СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа "Речевая практика" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа "Речевая практика" 4 класс 

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа "Речевая практика" 4 класс»

                                                     Пояснительная записка

Адаптированная программа по учебному предмету «Речевая практика» для 4 класса разработана в соответствии с:

– примерной рабочей программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой;

- АООП НОО МБОУ СОШ №8 с. Натырбово;

– учебно – методическоим комплексом:  Учебник С.В. Комарова. Речевая практика.4 класс: учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ С.В. Комарова. – М.: «Просвещение», 2019.

Тематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю, что составляет 68 учебных часов в год. 

Основная цель курса «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.          

Задачи:

  • Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);

  • Формирование первоначальными «дограмматическими» понятиями и развитие коммуникативно-речевых навыков;                                          

  • Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;

  • Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;

  • Развитие навыков устной коммуникации;      

  • Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности;                                                                                                          

  • Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;

  • Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;                                                                                                               

  • Формировать выразительную сторону речи;                                                                                                                  

  • Учить строить устные связные высказывания;

  • Воспитывать культуру речевого общения.      

Планируемые предметные результаты освоения по учебному предмету «Речевая практика».

  • Освоение обучающимися по учебному предмету «Речевая практика» за 4 класс предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных.

  • Личностные учебные действия:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к ор­га­низации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договореннос­тей; понимание личной от­вет­с­т­вен­ности за свои поступки на основе пред­с­тавлений об эти­ческих нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

  • Коммуникативные учебные действия:

  • всту­пать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–уче­ник, ученик–класс, учитель−класс);

  • использовать принятые ритуалы со­ци­аль­ного взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;

  • сотрудничать с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях;

  • доброжелательно относиться, со­переживать, кон­с­т­ру­к­ти­в­но взаимодействовать с людьми;

  • договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

  • Регулятивные учебные действия:

  • адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

  • при­нимать цели и произвольно включаться в деятельность, сле­до­вать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • активно уча­с­т­во­вать в де­ятельности, контролировать и оценивать свои дей­с­т­вия и действия од­но­к­ла­с­сников;

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными об­ра­з­ца­ми, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных кри­териев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

  • Познавательные учебные действия:

  • выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых пред­метов;

  • устанавливать видо-родовые отношения предметов;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

  • читать; писать;

  • наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

  • работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

  • Предметные результаты:

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:


— выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;

— выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;

— знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);

— участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

— слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;

— выразительно произносить чистоговорки, короткие

стихотворения по образцу учителя;

— участвовать в беседе;

— слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь

на картинно-символический план.

-понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных

артистами в аудиозаписи, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;

— понимать содержание детских радио- и телевизионных передач, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;

— уметь выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации;

— участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;

— правильно выражать свои просьбы, уметь здороваться,

прощаться, просить прощения и извиняться, используя

соответствующие выражения;

— принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций;

— уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план.



Содержание учебного предмета «Речевая практика»

Аудирование и понимание речи                                       

Повторение предложений (6—8 слов), разных по структуре, вслед за учителем.  Прослушивание аудиозаписей чтения артистами коротких сказок или рассказов с последующим пересказом прослушанного.

Дикция и выразительность речи                  

Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях.                                

Практическое осмысление многообразия тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесённых фраз с пиктограммами.                                               

Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.

Общение и его значение в жизни                                                                

Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио или с телеэкрана? Что мы понимаем из такого устного общения с нами? Важно ли для нас это общение? Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник — устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение?                                                                                 

Влияние речи на поступки людей. «Свойства» слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить и т. д.; подбор соответствующих слов. Общепринятые знаки в общении людей: «Не курить», «Переход», «Метро», «Мужской и женский туалет», «Нельзя фотографировать» и т. д.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. Лексические темы: «Игры с друзьями», «Играем в сказку», «Мы писатели», «Я дома», «Я за порогом дома», «Я в мире природы». Определение темы ситуации, обсуждение того, что именно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации. Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос – ответ, вопрос - сообщение). Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учетом фиксированной структуры высказывания. Культура общения. Устное и письменное приглашение, поздравление. Упражнения в составлении устного и письменного приглашения, поздравления. Извинение. Вежливый отказ от предложения, приглашения. Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях.


