СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по риторике, 2-4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по риторике, 2-4 класс, в соответствии с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по риторике, 2-4 класс»

Пояснительная записка


Рабочая программа по риторике разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования по риторике, примерной программы начального общего образования по риторике для 2 – 3 классов общеобразовательных учреждений, авторской программы для 2 – 3 классов, автор которой профессор, доктор педагогических наук Т.А.Лажыженская.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения риторики, которые определены стандартом.

Цели обучения:

Безусловно, изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Поэтому риторика как предмета филологического цикла определяет следующие цели:

  • обучение речи;

  • развитие речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;

  • обучение младших школьников эффективному общению в разных ситуациях;

  • формирование умений решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.



Эти цели обусловливают следующие задачи:

  • дать учащимся наиболее общее представление о сущности риторики как учебного предмета;

  • познакомить их со спецификой устной речи, психолингвистическими условиями взаимодействия говорящего и слушателя (слушателей);

  • помочь учащимся овладеть практическими знаниями, умениями и навыками в области красноречия, сформировать потребность постоянного совершенствования своей речевой деятельности.



Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение предмета «Риторика» со 2-го по 3-й класс – 1 час в неделю, 34 часа для каждого класса, общий объём учебного времени составляет 68 часов.



Общая характеристика учебного предмета

Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».


Структура курса риторики во 2 – 3-ем классах

Курс подразделяется на два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением, о речевой (коммуникативной) ситуации, ее компонентах; о видах общения (выделяемых по различным основаниям); о видах и этапах предтекстовой деятельности; о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т. д.). На основе всего этого постепенно формируются привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативную стратегию и коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень их реализации в общении.

Основные понятийные компоненты первого блока – общение, его суть; речевая ситуация, виды общения; речевая (коммуникативная) деятельность; риторические предтекстовые действия (изобретение, расположение, выражение); качества речи, речевой этикет.


Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста; об оправданном взаимопроникновении стилей в том или ином жанре; о стилистических ошибках; об индивидуальном стиле. В этом блоке центральное понятие – речевой жанр, т. е. текст определенного стиля, определенной смысловой структуры (хвалебная речь, интервью, личное письмо, отзыв и т. д.).

Основные понятийные компоненты второго блока – стили, тексты, речевые жанры. Поскольку основная цель курса риторики – обучать эффективному общению, то большая часть времени выделяется на формирование коммуникативно-речевых (риторических) умений и навыков, для чего кроме риторического анализа эталонных текстов используются риторические задачи, риторические игры. Большое место занимают так называемые инструментальные занятия (инструкции, конкретные рекомендации и т. д.).

Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.

Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.



Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Технологии обучения

Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Проблема достижения всеми обучающимися обязательного минимума решается использованием технологии уровневой дифференциации обучения. Уровневая дифференциация выражается в том, что обучаясь по одной программе и учебникам, обучающиеся могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом.

К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно использоваться на уроках риторики, относятся:

  • DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;

  • цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);

  • компьютеры (желательно, с выходом в Интернет) и т.д.

Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения.

Кроме того, эти средства позволяют разнообразить

  • виды деятельности учеников на уроке;

  • приёмы преподнесения заданий на риторический анализ (примеров общения);

  • процесс выполнения задач на реализацию типов текстов, речевых жанров и т.д.

Использование компьютера:

  • анализ положительного или негативного примера речевого жанра;

  • редактирование (взаиморедактирование);

  • создание текста, его коллективное обсуждение;

  • создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.);

  • создание речевых жанров с использованием многомерного представления информации: текста, графики, голоса (звука).

При использовании компьютера ученики применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у школьников формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.

Безусловно, записи высказываний младших школьников, созданные учителем с помощью DVD (видеотехники), могут с успехом применяться для того, чтобы анализировать удачи и промахи при создании устных высказываний, что способствует развитию умений оценки и самооценки учеников.

