Пояснительная записка
Адаптированная программа по учебному предмету «Речевая практика» для 4 класса разработана в соответствии с:
– примерной рабочей программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой;
- АООП НОО МБОУ СОШ №8 с. Натырбово;
– учебно – методическоим комплексом: Учебник С.В. Комарова. Речевая практика.4 класс: учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ С.В. Комарова. – М.: «Просвещение», 2019.
Тематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю, что составляет 68 учебных часов в год.
Основная цель курса «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
Задачи:
-
Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
-
Формирование первоначальными «дограмматическими» понятиями и развитие коммуникативно-речевых навыков;
-
Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
-
Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
-
Развитие навыков устной коммуникации;
-
Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности;
-
Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
-
Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
-
Формировать выразительную сторону речи;
-
Учить строить устные связные высказывания;
-
Воспитывать культуру речевого общения.
Планируемые предметные результаты освоения по учебному предмету «Речевая практика».
-
Освоение обучающимися по учебному предмету «Речевая практика» за 4 класс предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных.
-
Личностные учебные действия:
-
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
-
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
-
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
-
Коммуникативные учебные действия:
-
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
-
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-
обращаться за помощью и принимать помощь;
-
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
-
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
-
Регулятивные учебные действия:
-
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
-
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
-
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
-
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
-
Познавательные учебные действия:
-
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
-
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
-
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
-
читать; писать;
-
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
-
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
-
Предметные результаты:
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
— выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей; — выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми; — знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя); — участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; — слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал; — выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя; — участвовать в беседе; — слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план. | -понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных артистами в аудиозаписи, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного; — понимать содержание детских радио- и телевизионных передач, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного; — уметь выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации; — участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций; — правильно выражать свои просьбы, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения; — принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций; — уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план. |
Содержание учебного предмета «Речевая практика»
Аудирование и понимание речи
Повторение предложений (6—8 слов), разных по структуре, вслед за учителем. Прослушивание аудиозаписей чтения артистами коротких сказок или рассказов с последующим пересказом прослушанного.
Дикция и выразительность речи
Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях.
Практическое осмысление многообразия тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесённых фраз с пиктограммами.
Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.
Общение и его значение в жизни
Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио или с телеэкрана? Что мы понимаем из такого устного общения с нами? Важно ли для нас это общение? Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник — устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение?
Влияние речи на поступки людей. «Свойства» слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить и т. д.; подбор соответствующих слов. Общепринятые знаки в общении людей: «Не курить», «Переход», «Метро», «Мужской и женский туалет», «Нельзя фотографировать» и т. д.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. Лексические темы: «Игры с друзьями», «Играем в сказку», «Мы писатели», «Я дома», «Я за порогом дома», «Я в мире природы». Определение темы ситуации, обсуждение того, что именно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации. Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос – ответ, вопрос - сообщение). Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учетом фиксированной структуры высказывания. Культура общения. Устное и письменное приглашение, поздравление. Упражнения в составлении устного и письменного приглашения, поздравления. Извинение. Вежливый отказ от предложения, приглашения. Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях.
Учебно- тематическое планирование
4 класс (68ч)
№п/п | Темы | К-во часов |
1 | Делимся новостями. | 4 |
2. | Я выбираю книгу. | 4 |
3. | Подскажите, пожалуйста… | 4 |
4. | Я – пассажир. | 3 |
5. | Петушок - Золотой гребешок. | 3 |
6. | Сочиняем сказку. | 4 |
7. | У телевизора. | 4 |
8. | Лисичка – сестричка. | 3 |
9. | Новогодние истории. | 3 |
10. | Знаки – помощники. | 4 |
11. | В гостях у леса. | 4 |
12. | Задушевный разговор. | 4 |
13. | Приглашение. | 4 |
14. | Поздравляю! | 4 |
15. | Жду письма! | 4 |
16. | Извините, меня… | 4 |
17. | Поздравительная открытка. | 4 |
18. | Во саду ли в огороде | 4 |
| | 68ч |
Календарно-тематическое планирование по речевой практике
№ | Тема раздела Тема урока | Дата План/факт | Кол-во часов | Планируемые | результаты | Деятельность учащихся | |
Предметные | Личностные |
1-4 | Делимся новостями | | 4 | Ориентироваться в пространстве класса | Освоить роль ученика | Составление рассказа по серии картинок. Знакомство сфиксированной структурой текста. | |
5-10 | Я выбираю книгу | | 6 | Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя | Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья» | Составление рассказов «Моя любимая книга» с опорой на план | |
11-13 | Сказка "Петушок - Золотой гребешок" | | 3 | понимание содержания небольших по объему сказок | Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям | Закрепление содержания сказки (пересказ с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.). Инсценирование сказки. | |
14-19 | Сочиняем сказку | | 6 | участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм | Обсуждение замысла сказки. Составление предложений к каждой части придумываемой сказки с опорой на вопросный план | |
20-23 | Я- пассажир | | 4 | участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка; | участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций | Ролевая игра «В автобусе» | |
24-28 | У телевизора | | 5 | понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя; | выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей | Коллективное обсуждение «Моя любимая программа» | |
29-31 | Повторение изученного | | 3 | Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя; | знать свои имя и фамилию, адрес дома, | Составление персональных телевизионных программ обучающимися | |
32-34 | Знаки - помощники | | 3 | Знать основные условные знаки | участвовать в беседе | Экскурсия «Знаки-помощники в нашем городе | |
35-37 | В гостях у леса | | 3 | Уметь обсуждать, советоваться, внимательно относиться к ответам товарищей | участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями | Составление «Правил вежливого поведения в лесу». | |
38-40 | Задушевный разговор | | 3 | Уметь анализировать, участвовать в диалогах | закрепление навыков коммуникации и умений использовать принятые нормы социального взаимодействия | Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу».Знакомство с рассказами В. Осеевой | |
41-44 | Повторение изученного | | 4 | составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план. | закрепление социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни | Творческая работа «Что может нанести вред лесу?» | |
45-48 | Приглашение | | 4 | Уметь составлять устный и письменный текст с опорой на его структуру | выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета | Моделирование диалогов, содержащих приглашение и вежливый отказ | |
49-54 | Поздравляю! | | 6 | Уметь адресно подбирать пожелания | знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы | Знакомство с правилами оформления письменного поздравления на открытке. | |
55-59 | Здравствуй, лето! | | 5 | активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций | уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал | Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта ответы на вопросы на основе иллюстраций | |
60-68 | Летние каникулы. | | 8 | знание основных правил культуры речевого общения | Участвовать в беседе | Обсуждение планов обучающихся на каникулы: свободные высказывания, взаимные вопросы, уточнения. | |