Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Поташкинская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано: Заместитель директора по УВР МБОУ «Поташкинская СОШ» ________________/Злобина Ф.Р. « 28 » августа 2020г. | Утверждаю: Директор МБОУ «Поташкинская СОШ» ________________/Русинов П.Ю. « 28 » августа 2020г. |
Рабочая программа
по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи
для 7-8 коррекционных классов
на 2020-2021 учебный год.
Составитель: Ковальчук О. В.,
Учитель-логопед МБОУ «Поташкинская СОШ»
с. Поташка
2020 год
Планируемые результаты.
7 класс:
Учащиеся должны знать:
определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог, имя существительное, имя прилагательное, глагол;
чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст;
графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов и приставок;
правописание предлогов и приставок;
названия частей речи, их значение.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться различными предлогами в устной и письменной речи;
различать предлоги и приставки;
различать части речи;
определять тему рассказа, основную мысль текста;
составлять план связного высказывания;
конструировать повествовательное сообщение;
образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, сложные слова с соединительными гласными о, е.
Дети, нуждающиеся в дальнейшей логопедической помощи (учащиеся со II и III уровнем - систематического недоразвития речи средней и легкой степени) могут получить её в индивидуальном порядке.
8 класс:
Учащиеся должны знать и уметь:
различение звуков и букв; характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
различение звуков и букв; характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя,
постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
деление текста на предложения; выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу.
Содержание программы.
7 класс.
Логопедическое обследование устной и письменной речи учащихся (4 ч.).
Повторение изученного во 2 – 6 классе (11 ч.): развитие навыков звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слов, перенос слов, дифференциация твердых и мягких, звонких и глухих согласных. Однозначные и многозначные слова, подбор и нахождение антонимов и синонимов.
Грамматика (28 ч.). Предлоги, употребление предлогов в предложении, сложные предлоги. Дифференциация предлогов и приставок.
Родственные и однокоренные слова. Образование слов при помощи приставок и суффиксов. Сложные слова. Сложение двух основ.
Имя существительное. Род, число, падеж; правописание падежных окончаний существительных.
Имя прилагательное. Общее понятие. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Падежные окончания имен прилагательных.
Глагол. Общее понятие. Согласование имени существительного и глагола в числе и роде. Изменение глаголов по временам. Настоящее время глагола.
Согласование имени существительного и глагола прошедшего времени в роде. Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида.
Связная речь (21 ч.). Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения. Смысловая и интонационная законченность предложений.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений.
Составление предложений – полных ответов на вопросы по тексту. Составление предложений – кратких ответов на вопросы по тексту. Составление предложений по картинке с использованием опорных слов. Грамматическое оформление предложений.
Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст.
Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме.
Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтаксические упражнения со сложными предложениями.
Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами. Грамматическое оформление предложений с нарушенным порядком слов.
Выделение признаков связного текста. Тема текста. Основная мысль текста. Опорные слова.
Восстановление деформированного текста по се¬рии картинок.
Составление текста по данным вопросам и анализ составленного текста.
Составление плана текста с обозначенными частями.
Деление текста на части. Работа над планом.
Составление текста по серии картинок с использованием вопросного плана.
Составление текста описательного характера по картинкам с использованием схем, вопросов.
Итоговое логопедическое обследование устной и письменной речи (4 ч.).
8 класс.
Программа состоит из следующих разделов:
1) коррекция фонематических процессов;
2) коррекционная работа на лексическом уровне;
3) коррекционная работа на синтаксическом уровне;
4) совершенствование связной речи.
Коррекция нарушений чтения и письма.
Коррекционная работа на лексическом уровне.
Восполнение лексических средств языка.
1.Обследование учащихся.
2.Повторение изученного в 7 классе:
• развитие языкового анализа и синтеза,
• формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем),
• устранение оптической дислексии и дисграфии,
• устранение семантической дислексии,
Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления, образование имен существительных, и прилагательных, дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне
• развитие языкового анализа и синтеза,
• устранение оптической дислексии и дисграфии,
• устранение семантической дислексии,
Тематическое планирование
7 коррекционный класс.
