ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА
Пояснительная записка
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими.
У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
В программу внесены следующие изменения: индивидуальный учебный план обучающегося на изучение курса «Язык и речевая практика» в 1 классе отводит 4 часа в неделю: на дому с учителем – 1,5 часа в неделю; на самостоятельное освоение программы с родителями – 2,5 часа в неделю. Всего 136 часов в год. На изучение курса «Чтение» в 1 классе отводится 4 часа в неделю: на дому с учителем – 1 час в неделю; на самостоятельное освоение программы с родителями – 3 часа в неделю. Всего 136 часов в год. На изучение курса «Речевая практика» в 1 классе отводится 1 час в неделю: на дому с учителем – 0,5 часа в неделю; на самостоятельное освоение программы с родителями – 0,5 часа в неделю. Всего 34часа в год.
Данная программа ориентирована на использование учебников:
- А.К.Аксёнова «Букварь». Учебник для 1 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы
- С.В. Комарова «Речевая практика». Учебник для 1 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Содержание предмета «Язык и речевая практика» представлено следующими разделами: «Чтение», «Русский язык», «Речевая практика». Содержательные линии разделов учитываются в той или иной степени при планирование урока и применяются на уроке.
Основные задачи реализации содержания:
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
Развитие способности использовать доступные вербальные и невербальные средства коммуникации для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Развитие способности понимать обращенную речь и смысл доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов.
Использование альтернативных средств коммуникации.
Формирование навыка использования речи в зависимости от социального контекста, умения участвовать в диалоге.
Обучение письменной речи: чтению (глобальному и аналитическому) и письму в доступных для ребенка пределах.
Планируемые результаты
Личностные:
положительное отношение к школе, к урокам русского языка;
проявление интерес к языковой и речевой деятельности;
расширение представлений о многообразии окружающего мира;
первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
совместно с учителем оценивать результаты своих действий и действий одноклассников;
слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
ориентироваться в Букваре (на форзацах, на страницах учебной книги, в условных обозначениях);
с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые в Букваре, в Прописях, учебных пособиях, учебных материалах (в том числе в электронном приложении к Букварю);
под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
осуществлять под руководством учителя искать нужную информации в Букваре и учебных пособиях;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);
принимать участие в диалоге;
принимать участие в работе парами и группами;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные:
иметь представления о значимости языка и речи в жизни людей;
различать и узнавать звуки окружающей действительности;
дифференцировать неречевые и речевые звуки;
иметь практические умения работать с языковыми единицами (буква, слово, предложение);
уметь работать с условно-графическим изображением слова, предложения;
преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы), в словесную форму под руководством учителя;
классифицировать и объединять заданные слова по значению, исключать лишний предмет;
понимать и показывать пространственное расположение фигур;
подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие овощи, фрукты, школьные принадлежности и др.);
слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
понимать различие между звуками и буквами;
устанавливать местоположение звука в слове (начало и конец слова);
различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
различать слово и предложение, слово и слог;
определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
осознавать слово как единство звучания и значения;
соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
определять границы предложения, выбирать знак для конца предложения;
соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
составлять предложения из данных слов;
составлять предложения по схеме;
читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
ориентироваться на альбомном и тетрадном листе;
списывать с печатного и рукописного текста буквы, слоги, слова, простые предложения;
Календарно-тематическое планирование предмета
№ | Тема урока. Раздел. | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Индивидуальное обучение на дому с учителем | Самостоятельное освоение программы предмета с родителями |
| Чтение | | | | |
| Знакомство с понятием «слово». Обобщающие понятия «игрушки», «школьные принадлежности» | 1 | 3 | 07.09 | |
| Понятие «предложение». Дифференциация сходных по звучанию слов. Понятие «слог». Анализ и синтез слога | 1 | 3 | 14.09 | |
| Понятие «звук». Выделение звука а, у в начале слова. Сказка «Репка» | 1 | 3 | 21.09 | |
| Звук и буква А,а. Чтение буквы А,а. Звук и буква У,у. Сравнение слов ау - уа | 1 | 3 | 28.09 | |
| Звук и буква М, м. Обратные слоги ам, ум. Сравнительный анализ слогов ма-му, ум-му и слов с ними. Звук и буква О,о. Составление и чтение слогов ам-ма, ум-му, ом-мо | 1 | 3 | 05.10 | |
| Звук и буква С,с. Сопоставление гласных и согласных по звучанию. Звук и буква Х,х. Сравнительный звуко-буквенный анализ ах–ха, ух-ху, ох-хо | 1 | 3 | 12.10 | |
| Звук и буква Ш,ш. Звук и буква Л,л. Чтение слов и предложений с буквами ш, л. | 1 | 3 | 19.10 | |
| Звук и буква ы. Звук и буква Н,н. Чтение слов и предложений с буквами ы, н. | 1 | 3 | 09.11 | |
| Звук и буква Р,р. Чтение слов и предложений с буквой р. | 1 | 3 | 16.11 | |
| Звук и буква К,к Чтение слов и предложений с буквой к. | 1 | 3 | 23.11 | |
| Звук и буква П,п. Чтение слов и предложений с буквой п. | 1 | 3 | 30.11 | |
| Звук и буква Т,т. Чтение слов и предложений с буквой т. | 1 | 3 | 07.12 | |
| Звук и буква И,и. Чтение слов и предложений с буквой и. Буква И как отдельное слово. | 1 | 3 | 14.12 | |
| Звук и буква З,з. Чтение слов и предложений с буквой з. | 1 | 3 | 21.12 | |
| Звук и буква В,в. Чтение слов и предложений с буквой в. | 1 | 3 | 11.01 | |
| Звук и буква Ж,ж. Чтение слов и предложений с буквой ж. | 1 | 3 | 18.01 | |
| Звук и буква Б,б. Чтение слов и предложений с буквой б. | 1 | 3 | 25.01 | |
| Звук и буква Г,г. Чтение слов и предложений с буквой г. | 1 | 3 | 01.02 | |
| Звук и буква Д,д. Чтение слов и предложений с буквой д. | 1 | 3 | 08.02 | |
| Звук и буква Й,й. Буква ь. Чтение слов и предложений с буквами й,ь. | 1 | 3 | 22.02 | |
| Звук и буква Е,е. Звук и буква Ё,ё. Чтение слов и предложений с буквами е,ё. | 1 | 3 | 01.03 | |
| Звук и буква Я,я. Чтение слов и предложений с буквой я. | 1 | 3 | 15.03 | |
| Звук и буква Ю,ю. Чтение слов и предложений с буквой ю. | 1 | 3 | 22.03 | |
| Звук и буква Ц,ц. Чтение слов и предложений с буквой ц. | 1 | 3 | 05.04 | |
| Звук и буква Ч,ч. Чтение слов и предложений с буквой ч. | 1 | 3 | 12.04 | |
| Звук и буква Щ,щ. Чтение слов и предложений с буквой щ. | 1 | 3 | 19.04 | |