Формы организации образовательного процесса, виды контроля

Урок содержит следующие основные компоненты:

  • введение теоретических сведений практическим путем через анализ текстов, живое общение и т. д.;

  • риторическую практику, практику общения. Кроме запланированного программного материала, в урок могут быть включены следующие виды работы:

  • речевые разминки, пятиминутки речевой гимнастики;

  • ортологические разминки: упражнения на усвоение произносительных, словообразовательных и т. д. норм литературного языка;

  • импровизированные задачи, т. е. неподготовленные диалоги и монологи, развивающие спонтанную речь.

Эти упражнения, обеспечивая формирование определенных умений и навыков, позволяют переключить ребят с одного вида деятельности на другой, помогают снимать усталость. Поэтому они проводятся живо, интересно, с использованием стихотворений, песенок, музыки.

Для того чтобы успешно реализовать программу по риторике, необходимо строить уроки риторики как уроки обучения речи, где каждый ученик активно вовлекается в процесс общения, говорит, слушает и т. д. можно поделить класс на подгруппы, особо расположить (кругом, квадратом и т. д.) их, создать доброжелательную обстановку, поощряющую детей проявлять свою индивидуальность.

Риторика даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.

Предполагаются следующие формы контроля над усвоением материала: самостоятельные, контрольные работы, тесты, защита творческих работ учащихся. Цель контроля – актуализировать и систематизировать знания, умения, навыки

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей:

  • передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания,

  • проводить информационно-смысловый анализ текста,

  • ис­пользовать различные виды чтения (ознакомительное),

  • создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитан­ную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно),

  • составлять план.





Содержание тем учебного курса «Риторика 2 класс» (34 ч) Общение (3ч) Наука риторика. Чему учит риторика. Что такое успешное общение. Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – чтос какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.). Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).

Как мы говорим (речевая деятельность) (5ч)

Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).



Учусь слушать (слушание) (5ч)

Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов. Слушаем как говорят. Слушаем на уроке. Слушаем целый день.



Вежливая просьба (речевой этикет) (2ч)

Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение.



Учусь читать и писать (чтение и письменная речь) (1ч)

Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом). Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.



Итоговый урок по теме «Общение» (1ч)

Текст (речевые жанры) (2ч) Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Опорные слова. Структурно-смысловые части в разных текстах.



Пересказ (3ч)

Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). План пересказа. Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.

Вежливый отказ (речевой этикет) (3ч)

Согласие или отказ. Отказывай, не обожая. Ответы на отказ.



Типы текстов. Рассуждение (4ч)

Рассуждение с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Приемы в рассуждении. Пример и правило в рассуждении (точные и неточные объяснения).



Описание (2ч)

Описание в учебной речи, его цель, основные части, признаки. Описание в объявлении. Описание-загадка.



Невыдуманный рассказ (о себе) (2ч)

Было или придумано? Части рассказа. Хочу вам рассказать (рассказ о себе).



Подведем итоги (1ч)

Речевая ситуация. Общение в быту. Тон речи. Тон вежливой речи. Приемы слушания: заголовок, непонятные слова. Сигналы внимательного слушания. Приемы чтения. Хорошая (эффективная ) речь. Основные признаки текста. Согласие. Просьба. Скрытая просьба. Особенности пересказа. Рассуждение. Описание. Невыдуманный рассказ.











Содержание тем учебного курса «Риторика 3 класс» (34 ч) Общение (2ч) Наука риторика. Разные цели (задачи) общения. Твои цели (задачи) общения. Общение – общительный человек. Твоя общительность.

Учимся говорить (речевая деятельность) (4ч)

Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Способы подготовки к устному высказыванию в разных ситуациях общения.



Слушаем, вдумываемся... (слушание)(1ч)

Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).



Учимся читать, писать (чтение и письменная речь) (1ч)

Приемы чтения: постановка вопроса к отдельным частям текста, непонятным словам. Составление плана. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, включение недостающего.



Читаем учебные тексты (1ч)

Особенности восприятия такого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения.



Учимся писать – редактировать (1ч)

Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.



