СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация», 3 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация», 3 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

на заседании на заседании метод. совета педагогическим приказом № 135/2

ШМО учителей (протокол №4 советом от 31.08.2021 г.

начальных классов от 31.08.2021 г.) (протокол №5 Директор МБОУ «СОШ №8»

(протокол №5 от 31.08.2021 г. /М. В. Антонова/

от 30.08.2021 г.




Адаптированная рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

для Желтовой Елены, учащейся 3 «Г» класса

на 2021/2022 учебный год

обучение на дому

начальное общее образование






Составитель: учитель начальных классов первой квалификационной категории Шипачева О.Г.




г. Бийск, 2021



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа предмета «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов:

  • ​Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ;

  • ФЗ от 24 июня 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

  • ФЗ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью, 2014 г.

  • приказа Министерства образования и науки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью"

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 06.10.09г. № 373

  • Приказа от 29 декабря 2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 6 ноября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного стандарта начального общего образования»;

  • Приказа от 28 октября 2015 г. № 08 - 1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

  • Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 8», учебного плана школы на 2022/2023 учебный год (приказ № 135/2 от 31.08.2022 г.);

  • Положения о рабочей программе учебного предмета, курса МБОУ «СОШ № 8» (Приказ №135/2 от 31.08.2022 г.);

  • Положения о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «СОШ № 8» (Приказ №135/2 от 31.08.2022 г.);

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20   "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

  • Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации: № 254 от 20.05.2020 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» организациями, осуществляющими образовательную деятельность»; № 766 от 23.12.2020 г. «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждённый приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254»;

  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2.).

  • Комплекта примерных рабочих программ для 3 класса по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с ЗПР.— М.: Просвещение.

Настоящая программа составлена для ученицы 3 класса, обучающегося индивидуально на дому, рассчитана на 3 часа в неделю, 102 часа в год. Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в образовательную область «Речь и речевая практика».

Учащаяся, для которого разработана данная рабочая программа, принадлежит к группе «безречевых» детей. Речь данного ребенка состоит из отдельных звуков и слогов.

Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика».

Обоснованием цели и содержания учебного предмета служат следующие положения Л.С. Выготского:

- детский коллектив рассматривается как источник развития высших психических функций для умственно отсталого ребенка,

- основные социальные структуры сознания человека формируются в процессе общения,

- развитие речи первоначально выступает как средство общения, как коммуникативная функция, а потом речь превращается в средство мышления.

Цель предмета – закреплять и совершенствовать освоенные ранее средства коммуникации (вербальной, невербальной, альтернативной) в контексте познания окружающего мира и личного опыта, для решения соответствующих возрасту житейских задач, расширять возможности альтернативных средств коммуникации; знакомить с техникой глобального чтения в доступных пределах, совершенствовать предпосылки к осмысленному чтению и письму.



  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный предмет включает 3 раздела:

  • коммуникация,

  • развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,

  • чтение и письмо.


Задачи предмета:


В разделе "Коммуникация":
- совершенствование умений социально-эмоционального взаимодействия в доступной форме,
- знакомство с разными ситуациями коммуникации для практики взаимодействия в кругу сверстников, знакомство с практикой использования альтернативных средств коммуникации, «чтение» пиктограмм, совершенствовать доступные умения и средства коммуникации в практике диалогической речи.


В разделе "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации":

- расширение коммуникативных средств и речевых возможностей в доступной форме для социального взаимодействия со сверстниками,
- обогащение активного и пассивного словаря в целях коммуникации,
- выражение эмоционально- оценочного отношения к героям прослушанных художественных произведений с использованием речевых и неречевых средств общения.


В разделе "Чтение и письмо":
- совершенствование ручной и мелкой моторики, формирование элементарных графических умений, использование пишущего предмета по словесной инструкции и по образцу в конкретной ситуации, формирование умений читать слоги, слова и методом глобального чтения в контексте близких к опыту обучающегося ситуаций коммуникации,
- умение понимать смысл коротких текстов, читаемых взрослым, на основе прослушивания текстов, читаемых учителем и прослушивания аудиозаписей, подбора иллюстраций, пиктограмм, названий слов.