| Звук и буква Ф,ф. Чтение слов и предложений с буквой ф. | 1 | 3 | 26.04 | |
| Звук и буква Э,э. Чтение слов и предложений с буквой э. | 1 | 3 | 17.05 | |
| Буква ъ. Различение слов с ъ и без него, обозначающих один предмет – много предметов | 1 | 3 | 24.05 | |
Календарно-тематическое планирование предмета
№ | Тема урока. Раздел. | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Индивидуальное обучение на дому с учителем | Самостоятельное освоение программы предмета с родителями |
| Русский язык | | | | |
| Знакомство с наиболее распространёнными цветами | 1 | 2 | 02.09 | |
| Различение полосок бумаги по цвету и расположению | 0,5 | 0,5 | 07.09 | |
| Различение и воспроизведение сочетаний из цветных полосок | 1 | 2 | 09.09 | |
| Закрепление понятия «формы предмета». Закрепление понятия «слово» | 0,5 | 0,5 | 14.09 | |
| Знакомство с делением на слова двухсложного предложения | 1 | 2 | 16.09 | |
| Письмо элементов букв г, р, п, т, ш | 0,5 | 0,5 | 21.09 | |
| Письмо первого элемента прописных букв А, Л, М | 1 | 2 | 23.09 | |
| Написание строчной и прописной буквы а, А | 0,5 | 0,5 | 28.09 | |
| Написание строчной и прописной буквы у, У | 1 | 2 | 30.09 | |
| Написание строчной и прописной буквы м, М | 0,5 | 0.5 | 05.10 | |
| Написание прописных букв А, У, М | 1 | 2 | 07.10 | |
| Написание строчной и прописной буквы с, С. | 0,5 | 0,5 | 12.10 | |
| Написание слогов и слов с буквой с Составление и письмо слов состоящих из одного закрытого слога. | 1 | 2 | 14.10 | |
| Написание строчной и прописной буквы ш, Ш, л, Л. | 0,5 | 0,5 | 19.10 | |
| Сравнительный звуко-буквенный анализ слов с буквами с - ш | 1 | 2 | 21.10 | |
| Написание строчной и прописной буквы ы, н, Н. | 0,5 | 0,5 | 09.11 | |
| Составление и письмо слов с буквой ы, н и слогов состоящих из одного закрытого слога | 1 | 2 | 11.11 | |
| Написание строчной и прописной буквы р, Р. | 0,5 | 0,5 | 16.11 | |
| Письмо строчной буквы р и слогов с ней. Написание слогов и слов с буквами л - р | 1 | 2 | 18.11 | |
| Написание строчной и прописной буквы к, К. | 0,5 | 0.5 | 23.11 | |
| Письмо строчной буквы к и слогов с ней | 1 | 2 | 25.11 | |
| Написание строчной и прописной буквы п, П. | 0,5 | 0,5 | 30.11 | |
| Письмо строчной буквы п и слогов с ней | 1 | 2 | 02.12 | |
| Написание строчной и прописной буквы т, Т. | 0,5 | 0,5 | 07.12 | |
| Письмо строчной буквы т и слогов с ней | 1 | 2 | 09.12 | |
| Написание строчной и прописной буквы и, И. | 0,5 | 0,5 | 14.12 | |
| Письмо строчной буквы и и слогов с ней. Буква И как отдельное слово. Написание слогов и слов с изученными буквами | 1 | 2 | 16.12 | |
| Написание строчной и прописной буквы з, З. | 0,5 | 0,5 | 21.12 | |
| Написание слогов и слов с буквой з. Различение слогов и слов с буквами с- з | 1 | 2 | 23.12 | |
| Написание строчной и прописной буквы в ,В. | 0,5 | 0,5 | 11.01 | |
| Написание слогов и слов с буквой в | 1 | 2 | 13.01 | |
| Написание строчной и прописной буквы ж, Ж. | 0,5 | 0,5 | 18.01 | |
| Написание слогов и слов с буквой ж. Различение слогов и слов с буквами ш – ж. Правила написания жи с буквой и | 1 | 2 | 20.01 | |
| Написание строчной и прописной буквы б, Б. | 0,5 | 0,5 | 25.01 | |
| Написание слогов и слов с буквой б. Различение слогов и слов с буквами б - п | 1 | 2 | 27.01 | |
| Написание строчной и прописной буквы г, Г. | 0,5 | 0,5 | 01.02 | |
| Написание слогов и слов с буквой г. Различение слогов и слов с буквами г - к | 1 | 2 | 03.02 | |
| Написание строчной и прописной буквы д ,Д. | 0,5 | 0,5 | 08.02 | |
| Написание слогов и слов с буквой д. Различение слогов и слов с буквами д - т | 1 | 2 | 10.02 | |