Вежливое общение (речевой этикет) (4ч)

Что такое вежливость. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела. А ты вежлив?



Текст (речевые жанры)(3ч)

Речевые жанры. Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.

Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности. Начальное (первое) и конечное (последнее) предложения разных текстов.



Правильная и хорошая (эффективная) речь (3ч)

Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари. Пиши и произноси правильно! Употребляй слова правильно!

Правила успешного пересказа (4ч) Вторичные речевые жанры. Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста. Цитата в пересказах, её роль.


Поздравляю тебя, вас… (этикетные речевые жанры) (2ч)

Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное). Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.


Учись объяснять и доказывать (5ч)

Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).


Что общего – чем отличаются (2ч)

Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения. Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.


Подведем итоги (1ч)

Разные цели общения. Официальное общение. Вежливо – невежливо - грубо. Приглашение. Поздравление. Приемы слушания: план, ключевые слова. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Приемы чтения. Зачем нужны нормы? Начало и концовка в тексте. Комплимент. Поздравление. Сжатый пересказ. Доказательства в рассуждении. Сравнительное описание. Рассказ.









ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО РИТОРИКЕ ЗА КУРС 2-ГО КЛАССА



Личностными результатами изучения курса риторики во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

  • осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

  • оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

  • анализировать тактичность речевого поведения в семье;

  • объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий:

  • формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);

  • пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;

  • отличать подробный пересказ от краткого;

  • знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;

  • пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;

  • пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

  • реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;

  • реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его о

  • новной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;

  • при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;

  • делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

  • характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;

  • определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;

  • планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;

  • осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;

  • уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;

  • оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;

  • анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;

  • продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;

  • определять тему, основную мысль несложного текста;

  • определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);

  • подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);

  • анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;

  • разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;

  • сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй.





ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО РИТОРИКЕ ЗА КУРС 3-ГО КЛАССА

Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

  • оценивать свою вежливость;

  • определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

  • осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

  • осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

  • понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

  • формулировать тему урока после предварительного обсуждения;

  • определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

  • критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

  • осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

  • учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

  • анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

  • продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;

  • перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

  • осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

  • анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

  • аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

  • продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

  • знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

  • пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео- ) сопровождением;

  • в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

  • приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;

  • отличать подготовленную и неподготовленную речь;

  • знать особенности неподготовленной речи;

  • осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

  • знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

  • реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

  • знать особенности диалога и монолога;

  • анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

  • использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

  • знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);

  • пользоваться основными способами правки текста.







ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РИТОРИКА»

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Риторика» в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:
  • на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.;

  • на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; « готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач» и т.д.;

  • на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.

Методическое обеспечение программы Для реализации задач обучения риторике были изданы учебные пособия «Детская риторика» для начальной школы, методические рекомендации для учителей (под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.А. Ладыженской). Эти учебные пособия (для 2, 3, 4-го классов) активно используются учителями с 1992 г. и получили гриф «Рекомендовано» Министерства образования РФ. Они являются необходимым компонентом средств обучения риторике.

Кроме методических рекомендаций, изданных к каждому классу, можно использовать методические пособия ко всем разделам:

  • Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М. : Баласс; Ювента. В книге раскрывается процесс обучения по учебным пособиям «Детская риторика», «Школьная риторика», «Риторика» для 1–11-го классов в соответствии с образовательной программой «Школа 2100». Авторы рассказывают о современной риторике общения: её содержании, программе, специфике этого учебного предмета, об особенностях построения уроков риторики; приводят разработки уроков для разных классов.

  • Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М. : Баласс; Ювента. В пособии рассматривается реализованная в учебниках риторики технология обучения речевым жанрам как разновидностям текста, которые реально существуют в жизни и которыми нужно овладеть, чтобы общение было успешным. Каждая глава содержит необходимые теоретические сведения и разработки уроков (их в общей сложности 26).