Учебно- тематическое планирование

4 класс (68ч)

№п/п

Темы

К-во часов

1

Делимся новостями.

4

2.

Я выбираю книгу.

4

3.

Подскажите, пожалуйста…

4

4.

Я – пассажир.

3

5.

Петушок - Золотой гребешок.

3

6.

Сочиняем сказку.

4

7.

У телевизора.

4

8.

Лисичка – сестричка.

3

9.

Новогодние истории.

3

10.

Знаки – помощники.

4

11.

В гостях у леса.

4

12.

Задушевный разговор.

4

13.

Приглашение.

4

14.

Поздравляю!

4

15.

Жду письма!

4

16.

Извините, меня…

4

17.

Поздравительная открытка.

4

18.

Во саду ли в огороде

4



68ч






                          Календарно-тематическое планирование по речевой практике

Тема раздела

Тема урока

Дата

План/факт

Кол-во часов

Планируемые

результаты

Деятельность учащихся



Предметные

Личностные

1-4

Делимся новостями

 

4

Ориентироваться в пространстве класса

Освоить роль ученика

Составление  рассказа  по  серии  картинок.  Знакомство  сфиксированной структурой текста.

 

5-10

Я выбираю книгу

 

6

Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя

Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро»,

«природа», «семья»

Составление рассказов «Моя любимая книга» с опорой на план

 

11-13

Сказка "Петушок - Золотой гребешок"

 

3

понимание содержания небольших по объему сказок

Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь

к родителям

Закрепление  содержания  сказки  (пересказ  с  опорой  на иллюстрации, по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.). Инсценирование сказки.

 

14-19

Сочиняем сказку

 

6

участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм

Обсуждение замысла сказки. Составление предложений к каждой части придумываемой сказки с опорой на вопросный план

 

20-23

Я- пассажир

 

4

участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций

Ролевая игра «В автобусе»

 

24-28

У телевизора

 

5

понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;

выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей

Коллективное  обсуждение  «Моя  любимая  программа» 

 

29-31

Повторение изученного

 

3

Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;

знать свои имя и фамилию, адрес дома,

Составление персональных телевизионных программ обучающимися

 

32-34

Знаки - помощники

 

3

Знать основные условные знаки

участвовать в беседе

Экскурсия «Знаки-помощники в нашем городе

 

35-37

В гостях у леса

 

3

Уметь обсуждать, советоваться, внимательно относиться к ответам товарищей

участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями

Составление «Правил вежливого поведения в лесу».

 

38-40

Задушевный разговор

 

3

Уметь анализировать, участвовать в диалогах

закрепление навыков коммуникации и умений использовать принятые нормы социального взаимодействия

Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу».Знакомство с рассказами В. Осеевой

 

41-44

Повторение изученного

 

4

составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

закрепление социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни

Творческая   работа   «Что   может   нанести   вред   лесу?»

 

45-48

Приглашение

 

4

Уметь составлять устный и письменный текст с опорой на его структуру

выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета

Моделирование   диалогов,   содержащих   приглашение   и вежливый отказ

 

49-54

Поздравляю!

 

6

Уметь адресно подбирать пожелания

знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы

Знакомство с правилами оформления письменного поздравления    на    открытке.   

 

55-59

Здравствуй, лето!

 

5

активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций

уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал

Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта ответы на вопросы на основе иллюстраций

 

60-68

Летние каникулы.

 

8

знание основных правил культуры речевого общения

Участвовать в беседе

Обсуждение планов обучающихся на каникулы: свободные высказывания, взаимные вопросы, уточнения.

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!