СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по психологии

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация к программе «Психология профессионального самоопределения» 11 класс.

Старшеклассники чаще всего хотят определить свой будущий жизненный путь и трудовую деятельность без вмешательства взрослых, что порождает дополнительные трудности в процессе принятия ими соответствующих решений. С одной стороны, они еще не знают, что такое профессиональный труд и чем конкретно придется заниматься человеку, избравшему для себя ту или иную профессию. С другой стороны, не могут полностью представить себе, как адаптироваться к условиям будущей профессии. И здесь, как правило, они создают идеал собственного будущего, которое оторвано от реальности. Большинство юношей и девушек выбирают профессию, руководствуясь именно этим идеалом, в дальнейшем у них возникают разочарование и желание попробовать себя в другой сфере, таким образом, выбор профессии осуществляется методом - проб и ошибок.

Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и, в каком-то смысле, является ее логическим завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать учебную деятельность, но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему. С этой целью для учащихся 11 класса школы-интерната№30 была разработана программа «Психология профессионального самоопределения».   Содержание курса предполагает побудить старшеклассников к активному самопознанию, исследованию собственных познавательных ресурсов и возможностей, а также направленно на помощь в построении индивидуальной профессиональной траектории.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по психологии»

Частное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 30 среднего (полного) общего образования

открытого акционерного общества «Российские железные дороги»




УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО ПРИНЯТО


Директор школы-интернат № 30 Заместитель директора по УВР Решение педагогического совета


_____________/Н.В. Минько/ ____________/И.В. Фудина/ Школы-интернат № 30


«___»_______________2017г. «___»______________2017г. От «___»__________2017г. №____







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Психология самоопределения»

Уровень общего образования для10 классов





Количество часов – 34


Учитель- Дивойнова Наталья Сергеевна





г. Комсомольск-на-Амуре, 2017



Частное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 30 общего среднего образования

открытого акционерного общества «Российские железные дороги»





УТВЕРЖДАЮ

Директор школы-интерната

№30 ОАО «РЖД»

_________________Н.В.Минько

«___»_______________2017г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по психологии профессионального самоопределения



Уровень общего образования – среднее общее образование 11 классы

Количество часов - 34

Учитель - Дивойнова Наталья Сергеевна

Программа разработана на основе программы и методических рекомендаций «Психология профессионального успеха» Смолянинова Н.П. – М.: Просвещение, 2009.











  1. Пояснительная записка

Рабочая программа «Психология профессионального самоопределения» для 11 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

- Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

- Областной закон от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;

- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;

- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;

Федеральный базисный план отводит 34 часа для образовательного изучения психологии в 11 классе из расчёта 1 час в неделю. В соответствии с этим в 2017 – 2018 учебном году в школе-интернате №30 ОАО «РЖД» реализуется программа «Психология профессионального самоопределения» в объеме 34 часа.

Цель программы: освоение психологических знаний необходимых для социальной адаптации и осознанного выбора будущей профессии.



Задачи:

  • развить умение интегрировать и применять изученные практические навыки для выстраивания собственного профессиональной траектории и жизненной стратегии с учетом личностных и общественных потребностей.

  • развить навыки волевой и эмоциональной саморегуляции;

  • воспитать базовые личностные качества – человечность, трудолюбие, ответственность, толерантность, креативность;

  • воспитать бережное и рациональное отношение к средствам и результатам труда, здоровью, времени и материальным ценностям;

  • формировать осознание себя в качестве важного субъекта межличностных и общественных отношений в семье, школе, стране;

  • содействовать восприятию важных экономических категорий (труд, собственность, потребность, богатство и др.) в духе гуманизма и в рамках родного национального, экономического и социально-исторического уклада жизнедеятельности.

Помимо оказания помощи в профессиональном самоопределении содержание программы нацелено еще на формирование навыков и качеств, способствующих успешному взаимодействию с социумом:

  1. Адекватная система отношений и общения с окружающими;

  2. Адекватное оценивание себя в ситуации взаимодействия с другими людьми;

  3. Эмоциональная уравновешенность;

  4. Установки на успешное взаимодействие;

  5. Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других;

  6. Адекватный уровень притязаний;

  7. Мотивация достижения успеха;

  8. Умение строить жизненные перспективы и т.д.


  1. Содержание учебного предмета

Раздел 1. Личность в системе отношений –6 часов.

Урок 1 . Личность в системе отношений – 1 час.

