Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Поломошенская средняя общеобразовательная школа» Новичихинского района Алтайского края
«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании МО учителей Приказ № ____.
начальных классов от «___» август 2018 г
Протокол заседания № 1 Директор школы
Руководитель МО
______________________ _________________
Н.И.Дробина С.В.Гасай
«__» август 2018 г. «__» август 2018 г.
Рабочая программа
по развивающему курсу «Познаем других людей и себя»
для детей 5-7 лет
составлена на основе программы обучения и развития
«Предшкольная пора»
под редакцией Н.Ф. Виноградовой
на 2018-2019 у/г
Составитель: Яловенко О.П.
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы образования для детей старшего дошкольного возраста «Предшкольная пора». Авторский коллектив: Н.Ф.Виноградова, Л.Е.Журова, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, Н.Г. Салмина. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой в соответствии со следующими документами:
План занятий;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
Основная образовательная программа дошкольного образования ОУ;
Программа образования для детей старшего дошкольного возраста «Предшкольная пора».
Программа составлена для детей старшего дошкольного возраста, посещающих группу кратковременного пребывания в МКОУ «Поломошенская средняя общеобразовательная школа». Срок реализации программы 2018-2019у/г. Реализуется без изменений авторской программы.
Программа «Предшкольная пора» предназначена для образования (обучения, развития и воспитания) детей старшего дошкольного возраста, посещающих группу кратковременного пребывания.
Работа с детьми по данной программе обеспечивает их личностное развитие, формирование у них предпосылок учебной деятельности и качеств, необходимых для успешной адаптации к школе. Реализация программы предполагает у дошкольников готовности к совместному труду, расширение знаний об окружающем мире и умений их применять а разнообразной деятельности.
Цели и задачи, принципы построения Программы
Цель Программы:
Формирование у дошкольников знаний, необходимые для осознания им своей принадлежности к человеческому роду, понимания ребенком самого себя, своих особенностей, способностей.
Задачи Программы:
- разрушение психологического барьера, возникающего при общении ребенка с собеседником в речевых ситуациях;
- развитие умения управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, соотносить результаты с эталоном;
- ознакомление ребенка со своим организмом, правилами охраны органов чувств, навыками гигиены;
- воспитание доброжелательного, внимательного отношения к людям и окружающему миру, развитие навыков общения;
Результатом всего хода нормального развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является такая подготовка к школе которая позволит ему не только подготовиться к изучению школьных предметов, но и осознать самого себя («я есть»), свои возможности и индивидуальные особенности («я такой»), уметь общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Принципы построения Программы:
- Природосообразностъ обучения — реальный учёт ценностей дошкольного периода развития, актуальности для ребёнка сенсорных впечатлений, расширение знаний и умственных умений; личностно значимая ориентированность и индивидуализация образовательного процесса.
- Гуманный характер взаимодействия субъектов образовательных отношений — оптимистическая гипотеза взрослого по отношению к недостаткам ребёнка, терпимость и сдержанность; эмоционально-положительный фон работы с детьми, эмоциональное благополучие каждого ребёнка; взаимопонимание образовательной организации и семьи.
- Деятелъностная основа образования — приоритет ведущей деятельности дошкольного периода (игровой); создание условий для разнообразных игр и игровых заданий, художественной и театральной деятельности; внимание к формированию предпосылок учебной деятельности, умения сотрудничать и общаться; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
- Развивающая образовательная среда, обеспечивающая условия для индивидуального развития, социализации ребёнка старшего дошкольного возраста, готовности к дальнейшему образованию. Культуросообразность образовательной среды — введение детей в российскую и национальную культуру (искусство, литература, история, традиции, обряды и др.); создание условий для развития индивидуальной культуры.
Продолжительность обучения:
Программа рассчитана на 1 год.
Учебный год - 30 недель (с сентября по май)
30 занятия в год.