| Написание строчной и прописной буквы й ,Й., ь. Письмо слов с твёрдыми и мягкими согласными на конце слова | 0,5 | 0,5 | 22.02 | |
| Написание строчной и прописной буквами ь, й. Различение на письме слогов и слов с буквами и - й. | 1 | 2 | 24.02 | |
| Написание строчной и прописной буквы е, Е, ё, Ё. | 0,5 | 0,5 | 01.03 | |
| Написание слогов и слов с буквами е, ё. Буква е – показатель мягкости согласной | 1 | 2 | 03.03 | |
| Написание слогов и слов с изученными буквами. Обозначение твёрдости и мягкости буквами о - ё | 1 | 2 | 10.03 | |
| Написание строчной и прописной буквы я ,Я. | 0,5 | 0,5 | 15.03 | |
| Написание слогов и слов с буквой я. | 1 | 2 | 17.03 | |
| Написание строчной и прописной буквы ю, Ю | 0,5 | 0,5 | 22.03 | |
| Написание слогов и слов с буквой ю. Обозначение твёрдости и мягкости буквами у - ю | 1 | 2 | 24.03 | |
| Написание строчной и прописной буквы ц, Ц | 0,5 | 0,5 | 05.04 | |
| Написание слогов и слов с буквой ц. Составление и написание предложений с буквой ц | 1 | 2 | 07.04 | |
| Написание строчной и прописной буквы ч, Ч | 0,5 | 0,5 | 12.04 | |
| Написание слогов и слов с буквой ч. | 1 | 2 | 14.04 | |
| Написание строчной и прописной буквы щ, Щ | 0,5 | 0,5 | 19.04 | |
| Написание слогов и слов с буквой щ. Правила написания ча - ща с буквой а | 1 | 2 | 21.04 | |
| Написание строчной и прописной буквы ф, Ф | 0,5 | 0,5 | 26.04 | |
| Написание слогов и слов с буквой ф. Различение слогов и слов с буквами в - ф | 1 | 2 | 28.04 | |
| Написание изученных букв в словах | 1 | 2 | 05.05 | |
| Составление и написание предложений с изученными буквами | 1 | 2 | 12.05 | |
| Написание строчной и прописной буквы э, Э | 0,5 | 0,5 | 17.05 | |
| Написание слогов и слов с буквой э. | 1 | 2 | 19.05 | |
| Написание строчной и прописной буквы ъ | 0,5 | 0,5 | 24.05 | |
| Написание слов с буквой ъ и без неё. Составление и написание предложений с изученными буквами | 1 | 2 | 26.05 | |
Календарно-тематическое планирование предмета
№ | Тема урока. Раздел. | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Индивидуальное обучение на дому с учителем | Самостоятельное освоение программы предмета с родителями |
| Речевая практика | | | | |
| 1 сентября. День Знаний | 0,5 | 0,5 | 08.09 | |
| Давайте познакомимся | 0,5 | 0,5 | 15.09 | |
| Приветствие друг друга | 0,5 | 0,5 | 22.09 | |
| Знакомство во дворе | 0,5 | 0,5 | 29.09 | |
| Правила поведения при знакомстве | 0,5 | 0,5 | 06.10 | |
| Ученик | 0,5 | 0,5 | 13.10 | |
| Дорога домой | 0,5 | 0,5 | 20.10 | |
| Готовимся к празднику | 0,5 | 0,5 | 10.11 | |
| Приглашаем гостей на Новый год | 0,5 | 0,5 | 17.11 | |
| Ёлочные игрушки | 0,5 | 0,5 | 24.11 | |
| Украшаем ёлку | 0,5 | 0,5 | 01.12 | |
| Новогодние поздравления | 0,5 | 0,5 | 08.12 | |
| Новогодние чудеса | 0,5 | 0,5 | 15.12 | |
| Поздравления и подарки | 0,5 | 0,5 | 22.12 | |
| Как я встретил новый год. Беседа | 0,5 | 0,5 | 12.01 | |
| Зимняя прогулка | 0,5 | 0,5 | 19.01 | |
| Школьные принадлежности | 0,5 | 0,5 | 26.01 | |
| Бережное отношение к учебникам | 0,5 | 0,5 | 02.02 | |
| Покупка школьных принадлежностей | 0,5 | 0,5 | 09.02 | |
| Правила поведения в магазине | 0,5 | 0,5 | 02.03 | |
| В магазине игрушек | 0,5 | 0,5 | 09.03 | |
| Игрушки народов мира | 0,5 | 0,5 | 16.03 | |
| Знакомство в гостях | 0,5 | 0,5 | 23.03 | |
| Жесты приветствия и радушия | 0,5 | 0,5 | 06.04 | |
| Правила этикета | 0,5 | 0,5 | 13.04 | |
| Волшебные слова | 0,5 | 0,5 | 20.04 | |
| Права и обязанности школьника | 0,5 | 0,5 | 27.04 | |
| Домашние дела | 0,5 | 0,5 | 04.05 | |
| Помощники | 0,5 | 0,5 | 11.05 | |
| Спокойной ночи! | 0,5 | 0,5 | 18.05 | |
| Доброе утро! | 0,5 | 0,5 | 25.05 | |