В основном содержании 3 разделов учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» выделено
4 направления:


Мой класс – мои друзья (взаимоотношения).
Партнеры по игре (игры с правилами: подвижные и настольно-печатные игры).
Ситуации взаимодействия – (роли сказочных персонажей, обыгрывание игрушек, школа, экскурсии, прием гостей, приезд на дачу и др.).
Театрализованные ситуации (персонажи, роли, диалоги) с использованием пальчикового, настольного, перчаточного театров, кукол бабабо.


Направления учебного предмета реализуются поэтапно, каждое из которых позволяет совершенствовать на новом качественном уровне умения обучающихся в коммуникации.
Содержание направлений состоит из тематических блоков в контексте коммуникации с окружающей действительностью и накопления личного опыта обучающегося в этой области.
Разделы предмета включены в структуру занятий, могут чередоваться, или приоритетно увеличиваться в объеме относительно друг друга по усмотрению учителя, в зависимости от темы урока.


В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет. На его изучение в 3 классе отведено 102 часа, 3 часа в неделю, 34 учебные недели.


Формы обучения: уроки, малые группы (по 2 ученика), индивидуальные занятия. Для обучающихся 3-ей группы реализации программы показана в индивидуальной (надомной) форме обучения.

Реализация программы осуществляется с помощью практических, наглядных и словесных методов обучения, использования игровых приемов для формирования мотивации обучающихся к играм и коммуникативным ситуациям со взрослым, с партнером и с группой детей; привлечение обучающихся к отображению действий по прочитанному учителем текстов (стихов) или прослушивания текстов (стихов) по аудиозаписи.



Блоки

(100% - объем программы)

Коммуникация

(40%)

Развитие речи средствами вербальной и невербальной

коммуникации (40%)

Чтение и письмо

(20%)

НАПРАВЛЕНИЕ 1

Мой класс – мои друзья (взаимоотношения)

Блок 1


Прощай, лето!

Встреча с учителями и одноклассниками.

Обмен впечатлениями о лете. Урок знаний.

Словарь: школа, доброе утро,

здравствуйте, привет, хорошо, плохо.

Глобальное чтение:

школа, портфель, парта, свое имя на карточке.

Пиктограммы: школа, портфель, парта, ученик.

Совершенствование умений социально-эмоционального

взаимодействия в доступной форме (используя вербальные и невербальные

средства).

Расширение коммуникативных

средств и речевых возможностей в доступной форме для общения со

сверстниками (приветствия друг друга, прощания,

сообщения о чём-либо, стимулировать их применение на практике).

Формирование умений читать методом

глобального чтения

в близкой к опыту

обучающегося ситуации

коммуникации.

Блок 2.


Здравствуй, осень.

Школьные дела.

Словарь: школа, класс, имена детей, учителя; возьми,

собери, достань, положи.

Глобальное чтение:

школа, парта, портфель.

Пиктограммы: листья,

ветер, дождь, птицы, идет, падает, дует.


Совершенствование доступных умений и средств

коммуникации в практике диалогической речи.

Совершенствование

коммуникативных

возможностей для

поддержания беседы: ответы на

вопросы, сообщение

информации, просьба

(расширение и активизация

активного и пассивного словаря). Составление

предложений вербально и с помощью пиктограмм.

Задавать вопросы и отвечать на них.

Формирование элементарных графических

умений, использование

пишущего предмета по

словесной инструкции и по

образцу в конкретной

ситуации. Отработка навыка глобального чтения

слов. Поиск в них знакомых букв: А, О. Произнесение и

чтение их сочетаний.

Блок 3.


Готовимся к урокам.

Мой портфель.

Словарь: мой, твой, пенал, ручка,

карандаш, пожалуйста.

Глобальное чтение:

пенал, ручка, ластик, карандаш.

Пиктограммы: пенал, ручка, карандаш, ластик, писать,

рисовать, стирать.



Знакомство с практикой

Использования альтернативных средств

коммуникации, «чтение»

пиктограмм.

Обогащение активного и

пассивного словаря в целях

коммуникации.

Формирование элементарных графических

умений, использование

пишущего предмета по

словесной инструкции и по

образцу в конкретной

ситуации

Блок 4



Волшебная страна сказок.

Словарь: кораблик, цыпленок, муравей, лягушонок, жучок,

засмеялся, мышонок, карандаш, испугался притащил, поплыли.

Глобальное чтение:

Тетрадь, ручка, карандаш, ластик.

