Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Борисоглебского городского округа
Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
(5-11 КЛАСС)
Составитель:
педагог-психолог
Золоило Т.Д.
2020-2021
Пояснительная записка
Программа психолого-педагогического сопровождения составлена в соответствии с требованиями Закона №273 РФ «Об образовании в РФ», Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования.
Цель психолого-педагогического сопровождения: создание в общеобразовательном учреждении благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательной деятельности.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
раннее выявление и оказание психологической помощи детям, имеющим трудности в обучении и воспитании;
профилактика школьной и социальной дезадаптации;
профилактика суицидального поведения;
консультативная и информационная психологическая поддержка учащихся, родителей и педагогов;
повышение мотивации обучения у учащихся;
создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
формирование у обучающихся установок на здоровый образ жизни;
организация работы с учащимися и родителями по вопросам психологической подготовки к ГИА и ЕГЭ.
Организация деятельности: программа рассчитана на 1 год психологического сопровождения детей.
Основные циклы сопровождения:
готовность к обучению и адаптация в 5 и 10 классе;
переход в среднее звено;
подростковый кризис;
адаптация в старшем звене.
В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки:
-Психолого-педагогическая диагностика,
-Коррекционно – развивающая работа,
-Психологическое просвещение и профилактика,
-Психологическое консультирование,
-Организационно-методическая работа.
Психолого-педагогическая диагностика
включает в себя известные методики выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам и требованиям общества (список методического инструментария прилагается).
Образовательные стандарты второго поколения дополняют традиционное содержание образование и обеспечивают преемственность образовательной деятельности (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и после школьное образование). Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.
Универсальные учебные действия (УУД) – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этой деятельности.
УУД делятся на четыре основные группы:
I.Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
II. Личностные действия УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
1) действие смыслообразования;
2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
III. Регулятивные действия УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
К ним относятся: целеполагание, планирование,прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата, коррекция,оценка, волевая саморегуляция.
IV. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.
I этап диагностической работы
1. Проведение психолого-педагогической диагностики.
II этап диагностической работы
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено (5 класс – ноябрь-декабрь).
2. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации десятиклассников при переходе в старшее звено (10 класс – декабрь)
III этап диагностической работы – Констатирующая диагностика. В конце года с учащимися проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития, уровень адаптации к обучению.
Кроме того, в рамках диагностического блока в течение года проводится диагностика познавательных, личностных, эмоциональных особенностей учащихся (по запросу), имеющих трудности в обучении; диагностика психологической готовности к экзаменам (3 четверть).
Коррекционно –развивающая работа
Развивающая работа осуществляется по следующим направлениям:
1. Сучащимися 5 классов, испытывающими трудности в адаптации к обучению в школе и к изменившимся условиям обучения, проводится групповая и индивидуальная развивающая работа, направленная на создание необходимых условий для благоприятного вхождения ребенка в учебный процесс, принятие нового школьного статуса.
2. С учащимися 9 и 11 классов во втором учебном полугодии проводятся групповые занятия по психологической подготовке к экзаменам, направленные на формирование умения противостоять стрессу, навыков уверенного поведения.
4. С учащимися со статусом группы риска в течение года проводятся групповые и индивидуальные занятия, направленные на формирование положительных установок в общении со сверстниками и взрослыми, на развитие рефлексии, способности к саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением.
5. В рамках работы по созданию благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательной деятельности, в каждом школьном звене в течение года проводятся групповые (подгрупповые) развивающие занятия:
1) среднее звено (5-8 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, самоконтроля; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снижение школьной и личностной тревожности; повышение уровня учебной мотивации; формированиеустановок на здоровый образ жизни; развитие позитивного настроя в общении со сверстниками, стремление к сотрудничеству; формирование положительного образа своего «Я»;
2) старшее звено (9-11 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, саморегуляции, личностного и профессионального самоопределения; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; формирование установок на здоровый образ жизни и саморазвитие.
Консультирование и просвещение
Составляют три направления:
1. Работа с учащимися.
2. Работа с родителями.
3. Работа с учителями.
I направление. Работа с учащимися включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учащихся для решения возникающих вопросов (обучение в школе, взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками, вопросы профориентации и самоопределения, сложные жизненные ситуации, стрессовые состояния).
- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической культуры учащихся, для решения возникающих вопросов (отношения в коллективе, подготовка к экзаменам).
-Просветительская работа включает в себя проведение занятий с элементами тренинга; дискуссий, круглых столов, лекций-бесед, презентаций с использованием ИКТ, направлена на формирование навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную позицию; организацию профориентации учащихся.