1 занятие в неделю
Временная продолжительность занятий:
25мин. - для детей 5-6 лет (старшая группа)
30мин. - для детей 6-7 лет (подготовительная группа)
Для реализации программы пользуемся учебными пособиями из серии «Предшкольная пора»:
Козлова С.А. Я хочу в школу : рабочая тетрадь для детей 5-6 лет/ С.А. Козлова. — М. : Вентана-Граф, 2014.
Козлова С.А. Я и мои друзья : рабочая тетрадь для детей 5-6 лет/С.А. Козлова. — М. : Вентана-Граф, 2014.
Куликова Т.А. Я и моя семья : рабочая тетрадь для детей 5-6 лет/ С.А. Козлова. — М. : Вентана-Граф, 2014.
Виды занятий:
Игры, слушание, пересказы, индивидуальные карточки, просмотр обучающих дисков, занятия в рабочих тетрадях, занятия в парах постоянного и сменного состава, работа в группах, подгруппах; дидактические, развивающие игры, рисование, раскрашивание, заучивание стихов, физкультминутки и упражнения.
Содержание учебного курса
Раздел «Познаем других людей и себя» представлен содержанием, которое формирует у дошкольника знания, необходимые для осознания им своей принадлежности к человеческому роду, понимания ребенком самого себя, своих особенностей, способностей. Особое внимание уделяется развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, соотносить их результаты с эталонами. Содержание этого раздела включает ознакомление ребенка со своим организмом, правилами охраны органов чувств, навыками гигиены, позволяет узнать свои индивидуальные особенности и своеобразие других людей. У него воспитывается доброжелательное, внимательное отношение к другим, развиваются навыки общения.
По окончании курса дети должны:
Стремиться больше узнать о себе, своих особенностях, привычках и интересах. Знать своё полное имя и его разновидности (например, Дмитрий — Дима — Митя, Людмила — Люся — Люда — Мила и др.), отчество, фамилию, пол, день рождения, адрес, номер телефона. Ориентироваться в семейных ролях, понимать своё положение в семейном коллективе (сын, брат, внук и др.) и роли других членов семьи (мама, дочь, бабушка, внучка и др.). Принимать участие в семейных делах: выполнять поручения, проявлять инициативу в семейном труде, подготовке и проведении праздников. Проявлять заботу о близ- « ких, не дожидаясь их просьбы (подать воды, помочь одеться), сочувствовать членам семьи, радоваться за них. Стараться доставлять радость младшим членам семьи (поделиться, приласкать, угостить и т. д.). Самостоятельно находить себе интересные занятия.
Кратко характеризовать свои индивидуальные особенности (черты внешности, любимые игры и занятия). Различать некоторые особенности пола и возраста (мальчик — девочка, взрослый — ребёнок, молодой — старый). Знать части тела: называть, что находится слева, справа (правая рука, левый глаз и т. д.). Кратко объяснять роль каждого органа чувств в восприятии мира: «уши, чтобы слышать звуки...», «глаза, чтобы видеть предметы, различать цвет...», «запахи мы чувствуем с помощью носа, а вкус — с помощью языка». Знать ситуации, при которых нарушается работа органов чувств (громкий крик, слишком яркий/тусклый свет, горячие предметы и др.).
Определять направления своего движения (ходьбы и бега) — вперёд, назад, влево, вправо, вверх. Использовать в речи слова, характеризующие пространственные отношения предметов (по отношению к своему положению): рядом, недалеко, около; основные направления (от себя и других предметов): близко — ближе, дальше, вверху, посредине, сзади, спереди, в центре, в середине, между, рядом.
Проявлять желание участвовать в двигательной деятельности и самообслуживании: делать зарядку, выполнять гигиенические процедуры, самостоятельно одеваться, убирать на место свои вещи. Проявлять желание узнавать новое, заниматься вместе со сверстниками, выполнять требования педагога, правила поведения в группе (классе). Накапливать опыт поведения в ситуациях, позволяющих объективно оценивать свои успехи, достижения, конкретные умения (что получается, а что нет). Справедливо оценивать успехи сверстников.