Понятие о личности, группах и коллективах. Детский воспитательный коллектив и его роль в формировании личности. Взаимоотношения школьников в группах. Стадии развития коллектива. Педагогическое руководство коллективом. Модели взаимоотношения коллектива и личности.

Практическая работа: Моё место в классе.

Урок 2. Социально – психологическая структура группы – 1 час.

Структура группы. Понятие, сущность и структура психологического климата. Факторы, влияющие на психологический климат в коллективе. Создание психологического климата в коллективе. Социометрия.

Диагностическая работа: Социометрия 11 класса.

Урок 3. Общение и межличностные отношения. Типы общения – 1 час.

Понятия «общение», «межличностные отношения». Взаимодействие с окружающими и удовлетворение потребности в общении. Коммуникативная культура. Этические принципы общения. Эффективное общение.

Коммуникативные навыки – азы психологии общения. Поведение при первой встрече. Выстраивание траектории общения. Искусство слушать собеседника. Типы слушателей. Правила выяснения, уточнения и обобщения информации при слушании. Понимающее выяснения, уточнения и обобщения информации при слушании. Понимающее слушание – установление эмоционального контакта. Выбор дистанции при общении.

Практическая работа: Виды активного слушания.

Урок 4. Референтная группа. Позиции личности в группе – 1 час.

Референтная группа. Идеалы. Авторитеты. Позиции личности в группе. Социальные роли. Лидер. Отверженные. Принятые.

Практическая работа: Как формировать лидерские качества?

Урок 5. Лидер. Кому вести за собой? – 1 час.

Лидер. Лидерство. Феномен лидерства. Типологическая сила. Формальный и неформальный лидер. Особенности характера лидера. Эффективное управление группой.

Диагностическая работа: Тест «Наличие лидерских качеств».

Урок 6. Динамика развития группы. Конформизм – 1 час.

Конформизм. Конформность. Стадии развития группы. Факторы влияющие на развитие группы.

Диагностическая работа: Тест «Поддаюсь ли я чужому влиянию?».

Контрольная работа: Тест «Личность» проверка изученного материала 1 раздела.

Планируемые результаты обучения после изучения 1 раздела:



Предметные результаты

  1. Представление об индивидуальных особенностях самопознания и познания других людей

  2. Понимание психологического механизма обмана, манипулирования и формирование представлений о способах противостояния обману.

Личностные результаты

  1. Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты

  1. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  2. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;



Раздел 2. Культура общения –10 часов.

Урок 7. Общение. Виды общения. Социализация – 1 час.

Характеристика понятия «социализация». Становление личности в процессе социализации. Нарушение процесса социализации и его последствия.

Практическая работа: Упражнение «Самопрезентация».

Урок 8. Виды влияния. Манипулирование – 1 час.

Понятия «влияние», «манипуляция». Эмоциональный контакт. Виды психологического влияния: внушение, заражение. Классификация манипуляций. Примеры манипуляций человеческим сознанием в СМИ.

Практическая работа: Способы противодействия манипуляциям.

Урок 9. Позиции партнёров в общении – 1 час.

Общительность, застенчивость. Влияние организации пространства в межличностном общении. Взаимозависимость дистанции субъективно осознаваемой безопасности и характера коммуникации. Личностные особенности человека и выбор оптимальной дистанции. Позиции партнеров в общении.

Диагностическая работа: Тест «Общение».

Урок 10. Умение слушать. Виды слушания – 1 час.

Понятие «слушание». Виды слушания. Закономерности восприятия вербальной информации. Правила «активного слушания». Конструктивные и деструктивные формы влияния на собеседника. Цели собеседников и результативность слушания. Интонирование голоса и результативность общения. Темп речи в общении. Расширенное слушание.

Урок 11. Невербальное общение – 1 час.

Понятие «невербальное общение». Мимика, жесты, эмоции, позы, жесты. Особенности восприятия и выражения эмоций. Проявления проблемы «суженного» опыта восприятия и трансляции чувств. Невербальные способы эмоционального самовыражения. Осознание и вербализация чувств. Деструктивное воздействие подавления эмоций на личность и здоровье человека.

Диагностическая работа: Тест «Моё психическое и физическое здоровье»

Урок 12. Деловое общение. Деловые жесты – 1 час.

