Рабочая программа по учебному предмету « Речевая практика » составлена в соответствии с учебным планом МОУ «Приветненская школа имени Абдуль Тейфука» города Алушты на 2023-2024 учебный год, для обучающегося с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) учащегося 3-а класса Криницкого Ярослава.
Рабочая программа по предмету для 3 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
-Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
-Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
-Федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020г. № 254 (в ред. приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020г. № 766).
Для реализации данной программы используется учебник под редакцией С. Комаровой. Учебник «Речевая практика» 3 класс, Москва, «Просвещение», 2020 г.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю , 68 часов в год. Из них 1 час в неделю аудиторно, что составляет 34 часа в год, 1 час в неделю для самостоятельной работы , что составляет 34 часа в год . Рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели.
Цель учебного предмета «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.
Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение.
Задачи курса предмета «Речевая практика»:
расширить представления об окружающей действительности;
способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;
корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
формировать выразительную сторону речи;
учить строить устные связные высказывания;
развивать навыки устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения;
воспитывать культуру речевого общения.
Содержание тем учебного курса:
Снова в школу!
Мы собрались поиграть.
В библиотеке.
Сказки про Машу.
Отправляюсь в магазин.
Телефонный разговор.
Я - зритель.
Какая сегодня погода.
Играем в сказку.
Весёлый праздник.
Учимся понимать животных.
Играем в сказку.
Мир природы.
Я дома.
Я за порогом дома.
Узнай меня.
Общая характеристика учебного предмета.
Аудирование. Его содержание нацелено на развитие у детей у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. В содержание работы по развитию навыков аудирования включены также упражнения на слушание и понимание речи, записанной на магнитофон. Это важное направление работы, в ходе которого дети учатся вслушиваться в речь, ориентируясь только на её вербальный компонент (исключая мимику и артикуляцию говорящего). Данные упражнения помогут детям лучше понимать речь дикторов. Материал, включённый в подраздел «Аудирование», реализуется на каждом уроке устной речи в виде самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает задания других подразделов, например: выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка — миска); выбор картинки по её описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции; слушание и понимание текста, читаемого учителем, рассказов одноклассников, речи артистов в магнитофонной записи, телепередачах и т. д.
Дикция и выразительность речь. Ориентирует учителя на отработку у школьников четкости произношения, его эмоциональной выразительности. В процессе обучения дети учатся отчётливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности — силы голоса, темпа, тона речи, в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как невербальные средства, наряду с вербальной выразительностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессу коммуникации
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. В содержание раздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, их играми, взаимоотношениями с окружающими. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются варианты предложений, а также отдельные фрагменты речи (микротемы) как части целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т. д.
Культура общения. Его содержание нацеливает на проведение специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика»:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Состав базовых учебных действий:
Предметные: слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их содержанием, отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства; выполнять задания по словесной инструкции; называть предметы и действия, соотносить их с картинками; употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям; правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании; сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена одноклассников и ближайших родственников.
Познавательные: наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание), предъявленной на бумажных и электронных и других носителях); сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
Регулятивные: передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.), входить и выходить из учебного помещения со звонком.
Коммуникативные: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, учитель - класс).
Планируемые результаты изучения предмета «Речевая практика» в конце 3 класса.
Планируемые предметные результаты усвоения
Достаточный уровень:
понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в аудиозаписи;
выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;
участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников;
принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций;
уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план;
слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание.
Минимальный уровень:
выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;
знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);
участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;
участвовать в беседе;
слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название раздела Аудиторно Самост.работа
1 .Снова в школу! 4ч 4 ч
2. Мы собрались поиграть. 3 ч 3 ч
3 .В библиотеке. 3 ч 3 ч
4. Сказки про Машу. 4 ч 4 ч
5. Отправляюсь в магазин. 3 ч 3 ч
6 .Телефонный разговор. 2 ч 2 ч
7 .Я - зритель. 4ч 4 ч
8. Какая сегодня погода. 3 ч 3 ч
9. Играем в сказку. 2 ч 2 ч
10. Весёлый праздник. 3 ч 3 ч
11. Учимся понимать животных. 2 ч 2 ч
12 .Играем в сказку. 1 ч 1 ч
Итого: 34 ч 34 ч=68 ч