В конкретных ситуациях предвидеть последствия своего поступка, слов, высказываний. Находить и исправлять ошибки в собственной работе. Элементарно оценивать свои поступки по отношению к другим людям (хорошо — плохо); понимать слова, определяющие чувство вины (стыдно), обиды (обидно), жалости (жалко). Различать некоторые чувства и состояния других людей: радуется, опечален, доволен. Понимать причину изменения настроения окружающих людей (родителей, друзей, чужих людей), проявлять такт и чуткость (не приставать с расспросами, порадовать, посочувствовать). Проявлять желание мирно разрешать возникающие конфликты.
В повседневной жизни проявлять инициативу в оказании поддержки, помощи сверстникам, нуждающимся в них, доброже-лательноме отношение к окружающим. Выражать желание участвовать в коллективном труде со сверстниками (взрослыми) в группе, на участке детского сада, проявлять интерес к совместной деятельности.
Стремиться больше узнать о себе, своих особенностях, привычках и интересах. Знать своё полное имя и его разновидности (например, Дмитрий — Дима — Митя, Людмила — Люся — Люда — Мила и др.), отчество, фамилию, пол, день рождения, адрес, номер телефона. Ориентироваться в семейных ролях, понимать своё положение в семейном коллективе (сын, брат, внук и др.) и роли других членов семьи (мама, дочь, бабушка, внучка и др.). Принимать участие в семейных делах: выполнять поручения, проявлять инициативу в семейном труде, подготовке и проведении праздников. Проявлять заботу о близ- « ких, не дожидаясь их просьбы (подать воды, помочь одеться), сочувствовать членам семьи, радоваться за них. Стараться доставлять радость младшим членам семьи (поделиться, приласкать, угостить и т. д.). Самостоятельно находить себе интересные занятия.
Кратко характеризовать свои индивидуальные особенности (черты внешности, любимые игры и занятия). Различать некоторые особенности пола и возраста (мальчик — девочка, взрослый — ребёнок, молодой — старый). Знать части тела: называть, что находится слева, справа (правая рука, левый глаз и т. д.). Кратко объяснять роль каждого органа чувств в восприятии мира: «уши, чтобы слышать звуки...», «глаза, чтобы видеть предметы, различать цвет...», «запахи мы чувствуем с помощью носа, а вкус — с помощью языка». Знать ситуации, при которых нарушается работа органов чувств (громкий крик, слишком яркий/тусклый свет, горячие предметы и др.).
Определять направления своего движения (ходьбы и бега) — вперёд, назад, влево, вправо, вверх. Использовать в речи слова, характеризующие пространственные отношения предметов (по отношению к своему положению): рядом, недалеко, около; основные направления (от себя и других предметов): близко — ближе, дальше, вверху, посредине, сзади, спереди, в центре, в середине, между, рядом.
Проявлять желание участвовать в двигательной деятельности и самообслуживании: делать зарядку, выполнять гигиенические процедуры, самостоятельно одеваться, убирать на место свои вещи. Проявлять желание узнавать новое, заниматься вместе со сверстниками, выполнять требования педагога, правила поведения в группе (классе). Накапливать опыт поведения в ситуациях, позволяющих объективно оценивать свои успехи, достижения, конкретные умения (что получается, а что нет). Справедливо оценивать успехи сверстников.
В конкретных ситуациях предвидеть последствия своего поступка, слов, высказываний. Находить и исправлять ошибки в собственной работе. Элементарно оценивать свои поступки по отношению к другим людям (хорошо — плохо); понимать слова, определяющие чувство вины (стыдно), обиды (обидно), жалости (жалко). Различать некоторые чувства и состояния других людей: радуется, опечален, доволен. Понимать причину изменения настроения окружающих людей (родителей, друзей, чужих людей), проявлять такт и чуткость (не приставать с расспросами, порадовать, посочувствовать). Проявлять желание мирно разрешать возникающие конфликты.
В повседневной жизни проявлять инициативу в оказании поддержки, помощи сверстникам, нуждающимся в них, доброже-лательноме отношение к окружающим. Выражать желание участвовать в коллективном труде со сверстниками (взрослыми) в группе, на участке детского сада, проявлять интерес к совместной деятельности.