Пиктограммы:

Тетрадь, ручка, карандаш, ластик


Совершенствование умений социально эмоционального взаимодействия в доступной форме.

Выражение

эмоционально-оценочного

отношения к героям

прослушанных

художественных

произведений с использованием

речевых и неречевых средств общения.

Умение понимать смысл коротких текстов, читаемых

взрослым, подбор иллюстраций.

НАПРАВЛЕНИЕ 2

Партнеры по игре (игры с правилами: подвижные и настольно-печатные игры)


Блок 5

Школьные правила:

разминка на уроке.

Сочетания АУ, УА.



Словарь: грядка,

дерево, растут, груша, лук, огурец

Глобальное чтение:

лук, груша

Пиктограммы:

Темы - фрукты, овощи.


Совершенствование доступных умений и средств

коммуникации в практике

диалогической речи при взаимодействии с одноклассниками

Выражение

эмоционально-оценочного

отношения к героям

прослушанных

художественных

произведений с

использованием речевых и неречевых средств.

Формировать умение слушать и понимать смысл

коротких текстов, читаемых

взрослым. Учить реагировать на знакомые тексты, прочитанные

взрослым (показывать

игрушку, иллюстрацию).

Блок 6


Занятия после уроков.

Сочетания АО, ОА.


Словарь: копать, пилить, забивать, земля, рубить, дерево, гвоздь.

Глобальное чтение:

лопата, молоток.

Пиктограммы:

На тему «Рабочие инструменты»


Совершенствование доступных умений и средств

коммуникации в практике

диалогической речи

при взаимодействии

с одноклассниками в

процессе обучения

Расширение

Коммуникативных средств и речевых возможностей в

доступной форме для

социального взаимодействия со

сверстниками в процессе обучения

Формирование элементарных

графических умений,

использование пишущего

предмета по словесной

инструкции и по образцу при прослушивании

соответствующих звуков.

Формирование умений читать сочетания гласных

Блок 7


Наши игры

(игры с правилами):

детское лото, детское домино,

дидактические игры).

Любимая игрушка.

Сочетания ОМ, АМ.


Словарь: мой, моя,

твой, твоя, робот, мяч, кукла, играть.

Глобальное чтение:

робот, кукла, лото, домино, мяч.

Пиктограммы: по теме «Игры»


Совершенствование

доступных умений и средств

коммуникации в практике

диалогической речи в процессе игр

Расширение

Коммуникативных средств и речевых возможностей в

доступной форме для

взаимодействия со

сверстниками в процессе игр.

Формирование

умения читать

слоги, слова

методом

глобального чтения

во время игр.

Блок 8


Игры с мячом

(считалки, рифмовки).

Сочетание МУ.


Словарь:

Мычит, лает, дает молоко, сторожит, теленок, щенок.

Глобальное чтение:

корова, собака, мяч.

Пиктограммы: на тему «Домашние животные, их

детеныши».

Совершенствование умений социально-эмоционального

взаимодействия в доступной форме в процессе участия в

играх.

Расширение

Коммуникативных средств и речевых возможностей в

доступной форме для

социального

взаимодействия со

сверстниками во время совместных игр

Формирование умений слушать и понимать смысл

коротких текстов, читаемых

взрослым; проявлять

дифференцированные эмоциональные реакции на

знакомые тексты

Блок 9


Перемена:

музыкальная пауза.

Звуки и буквы А,У,М,О.


Словарь: названия частей тела, пальцев, некоторых движений

(поворот, наклон, прыжок, приседание).

Глобальное чтение:

игра

Пиктограммы,

обозначающие

различные движения.

Активизация речевых (в т. ч.

невербальных) высказываний при участии в пальчиковых,

подвижных играх.

Совершенствование умений в

Использовании доступных средств коммуникации: для

Выражения предпочтений,

обращения за помощью, эмоций в ситуации

взаимодействия.

Формирование

элементарных графических

умений, использование

пишущего предмета по

словесной инструкции и по

показу при письме букв на

мольберте или индивидуальной доске.

Блок 10


Дежурный по классу.


Сочетания УМ, МА


Словарь: собирать,

складывать, вытирать,

подметать мыть, веник, тряпка, ведро, мусор.

Глобальное чтение: мел.

Пиктограммы:

подметать, мыть, мести, ведро

Совершенствование умений социально-эмоционального

взаимодействия со

сверстниками в доступной форме при выполнении

бытовых поручений.