№ п/п | Наименование тем и разделов. | Кол-во часов |
Логопедическое обследование устной и письменной речи – 4 часа. |
Фонетика – 6ч. |
1-2 | Развитие навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов. Перенос слов. | 2 |
3-4 | Дифференциация мягких и твердых согласных. | 2 |
5-6 | Дифференциация звонких и глухих согласных. | 2 |
Лексика – 5 ч. |
7 | Однозначные и многозначные слова. | 1 |
8-9 | Антонимы. Подбор и нахождение антонимов. | 2 |
10-11 | Синонимы. Подбор и нахождение синонимов. | 2 |
Грамматика – 28 ч. |
12-13 | Предлоги. Употребление предлогов в предложении. Сложные предлоги. | 2 |
14-15 | Дифференциация предлогов и приставок. | 2 |
16-17 | Слово. Родственные слова. Однокоренные слова. | 2 |
18-19 | Словообразование. Образование слов при помощи приставок. | 2 |
20-21 | Словообразование. Образование слов при помощи суффиксов. | 2 |
22-23 | Сложные слова. Сложение двух основ. | 2 |
24 | Итоговое занятие по теме «Словообразование». | 1 |
25 | Характеристика имен существительных. Роль в предложении. | 1 |
26 | Употребление и образование единственного и множественного числа имени существительного. | 1 |
27 | Образование, употребление и дифференциация существительных разного рода. | 1 |
28-29 | Формирование падежных конструкций. | 2 |
30 | Общее понятие об имени прилагательном. | 1 |
31 | Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. | 1 |
32-33 | Падежные окончания имен прилагательных. | 2 |
34 | Глагол. Общее понятие. | 1 |
35 | Согласование имени существительного и глагола в числе и роде. | 1 |
36 | Изменение глаголов по временам. Настоящее время глагола. | 1 |
37 | Согласование имени существительного и глагола прошедшего времени в роде. | 1 |
38 | Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида. | 1 |
39 | Итоговое занятие по теме «Согласование имён существительных с другими частями речи в числе, роде, разных падежах». | 1 |
Связная речь - 21ч. |
40 | Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения. | 1 |
41 | Смысловая и интонационная законченность предложений. | 1 |
42 | Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений. | 1 |
43 | Составление предложений – полных ответов на вопросы по тексту. | 1 |
44 | Составление предложений – кратких ответов на вопросы по тексту. | 1 |
45 | Составление предложений по картинке с использованием опорных слов. Грамматическое оформление предложений. | 1 |
46 | Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст. | 1 |
47 | Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме. | 1 |
48 | Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтаксические упражнения со сложными предложениями. | 1 |
49 | Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами. | 1 |
50-51 | Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с нарушенным порядком слов. | 2 |
52 | Выделение признаков связного текста. Тема текста. | 1 |
53-54 | Текст. Основная мысль текста. | 2 |
55 | Текст. Опорные слова. | 1 |
56-57 | Восстановление деформированного текста по серии картинок. | 2 |
58-59 | Составление текста по данным вопросам и анализ составленного текста. | 2 |
60-61 | Составление плана текста с обозначенными частями. | 2 |
62-63 | Деление текста на части. Работа над планом. | 2 |
64-65 | Составление текста по серии картинок с использованием вопросного плана. | 2 |
66-67 | Составление текста описательного характера по картинкам с использованием схем, вопросов. | 2 |
68-69-70 | Итоговое занятие по темам: «Предложение, «Текст». | 3 |
| Итого: | 70ч. |
Тематическое планирование
8 коррекционный класс.
№ п/п | Наименование тем и разделов. | Кол-во часов |
Обследование.- 6 ч. |
1. | Обследование импрессивной речи. | 1 |
2. | Обследование связной речи. | 1 |
3. | Обследование словарного запаса. | 1 |
4. | Обследование грамматического строя речи. | 1 |
5. | Обследование слоговой структуры слова. | 1 |
6. | Обследование чтения и письма. . | 1 |
Гласные первого и второго ряда.- 6 ч. |
7. | Гласные звуки. | 1 |
8. | Гласные второго ряда. | 1 |
9. | Безударные гласные. | 1 |
10. | Дифференциация гласных А-Я. | 1 |
11. | Дифференциация гласных О-Е. | 1 |
12. | Дифференциация гласных У-Ю. | 1 |
Дифференциация звонких и глухих согласных. – 17 ч. |
13. | Дифференциация В-Ф в словах. | 1 |
14. | Дифференциация В-Ф в предложении. | 1 |
15. | Дифференциация З-С в словах. | 1 |
16. | Дифференциация З-С в предложении. | 1 |
17. | Дифференциация Ж-Ш в словах. | 1 |
18. | Дифференциация Ж-Ш в предложении. | 1 |
19. | Дифференциация Б-П в словах. | 1 |
20. | Дифференциация Б-П в предложении. | 1 |
21. | Дифференциация Д-Т в словах. | 1 |
22. | Дифференциация Д-Т в предложении. | 1 |
23. | Дифференциация Г-К в словах. | 1 |
24. | Дифференциация Г-К в предложении. | 1 |
25. | Дифференциация С-Ш в словах. | 1 |
26. | Дифференциация С-Ш в предложении. | 1 |
27. | Дифференциация З-Ж в словах. | 1 |
28. | Дифференциация З-Ж в предложении. | 1 |
29. | Дифференциация С-Ш-З-Ж. | 1 |
Состав слова – 5ч. |
30.-31. | Корень слова. | 2 |
32.-33. | Приставка в слове. | 2 |
34. | Суффиксы. | 1 |
Части речи –26 ч. |
35. 36. 37. 38. | Имя существительное. | 4 |
39. 40. 41. 42 | Имя прилагательное. | 4 |
43. 44. 45. | Согласование существительного с прилагательным. | 3 |
46. 47. 48. 49. 50. | Глагол. | 5 |
51. 52. 53. 54. | Наречие. | 4 |
55. 56. | Личные местоимения. | 2 |
57. 58. | Числительные. | 2 |
59. 60. | Предлоги. | 2 |
Связная речь - 10ч. |
61. 62. | Работа над предложениями, необходимыми в различных бытовых ситуациях. | 2 |
63. | Нераспространенное предложение. | 1 |
64. | Распространённое предложение. | 1 |
65. | Сказуемое и подлежащее. Составление схемы предложения. | 1 |
66. | Однородные члены предложения. | 1 |
67. 68. | Обучение деловой письменной речи. | 2 |
69. 70. | Итоговое обследование. | 2. |
| Итого: | 70ч. |