 раздела.
Планируемые результаты обучения после изучения 1 раздела:
Предметные результаты
Представление об индивидуальных особенностях самопознания и познания других людей
Понимание психологического механизма обмана, манипулирования и формирование представлений о способах противостояния обману.
Личностные результаты
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
Раздел 2. Культура общения –10 часов.
Урок 7. Общение. Виды общения. Социализация – 1 час.
Характеристика понятия «социализация». Становление личности в процессе социализации. Нарушение процесса социализации и его последствия.
Практическая работа: Упражнение «Самопрезентация».
Урок 8. Виды влияния. Манипулирование – 1 час.
Понятия «влияние», «манипуляция». Эмоциональный контакт. Виды психологического влияния: внушение, заражение. Классификация манипуляций. Примеры манипуляций человеческим сознанием в СМИ.
Практическая работа: Способы противодействия манипуляциям.
Урок 9. Позиции партнёров в общении – 1 час.
Общительность, застенчивость. Влияние организации пространства в межличностном общении. Взаимозависимость дистанции субъективно осознаваемой безопасности и характера коммуникации. Личностные особенности человека и выбор оптимальной дистанции. Позиции партнеров в общении.
Диагностическая работа: Тест «Общение».
Урок 10. Умение слушать. Виды слушания – 1 час.
Понятие «слушание». Виды слушания. Закономерности восприятия вербальной информации. Правила «активного слушания». Конструктивные и деструктивные формы влияния на собеседника. Цели собеседников и результативность слушания. Интонирование голоса и результативность общения. Темп речи в общении. Расширенное слушание.
Урок 11. Невербальное общение – 1 час.
Понятие «невербальное общение». Мимика, жесты, эмоции, позы, жесты. Особенности восприятия и выражения эмоций. Проявления проблемы «суженного» опыта восприятия и трансляции чувств. Невербальные способы эмоционального самовыражения. Осознание и вербализация чувств. Деструктивное воздействие подавления эмоций на личность и здоровье человека.
Диагностическая работа: Тест «Моё психическое и физическое здоровье»
Урок 12. Деловое общение. Деловые жесты – 1 час.
Деловое общение. Основные характеристики делового общения. Деловой этикет. Письменное деловое общение, резюме, заявление, благодарность, уведомление, отказ, поздравление, соболезнование. Устное деловое общение: приветствие, представление, визитная карточка, телефонный разговор, краткий доклад-отчет, одежда и внешний облик делового мужчины и деловой женщины. Этика деловых отношений. Сувениры и подарки в деловой сфере. Практическая работа: Презентация «Нормы делового этикета».
Урок 13. Публичное выступление – 1 час.
Этапы публичного выступления. Постановка вопросов в общении с аудиторией. Виды вопросов. Открытые и закрытые вопросы. Простые и сложные вопросы. Формы ответов. Стиль поведения в дискуссии. Активность в постановке вопросов. Влияние личного обаяния. Обаятельность и ее составляющие.
Практическая работа: Выявление наиболее эффективной манеры поведения при выступлении перед аудиторией.
Урок 14. Конфликт. Причины конфликтов – 1 час.
Определение конфликта. Эмоциональные аспекты конфликтных ситуаций. Диагностика конфликта. Конструктивные и деструктивные конфликты. Информационные, структурные, ценностные и поведенческие конфликты. Динамика конфликта. Основные стратегии поведения в конфликте. Выбор стратегии на примере конкретной ситуации.
Диагностическая работа: Тест «Стиль поведения в конфликте»
Урок 15. Стиль поведения в конфликте. Разрешение конфликтов – 1 час.
Стиль поведения в конфликте: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание. Стратегия сотрудничества, как основа конструктивного общения в конфликте. Различие интересов и предложений. Этапы разрешения конфликта (удовлетворение по существу, психологическое удовлетворение, процедурное удовлетворение). Искаженное понимание интересов другой стороны в конфликте. «Я-высказывание», как метод социально приемлемого способа выражения чувств в конфликте. Роль и функции посредника. Особенности общения посредника в конфликте. Правила построения коммуникации посредником.