Содержание работы | Ожидаемый результат |
Помочь ребѐнку в поиске своего места в обществе сверстников. Выделение своего Я. | | | Занятие активной позиции ребѐнком в разнообразных социальных отношениях, где его «Я» выступает наравне с другими. |
Планируемые результаты освоения Программы
На основе Программы создаются условия для того, чтобы к концу обучения ребёнок знал:
по разделу «Познаём других людей и себя»:
полное имя (и его производные формы), отчество, фамилию, пол, адрес;
особенности своего внешнего вида и физического состояния;
некоторые особенности пола и возраста (мальчик — девочка, взрослый — ребёнок, молодой — старый);
На основе Программы создаются условия для того, чтобы к концу обучения ребёнок умел:
по разделу «Познаём других людей и себя»:
ориентироваться в пространстве, определять направление своего движения (влево, вправо, назад, вперёд, рядом, друг за другом);
кратко характеризовать свою внешность и индивидуальные особенности;
выполнять требования взрослого, правила взаимоотношений со сверстниками, правила культурного диалога;
оценивать свои и чужие поступки, предвидеть последствия своих действий (слов, высказываний);
различать некоторые чувства и настроение других людей, проявлять желание посочувствовать, помочь, порадовать;
устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремиться понять другого человека;
проявлять активность в трудовой деятельности (при выполнении поручений, во время дежурств по столу, уголку природы);
Календарно - тематическое планирование.
«Познаем других людей и себя» 1 час в неделю - вторник
№ | Наименование пособия | Тема занятия | Кол-во часов | Элементы содержания занятий | Дата проведения |
план | факт |
Нерегламентированная деятельность - 2 часов |
1 | | «Расскажи о своем настроении» | 1 ч | Общение со сверстниками и взрослыми. | 04.09. | |
2 | | «Как мы занимаемся и играем в школе» | 1 ч | Общение со сверстниками и взрослыми. | 11.09. | |
«Познаю других людей и себя» - 30 часов Я и моя семья. Я хочу в школу. Я и мои друзья. Готовимся к школе. |
1 | Я и моя семья. ( стр. 4-5) | «Давай знакомиться» | 1 ч | Общение со сверстниками и взрослыми. | 18.09. | |
2 | Я хочу в школу (стр.4-7) | «Здравствуй! Давай познакомимся.» | 1 ч | Общение со сверстниками и взрослыми. | 25.09. | |
3 | Я хочу в школу (стр.8-9) Готовимся к школе. (стр.3) | «Я живу в…» | 1 ч | Россия – наша Родина. | 02.10. | |
4 | Я хочу в школу (стр.10-11) Готовимся к школе.(стр.4) | «Автопортрет» | 1 ч | Создание автопортрета (рисунок). | 9.10 | |
5 | Я хочу в школу (стр.12-13) Готовимся к школе. (стр.5) | «Кто ты – мальчик или девочка?» | 1 ч | Особенности пола и возраста (мальчик/девочка, взрослый / ребёнок) | 16.10 | |
6 | Я и моя семья. ( стр. 6-9) | «Мои родственники» | 1 ч | Термины родства: прабабушка, прадедушка | 23.10. | |
7 | Я и моя семья. ( стр. 10-11) Готовимся к школе (стр.7) | «Кем я прихожусь своим родственникам?» | 1 ч | Семья – это твой Род. Термины родства: прабабушка, прадедушка | 06.11 | |
8 | Я хочу в школу (стр.14-16) | «Расскажи о своей семье» | 1 ч | Семья – часть общества. Взаимоотношения членов семьи | 13.11. | |
9 | Я хочу в школу (стр.16-17) Готовимся к школе.(стр. 8) | «Генеалогическое дерево твоей семьи.» | 1 ч | Роли членов семьи. Создание Генеалогического дерева. | 20.11. | |