Деловое общение. Основные характеристики делового общения. Деловой этикет. Письменное деловое общение, резюме, заявление, благодарность, уведомление, отказ, поздравление, соболезнование. Устное деловое общение: приветствие, представление, визитная карточка, телефонный разговор, краткий доклад-отчет, одежда и внешний облик делового мужчины и деловой женщины. Этика деловых отношений. Сувениры и подарки в деловой сфере. Практическая работа: Презентация «Нормы делового этикета».

Урок 13. Публичное выступление – 1 час.

Этапы публичного выступления. Постановка вопросов в общении с аудиторией. Виды вопросов. Открытые и закрытые вопросы. Простые и сложные вопросы. Формы ответов. Стиль поведения в дискуссии. Активность в постановке вопросов. Влияние личного обаяния. Обаятельность и ее составляющие.

Практическая работа: Выявление наиболее эффективной манеры поведения при выступлении перед аудиторией.

Урок 14. Конфликт. Причины конфликтов – 1 час.

Определение конфликта. Эмоциональные аспекты конфликтных ситуаций. Диагностика конфликта. Конструктивные и деструктивные конфликты. Информационные, структурные, ценностные и поведенческие конфликты. Динамика конфликта. Основные стратегии поведения в конфликте. Выбор стратегии на примере конкретной ситуации.

Диагностическая работа: Тест «Стиль поведения в конфликте»

Урок 15. Стиль поведения в конфликте. Разрешение конфликтов – 1 час.

Стиль поведения в конфликте: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание. Стратегия сотрудничества, как основа конструктивного общения в конфликте. Различие интересов и предложений. Этапы разрешения конфликта (удовлетворение по существу, психологическое удовлетворение, процедурное удовлетворение). Искаженное понимание интересов другой стороны в конфликте. «Я-высказывание», как метод социально приемлемого способа выражения чувств в конфликте. Роль и функции посредника. Особенности общения посредника в конфликте. Правила построения коммуникации посредником.

Практическая работа: Организация процедуры разрешения конфликта через посредника. Ограничения в деятельности посредника.

Урок 16. Психологические защиты – 1 час.

Понятие «психологической защиты личности». Механизмы проявления психологической защиты в поведении человека. Классификация психологических защит личности. Диагностическая работа: Психологическое тестирование по методике Плутчика по выявлению защитных реакций и способов защитного поведения.

Контрольная работа: «Личность часть социума».

Планируемые результаты обучения после изучения 2 раздела:



Предметные результаты обучения

  1. Формирование представления о способах преодоления трудностей, осознание особенностей собственного поведения в трудных жизненных ситуациях, в ситуациях конфликта.

  2. Формирование представления о психологической помощи и особенностях применения психологических знаний в разных сферах общественной жизни.

Личностные результаты

  1. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.

  2. Стремление к поиску наиболее эффективных способов коммуникаций.

  3. Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

  4. Формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты обучения

1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

2. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

3. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

4. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

Раздел 3.Психология профессионального самоопределения – 9 часов.

Урок 17. Личностное и профессиональное самоопределение – 1 час.

Понятие «самоопределение», «личностное самоопределение», «профессиональное самоопределение». Структура профессионального самоопределения. Факторы профессионального самоопределения. Образ «Я» или что я думаю о себе. Активизация процесса самопознания. Кризис профессионального самоопределения.

Практическая работа: Обучение психотехническим приемам познания себя.

Урок 18. Классификация профессий. В мире современных профессий – 1 час.

Психологические признаки профессиональной деятельности как обобщенные качества, характеризующие виды профессионального труда. Построение классификации профессий в процессе эвристической беседы. Классификации К. М. Гуревича и Е. А. Климова. Понятия «абсолютная пригодность» и «относительная пригодность». Профессии с абсолютной и относительной пригодностью. Востребованные профессии. Анализ современного рынка труда. Практическая работа: Составление «формулы» своей будущей профессии.

Урок 19. ПВК. Индивидуальный стиль деятельности – 1 час.

Понятия «ПВК», «индивидуальный стиль деятельности». Профессиональная компетентность. Направленность личности. Темперамент. Индивидуальный тип мышления. Трудовой потенциал личности и развития способностей.

Диагностическая работа: Определение профессионального типа личности.

Урок 20. Состоявшаяся личность и профессиональная карьера – 1 час.

Карьера. Карьерный рост. Виды и возможности карьерного роста личности. Личностное и социальное значение профессионального планирования своей карьеры. Отличие карьеры от карьеризма. Уровень притязаний и карьера.