Практическая работа: Организация процедуры разрешения конфликта через посредника. Ограничения в деятельности посредника.
Урок 16. Психологические защиты – 1 час.
Понятие «психологической защиты личности». Механизмы проявления психологической защиты в поведении человека. Классификация психологических защит личности. Диагностическая работа: Психологическое тестирование по методике Плутчика по выявлению защитных реакций и способов защитного поведения.
Контрольная работа: «Личность часть социума».
Планируемые результаты обучения после изучения 2 раздела:
Предметные результаты обучения
Формирование представления о способах преодоления трудностей, осознание особенностей собственного поведения в трудных жизненных ситуациях, в ситуациях конфликта.
Формирование представления о психологической помощи и особенностях применения психологических знаний в разных сферах общественной жизни.
Личностные результаты
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
Стремление к поиску наиболее эффективных способов коммуникаций.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты обучения
1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
2. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
3. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
4. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Раздел 3.Психология профессионального самоопределения – 9 часов.
Урок 17. Личностное и профессиональное самоопределение – 1 час.
Понятие «самоопределение», «личностное самоопределение», «профессиональное самоопределение». Структура профессионального самоопределения. Факторы профессионального самоопределения. Образ «Я» или что я думаю о себе. Активизация процесса самопознания. Кризис профессионального самоопределения.
Практическая работа: Обучение психотехническим приемам познания себя.
Урок 18. Классификация профессий. В мире современных профессий – 1 час.
Психологические признаки профессиональной деятельности как обобщенные качества, характеризующие виды профессионального труда. Построение классификации профессий в процессе эвристической беседы. Классификации К. М. Гуревича и Е. А. Климова. Понятия «абсолютная пригодность» и «относительная пригодность». Профессии с абсолютной и относительной пригодностью. Востребованные профессии. Анализ современного рынка труда. Практическая работа: Составление «формулы» своей будущей профессии.
Урок 19. ПВК. Индивидуальный стиль деятельности – 1 час.
Понятия «ПВК», «индивидуальный стиль деятельности». Профессиональная компетентность. Направленность личности. Темперамент. Индивидуальный тип мышления. Трудовой потенциал личности и развития способностей.
Диагностическая работа: Определение профессионального типа личности.
Урок 20. Состоявшаяся личность и профессиональная карьера – 1 час.
Карьера. Карьерный рост. Виды и возможности карьерного роста личности. Личностное и социальное значение профессионального планирования своей карьеры. Отличие карьеры от карьеризма. Уровень притязаний и карьера.
Практическая работа: Карта моей карьеры.
Урок 21. Кого готовят в ВУЗе? – 1 час.
Университет, академия, институт,техникум, колледж. Среднее специальное образование. Высшее профессиональное образование. Бакалавр. Специалист. Магистр. Специальность, специализация. Профессиональная направленность ВУЗа.
Урок 22. Основные правила составления резюме – 1 час.
Понятия «резюме» и «трудовая биография». Типы резюме: хронологическое, функциональное, комбинированное. Основные принципы составления профессионального резюме. Советы по написанию. Ошибки при написании резюме.
Практическая работа: «Моё резюме»
Урок 23. Настройся на успех! Поиск работы – с чего начать? – 1 час.
Рынок рабочей силы. Работник. Работодатель. Трудовой кодекс. Трудовой договор. Заработная плата. Стратегии поиска работы. Как не попасть в «мышеловку?».
Урок 24. Психологическая характеристика профессиональной деятельности – 1 час.
Психологический анализ профессиональной деятельности. Понятия «Психология труда», «профессиограмма». Нормативы и требования профессии к психо-физическим характеристикам специалиста, его личности, профессиональным знаниям, умениям и навыкам.
Практическая работа: Составление профессиограммы выбранной профессии.
Урок 25. Процесс творчества в профессиональной деятельности – 1 час.