II направление. Работа с родителями заключается в проведении групповых и индивидуальных форм консультации:
- Групповые консультации (родительские собрания, лектории для родителей и т.д.) проводятся в течение учебного года по плану с целью психолого-педагогического просвещения родителей, формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития ребёнка, взаимоотношений учитель – родитель – ребёнок), составлении рекомендаций и создание ситуации сотрудничества в вопросах воспитания и обучения ребенка.
- Просветительская работа заключается в проведении родительских собраний в форме лекций-бесед, деловых игр, тренингов, направлена на повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения, развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
III направление. Работа с учителями включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учителей для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – ребёнок).
- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической компетенции учителей, создания единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка
Просветительская работа включает в себя выступления на педагогических советах, психолого-педагогических семинарах по актуальным вопросам; проведение лекций-бесед, тренинговых упражнений;
- направлена на повышение уровня психологической компетентности педагогов.
Методическое и аналитическое направление
1. Оформление документации:
Пополнение базы данных по психологическому сопровождению учащихся различных категорий.
Обновление и пополнение базы диагностического инструментария.
Разработка, подготовка и проведение:
родительских собраний,
классных часов,
занятий с классными руководителями, учителями.
Разработка и реализация программ изучения психолого-социально-педагогического статуса учащихся на различных ступенях обучения и отнесенных к различным категориям.
Разработка, подготовка и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.
Разработка, подготовка и проведение психологической диагностики, обработка полученных данных.
Подготовка и проведение занятий в рамках психологического сопровождения подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.
Составление выводов, рекомендаций, характеристик.
Анализ научной и практической литературы.
Работа над темой самообразования.
2. Оборудование:
приобретение учебных пособий, методик, развивающих программ;
изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала
3. Участие и выступление на педагогических и методических советах, плановых и внеплановых совещаниях, родительских собраниях, посещение уроков, внеурочных мероприятий, МО педагогов-психологов, районных, проведение открытых занятий, и т.д.
Основные виды работ:
-работа с родителями;
-работа с педагогами;
-работа с учащимися.
Педагог - психолог образовательного учреждения призван содействовать полноценному развитию обучающихся на всех возрастных этапах. Создание у них позитивной мотивации к обучению, а также определение психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики возникновения подобных нарушений.
В рамках данной программы проводится следующая работа:
1.Работа по адаптации в 5 , 10 классах, а также с новичками в школе,
2.Работа с обучающимися при переходе с начальной школы в среднее звено,
3.Работа с детьми с группы риска,
4.Подготовка к итоговой аттестации,
5.Работа с родителями,
6.Работа с педагогами.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Диагностическая и коррекционно – развивающая работа
Среднее звено (11-15 лет):
• способности и стремление к самопознанию и познанию других;
• высокий уровень развития самоконтроля, самодисциплины;
• способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;
• адекватная самооценка и целостное осознание своего «Я»;
• стремление к сотрудничеству со сверстниками, уважительное отношение ко всем людям и к себе;
• осознание важности и смысла процесса обучения;
• стремление к творческому и интеллектуальному саморазвитию;
• осознанное отношение к своему образу жизни, стремление к здоровому образу жизни.
Старшее звено (16-18 лет):
• способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;
• профессиональное и жизненное самоопределение;
• умение предотвращать и разрешать межличностные конфликты;
• стремление к самопознанию и саморазвитию как неотъемлемой части жизни;
• стремление и умение справляться с возникающими стрессовыми состояниями, негативными переживаниями;
• психологическая готовность к вступлению во взрослую жизнь;
• активная и позитивная жизненная позиция.
Консультирование
Информирование учителей и родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей.
Ситуация сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка
Просвещение
Повышение психологической культуры учащихся, родителей, учителей.
