СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по развивающему курсу «Познаем других людей и себя» для детей 5-7 лет составлена на основе программы обучения и развития «Предшкольная пора»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе программы образования для детей старшего дошкольного возраста «Предшкольная пора». Авторский коллектив: Н.Ф.Виноградова, Л.Е.Журова, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, Н.Г. Салмина. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по развивающему курсу «Познаем других людей и себя» для детей 5-7 лет составлена на основе программы обучения и развития «Предшкольная пора»»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Поломошенская средняя общеобразовательная школа» Новичихинского района Алтайского края


«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании МО учителей Приказ № ____.

начальных классов от «___» август 2018 г

Протокол заседания № 1 Директор школы

Руководитель МО

______________________ _________________

Н.И.Дробина С.В.Гасай

«__» август 2018 г. «__» август 2018 г.



Рабочая программа

по развивающему курсу «Познаем других людей и себя»

для детей 5-7 лет

составлена на основе программы обучения и развития

«Предшкольная пора»

под редакцией Н.Ф. Виноградовой


на 2018-2019 у/г


Составитель: Яловенко О.П.

учитель начальных классов

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы образования для детей старшего дошкольного возраста «Предшкольная пора». Авторский коллектив: Н.Ф.Виноградова, Л.Е.Журова, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, Н.Г. Салмина. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой в соответствии со следующими документами:

  • План занятий;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

  • Основная образовательная программа дошкольного образования ОУ;

  • Программа образования для детей старшего дошкольного возраста «Предшкольная пора».

Программа составлена для детей старшего дошкольного возраста, посещающих группу кратковременного пребывания в МКОУ «Поломошенская средняя общеобразовательная школа». Срок реализации программы 2018-2019у/г. Реализуется без изменений авторской программы.

Программа «Предшкольная пора» предназначена для образования (обучения, развития и воспитания) детей старшего дошкольного возраста, посещающих группу кратковременного пребывания.

Работа с детьми по данной программе обеспечивает их личностное развитие, формирование у них предпосылок учебной деятельности и качеств, необходимых для успешной адаптации к школе. Реализация программы предполагает у дошкольников готовности к совместному труду, расширение знаний об окружающем мире и умений их применять а разнообразной деятельности.

Цели и задачи, принципы построения Программы

Цель Программы:

Формирование у дошкольников знаний, необходимые для осознания им своей принадлежности к человеческому роду, понимания ребенком самого себя, своих особенностей, способностей.

Задачи Программы:

- разрушение психологического барьера, возникающего при общении ребенка с собеседником в речевых ситуациях;

- развитие умения управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, соотносить результаты с эталоном;

- ознакомление ребенка со своим организмом, правилами охраны органов чувств, навыками гигиены;

- воспитание доброжелательного, внимательного отношения к людям и окружающему миру, развитие навыков общения;

Результатом всего хода нормального развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является такая подготовка к школе которая позволит ему не только подготовиться к изучению школьных предметов, но и осознать самого себя («я есть»), свои возможности и индивидуальные особенности («я такой»), уметь общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Принципы построения Программы:

- Природосообразностъ обучения — реальный учёт цен­ностей дошкольного периода развития, актуальности для ребён­ка сенсорных впечатлений, расширение знаний и умственных умений; личностно значимая ориентированность и индивидуали­зация образовательного процесса.

- Гуманный характер взаимодействия субъектов об­разовательных отношений — оптимистическая гипотеза взрос­лого по отношению к недостаткам ребёнка, терпимость и сдер­жанность; эмоционально-положительный фон работы с детьми, эмоциональное благополучие каждого ребёнка; взаимопонима­ние образовательной организации и семьи.

- Деятелъностная основа образования — приоритет ве­дущей деятельности дошкольного периода (игровой); создание условий для разнообразных игр и игровых заданий, художествен­ной и театральной деятельности; внимание к формированию предпосылок учебной деятельности, умения сотрудничать и об­щаться; поддержка инициативы детей в различных видах деятель­ности.

- Развивающая образовательная среда, обеспечивающая условия для индивидуального развития, социализации ребёнка старшего дошкольного возраста, готовности к дальнейшему обра­зованию. Культуросообразность образовательной среды — введе­ние детей в российскую и национальную культуру (искусство, ли­тература, история, традиции, обряды и др.); создание условий для развития индивидуальной культуры.