Творческий компонент профессиональной деятельности. Эмоциональное выгорание. Творчество, как процесс совершенствования профессионального мастерства. Творчество – показатель компетентности специалиста.
Контрольная работа: Тест «Профессиональное самоопределение»
Планируемые результаты обучения после изучения 3 раздела:
Предметные результаты.
Представление о профессиональном самоопределении как части общей культуры человека.
Понимание роли профессионального самоопределения в жизни и познании человеком самого себя и других людей.
Представление об индивидуальном профессиональном маршруте.
Личностные результаты
Формирование ответственного отношения к готовности сделать собственный профессиональный выбор.
Формирование целостного мировоззрения о профессиональном выборе, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Стремление к поиску наиболее эффективных способов учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Раздел 4.Роль психологии в жизни человека– 9 часов.
Урок 26. Психология безопасности труда – 1 час.
Предмет и объект психологии безопасности труда. Социально-психологические факторы, снижающие безопасность труда. Принципы обеспечения психологической безопасности.
Урок 27. Менеджмент и практическая психология – 1 час.
Психология управления и предмет ее изучения. Психология принятия управленческих решений. Социально – психологические основы деятельности руководителя. Выбор руководителя из претендентов, на которых представлена характеристика.
Практическая работа: Составление программы развития организации.
Урок 28. Психология успешной карьеры. – 1 час.
Ориентиры в мире профессий. Доходность и карьерные перспективы. Траектория вершинных достижений. Траектория бескризисного становления. Траектория стагнирующего становления. Взаимодействие индивидного, личностного и профессионального развития человека.
Урок 29. Психология обыденной жизни – 1 час.
Понятие «обыденная жизнь». Сферы деятельности человека: трудовая, семейно-бытовая и досуговая. Ответственность. Уровень ответственности и его влияние на структуру личности. Самоотчет и самооценка. Социально ответственная деятельность.
Практическая работа: Упражнение «Я в обыденной жизни».
Урок 30. Психология личной жизни – 1 час.
Понятие «личная жизнь человека». Группы проблем личной жизни. Измерение любви. Отношения. Семья. Планирование семьи.
Практическая работа: Упражнение «я и семья».
Урок 31. Психология здоровья – 1 час.
Здоровье. Здоровый образ жизни. Взаимосвязь здоровья и здорового образа жизни. Основные составляющие здорового образа жизни. Физическое и психологическое здоровье. Полезные и вредные привычки. Здоровье как компонент трудового потенциала человека. Цена здоровья и цена здорового образа жизни.
Практическая работа: Упражнение «я стремлюсь к совершенству!».
Урок 32-34. Не всё же разглагольствовать о том, каким должен быть человек, пора им стать! – 3 часа.
Защита творческих работ. Самопрезентация. Практическая отработка навыков общения с аудиторией.
Планируемые результаты обучения после изучения 4 раздела:
Предметные результаты
Представление о психологической культуре как части общей культуры.
Понимание роли психологии в современной жизни.
Представление об индивидуальных особенностях самопознания и познания других людей.
Формирование представления о способах преодоления трудностей, осознание особенностей собственного поведения в трудных жизненных ситуациях
Формирование представления о психологической помощи и особенностях применения психологических знаний в разных сферах общественной жизни.