Методическая и аналитическая работа
ПЛАН РАБОТЫ
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ |
Составление и уточнение перспективного плана педагога-психолога на год. Разработка и подготовка к работе методик для диагностики учащихся (распечатка, подготовка бланков, протоколов, стимульного материала). Наблюдение за процессом адаптации учащихся (на первичном и вторичном этапе) 5 классы. Диагностическое обследование учащихся 5-х классов по определению уровня адаптации к среднему звену. Подготовка к педагогическому консилиуму по адаптации 5-х классов. Диагностическое обследование учащихся 10-х классов по определению уровня адаптации к школе. Подготовка к педагогическому консилиуму по адаптации 10-х классов. Проведение психологического тестирования 8-11-х классов на предмет потребления ПАВ. Профилактическая работа, направленная на борьбу с вредными привычками и табакокурением среди учащихся 5-11-х классов. Проведение психологического тестирования 8-х классов на склонность к суициду. Профилактическая работа, направленная на предотвращение суицидального поведения среди учащихся 5-11-х классов. Групповые или индивидуальные развивающие занятия с учащимися 5-х классов, показавших высокий уровень тревожности с целью адаптации к обучению в школе. Индивидуальные консультации учителей по оказанию помощи учащимся 5-х классов, адаптирующихся к обучению в школе. Консультирование родителей по проблеме «Адаптация 5-х классов». Диагностическая работа с детьми, склонными к правонарушениям. Участие в семинарах педагогов-психологов области и района. Участие в МО педагогов-психологов Выступление на классных родительских собраниях (по запросам классных руководителей). Диагностика учащихся 9-х и 11-х классов на уровень тревожности в период подготовки к ГИА. Занятия с элементами тренинга для учащихся 9-х и 11-х классов в период подготовки к ГИА. Контрольная диагностика адаптации детей 5-х классов. Организация анкетирования в 8-9 классах в рамках профессионального ориентирования (по запросу классных руководителей). Выдача родителям рекомендаций на летний период по коррекции поведения детей, развитию интересов, склонностей и способностей. Подведение итогов работы, написание отчётов. | Сентябрь В течение года Сентябрь, Май Сентябрь-Ноябрь Октябрь-Ноябрь Сентябрь-Ноябрь Октябрь Сентябрь В течение года Октябрь В течение года Ноябрь-Февраль Ноябрь Ноябрь В течение года В течение года В течение года В течение года Октябрь - Апрель В течение года Март-Апрель Декабрь, Март Май В течение года, Май |
ЛИТЕРАТУРА
Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1997.
Асмолова А.Г., Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Искусство жить с непохожими людьми: психотехники толерантности. – МО.: Московия, 2009.
Бардиер Г., Никольская И. Что касается меня… Сомнения и переживания самых младших школьников. – СПб.: Речь, 2005.
Бархаев Б.П. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2009.
Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. – СПб.: Речь, 2005.
Батаршев А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. – М.: Психотерапия, 2006.
Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2008.
Богатырева Т.Л. Практическому психологу: цикл занятий с подростками (10-12 лет). – М.: Педагогическое общество России, 2007.
Бодалев А.А., Столин В.Р. Общая психодиагностика. – М.: ИМУ, 1987.
Бубличенко М.М. Я никому ничего не должен! Тренинги по обретению внутренней свободы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться (книга для родителей и учителей). – СПб.: Союз, 2000.
Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М: Академический проект, 2005.
Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – СПб.: Сфера, 1994.
Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция. – Киев: Випол, 1993.
Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – М., СПб.: Питер, 2008.
Гурьянова Ю. Готовимся к школе. Интенсивный курс: тесты, игры, упражнения. – М.: РИПОЛ классик, 2008.
Гусева Е.А., Атаманюк Г.Н. Методическое пособие для психологов школ. Психологический анализ уроков. – М.: 2010.
Данилова Е.Е., Дубровина И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М.: Академия, 2000.
Деркач А.А. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. – М.: Красная площадь, 1996.
Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. – М.: Академия, 1995.
Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
Калашников А.И. Наука побеждать. Тренинги лидерства и преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2008.
Кунигель Т.В. Тренинг «Активация внутренних ресурсов подростка». – СПб.: Речь, 2006.
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М.: Академия, 2001.
Лидерс А.Г. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. – М.: Этерна, 2009.
Макеева Т.Г. Диагностика развития старшеклассников: психологические тесты. – Ростов-на-Дону, 2009.
Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. – СПб.: Речь, 2007.
Микляева А.В., Румянцева П.В. Трудный класс: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007.
Министерство образования и науки РФ. Профилактика злоупотребления ПАВ. – М.: Академия, 2001.
Некрасова Заряна и Нина. Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти. – М.: София, 2010.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 1996.
Овчарова Р.В. Тренинги формирования осознанного родительства.
Павлов И.В. Общение с ребенком. Тренинг взаимодействия. – СПб.: Речь, 2008.
Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ.
Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. – М.: РПА, 1995.
Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 класс). – М.: ВАКО, 2006.
Роговик Л. Танцевально-психомоторный тренинг: теория и практика. – СПб.: Речь, 2010.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.
Самоухина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Психотерапия, 2008.
Соловьва О.Ю. Найди свой путь. Дидактические материалы: тесты, ситуации, тренинговые игры, упражнения. – М.: Арсенал образования, 2007.
Соловьева О.Ю. Сборник социально-педагогических ситуаций-проб по самоопределению для учащихся ОУ. – М.: Арсенал образования, 2009.
Учебно-методическое пособие. Диагностика и коррекция развития детей младшего школьного возраста. Часть 2. – Уфа: ООО «Ривайвел», 2001.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011.
Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2008.
Чуднова А., Дьяченко С., Азарова Ю. Карточки Люшера – ключ к тайным пластам подсознания человека. – М.: АСТ, 2011.