Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа №3 сельского поселения «Село Троицкое»
Нанайского муниципального района Хабаровского края
«Утверждена»
Протокол педсовета №__
«___»______201_ г
«Утверждаю»
Приказ №___
от «___»______201_г
Директор подпись/ФИО
___/______
«Согласовано» протокол ШМО №__ от «___»______201_ г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ритмике
(наименование учебного предмета, курса)
для обучающихся по АОП НОО с УО вариант 8.1
1-4 классы
(уровень обучения, класс)
Жульпа Светлана Анатольевна
201_ год
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основании Федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ, на основе АООП МБОУ НОШ № 3 с. Троицкое, с учетом требований к результатам освоения АООП начального общего образования для детей с умственной отсталостью, на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений по ритмике под редакцией Воронковой В.В.
На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основные направления работы по ритмике:
- упражнения на ориентировку в пространстве;
- ритмико-гимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию движений, упражнение на расслабление мышц);
- упражнения с детскими музыкальными инструментами;
- игры под музыку;
- танцевальные упражнения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ
Упражнения в положении сидя: наклоны головы вперед, назад, влево, вправо, сгибание и разгибание обеих рук в локтях (добиваться синхронности при выполнении данного упражнения) включить упражнение «пяточка-носок». Совершенствование навыков ходьбы. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала, ходьба по прямой, зигзагом, по кругу, ходьба по заданному маршруту, с заданным темпом, с махами рук в стороны, вверх по сигналу учителя. Сгибание, разгибание пальцев рук и ног в заданном темпе. Выполнение во время ходьбы несложных заданий с предметами: обходить их, собирать, передавать учителю, перекладывать с места на место.
РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Общеразвивающие упражнения. Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения. Наклоны и повороты головы вперед, назад, в стороны, круговые движения. Наклоны туловища, сгибая и не сгибая колени. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс. Повороты туловища с передачей предмета. Опускание и поднимание предметов перед собой, сбоку без сгибания колен. Выставление правой и левой Ноги поочередно вперед, назад, в стороны, в исходное положение. Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке. Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя. Упражнения на выработку осанки. Данные упражнения ребенок в основном будет выполнять в положении сидя или лежа.
Упражнения на координацию движений. Движения правой руки вверх — вниз с одновременным движением левой руки от себя — к себе перед грудью (смена рук). Разнообразные перекрестные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой. Ускорение и замедление движений в соответствии с изменением темпа музыкального сопровождения. Перекаты в положении лежа слева направо, справа налево под музыку. Выполнение движений в заданном темпе и после остановки музыки.
Упражнения на расслабление мышц. Свободное падение рук с исходного положения в стороны или перед собой. Раскачивание рук поочередно и вместе вперед, назад, вправо, влево в положении стоя и наклонившись вперед. Встряхивание. Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед.
УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
Круговые движения кистью. Одновременное сгибание в кулак пальцев одной руки и разгибание другой в медленном темпе с постепенным ускорением. Противопоставление первого пальца остальным, противопоставление пальцев одной руки пальцам другой одновременно и поочередно.
Упражнения на детских музыкальных инструментах. Исполнение несложных ритмических рисунков на бубне и барабане двумя палочками одновременно и поочередно в разных вариациях. С помощью детских духовых инструментов учить правильному дыханию – глубокий вдох, резкий выдох в инструмент для воспроизведения звука.
ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ
Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой. Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении. Передача в движении разницы в двухчастной музыке. Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов и содержания песен. Самостоятельное создание музыкально-двигательного образа. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением. Инсценирование доступных песен. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Повторение элементов танца по программе для 1 класса. Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. Переваливание с ноги на ногу, плавные наклоны. Переменные притопы. Перекаты с пятки на носок под спокойную мелодию. Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте и с продвижением в медленном темпе, шаг с поскоками; руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоченившись одной рукой, другая с платочком поднята в сторону, вверх, слегка согнута в локте (для девочек). Движения: ходьба с приседанием, кружение на месте.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
- принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;
- самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
- соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;
- легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения;
Таблица для мониторинга предметных результатов (для ПМПк)
минимальный уровень | Усвоение (+ / -) |
Дата мониторинга | 1 чет. | 2 чет. | 3 чет. | 4 чет. | Год |
- принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием; | | | | | |
- организованно строиться (быстро, точно); | | | | | |
- самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам; | | | | | |
- соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе; | | | | | |
- легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения; | | | | | |
Календарно-тематический план
1 класс – 33 ч. (1ч. в неделю)
№ | Дата | Тема | Кол-во часов | Контроль |
1 | 05.09 12.09 19.09 | Упражнения на ориентировку в пространстве | 3 | |
2 | 26.09 03.10 10.10 17.10 | Ритмико-гимнастические упражнения | 4 | |
3 | 24.10 07.11 14.11 | Упражнения с детскими музыкальными инструментами | 3 | |
4 | 21.11 28.11 | Игры под музыку | 2 | |
5 | 05.12 12.12 | Танцевальные упражнения | 2 | |
6 | 19.12 09.01 | Танцевальные упражнения. Танцы и пляски | 2 | |
7 | 16.01 23.01 30.01 06.02 | Упражнения на ориентировку в пространстве | 4 | |
8 | 13.02 27.02 06.03 13.03 | Ритмико-гимнастические упражнения | 4 | |
9 | 20.03 03.04 10.04 | Упражнения с детскими музыкальными инструментами | 3 | |
10 | 17.04 24.04 | Игры под музыку | 2 | |
11 | 08.05 15.05 | Танцевальные упражнения | 2 | |
12 | 22.05 29.05 | Танцы и пляски | 2 | |
| | Итого | 33 | |
Календарно-тематический план
2 класс – 34 ч. (1ч. в неделю)
№ | Дата | Тема | Кол-во часов | Контроль |
1 | | Галоп в парах и по одному, поскоки на месте, в движении. Правило выполнения поскоков (мелодия «Полька»). | 1 | |
2 | | Положение корпуса, рук, ног, головы в продвижении по кругу (мелодия «Полька»). | 1 | |
3 | | Передача ритмических рисунков хлопками (русские народные мелодии). | 1 | |
4 | | Полька в комбинации с движением галопа. Поскоки по кругу (мелодия «Полька»). | 1 | |
5 | | Сюжетно-образные движения (зайчики, лисички…) (детские мелодии). | 1 | |
6 | | «Парная пляска» (мелодия польки чешская). | 1 | |
7 | | Русский хоровод: постановка корпуса, головы. Ходьба вправо, влево, не сужая круг (русская народная мелодия «Выйду ль я…»). | 1 | |
8 | | Русская хороводная пляска (русская народная мелодия «Выйду ль я…»). | 1 | |
9 | | Комбинация движений с флажками (маршевые мелодии). | 1 | |
10 | | Элементы народного танца: положение корпуса, рук, ног в литовском танце (литовская народная мелодия «Литовская полька»). | 1 | |
11 | | Шаги – приставки, двойные, тройные притопы (маршевые мелодии). | 1 | |
12 | | Парная полька – композиционная работа. Поскоки, хлопки, галоп, кружения (мелодия «Добрый жук»). | 1 | |
13 | | Композиционная работа - «Литовский танец» (литовская мелодия). | 1 | |
14 | | Урок – игра «Мы юные таланты» (детские мелодии). | 1 | |
15 | | Игры с пением, со стихами. Сюжетно-образные движения (любые мелодии). | 1 | |
16 | | Пальчиковая гимнастика «Веселый зоосад», «Разминка» (детские мелодии). | 1 | |
17 | | Полька в парах (мелодия «Полька»). | 1 | |
18 | | Виды бега: легкий, на месте, со сменой направления, с выносом ноги вперед. Различные виды перестроений (ритмичные маршевые мелодии). | 1 | |
19 | | Ход на полупальцах. Комбинация движений с флажками (маршевые мелодии). | 1 | |
20 | | Элементы классического танца (мелодия «Полонез»). | 1 | |
21 | | Положение рук, ног. Акцентированный шаг, шаг с носка (мелодия «Полонез»). | 1 | |
22 | | Вращение вокруг себя парами (спокойные мелодии). | 1 | |
23 | | Пальчиковая гимнастика (детские мелодии). | 1 | |
24 | | Хлопки. Притопы (мелодия «Полька»). | 1 | |
25 | | Полька (мелодия «Полька»). | 1 | |
26 | | Композиционная работа (мелодия «Полька»). | 1 | |
27 | | Полька в парах (мелодия «Полька»). | 1 | |
28 | | Комбинация движений с флажками. Игры – потешки, игры с пением (современные ритмы). | 1 | |
29 | | Эстрадный танец: положение рук, ног, корпуса. Прыжки (мелодия «Темп»). | 1 | |
30 | | Комбинации движений: галоп, подскоки, вращения (мелодия «Полька»). | 1 | |
31 | | Разучивание танца «Розовый слон» (мелодия «Розовый слон»). | 1 | |
32 | | Передача ритмических рисунков хлопки, притопы (ритмичные мелодии). | 1 | |
33 | | Повтор элементов русского народного танца (мелодии «Парная пляска», «Зеркало»). | 1 | |
34 | | Музыкально-ритмичные игры (детские песни). | 1 | |
| | ИТОГО 34 часа | | |