Личностные результаты
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
3.Тематическое планирование
Учебная неделя | Тема | Кол-во часов |
| Раздел 1. Личность в системе отношений. | 6 |
1 | Личность в системе отношений | 1 |
2 | Социально-психологическая структура группы | 1 |
3 | Общение и межличностные отношения. Типы общения | 1 |
4 | Референтная группа. Позиции личности в группе | 1 |
5 | Лидер. Кому вести за собой? | 1 |
6 | Динамика развития группы. Конформизм. Тест «Личность» | 1 |
Планируемые результаты обучения после изучения 1 раздела: Предметные результаты Представление об индивидуальных особенностях самопознания и познания других людей. Формирование представления об особенностях применения психологических знаний в разных сферах общественной жизни. Личностные результаты Формирование целостного представления о своей личности, на основе результатов диагностик; Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. Метапредметные результаты Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; |
| Раздел 2. Культура общения | 10 |
7 | Общение. Виды общения. Социализация. | 1 |
8 | Виды влияния. Манипулирование. | 1 |
9 | Позиции партнеров в общении. Тест «Общение» | 1 |
10 | Умение слушать. Виды слушания. | 1 |
11 | Невербальное общение | 1 |
12 | Деловое общение, деловые жесты | 1 |
13 | Публичное выступление | 1 |
14 | Конфликты. Причины конфликтов | 1 |
15 | Стиль поведения в конфликте. Разрешение конфликтов | 1 |
16 | Психологические защиты Тест «Конфликт» | 1 |
| Раздел 3. Юность - пора самоопределения | 9 |
17 | Личностное и профессиональное самоопределение | 1 |
18-19 | Классификация профессий. В мире современных профессий | 2 |
20-21 | ПВК - профессионально важные качества. Индивидуальный стиль деятельности | 2 |
22 | Состоявшаяся личность и профессиональная карьера. | 1 |
23 | Кого готовят в ВУЗах | 1 |
24 | Основные правила составления резюме | 1 |
25 | Настройся на успех. Поиск работы- с чего начать? Вы ищите работу? Твоя первая работа | 1 |
Планируемые результаты обучения после изучения 2-3 разделов: Предметные результаты Формирование представления о своих способностях. Формирование представления об эффективном применении своих способностей в обыденной жизни и планируемой профессиональной деятельности. Личностные результаты Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. Стремление к поиску наиболее эффективных способов развития своих способностей. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Метапредметные результаты Умение соотносить знания о своих способностях с планируемыми результатами деятельности, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 3. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; |
| Раздел 4. Психология профессиональной деятельности | 4 |
26 | Психологическая характеристика профессиональной деятельности | 1 |
27 | Процесс творчества в профессиональной деятельности | 1 |
28 | Психология безопасности труда | 1 |
29 | Менеджмент и практическая психология | 1 |
| Раздел 5. Психология личной и обыденной жизни | 5 |
30 | Психология обыденной жизни | 1 |
31 | Психология личной жизни | 1 |
32 | Психология здоровья. Внутренняя гармония и психическое здоровье личности | 1 |
33-34 | «Не все же разглагольствовать о том, каким должен быть человек, пора им стать» (М.Авелий) | 2 |
Планируемые результаты обучения после изучения 4 -5 разделов: Предметные результаты Представление об индивидуальных особенностях самопознания и познания других людей. Формирование представления о способах преодоления трудностей, осознание особенностей собственного поведения в трудных жизненных ситуациях Формирование представления о применении психологических знаний в разных сферах общественной жизни. Личностные результаты Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. Метапредметные результаты Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение. окружающих. |
| Всего: 34 |
4.Календарно-тематическое планирование
Дата план | Дата факт | Тема | Количество часов | Общие понятия | Домашнее задание |
| Раздел 1. Личность в системе отношений. 6ч. |
01.09.18 | | Личность в системе отношений | 1 | Личность , социальная группа | |
08.09.17 | | Социально-психологическая структура группы | 1 | Личность, социальная группа | социометрия |