Расширение

коммуникативных средств и речевых возможностей в

доступной форме для

социального взаимодействия со

сверстниками при совместном

выполнении поручений.

Формирование и развитие умений понимать смысл

коротких текстов, читаемых

взрослым, на основе подбора иллюстраций,

пиктограмм, названий слов,

условных действий или жестов.

Блок 11

Считалочки.

Игры с правилами.


Буква: И.


Словарь: маракас, скрипка, флейта, гитара, играть.

Глобальное чтение: игра.

Пиктограммы: по теме «музыкальные инструменты»

Совершенствование слухового внимания,

Использование доступных умений и средств

коммуникации в практике

диалогической речи в процессе игр с правилами.

Обогащение активного и

пассивного словаря в целях

коммуникации, использование

изученных слов, жестов, пиктограмм при выражении

своих предпочтений, эмоций.

Формирование элементарных графических

умений, использование

пишущего предмета по

словесной инструкции и по

образцу при «записи» музыки линиями.

Знакомство со звуком и буквой И.

Блок 12

Сюжетные картинки: деревня.


Слоги: МИ, ИМ.


Словарь: дом, поле, забор, огород, хлев, улица, люди, животные

Расширение словарного запаса: знакомство с

разными ситуациями

коммуникации для практики

взаимодействия в кругу сверстников на основе

рассмотрения сюжетных

иллюстраций и беседы

Расширение

Коммуникативных средств и

расширение словаря для социального взаимодействия со

сверстниками на основе рассмотрения сюжетных

иллюстраций и беседы.

Совершенствование

коммуникативных

возможностей в процессе

пальчиковых игр с речевым

сопровождением, выполнении аппликации,

графических заданий,

конструировании.

Блок 13

Любимые

мультфильмы.


Слова для чтения:

МАМА.

Словарь:

названия персонажей

– животных

Совершенствование умений социально-эмоционального

взаимодействия со

сверстниками в процессе

обсуждения знакомых

мультфильмов.

Выражение

Эмоционально-оценочного

отношения к героям

прослушанных

художественных

произведений с

использованием речевых и неречевых средств общения

Формирование умений слушать и понимать смысл

коротких текстов, читаемых

взрослым с помощью ответов на вопросы по

содержанию, наглядной опоры в виде мультфильмов.

Блок 14



Украшаем елку:

открытка для друга.


Хоровод, карнавал.


Словарь: праздник, елка, поздравлять, Новый год, салют.

Знакомство с разными ситуациями коммуникации для практики взаимодействия со сверстниками в ходе

подготовки и проведения

праздников.

Расширение

Коммуникативных средств и речевых возможностей в

доступной форме для

социального

взаимодействия со сверстниками (поздравление с

праздником)

Формирование способов и средств выражения

коммуникативным

и средствами проявлять свое отношение к

праздникам, накопления опыта наблюдения за

праздничными событиями.

НАПРАВЛЕНИЕ 3

Ситуации взаимодействия – (роли сказочных персонажей, обыгрывание игрушек, школа,

экскурсии, прием гостей, приезд на дачу и др.)

Блок 15


Школьная

олимпиада.


(интегрированный(ые)

урок(и) с другим

классом – готовится

совместно с другим

педагогом)

Глобальное чтение:

книга, тетрадь

Расширение представлений о

разных ситуациях коммуникации для практики

взаимодействия в кругу сверстников.

Расширение коммуникативных

средств и речевых возможностей в доступной форме для социального

взаимодействия со

сверстниками

Формирование умений слушать и понимать смысл

коротких текстов, читаемых

взрослым, вербальных

инструкций

Блок 16


Едем в автобусе.


Слова для чтения: МУМУ.

Словарь: автобус, пассажир, едет,

приехали, вышли.

Глобальное чтение: школа, мел.

Совершенствование доступных умений и средств

коммуникации в практике

диалогической речи.

Обогащение активного и

пассивного словаря в целях

коммуникации.

Формирование умения читать слоги, слова

Методом глобального чтения во время игр

Блок 17


Школьная спартакиада.

Веселые старты.


Словарь: игра, команда,

соревнование, победа, медаль, старт.

(интегрированный

(ые) урок(и) с другим

классом – готовится

совместно с другим

педагогом, учителем физкультуры)

Знакомство с разными ситуациями коммуникации для практики взаимодействия в кругу сверстников.