Продолжительность обучения:

Программа рассчитана на 1 год.

Учебный год - 30 недель (с сентября по май)

30 занятия в год.

1 занятие в неделю

Временная продолжительность занятий:

25мин. - для детей 5-6 лет (старшая группа)

30мин. - для детей 6-7 лет (подготовительная группа)

Для реализации программы пользуемся учебными пособиями из серии «Предшкольная пора»:

Козлова С.А. Я хочу в школу : рабочая тетрадь для детей 5-6 лет/ С.А. Козлова. — М. : Вентана-Граф, 2014.

Козлова С.А. Я и мои друзья : рабочая тетрадь для детей 5-6 лет/С.А. Козлова. — М. : Вентана-Граф, 2014.

Куликова Т.А. Я и моя семья : рабочая тетрадь для детей 5-6 лет/ С.А. Козлова. — М. : Вентана-Граф, 2014.

Виды занятий:

Игры, слушание, пересказы, индивидуальные карточки, просмотр обучающих дисков, занятия в рабочих тетрадях, занятия в парах постоянного и сменного состава, работа в группах, подгруппах; дидактические, развивающие игры, рисование, раскрашивание, заучивание стихов, физкультминутки и упражнения.


Содержание учебного курса

Раздел «Познаем других людей и себя» представлен содержанием, которое формирует у дошкольника знания, необходимые для осознания им своей принадлежности к человеческому роду, понимания ребенком самого себя, своих особенностей, способностей. Особое внимание уделяется развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, соотносить их результаты с эталонами. Содержание этого раздела включает ознакомление ребенка со своим организмом, правилами охраны органов чувств, навыками гигиены, позволяет узнать свои индивидуальные особенности и своеобразие других людей. У него воспитывается доброжелательное, внимательное отношение к другим, развиваются навыки общения.

По окончании курса дети должны:

Стремиться больше узнать о себе, своих особенностях, привычках и интересах. Знать своё полное имя и его разно­видности (например, Дмитрий — Дима — Митя, Людмила — Лю­ся — Люда — Мила и др.), отчество, фамилию, пол, день рожде­ния, адрес, номер телефона. Ориентироваться в семейных ролях, понимать своё положение в семейном коллективе (сын, брат, внук и др.) и роли других членов семьи (мама, дочь, бабуш­ка, внучка и др.). Принимать участие в семейных делах: вы­полнять поручения, проявлять инициативу в семейном труде, подготовке и проведении праздников. Проявлять заботу о близ- « ких, не дожидаясь их просьбы (подать воды, помочь одеться), со­чувствовать членам семьи, радоваться за них. Стараться достав­лять радость младшим членам семьи (поделиться, приласкать, угостить и т. д.). Самостоятельно находить себе интересные занятия.

Кратко характеризовать свои индивидуальные особен­ности (черты внешности, любимые игры и занятия). Различать некоторые особенности пола и возраста (мальчик — девочка, взрослый — ребёнок, молодой — старый). Знать части тела: на­зывать, что находится слева, справа (правая рука, левый глаз и т. д.). Кратко объяснять роль каждого органа чувств в воспри­ятии мира: «уши, чтобы слышать звуки...», «глаза, чтобы видеть предметы, различать цвет...», «запахи мы чувствуем с помощью носа, а вкус — с помощью языка». Знать ситуации, при которых нарушается работа органов чувств (громкий крик, слишком яр­кий/тусклый свет, горячие предметы и др.).

Определять направления своего движения (ходьбы и бе­га) — вперёд, назад, влево, вправо, вверх. Использовать в речи слова, характеризующие пространственные отношения предме­тов (по отношению к своему положению): рядом, недалеко, око­ло; основные направления (от себя и других предметов): близко — ближе, дальше, вверху, посредине, сзади, спереди, в центре, в се­редине, между, рядом.