15.09.17 | | Общение и межличностные отношения. Типы общения | 1 | Межличностные отношения, общение, функции общения, | Упр. «Личность и группа» |
22.09.17 | | Референтная группа. Позиции личности в группе | 1 | Референтная группа, лидер, отверженные, предпочитаемые, принятые | социометрия |
29.09.17 | | Лидер. Кому вести за собой? | 1 | лидерство | Задание на карточках |
06.10.17 | | Динамика развития группы. Конформизм Тест «Личность» | 1 | Коллектив, группа | Тест «Личность» |
| Раздел 2. Культура общения. 10ч. |
13.10.17 | | Общение. Виды общения. Социализация. | 1 | Общение, социализация | Упр. «Самопрезентация» |
20.10.17 | | Виды влияния. Манипулирование. | 1 | Эмоциональный контакт | Подготовиться к тесту |
27.10.17 | | Позиции партнеров в общении. Тест «Общение» | 1 | Общительность, застенчивость | Тест «Общение» |
10.11.17 | | Умение слушать. Виды слушания. | 1 | Техника общения, тактика общения, диалог | Составить диалог |
17.11.17 | | Невербальное общение | 1 | Невербальное общение Мимика, жесты | Упр. «Цель оправдывает средства» |
24.11.17 | | Деловое общение, деловые жесты | 1 | Деловая беседа, переговоры | Составить план деловой беседы |
01.12.17 | | Публичное выступление | 1 | Публичное выступление | Доклад кандидата в президенты |
08.12.17 | | Конфликты. Причины конфликтов | 1 | Конфликт, | Подобрать конфликтные ситуации |
15.12.17 | | Стиль поведения в конфликте. Разрешение конфликтов | 1 | соперничество, сотрудничество, компромисс, уступка | Задание на карточках |
22.12.17 | | Психологические защиты Тест «Конфликт» | 1 | Психологическая защита, вытеснение, замещение, рационализация, отрицание, проекция | |
Раздел 3. Юность - пора самоопределения. 9ч. |
29.12.17 | | Личностное и профессиональное самоопределение | 1 | Самоопределение | Составить план на будущее |
12.01.18 19.01.18 | | Классификация профессий. В мире современных профессий | 2 | Ч-Ч, Ч-П, Ч-Изо, Ч-Х, Ч-Т | Задание на карточках |
26.01.18 02.02.18 | | ПВК- профессионально важные качества. Индивидуальный стиль деятельности | 2 | Стиль деятельности | Задание на карточках |
09.02.18 | | Состоявшаяся личность и профессиональная карьера. | 1 | Карьера, карьерный рост | Мини-сочинение «Я в будущем» |
16.02.18 | | Кого готовят в ВУЗах | 1 | ВУЗ, специальность, квалификация, магистр, бакалавр, специалист | Создание базы данных |
02.03.18 | | Основные правила составления резюме | 1 | резюме | Составить резюме |
09.03.18 | | Настройся на успех. Поиск работы- с чего начать? Вы ищите работу? Твоя первая работа | 1 | работодатель | Составить правила успешного человека Составить план поиска работы |
Раздел 4. Психология профессиональной деятельности. 4 ч. |
23.03.18 | | Психологическая характеристика профессиональной деятельности | 1 | Психология труда, профессиограмма | Составить профессиограмму |
06.04.18 | | Процесс творчества в профессиональной деятельности | 1 | Творчество | Защита творческих работ |
13.04.18 | | Психология безопасности труда | 1 | Безопасность, травматизм, охрана труда | Задание на карточках |
20.04.18 | | Менеджмент и практическая психология | 1 | Менеджмент, разделение труда, планирование | Составление программы развития организации |
Раздел 5. Психология личной и обыденной жизни. 4 ч. |
27.04.18 | | Психология обыденной жизни | 1 | Обыденная жизнь, трудовая деятельность, ответственность | Упр. «Я в обыденной жизни» |
04.05.18 | | Психология личной жизни | 1 | Отношения, семья | Упр. «Я и семья» |
11.05.18 | | Психология здоровья. Внутренняя гармония и психическое здоровье личности | 1 | Психическое здоровье. Индивидуализация, превосходство, самость, достоинство, психологический рост | Мини-сочинение «Я стремлюсь к совершенству» |
Заключение. 2 ч. |
18.05.18 25.05.18 | | Не все же разглагольствовать о том, каким должен быть человек, пора им стать» (М.Авелий) | 2 | Защита творческих работ | |
Итого: 34 часа |
5.Планируемые результаты освоения учебного предмета и система их оценки
Предметные результаты
Представление о психологической культуре как части общей культуры.
Понимание роли психологии в современной жизни.
Представление об индивидуальных особенностях самопознания и познания других людей.