10 | Я и моя семья. ( стр.12-16) | «Наша большая дружная семья» | 1 ч | Сюжетно-ролевая игра «Семья». | 27.11. | |
11 | Я и моя семья. (стр.17-19) Готовимся к школе.(стр.9) | «О фамилии и отчестве» | 1 ч | Формирование представлений о происхождении фамилии, отчестве. | 04.12. | |
12 | Я и моя семья. (стр.44-49) | «Сестрёнка.» | 1 ч | Формирование нравственных понятий: «великодушие, бескорыстие». | 11.12. | |
13 | Я и мои друзья (стр.4-5) | «Как тебя зовут?» | 1 ч | Закрепить понятие «друзья». Учить ценить дружбу. | 18.12. | |
14 | Я и мои друзья (стр.16-19) Готовимся к школе(стр.22) | «Подарок другу» | 1 ч | Изготовление забавной рамки для фотографий (рисование дома, фото своих друзей). | 25.12. | |
15 | Я и мои друзья (стр. 24-27) Готовимся к школе(стр.24) | «Угощение для гостей» | 1 ч | Выполнение заданий творческого характера. | 15.01. | |
16 | Я и мои друзья ( стр. 28) | «Карточка для гостя.» | 1 ч | Создание игровой ситуации; задания творческих конкурсов. | 22.01. | |
17 | Я и мои друзья ( стр. 36-39) Готовимся к школе(стр.29) | «Сила не право» | 1 ч | Опыт общения с животными. Освоение правил поведения с животными. | 29.01. | |
18 | Я и мои друзья ( стр.40-42) | «Мои друзья - животные» | 1 ч | Общее представление о различии человека и животного. | 5.02. | |
19 | Я и моя семья (стр.88-90) Готовимся к школе(стр.33) | «Когда я стану взрослым?» | 1 ч | Развитие воображения, связной речи. | 12.02. | |
20 | Я хочу в школу (стр.18-21) | «А теперь продолжим разговор о тебе. Что ты знаешь о своих руках? | 1 ч | Формирование представлений о назначении рук, их ролью в строении тела человека. | 26.02. | |
21 | Я хочу в школу (стр.21-25) | «Что ты знаешь о своих ногах? О чем говорят руки и ноги?» | 1 ч | Формирование представлений о назначении ног, их ролью в строении тела человека. | 05.03. | |
22 | Я хочу в школу (стр.26-28) | «Что ты знаешь о своих глазах?» | 1 ч | Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека. | 12.03. | |
23 | Я хочу в школу (стр.29-31) Готовимся к школе(стр.41) | «Что ты знаешь о своих глазах?» | 1 ч | Общее представление о жизнедеятельности человека. | 19.03. | |
24 | Я хочу в школу (стр.32-35) | «Ты умеешь думать?» | 1 ч | Развитие логического мышления, связной речи (отгадывание и придумывание загадок). | 02.04. | |
25 | Я хочу в школу (стр.36-39) Готовимся к школе(стр.43) | «Что нужно делать вечером перед сном?» | 1 ч | Продолжить знакомство с правилами личной гигиены. | 9.04. | |
26 | Я хочу в школу (стр.40-43) | «Все ли люди думают одинаково?» | 1 ч | Опыт общения со сверстниками, освоение правил поведения в обществе | 16.04. | |
27 | Я хочу в школу (стр.55-56) | «Научись беречь своё время» | 1 ч | Определение времени по часам. | 23.04. | |
28 | Я хочу в школу (стр.44-46) Готовимся к школе(стр.45) | «Что такое школа?» | 1 ч | Расширять представление о школе, о людях, работающих в школе. | 30.04. | |
29 | Я хочу в школу (стр.46-51) | «Твоя дорога в школу.» | 1 ч | Безопасное поведение на дорогах. | 7.05. | |
30 | Я хочу в школу (стр.52-54) Готовимся к школе(стр.47) | «Какие предметы нужны ученику в школе?» | 1 ч | Продолжить ознакомление с правилами поведения в школе. Приучить к аккуратности | 14.05. | |
Материально-техническое обеспечение
Демонстрационный, дидактический, наглядный материалы, применение ТСО и ИКТ, рабочие тетради, цветные карандаши, простой карандаш, акварельные краски и пластелин.