СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по речевой практике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по речевой практике, адаптивная школа, 4 класс, надомное обучение.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по речевой практике»

Речевая практика, 4 класс, 1 вариант (обучение на дому)

1.Пояснительная записка


Рабочая программа по речевой практике предназначена для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29. 12. 2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом от19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе программы «Устная речь» для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, филиал издательства «Просвещение», Санкт- Петербург, 2013г.

Рабочая программа ориентирована на учебно – методический комплект:

  • Учебник «Речевая практика» С.В. Комарова, 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.– М.: Просвещение, 2018г.


Актуальностью предмета «речевая практика» является его практическая и коррекционная направленность обучения языку и обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими норм русского языка, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Основная цель изучения предмета «речевая практика» - социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальными нарушениями в современном обществе.


На уроках речевой практики используются следующие методы:

  • Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;

  • Репродуктивный;

  • Частично-поисковый или эвристический;

  • Исследовательский;

  • Беседа;

  • Наблюдение;

  • Работа с книгой;

  • Упражнение;

  • Самостоятельная работа;

  • Практическая работа;

  • ИКТ.

Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:

  • Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);

  • Объяснительный / репродуктивный

  • Инструктивный / практический

  • Объяснительно-побуждающий / поисковый.

Формы:

  • Предметный урок;

  • Домашняя учебная работа;

  • Индивидуальная работа;

2. Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «речевая практика» ставит следующие задачи:

  • Формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые обобщения;

  • Развитие умения коммуникативно оправданно пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложений, связанность устного высказывания;

  • Осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьника;


Учебный курс предусматривает следующую структуру:

  • Общение и его значение в жизни

  • Аудирование

  • Дикция и выразительность речи

  • Подготовка речевой ситуации

  • Культура общения

3. Место учебного предмета в учебном плане


Предмет «речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая практика» является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.

На изучение данного учебного предмета в 4 классе отводится 1 час в неделю. Из них:

в I четверти - ч

во IIчетверти - ч

в III четверти - ч

в IVчетверти - ч Год - 34 ч

4. Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.


Предметные результаты:

  1. Понимать содержание небольших по объёму сказок и рассказов, прослушанных в магнитофонной записи, отвечать на вопросы по содержанию услышанного;

  2. Понимать содержание детских радио- и телепередач, отвечать на вопросы по содержанию услышанного;

  3. Выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации;

  4. Участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;

  5. Правильно высказывать свои просьбы, здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;

  6. Принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций;

  7. Воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план;


Базовые учебные действия:

Личностные учебные действия:

  1. осознание себя как ученика, заинтересованного обучением, занятиями, как члена семьи, друга;

  2. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

  3. целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

  4. самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

  5. понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия:

  1. использовать принятые ритуалы со­ци­аль­ного взаимодействия с учителем;

  2. обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;

  3. слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту;

  4. сотрудничать с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, со­переживать, кон­с­т­ру­к­ти­в­но взаимодействовать с людьми;

  5. договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

  1. при­нимать цели и произвольно включаться в деятельность, сле­до­вать предложенному плану и работать в общем темпе;

  2. активно уча­с­т­во­вать в де­ятельности, контролировать и оценивать свои дей­с­т­вия;

  3. соотносить свои действия и их результаты с заданными об­ра­з­ца­ми, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных кри­териев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

  1. выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых пред­метов;

  2. устанавливать видо-родовые отношения предметов;

  3. делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  4. пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

  5. читать; писать; выполнять арифметические действия;

  6. наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

  7. работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).


В программе по речевой практике обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по речевой практике в 4 классе не является препятствием к продолжению образования поданному варианту программы.


Минимальный уровень:

- формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

- участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

- восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

- выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

- участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

- ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.


Достаточный уровень:

- понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;

- понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;

- выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

- активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

- высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствую-щие этикетные слова и выражения;

- участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

- составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.


Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программы 4 класса по 5 – балльной системы отметок. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

  • - оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;

  • - оценка «4» - «хорошо» - от 51% до 65%;

  • - оценка «3» - «удовлетворительно» (зачет), если обучающийся верно выполняет от 35% до 50% заданий;

  • - оценка «2» - не ставится.

Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.


В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащихся. Она состоит из анализа двух этапов:

1этап - промежуточная диагностика (1 полугодие)

Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащихся по конкретной теме изучаемого предмета за определенный промежуток времени.

2 этап – итоговая диагностика (2 полугодие)

Цель: выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.