Формирование представления о способах преодоления трудностей, осознание особенностей собственного поведения в трудных жизненных ситуациях
Формирование представления о психологической помощи и особенностях применения психологических знаний в разных сферах общественной жизни.
Представление о профессиональном самоопределении как части общей культуры человека.
Понимание роли профессионального самоопределения в жизни и познании человеком самого себя и других людей.
Представление об индивидуальном профессиональном маршруте.
Личностные результаты
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Формирование ответственного отношения к готовности сделать собственный профессиональный выбор.
Формирование целостного мировоззрения о профессиональном выборе, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Стремление к поиску наиболее эффективных способов учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Результатами изучения учащимися данной программы являются:
- критерии факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала)
- критерии деятельности (как и в каком объеме применяются учеником полученные знания в реальной жизни.
Формы текущего контроля могут быть вариативными, включая: анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности.
Список литературы:
Абульханова - Славская К.А. Стратегия жизни. -М., 2000.
Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. - М., 2000.
Берг В. Карьера - суперигра. - Нетривиальные советы на каждый день. - АО «Интерэксперт», М., 2008.
Бауман З. Мыслить социологически. - М.,2001.
Вайцвайг П. Десять заповедей творческой личности. - М., 2002.
Вайнярд Б., Кимбрелл Г. Kimbrell G., BenVineyard. Succeding in the World of Work. Glencoe, IIIinois, Ohio, California, 2000.
Воробьев Г.Г. Ищи свой талант. - М., 2001.
Вудкок М. Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М., 2004.
Глухов В.В. Основы менеджмента. - Спб. 2000.
Данилова В.Д. Как стать собой. Психотехника индивидуальности. Пособие для самообразования. - М., 2004.
Десслер Г. Управление персоналом. - М., БИНОМ, 2007. - С. 227-232.
Джампольски Дж. Д. Любовь побеждает страх. - М., 2001.
ДжампольскиДж.Д. Как обрести внутренние равновесие и оздоровить свои отношения с окружающими. Мини курс. Разговор с учителем, - М., 2000.
Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н., Новгород, НИМБ, 2007. – 607 с.
Зайверт Л. Ваше время - в ваших руках. - М., 2010.
Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. - М., 2008 г.
Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. - М., 2003.
Иванцевич Дж, Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. - М., 2003 - С. 214-239.
Как добиться успеха. Практические советы деловым людям. - М., 2001.
Карнеги Д. и др. Ваше преуспевание - в ваших руках. - М., 2003.
Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М., 2000.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н\Д., 2006.
Кнебель Х. Правильно ли я веду себя при устройстве на работу ? «Интерэксперт», М., 2006.
Князева М. Л. Ключ к самосозиданию. - М., 2000.
Леви В.Л. Искусство быть собой. - М., 2001.
Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда./ Под ред. Ю.Г. Рычкова, И.В.Вавич-Шербо. - М.,1993, с. 11-25, 80-111.
Маркова А.К. Психология профессионализма. М, 2006.
Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях. // Вопросы психологии, 1998, №2.- С.3-9.
Михайлов И.В. проблема профессиональной зрелости в трудах Д. Е. Сьюпера. // Вопросы психологии, 1975, №5.- С.110-122.
Мясищев В. Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева. - М., Воронеж, 2005. -с. 39-67, 218-254.
Одегов Ю.В, Журавлев П.В. Управление персоналом. - М.,2007.
Пенкрат Л.В. Мотивы выбора профессии. - Минск, 2006 г.
Пиз А. Язык телодвижений. - Нижний Новгород, 2002.
Подготовка школьников к выбору профессии в условиях районной и городской служб профориентации (сб. науч. трудов) - под ред. С.Н.Чистяковой, М., 1991.
Поляков В.А. Технология карьеры. - М., 20055.
Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. - М., 2001.
Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии. - М., 2005.
Пряжников Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. - метод. Пособие 2. - Москва - Воронеж, 1997.
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Москва Воронеж, 2006.
Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе. // Вопросы психологии, 1996, № 1. С. 62-72.
Практическая психология для менеджеров. -М.,2007, с. 95-112.
2