Проявлять желание участвовать в двигательной деятельно­сти и самообслуживании: делать зарядку, выполнять гигиениче­ские процедуры, самостоятельно одеваться, убирать на место свои вещи. Проявлять желание узнавать новое, заниматься вместе со сверстниками, выполнять требования педагога, правила поведе­ния в группе (классе). Накапливать опыт поведения в ситуаци­ях, позволяющих объективно оценивать свои успехи, достиже­ния, конкретные умения (что получается, а что нет). Справедли­во оценивать успехи сверстников.

В конкретных ситуациях предвидеть последствия своего поступка, слов, высказываний. Находить и исправлять ошиб­ки в собственной работе. Элементарно оценивать свои поступ­ки по отношению к другим людям (хорошо — плохо); понимать слова, определяющие чувство вины (стыдно), обиды (обидно), жалости (жалко). Различать некоторые чувства и состояния дру­гих людей: радуется, опечален, доволен. Понимать причину из­менения настроения окружающих людей (родителей, друзей, чу­жих людей), проявлять такт и чуткость (не приставать с рас­спросами, порадовать, посочувствовать). Проявлять желание мирно разрешать возникающие конфликты.

В повседневной жизни проявлять инициативу в оказании поддержки, помощи сверстникам, нуждающимся в них, доброже-лательноме отношение к окружающим. Выражать желание уча­ствовать в коллективном труде со сверстниками (взрослыми) в группе, на участке детского сада, проявлять интерес к совмест­ной деятельности.

Стремиться больше узнать о себе, своих особенностях, привычках и интересах. Знать своё полное имя и его разно­видности (например, Дмитрий — Дима — Митя, Людмила — Лю­ся — Люда — Мила и др.), отчество, фамилию, пол, день рожде­ния, адрес, номер телефона. Ориентироваться в семейных ролях, понимать своё положение в семейном коллективе (сын, брат, внук и др.) и роли других членов семьи (мама, дочь, бабуш­ка, внучка и др.). Принимать участие в семейных делах: вы­полнять поручения, проявлять инициативу в семейном труде, подготовке и проведении праздников. Проявлять заботу о близ- « ких, не дожидаясь их просьбы (подать воды, помочь одеться), со­чувствовать членам семьи, радоваться за них. Стараться достав­лять радость младшим членам семьи (поделиться, приласкать, угостить и т. д.). Самостоятельно находить себе интересные занятия.

Кратко характеризовать свои индивидуальные особен­ности (черты внешности, любимые игры и занятия). Различать некоторые особенности пола и возраста (мальчик — девочка, взрослый — ребёнок, молодой — старый). Знать части тела: на­зывать, что находится слева, справа (правая рука, левый глаз и т. д.). Кратко объяснять роль каждого органа чувств в воспри­ятии мира: «уши, чтобы слышать звуки...», «глаза, чтобы видеть предметы, различать цвет...», «запахи мы чувствуем с помощью носа, а вкус — с помощью языка». Знать ситуации, при которых нарушается работа органов чувств (громкий крик, слишком яр­кий/тусклый свет, горячие предметы и др.).

Определять направления своего движения (ходьбы и бе­га) — вперёд, назад, влево, вправо, вверх. Использовать в речи слова, характеризующие пространственные отношения предме­тов (по отношению к своему положению): рядом, недалеко, око­ло; основные направления (от себя и других предметов): близко — ближе, дальше, вверху, посредине, сзади, спереди, в центре, в се­редине, между, рядом.

Проявлять желание участвовать в двигательной деятельно­сти и самообслуживании: делать зарядку, выполнять гигиениче­ские процедуры, самостоятельно одеваться, убирать на место свои вещи. Проявлять желание узнавать новое, заниматься вместе со сверстниками, выполнять требования педагога, правила поведе­ния в группе (классе). Накапливать опыт поведения в ситуаци­ях, позволяющих объективно оценивать свои успехи, достиже­ния, конкретные умения (что получается, а что нет). Справедли­во оценивать успехи сверстников.

В конкретных ситуациях предвидеть последствия своего поступка, слов, высказываний. Находить и исправлять ошиб­ки в собственной работе. Элементарно оценивать свои поступ­ки по отношению к другим людям (хорошо — плохо); понимать слова, определяющие чувство вины (стыдно), обиды (обидно), жалости (жалко). Различать некоторые чувства и состояния дру­гих людей: радуется, опечален, доволен. Понимать причину из­менения настроения окружающих людей (родителей, друзей, чу­жих людей), проявлять такт и чуткость (не приставать с рас­спросами, порадовать, посочувствовать). Проявлять желание мирно разрешать возникающие конфликты.