Практическая работа: Карта моей карьеры.

Урок 21. Кого готовят в ВУЗе? – 1 час.

Университет, академия, институт,техникум, колледж. Среднее специальное образование. Высшее профессиональное образование. Бакалавр. Специалист. Магистр. Специальность, специализация. Профессиональная направленность ВУЗа.

Урок 22. Основные правила составления резюме – 1 час.

Понятия «резюме» и «трудовая биография». Типы резюме: хронологическое, функциональное, комбинированное. Основные принципы составления профессионального резюме. Советы по написанию. Ошибки при написании резюме.

Практическая работа: «Моё резюме»

Урок 23. Настройся на успех! Поиск работы – с чего начать? – 1 час.

Рынок рабочей силы. Работник. Работодатель. Трудовой кодекс. Трудовой договор. Заработная плата. Стратегии поиска работы. Как не попасть в «мышеловку?».

Урок 24. Психологическая характеристика профессиональной деятельности – 1 час.

Психологический анализ профессиональной деятельности. Понятия «Психология труда», «профессиограмма». Нормативы и требования профессии к психо-физическим характеристикам специалиста, его личности, профессиональным знаниям, умениям и навыкам.

Практическая работа: Составление профессиограммы выбранной профессии.

Урок 25. Процесс творчества в профессиональной деятельности – 1 час.

Творческий компонент профессиональной деятельности. Эмоциональное выгорание. Творчество, как процесс совершенствования профессионального мастерства. Творчество – показатель компетентности специалиста.

Контрольная работа: Тест «Профессиональное самоопределение»

Планируемые результаты обучения после изучения 3 раздела:


Предметные результаты.

  1. Представление о профессиональном самоопределении как части общей культуры человека.

  2. Понимание роли профессионального самоопределения в жизни и познании человеком самого себя и других людей.

  3. Представление об индивидуальном профессиональном маршруте.

Личностные результаты

  1. Формирование ответственного отношения к готовности сделать собственный профессиональный выбор. 

  2. Формирование целостного мировоззрения о профессиональном выборе, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  3. Стремление к поиску наиболее эффективных способов учебной деятельности.

Метапредметные результаты

  1. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  3. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 

Раздел 4.Роль психологии в жизни человека– 9 часов.

Урок 26. Психология безопасности труда – 1 час.

Предмет и объект психологии безопасности труда. Социально-психологические факторы, снижающие безопасность труда. Принципы обеспечения психологической безопасности.

Урок 27. Менеджмент и практическая психология – 1 час.

Психология управления и предмет ее изучения. Психология принятия управленческих решений. Социально – психологические основы деятельности руководителя. Выбор руководителя из претендентов, на которых представлена характеристика.

Практическая работа: Составление программы развития организации.

Урок 28. Психология успешной карьеры. – 1 час.

Ориентиры в мире профессий. Доходность и карьерные перспективы. Траектория вершинных достижений. Траектория бескризисного становления. Траектория стагнирующего становления. Взаимодействие индивидного, личностного и профессионального развития человека.

Урок 29. Психология обыденной жизни – 1 час.

Понятие «обыденная жизнь». Сферы деятельности человека: трудовая, семейно-бытовая и досуговая. Ответственность. Уровень ответственности и его влияние на структуру личности. Самоотчет и самооценка. Социально ответственная деятельность.

Практическая работа: Упражнение «Я в обыденной жизни».

Урок 30. Психология личной жизни – 1 час.

Понятие «личная жизнь человека». Группы проблем личной жизни. Измерение любви. Отношения. Семья. Планирование семьи.

Практическая работа: Упражнение «я и семья».

Урок 31. Психология здоровья – 1 час.

Здоровье. Здоровый образ жизни. Взаимосвязь здоровья и здорового образа жизни. Основные составляющие здорового образа жизни. Физическое и психологическое здоровье. Полезные и вредные привычки. Здоровье как компонент трудового потенциала человека. Цена здоровья и цена здорового образа жизни.

Практическая работа: Упражнение «я стремлюсь к совершенству!».

Урок 32-34. Не всё же разглагольствовать о том, каким должен быть человек, пора им стать! – 3 часа.

Защита творческих работ. Самопрезентация. Практическая отработка навыков общения с аудиторией.

Планируемые результаты обучения после изучения 4 раздела:

Предметные результаты

  1. Представление о психологической культуре как части общей культуры.

  2. Понимание роли психологии в современной жизни.