Расширение коммуникативных

средств и речевых возможностей в доступной форме для социального

взаимодействия со

сверстниками

Формировать и развивать умение понимать смысл

коротких текстов, читаемых

взрослым, вербальных

инструкций.

Блок 18



Страна, в которой я

живу.


Словарь: Россия, горы, море, лед, лес, река, равнина.

Глобальное чтение: Россия, страна

Совершенствование доступных умений и средств

коммуникации в практике

диалогической речи

при обыгрывании диалога сказки, обмене впечатлениями.

Обогащение активного и

пассивного словаря в

целях коммуникации

(для ответов на вопросы, выражения эмоций)

Формирование умений слушать и понимать смысл

коротких текстов, читаемых

взрослым с помощью ответов на вопросы по

содержанию.

Блок 19



Идем в кафе.


Словарь: меню, спасибо, пожалуйста, есть, пить и др.

Пиктограммы: изображения блюд и напитков.

Совершенствование доступных умений и средств

коммуникации в практике

диалогической речи

при обыгрывании диалога

Расширение коммуникативных

средств и речевых

возможностей в доступной форме для социального

взаимодействия со

сверстниками.

Формирование элементарных графических

умений, использование

пишущего предмета по

словесной инструкции и по

образцу при обводке

выбранных пиктограмм.

Блок 20



Накрываем на стол. Гости.


Словарь: посуда, продукты, хлеб, сыр.

Глобальное чтение: хлеб, сахар.

Пиктограммы: по темам «Продукты», «Посуда».

Расширение словарного запаса; совершенствование

умений социально-эмоционального взаимодействия в доступной форме во время игр

Расширение

Коммуникативных средств и речевых возможностей в

доступной форме

для социального

взаимодействия со

сверстниками во время совместных игр.

Формирование элементарных графических

умений, использование

пишущего предмета по

словесной инструкции и по

образцу при работе

со «списками»

НАПРАВЛЕНИЕ 4

Театрализованные ситуации (персонажи, роли, диалоги) с использованием пальчикового,

настольного, перчаточного театров, кукол бибабо.

Блок 21.


Весенние истории.


Словарь: актеры, медведь, солнце, вода, снег.

Совершенствование доступных умений и средств

коммуникации в практике

диалогической речи

при обыгрывании диалога

Обогащение активного и

пассивного словаря

в целях коммуникации (для

ответов на вопросы, выражения

эмоций).

Формирование умений слушать и понимать смысл

коротких текстов, читаемых взрослым с помощью ответов на вопросы по

содержанию.

Блок 22.


Вопросы-ответы:

Угадай: Театр «Тени», «Куклы Биба-бо».


Словарь: названия

персонажей сказки.

Совершенствование доступных умений и средств

коммуникации в практике

диалогической речи

при обыгрывании диалога сказки.

Расширение

Коммуникативных средств и речевых возможностей в

доступной форме для социального взаимодействия со

сверстниками во время совместных игр

Формирование элементарных графических

умений, использование

пишущего предмета

по словесной инструкции и по образцу при выполнении

графических упражнений.

Блок 23.


Пальчики – актеры.

Кукольный театр


Глобальное чтение:

школа, ручка, книга, мел, игра, мяч, парта, портфель.

Пиктограммы:

обозначающие членов семьи.

Совершенствование

доступных умений и средств

коммуникации в практике

диалогической речи

при обыгрывании диалога персонажей

Обогащение активного и

пассивного словаря в целях

коммуникации (для ответов на вопросы, выражения эмоций).

Формирование умения читать слоги, слова методом глобального чтения во время игр.

Блок 24.


Театр на столе.

Совершенствование

доступных умений и средства

коммуникации в практике

диалогической речи

при обыгрывании диалога.

Расширение коммуникативных

средств и речевых

возможностей в доступной форме для социального

взаимодействия со

сверстниками во время совместных игр

Формирование умений слушать и понимать смысл

коротких текстов, читаемых взрослым с помощью ответов на вопросы по

содержанию.

Блок 25.


Здравствуй, лето –

прощай, школа.


Словарь: лето, каникулы, отдых,

деревня, город, дача,

купаться.

Совершенствование

доступных умений и средств

коммуникации в практике

диалогической речи

при обыгрывании диалога

Обогащение активного и

пассивного словаря в целях

коммуникации (для ответов на вопросы, выражения эмоций).