В повседневной жизни проявлять инициативу в оказании поддержки, помощи сверстникам, нуждающимся в них, доброже-лательноме отношение к окружающим. Выражать желание уча­ствовать в коллективном труде со сверстниками (взрослыми) в группе, на участке детского сада, проявлять интерес к совмест­ной деятельности.


Содержание работы

Ожидаемый результат

Помочь ребѐнку в поиске своего места в обществе сверстников.

Выделение своего Я.



Занятие активной позиции ребѐнком в разнообразных социальных отношениях, где его «Я» выступает наравне с другими.


Планируемые результаты освоения Программы

На основе Программы созда­ются условия для того, чтобы к концу обучения ребёнок знал:

по разделу «Познаём других людей и себя»:

  • полное имя (и его производные формы), отчество, фами­лию, пол, адрес;

  • особенности своего внешнего вида и физического состоя­ния;

  • некоторые особенности пола и возраста (мальчик — девоч­ка, взрослый — ребёнок, молодой — старый);

На основе Программы созда­ются условия для того, чтобы к концу обучения ребёнок умел:

по разделу «Познаём других людей и себя»:

  • ориентироваться в пространстве, определять направле­ние своего движения (влево, вправо, назад, вперёд, рядом, друг за другом);

  • кратко характеризовать свою внешность и индивиду­альные особенности;

  • выполнять требования взрослого, правила взаимоотно­шений со сверстниками, правила культурного диалога;

  • оценивать свои и чужие поступки, предвидеть послед­ствия своих действий (слов, высказываний);

  • различать некоторые чувства и настроение других людей, проявлять желание посочувствовать, помочь, порадовать;

  • устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремиться понять другого человека;

  • проявлять активность в трудовой деятельности (при выполнении поручений, во время дежурств по столу, угол­ку природы);

Календарно - тематическое планирование.

«Познаем других людей и себя» 1 час в неделю - вторник


Наименование пособия

Тема занятия

Кол-во

часов

Элементы содержания занятий

Дата проведения

план

факт

Нерегламентированная деятельность - 2 часов

1


«Расскажи о своем настроении»

1 ч

Общение со сверстниками и взрослыми.

04.09.


2


«Как мы занимаемся и играем в школе»

1 ч

Общение со сверстниками и взрослыми.

11.09.


«Познаю других людей и себя» - 30 часов

Я и моя семья. Я хочу в школу. Я и мои друзья. Готовимся к школе.

1

Я и моя семья. ( стр. 4-5)

«Давай знакомиться»

1 ч

Общение со сверстниками и взрослыми.

18.09.


2

Я хочу в школу (стр.4-7)

«Здравствуй! Давай познакомимся.»

1 ч

Общение со сверстниками и взрослыми.

25.09.


3

Я хочу в школу (стр.8-9)

Готовимся к школе. (стр.3)

«Я живу в…»

1 ч

Россия – наша Родина.

02.10.


4

Я хочу в школу (стр.10-11)

Готовимся к школе.(стр.4)

«Автопортрет»


1 ч

Создание автопортрета (рисунок).

9.10


5

Я хочу в школу (стр.12-13)

Готовимся к школе. (стр.5)

«Кто ты – мальчик или девочка?»

1 ч

Особенности пола и возраста (мальчик/девочка, взрослый / ребёнок)

16.10


6


Я и моя семья. ( стр. 6-9)

«Мои родственники»

1 ч

Термины родства: прабабушка, прадедушка

23.10.


7

Я и моя семья. ( стр. 10-11)

Готовимся к школе (стр.7)

«Кем я прихожусь своим родственникам?»

1 ч

Семья – это твой Род. Термины родства: прабабушка, прадедушка

06.11


8

Я хочу в школу (стр.14-16)

«Расскажи о своей семье»

1 ч

Семья – часть общества. Взаимоотношения членов семьи

13.11.