  3. Представление об индивидуальных особенностях самопознания и познания других людей.

  4. Формирование представления о способах преодоления трудностей, осознание особенностей собственного поведения в трудных жизненных ситуациях

  5. Формирование представления о психологической помощи и особенностях применения психологических знаний в разных сферах общественной жизни.

Личностные результаты

  1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  2. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

  3. Формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты

  1. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  3. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 

  4. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  5. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.











3.Тематическое планирование


Учебная неделя

Тема

Кол-во часов


Раздел 1. Личность в системе отношений.

6

1

Личность в системе отношений

1

2

Социально-психологическая структура группы

1

3

Общение и межличностные отношения. Типы общения

1

4

Референтная группа. Позиции личности в группе

1

5

Лидер. Кому вести за собой?

1

6

Динамика развития группы. Конформизм. Тест «Личность»

1

Планируемые результаты обучения после изучения 1 раздела:

Предметные результаты

  1. Представление об индивидуальных особенностях самопознания и познания других людей.

  2. Формирование представления об особенностях применения психологических знаний в разных сферах общественной жизни.

Личностные результаты

  1. Формирование целостного представления о своей личности, на основе результатов диагностик;

  2. Формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты

  1. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  2. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 


Раздел 2. Культура общения

10

7

Общение. Виды общения. Социализация.

1

8

Виды влияния. Манипулирование.

1

9

Позиции партнеров в общении. Тест «Общение»

1

10

Умение слушать. Виды слушания.

1

11

Невербальное общение

1

12

Деловое общение, деловые жесты

1

13

Публичное выступление

1

14

Конфликты. Причины конфликтов

1

15

Стиль поведения в конфликте. Разрешение конфликтов

1

16

Психологические защиты Тест «Конфликт»

1


Раздел 3. Юность - пора самоопределения

9

17

Личностное и профессиональное самоопределение

1

18-19

Классификация профессий. В мире современных профессий

2

20-21

ПВК - профессионально важные качества. Индивидуальный стиль деятельности

2

22

Состоявшаяся личность и профессиональная карьера.

1

23

Кого готовят в ВУЗах

1

24

Основные правила составления резюме

1

25

Настройся на успех. Поиск работы- с чего начать? Вы ищите работу? Твоя первая работа

1

Планируемые результаты обучения после изучения 2-3 разделов:


Предметные результаты

  1. Формирование представления о своих способностях.

  2. Формирование представления об эффективном применении своих способностей в обыденной жизни и планируемой профессиональной деятельности.

Личностные результаты

  1. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.

  2. Стремление к поиску наиболее эффективных способов развития своих способностей.

  3. Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты

  1. Умение соотносить знания о своих способностях с планируемыми результатами деятельности, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  2. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

3. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;


Раздел 4. Психология профессиональной деятельности

4

26

Психологическая характеристика профессиональной деятельности

1

27

Процесс творчества в профессиональной деятельности

1

28

Психология безопасности труда

1

29

Менеджмент и практическая психология

1


Раздел 5. Психология личной и обыденной жизни

5

30

Психология обыденной жизни

1

31

Психология личной жизни

1

32

Психология здоровья. Внутренняя гармония и психическое здоровье личности

1

33-34

«Не все же разглагольствовать о том, каким должен быть человек, пора им стать» (М.Авелий)

2

Планируемые результаты обучения после изучения 4 -5 разделов:

Предметные результаты

  1. Представление об индивидуальных особенностях самопознания и познания других людей.

  2. Формирование представления о способах преодоления трудностей, осознание особенностей собственного поведения в трудных жизненных ситуациях

  3. Формирование представления о применении психологических знаний в разных сферах общественной жизни.

Личностные результаты

  1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  2. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

  3. Формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты

  1. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  3. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 

  4. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  5. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение. окружающих.


Всего: 34

4.Календарно-тематическое планирование


Дата план

Дата факт

Тема

Количество часов

Общие понятия

Домашнее задание



Раздел 1. Личность в системе отношений. 6ч.

01.09.18



Личность в системе отношений

1

Личность , социальная группа


08.09.17


Социально-психологическая структура группы

1

Личность, социальная группа

социометрия

15.09.17


Общение и межличностные отношения. Типы общения

1

Межличностные отношения, общение, функции общения,

Упр. «Личность и группа»

22.09.17


Референтная группа. Позиции личности в группе

1

Референтная группа, лидер, отверженные, предпочитаемые, принятые

социометрия

29.09.17


Лидер. Кому вести за собой?