Формирование умений слушать и понимать смысл

коротких текстов, читаемых взрослым с помощью ответов на вопросы по

содержанию; выполнение

графических заданий по показу при использовании

пишущего предмета

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Учебный предмет в 3 классе осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии), которые усвоили программный материал 2 класса и овладели базовыми умениями в коммуникации: умеют контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия доступными средствами коммуникации (включая альтернативные), т.е. используют в разных ситуациях ранее усвоенные невербальные и вербальные умения; проявляют интерес к взаимодействию со взрослыми и сверстниками; выражают собственные потребности и желания доступными средствами, проявляют коммуникативную активность в игровых
ситуациях.


Обучающимися с глубокой умственной отсталостью и большинство детей с множественными нарушениями в развитии (3 группа):
- умение проявлять эмоционально-положительный отклик доступным способом в знакомой ситуации взаимодействия,
- умение общаться со знакомым взрослым, поддерживая эмоционально-двигательным способом возможный контакт.


Предметные:
- умение брать, удерживать и пользоваться в доступных пределах пишущим предметом (ручкой, карандашом, фломастером),
- умение реагировать доступным способом или понимать простые невербальные (альтернативные) знаки для поддержания коммуникации (пиктограммы, написанные короткие слова).


Базовые учебные действия:
- используют знакомые средства коммуникации (включая альтернативные) в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- понимают значение слов в близкой к личному опыту обучающегося житейской ситуации;
- умеют вступать в контакт и поддерживать его в группе знакомых сверстников и со знакомыми взрослыми;
- узнают и различают имена знакомых сверстников, используя умения глобального чтения;
- узнают звучание знакомой аудиокниги, показывая картинку или пиктограмму;
- пишут простые графические элементы, знают и пишут буквы: А, О, У, М, И.
- умеют читать слоги, слова, читают несколько слов методом «глобального чтения».













ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»



Тема

Количество часов

Дата

Всего

Очно

Заочно

НАПРАВЛЕНИЕ 1

Мой класс – мои друзья (взаимоотношения)

1

Прощай лето Встреча с учителями одноклассниками. Обмен впечатлениями о лете. Урок знаний.

1

1



2

Прощай лето Встреча с учителями одноклассниками. Обмен впечатлениями о лете. Урок знаний.

1




3

Прощай лето Встреча с учителями одноклассниками. Обмен впечатлениями о лете. Урок знаний.

1




4

Прощай лето Встреча с учителями одноклассниками. Обмен впечатлениями о лете. Урок знаний.

1




5

Прощай лето Встреча с учителями одноклассниками. Обмен впечатлениями о лете. Урок знаний.

1




6

Прощай лето Встреча с учителями одноклассниками. Обмен впечатлениями о лете. Урок знаний.

1




7

Прощай лето Встреча с учителями одноклассниками. Обмен впечатлениями о лете. Урок знаний.

1




8

Прощай лето Встреча с учителями одноклассниками. Обмен впечатлениями о лете. Урок знаний.

1




9

Прощай лето Встреча с учителями одноклассниками. Обмен впечатлениями о лете. Урок знаний.

1




10

Прощай лето Встреча с учителями одноклассниками. Обмен впечатлениями о лете. Урок знаний.

1




11

Прощай лето Встреча с учителями одноклассниками. Обмен впечатлениями о лете. Урок знаний.

1




12

Прощай лето Встреча с учителями одноклассниками. Обмен впечатлениями о лете. Урок знаний.

1




13

Здравствуй осень! Школьные дела.

1




14

Здравствуй осень! Школьные дела.

1




15

Здравствуй осень! Школьные дела.

1




16

Здравствуй осень! Школьные дела.

1




17

Здравствуй осень! Школьные дела.

1




18

Здравствуй осень! Школьные дела.

1




19

Здравствуй осень! Школьные дела.

1




20

Здравствуй осень! Школьные дела.

1




21

Готовимся к урокам. Мой портфель.

1




22

Готовимся к урокам. Мой портфель.

1




23

Готовимся к урокам. Мой портфель.

1




24

Готовимся к урокам. Мой портфель.

1




25

Готовимся к урокам. Мой портфель.

1




26

Готовимся к урокам. Мой портфель.

1




27

Готовимся к урокам. Мой портфель.