9

Я хочу в школу (стр.16-17)

Готовимся к школе.(стр. 8)

«Генеалогическое дерево твоей семьи.»

1 ч

Роли членов семьи. Создание Генеалогического дерева.

20.11.


10

Я и моя семья.

( стр.12-16)

«Наша большая дружная семья»

1 ч

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

27.11.


11

Я и моя семья. (стр.17-19)

Готовимся к школе.(стр.9)

«О фамилии и отчестве»

1 ч

Формирование представлений о происхождении фамилии, отчестве.

04.12.


12

Я и моя семья. (стр.44-49)

«Сестрёнка.»

1 ч

Формирование нравственных понятий: «великодушие, бескорыстие».

11.12.


13

Я и мои друзья (стр.4-5)

«Как тебя зовут?»

1 ч

Закрепить понятие «друзья». Учить ценить дружбу.

18.12.


14

Я и мои друзья (стр.16-19)

Готовимся к школе(стр.22)

«Подарок другу»

1 ч

Изготовление забавной рамки для фотографий (рисование дома, фото своих друзей).

25.12.


15

Я и мои друзья (стр. 24-27)

Готовимся к школе(стр.24)

«Угощение для гостей»


1 ч

Выполнение заданий творческого характера.

15.01.


16

Я и мои друзья ( стр. 28)

«Карточка для гостя.»

1 ч

Создание игровой ситуации; задания творческих конкурсов.

22.01.


17

Я и мои друзья ( стр. 36-39)

Готовимся к школе(стр.29)

«Сила не право»

1 ч

Опыт общения с животными. Освоение правил поведения с животными.

29.01.


18

Я и мои друзья ( стр.40-42)

«Мои друзья - животные»

1 ч

Общее представление о различии человека и животного.

5.02.


19

Я и моя семья (стр.88-90)

Готовимся к школе(стр.33)

«Когда я стану взрослым?»

1 ч

Развитие воображения, связной речи.

12.02.


20

Я хочу в школу (стр.18-21)


«А теперь продолжим разговор о тебе. Что ты знаешь о своих руках?

1 ч

Формирование представлений о назначении рук, их ролью в строении тела человека.

26.02.


21

Я хочу в школу (стр.21-25)

«Что ты знаешь о своих ногах? О чем говорят руки и ноги?»

1 ч

Формирование представлений о назначении ног, их ролью в строении тела человека.

05.03.


22

Я хочу в школу (стр.26-28)


«Что ты знаешь о своих глазах?»

1 ч

Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека.

12.03.


23

Я хочу в школу (стр.29-31)

Готовимся к школе(стр.41)

«Что ты знаешь о своих глазах?»

1 ч

Общее представление о жизнедеятельности человека.

19.03.


24

Я хочу в школу (стр.32-35)


«Ты умеешь думать?»


1 ч

Развитие логического мышления, связной речи (отгадывание и придумывание загадок).

02.04.


25

Я хочу в школу (стр.36-39)

Готовимся к школе(стр.43)

«Что нужно делать вечером перед сном?»

1 ч

Продолжить знакомство с правилами личной гигиены.

9.04.


26

Я хочу в школу (стр.40-43)

«Все ли люди думают одинаково?»

1 ч

Опыт общения со сверстниками, освоение правил поведения в обществе

16.04.


27

Я хочу в школу (стр.55-56)

«Научись беречь своё время»

1 ч

Определение времени по часам.

23.04.


28

Я хочу в школу (стр.44-46)

Готовимся к школе(стр.45)

«Что такое школа?»


1 ч

Расширять представление о школе, о людях, работающих в школе.

30.04.


29

Я хочу в школу (стр.46-51)

«Твоя дорога в школу.»

1 ч

Безопасное поведение на дорогах.

7.05.


30

Я хочу в школу (стр.52-54)

Готовимся к школе(стр.47)

«Какие предметы нужны ученику в школе?»

1 ч

Продолжить ознакомление с правилами поведения в школе. Приучить к аккуратности

14.05.



Материально-техническое обеспечение

Демонстрационный, дидактический, наглядный материалы, применение ТСО и ИКТ, рабочие тетради, цветные карандаши, простой карандаш, акварельные краски и пластелин.