1

лидерство

Задание на карточках

06.10.17


Динамика развития группы. Конформизм

Тест «Личность»

1

Коллектив, группа

Тест «Личность»


Раздел 2. Культура общения. 10ч.

13.10.17


Общение. Виды общения. Социализация.

1

Общение, социализация

Упр. «Самопрезентация»

20.10.17


Виды влияния. Манипулирование.

1

Эмоциональный контакт

Подготовиться к тесту

27.10.17


Позиции партнеров в общении. Тест «Общение»

1

Общительность, застенчивость

Тест «Общение»

10.11.17


Умение слушать. Виды слушания.

1

Техника общения, тактика общения, диалог

Составить диалог

17.11.17


Невербальное общение

1

Невербальное общение

Мимика, жесты

Упр. «Цель оправдывает средства»

24.11.17


Деловое общение, деловые жесты

1

Деловая беседа, переговоры

Составить план деловой беседы

01.12.17


Публичное выступление

1

Публичное выступление

Доклад кандидата в президенты

08.12.17


Конфликты. Причины конфликтов


1

Конфликт,

Подобрать конфликтные ситуации

15.12.17


Стиль поведения в конфликте. Разрешение конфликтов

1

соперничество, сотрудничество, компромисс, уступка

Задание на карточках

22.12.17


Психологические защиты Тест «Конфликт»

1

Психологическая защита, вытеснение, замещение, рационализация, отрицание, проекция


Раздел 3. Юность - пора самоопределения. 9ч.

29.12.17


Личностное и профессиональное самоопределение

1

Самоопределение

Составить план на будущее

12.01.18

19.01.18


Классификация профессий. В мире современных профессий

2

Ч-Ч, Ч-П, Ч-Изо, Ч-Х, Ч-Т

Задание на карточках

26.01.18

02.02.18


ПВК- профессионально важные качества. Индивидуальный стиль деятельности

2

Стиль деятельности

Задание на карточках

09.02.18


Состоявшаяся личность и профессиональная карьера.

1

Карьера, карьерный рост

Мини-сочинение «Я в будущем»

16.02.18


Кого готовят в ВУЗах

1

ВУЗ, специальность, квалификация, магистр, бакалавр, специалист

Создание базы данных

02.03.18


Основные правила составления резюме

1

резюме

Составить резюме

09.03.18


Настройся на успех. Поиск работы- с чего начать? Вы ищите работу? Твоя первая работа

1

работодатель

Составить правила успешного человека Составить план поиска работы

Раздел 4. Психология профессиональной деятельности. 4 ч.

23.03.18


Психологическая характеристика профессиональной деятельности

1

Психология труда, профессиограмма

Составить профессиограмму

06.04.18


Процесс творчества в профессиональной деятельности

1

Творчество

Защита творческих работ

13.04.18


Психология безопасности труда

1

Безопасность, травматизм, охрана труда

Задание на карточках

20.04.18


Менеджмент и практическая психология

1

Менеджмент, разделение труда, планирование

Составление программы развития организации

Раздел 5. Психология личной и обыденной жизни. 4 ч.

27.04.18


Психология обыденной жизни

1

Обыденная жизнь, трудовая деятельность, ответственность

Упр. «Я в обыденной жизни»


04.05.18


Психология личной жизни

1

Отношения, семья

Упр. «Я и семья»

11.05.18


Психология здоровья. Внутренняя гармония и психическое здоровье личности

1

Психическое здоровье. Индивидуализация, превосходство, самость, достоинство, психологический рост

Мини-сочинение «Я стремлюсь к совершенству»

Заключение. 2 ч.

18.05.18

25.05.18



Не все же разглагольствовать о том, каким должен быть человек, пора им стать» (М.Авелий)

2

Защита творческих работ


Итого: 34 часа




5.Планируемые результаты освоения учебного предмета и система их оценки

Предметные результаты


  1. Представление о психологической культуре как части общей культуры.

  2. Понимание роли психологии в современной жизни.

  3. Представление об индивидуальных особенностях самопознания и познания других людей.

  4. Формирование представления о способах преодоления трудностей, осознание особенностей собственного поведения в трудных жизненных ситуациях

  5. Формирование представления о психологической помощи и особенностях применения психологических знаний в разных сферах общественной жизни.