Данные диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов. По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаком, представленным в виде баллов:

0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом;

1 балл - обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок, выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь;

2 балла - обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи педагога. Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;

4 балла - обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции

с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога;

5 баллов - обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти не нуждается.


Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем году; запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении.




Мониторинг уровня сформированности предметных результатов по речевой практике уч-ся 4 класса за … полугодие


Фамилия имя уч-ся






Предметные результаты



Понимать содержание небольших по объёму сказок и рассказов, прослушанных в магнитофонной записи, отвечать на вопросы по содержанию услышанного;


Понимать содержание детских радио- и телепередач, отвечать на вопросы по содержанию услышанного;


Выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации;


Участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;


Правильно высказывать свои просьбы, здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;


Принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций;


Воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план;


Средний бал


Тип оценки


Уровень





5. Содержание учебного предмета


В программе речевой практики выделяются разделы:


Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.

Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио. Виртуальное общение. Общение в социальных сетях. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.

Базовые формулы речевого общения.

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.

Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».

Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»


Примерные темы речевых ситуаций

  • «Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)

  • «Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)

  • «Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)

  • «Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)

  • Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».

Алгоритм работы над темой речевой ситуации

  • Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.

  • Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.

  • Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.

  • Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.

  • Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.

  • Моделирование речевой ситуации.

  • Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.


6. Тематическое планирование



Тема урока

Колич

часов

Дата


Словарная работа

Наглядность


Основные виды учебной деятельности

1

Делимся новостями.


2


телевидение, радио, газета, журнал

периодическая печать

использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях.

2

Я выбираю книгу.


1


библиотека

книги

выбор правил поведения в заданных ситуациях

3.

Экскурсия в библиотеку.

1




выбор правил поведения в заданных ситуациях

4

Культура общения с малознакомыми людьми

2


маски для театрализованных игр, сюжетные картины, карточки - схемы

малознакомый человек

Выбор правила поведение в заданных ситуациях

5

Петушок-Золотой гребешок

2


масляна, шелкова

книги со сказками



рассказывание сказки


6

Прослушивание сказки «Петушок - Золотой гребешок»

1




Слушание аудиозапис

7

Сочиняем сказку.

2


сказочник, писатель

книги со сказками

Сочинение сказки

8

У телевизора.


2


телевидение, телепередача, диктор

плакат

Знакомство с правилами

9

Просмотр сказки «Буратино»

2




Обсуждение увиденного

10

Знаки-помощники.


2


наземный, подземный, надземный

иллюстрации

Расширение кругозора

11

Культура общения с малознакомыми людьми

1


маски для театрализованных игр, сюжетные картины, карточки - схемы

малознакомый человек

Выбор правила поведение в заданных ситуациях

12

Экскурсия по городу.

1




Распознавания знков-помощников

13

Играем в сказку.


2



волшебные сказки

кукольный театр


Инсценирование сказки


14

В гостях у леса.


2


лесник, лекарственный

иллюстрации, видео фильмы о лесе

выбор правил поведения в заданных ситуациях

15

Задушевный разговор.


2


задушевный

иллюстрации

использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях.

16

Приглашение.


1


приглашение

виды приглашений

использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях.

17

Поздравляю!


1



пожелание, поздравление

открытки


использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях.

18

Я дома.


2



домашние хлопоты


иллюстрации


Знакомство с правилами

19

Придумываем сказку.

3



сказочник

книги со сказками


Сочинение сказки


20

Мой помощник телефон.

2


связь

мультимедийная презентация

Знакомство с правилами

























7. Учебно-методическое обеспечение

1. Учебная литература

  • Учебник «Речевая практика» С.В. Комарова, 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.– М.: Просвещение, 2018г.

2. Научно-методическая литература

• Девина И.А. Управляем эмоциями (6-8). М.:Издательство "Ось - 89", 2004. - 48 с., ил. (Учебное пособие для письменных творческих заданий)

• Поле речевых чудес: Учебное пособие. Екатеринбург: ТОО "ГриК" 1997. - 180 с. Тираж 1000 экз.


Материально-техническое обеспечение

Демонстрационные и печатные пособия Технические средства обучения


- Предметные картинки в соответствии с тематикой произведений - Ноутбук

- Сюжетные картинки в соответствии с тематикой произведений - Принтер-ксерокс

- Слова для словарной работы

- Маски для инсценирования

- Карточки – схемы

- Карточки с заданиями

- Плакаты с чистоговорками

- Иллюстрации и репродукции по речевым ситуациям.

- Игровые атрибуты.

- Наглядно-дидактический материал.

- Презентации по речевым ситуациям.

- Сюжетные картинки.

- Презентации по темам.






23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!