1




28

Готовимся к урокам. Мой портфель.

1




29

Готовимся к урокам. Мой портфель.

1




30

Готовимся к урокам. Мой портфель.

1




31

Волшебная страна сказок.

1




32

Волшебная страна сказок.

1




33

Волшебная страна сказок.

1




34

Волшебная страна сказок.

1




35

Волшебная страна сказок.

1




36

Волшебная страна сказок.

1




37

Волшебная страна сказок.

1




38

Волшебная страна сказок.

1




39

Волшебная страна сказок.

1




40

Волшебная страна сказок.

1




41

Волшебная страна сказок.

1




42

Волшебная страна сказок.

1




43

Волшебная страна сказок.

1




44

Волшебная страна сказок.

1




45

Волшебная страна сказок.

1




46

Волшебная страна сказок.

1




47

Волшебная страна сказок.

1




48

Волшебная страна сказок.

1




НАПРАВЛЕНИЕ 2

Партнеры по игре (игры с правилами: подвижные и настольно-печатные игры).

49

Школьные правила: разминка на уроке.

1




50

Школьные правила: разминка на уроке.

1




51

Школьные правила: разминка на уроке.

1




52

Школьные правила: разминка на уроке.

1




53

Занятия после уроков.

1




54

Занятия после уроков.

1




55

Наши игры (игры с правилами): детское лото, детское домино, дидактические игры). Любимая игрушка.

1




56

Наши игры (игры с правилами): детское лото, детское домино, дидактические игры). Любимая игрушка.

1




57

Наши игры (игры с правилами): детское лото, детское домино, дидактические игры). Любимая игрушка.

1




58

Наши игры (игры с правилами): детское лото, детское домино, дидактические игры). Любимая игрушка.

1




59

Наши игры (игры с правилами): детское лото, детское домино, дидактические игры). Любимая игрушка.

1




60

Наши игры (игры с правилами): детское лото, детское домино, дидактические игры). Любимая игрушка.

1




61

Наши игры (игры с правилами): детское лото, детское домино, дидактические игры). Любимая игрушка.

1




62

Наши игры (игры с правилами): детское лото, детское домино, дидактические игры). Любимая игрушка.

1




63

Наши игры (игры с правилами): детское лото, детское домино, дидактические игры). Любимая игрушка.

1




64

Наши игры (игры с правилами): детское лото, детское домино, дидактические игры). Любимая игрушка.

1




65

Игры с мячом (считалки, рифмовки)

1




66

Игры с мячом (считалки, рифмовки)

1




67

Игры с мячом (считалки, рифмовки)

1




68

Игры с мячом (считалки, рифмовки)

1




69

Игры с мячом (считалки, рифмовки)

1




70

Игры с мячом (считалки, рифмовки)

1




71

Игры с мячом (считалки, рифмовки)

1




72

Игры с мячом (считалки, рифмовки)

1




73

Перемена: музыкальная пауза

1




74

Перемена: музыкальная пауза

1




75

Перемена: музыкальная пауза

1




76

Перемена: музыкальная пауза

1




77

Перемена: музыкальная пауза

1




78

Перемена: музыкальная пауза

1




79

Перемена: музыкальная пауза

1




80

Перемена: музыкальная пауза

1




81

Дежурный по классу.

1




82

Дежурный по классу.

1




83

Дежурный по классу.

1




84

Дежурный по классу.

1




85

Дежурный по классу.

1




86

Дежурный по классу.

1




87

Дежурный по классу.

1




88

Дежурный по классу.

1




89

Считалочки. Игры с правилами.

1




90

Считалочки. Игры с правилами.

1




91

Считалочки. Игры с правилами.

1




92

Считалочки. Игры с правилами.

1




93

Сюжетные картинки: деревня.

1




94

Сюжетные картинки: деревня.

1




95

Любимые мультфильмы.

1




96

Любимые мультфильмы.

1




97

Любимые мультфильмы.

1




98

Украшаем елку: открытка для друга. Хоровод, карнавал.

1




99

Украшаем елку: открытка для друга. Хоровод, карнавал.

1




100

Украшаем елку: открытка для друга. Хоровод, карнавал.

1




101

Украшаем елку: открытка для друга. Хоровод, карнавал.

1




102

Промежуточная аттестация.

1




103

Итоговая аттестация.

1





Итого

103







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!