  6. Представление о профессиональном самоопределении как части общей культуры человека.

  7. Понимание роли профессионального самоопределения в жизни и познании человеком самого себя и других людей.

  8. Представление об индивидуальном профессиональном маршруте.


Личностные результаты


  1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  2. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

  3. Формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни.

  4. Формирование ответственного отношения к готовности сделать собственный профессиональный выбор. 

  5. Формирование целостного мировоззрения о профессиональном выборе, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  6. Стремление к поиску наиболее эффективных способов учебной деятельности.


Метапредметные результаты


  1. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  3. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 

  4. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  5. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  6. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  7. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  8. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 


Результатами изучения учащимися данной программы являются:

- критерии факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала)

- критерии деятельности (как и в каком объеме применяются учеником полученные знания в реальной жизни.

Формы текущего контроля могут быть вариативными, включая: анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности.










































Список литературы:


  1. Абульханова - Славская К.А. Стратегия жизни. -М., 2000.

  2. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. - М., 2000.

  3. Берг В. Карьера - суперигра. - Нетривиальные советы на каждый день. - АО «Интерэксперт», М., 2008.

  4. Бауман З. Мыслить социологически. - М.,2001.

  5. Вайцвайг П. Десять заповедей творческой личности. - М., 2002.

  6. Вайнярд Б., Кимбрелл Г. Kimbrell G., BenVineyard. Succeding in the World of Work. Glencoe, IIIinois, Ohio, California, 2000.

  7. Воробьев Г.Г. Ищи свой талант. - М., 2001.

  8. Вудкок М. Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М., 2004.

  9. Глухов В.В. Основы менеджмента. - Спб. 2000.

  10. Данилова В.Д. Как стать собой. Психотехника индивидуальности. Пособие для самообразования. - М., 2004.

  11. Десслер Г. Управление персоналом. - М., БИНОМ, 2007. - С. 227-232.

  12. Джампольски Дж. Д. Любовь побеждает страх. - М., 2001.

  13. ДжампольскиДж.Д. Как обрести внутренние равновесие и оздоровить свои отношения с окружающими. Мини курс. Разговор с учителем, - М., 2000.

  14. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н., Новгород, НИМБ, 2007. – 607 с.

  15. Зайверт Л. Ваше время - в ваших руках. - М., 2010.

  16. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. - М., 2008 г.

  17. Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. - М., 2003.

  18. Иванцевич Дж, Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. - М., 2003 - С. 214-239.

  19. Как добиться успеха. Практические советы деловым людям. - М., 2001.

  20. Карнеги Д. и др. Ваше преуспевание - в ваших руках. - М., 2003.

  21. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М., 2000.

  22. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н\Д., 2006.

  23. Кнебель Х. Правильно ли я веду себя при устройстве на работу ? «Интерэксперт», М., 2006.

  24. Князева М. Л. Ключ к самосозиданию. - М., 2000.

  25. Леви В.Л. Искусство быть собой. - М., 2001.

  26. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда./ Под ред. Ю.Г. Рычкова, И.В.Вавич-Шербо. - М.,1993, с. 11-25, 80-111.

  27. Маркова А.К. Психология профессионализма. М, 2006.

  28. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях. // Вопросы психологии, 1998, №2.- С.3-9.

  29. Михайлов И.В. проблема профессиональной зрелости в трудах Д. Е. Сьюпера. // Вопросы психологии, 1975, №5.- С.110-122.

  30. Мясищев В. Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева. - М., Воронеж, 2005. -с. 39-67, 218-254.

  31. Одегов Ю.В, Журавлев П.В. Управление персоналом. - М.,2007.

  32. Пенкрат Л.В. Мотивы выбора профессии. - Минск, 2006 г.

  33. Пиз А. Язык телодвижений. - Нижний Новгород, 2002.

  34. Подготовка школьников к выбору профессии в условиях районной и городской служб профориентации (сб. науч. трудов) - под ред. С.Н.Чистяковой, М., 1991.

  35. Поляков В.А. Технология карьеры. - М., 20055.

  36. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. - М., 2001.

  37. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии. - М., 2005.

  38. Пряжников Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. - метод. Пособие 2. - Москва - Воронеж, 1997.

  39. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Москва Воронеж, 2006.

  40. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе. // Вопросы психологии, 1996, № 1. С. 62-72.

  41. Практическая психология для менеджеров. -М.,2007, с. 95-112.
















2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!