Календарно-тематический план по риторике для 2 класса
№ урока
Дата
Кол-во часов Тема урока Тип урока Виды деятельности /элементы содержания Планируемые результаты Вид контроля
предметные метапредметные личностные
ОБЩЕНИЕ

Наука риторика (3ч)

1

Наука риторика. Изучение нового материала Наука риторика. Чему учит риторика Знать понятие риторика. Характеризовать речь с точки зрения поставленной коммуникативной задачи реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях беседа
2

Кто – что – кому. Изучение нового материала Что такое успешное общение. Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – чтос какой целью.

Уметь анализировать и оценивать общение, а именно: его эффективность, соответствие речевой ситуации (учёт адресанта, адресата, коммуникативной задачи, содержания высказывания)

реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи

осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения

фронтальный опрос

3

Кому – кто – адресат – адресант. Комбинированный урок Речевые роли (в семье, школе и т.д.). Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).
Знать назначение адресата и адресанта. Уметь создавать ориентированные на адресата и на решение речевой задачи речевые жанры делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации работа в парах
Как мы говорим (5ч)
4

Темп. Тон речи. Изучение нового материала Четыре вида речевой деятельности

Осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения

реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи

осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения

беседа

5

То же слово, да не так бы молвить. Комбинированный урок Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь Знать правила вежливого поведения, опирающиеся на учет особенностей разных коммуникантов пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях беседа
6

Настроение, чувства и тон говорящего Комбинированный урок Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче Знать вспомогательные средства общения (несловесные).

Уметь адекватно для данной ситуации планировать вид речевой деятельности

пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова

оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации


Работа в парах

7

Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд. Изучение нового материала Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка) Знать вспомогательные средства общения (невербальные).

реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи

объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов выступление
8

Подведем итоги. Обобщение Речь хорошая (успешная, эффективная) Уметь анализировать и оценивать общение (правильность речи, уместность использования словесных и несловесных средств общения с точки зрения адресата высказывания, соответствие высказывания (текста) жанровым признакам) делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса анализировать тактичность речевого поведения тест
Учусь слушать (5ч)
9

Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят! Слушаю! Изучение нового материала Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов Знать основные приемы слушания пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации беседа



Слышали и услышали. Слушаем и стараемся понять. Комбинированный урок Слушаем как говорят Уметь пользоваться приемами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения Раюота в группах
10

Слушаем и выделяем непонятное. Комбинированный урок Слушаем на уроке Уметь выделить непонятное в содержании текста; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов Работа в парах
11

Слушаем как говорят. Комбинированный урок Слушаем целый день Уметь слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации выступление
12

Слушаем на уроке. Слушаем целый день. Комбинированный урок Слушаем как говорят. Слушаем на уроке.

Способность решать следующие жизненно-практические задачи: успешно извлекать информацию при слушании, эффективно общаться с автором письменного текста или с тем, кому он адресован.

пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова

анализировать тактичность речевого поведения

фронтальный опрос

Вежливая просьба (2ч)
13

Прошу вас. Изучение нового материала Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи. Уметь анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы в различных ситуациях общения. Анализировать тактичность речевого поведения в семье реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения Работа в парах
14

Скрытая просьба. Комбинированный урок Просьба. Скрытая просьба. Приглашение Знать эффективные жанры скрытой просьбы применительно к разным ситуациям общения

реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи

осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях Работа в парах
Учусь читать и писать (1ч)
15

Учусь читать и писать Изучение нового материала

Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом). Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.


Знать задачу чтения. Уметь выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее); пользоваться приемами чтения учебного текста, успешно из- влекать информацию при чтении текста пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов проверочная работа
16

Итоговый урок по теме «Общение» (1ч) Урок контроля

Уметь анализировать и оценивать общение (правильность речи, уместность использования словесных и несловесных средств общения с точки зрения адресата высказывания, соответствие высказывания (текста) жанровым признакам)

Самостоятельно определять отклонения и отличия от эталона в своей работе.

Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Контрольная работа

ТЕКСТ

Тема и основная мысль (2ч)

17

Тема и основная мысль. Изучение нового материала Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Знать такие понятия как тема и основная мысль текста. Уметь определять тему, основную мысль несложного текста; определять структурно- смысловые части текста реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях фрональный опрос
18

Опорные слова. Комбинированный урок Опорные слова. Структурно-смысловые части в разных текстах. Уметь находить опорные (ключевые) слова в тексте; подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т. д.) пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения беседа
Пересказ (4ч)
19 .
Подробный пересказ Комбинированный урок

Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный

Знать отличительные особенности подробного пересказа от краткого отличать подробный пересказ от краткого осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях выступление
20

Краткий пересказ. Комбинированный урок Краткий пересказ (устный). Знать два основных приема сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа. Уметь пользоваться приемами сжатия (компрессии) текста для продуцирования сжатого пересказа знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях; Работа в парах
21

План. Комбинированный урок План пересказа. Способы сжатия текста Уметь осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, составлять план будущего высказывания пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях Работа в группах
22

Контрольная работа по теме «Тема текста, основная мысль. Пересказ». Урок контроля
Уметь применять полученные знания на практике Самостоятельно определять отклонения и отличия от эталона в своей работе. Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. контрольная работа
Вежливый отказ (3ч)
23

Согласие или отказ. Изучение нового материала Согласие или отказ. Уметь анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации Работа в парах
24

Отказывай, не обижая. Комбинированный урок Отказывай, не обожая Знать эффективные жанры вежливого отказа применительно к разным ситуациям общения реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях; Работа в парах
25

Ответы на отказ. Комбинированный урок Ответы на отказ Уметь давать правильную оценку невежливому отказу на просьбу; объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учет особенностей разных коммуникантов пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения фронтальный опрос
Типы текстов Рассуждение (3ч)
26

Типы текстов. Рассуждение. Приемы в рассуждении. Изучение нового материала Рассуждение с целью объяснения или доказательства. Знать основные типы текстов, рассуждение как тип текста. Уметь реализовывать устные и письменные рассуждения текстов определенной структуры реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях Устное и письменное рассуждение
27

Ссылка на правило, закон. Точные и неточные объяснения. Комбинированный урок Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Уметь определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательств ссылку на правило, закон реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения беседа
28

Подведем итоги. Обобщение Приемы в рассуждении. Пример и правило в рассуждении (точные и неточные объяснения) Владеть логическими действиями сравнения, анализа, обобщение, классификации по родовидовым признакам построения рассуждений делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения тест
Описание (2ч)
29

Описание. Признаки предмета. Описание в объявлении. Изучение нового материала Описание в учебной речи, его цель, основные части, признаки Знать описание как тип текста.

Уметь реализовывать устные и письменные высказывания - описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли

реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется)

осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях

написание объявления

30



Загадки-описания. Сочини загадку. Комбинированный урок Описание в объявлении. Описание-загадка Анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи.

Уметь сочинить загадку по типу описания

реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи

осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях

написание загадки

Невыдуманный рассказ (3ч)
31

Было или придумано? Изучение нового материала Было или придумано? Анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях составить рассказ
32

Части рассказа. Комбинированный урок Части рассказа Знать, какие части включаются в рассказ. Уметь разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника, сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях; Работа в парах
33

Контрольная работа «Хочу вам рассказать». Урок контроля

Хочу вам рассказать (рассказ о себе).


Уметь применять полученные знания на практике Самостоятельно определять отклонения и отличия от эталона в своей работе. Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. контрольная работа
34

Подведем итоги. Риторический праздник (1ч) Обобщение

Речевая ситуация. Общение в быту. Тон речи. Тон вежливой речи. Приемы слушания: заголовок, непонятные слова. Сигналы внимательного слушания. Приемы чтения. Хорошая (эффективная ) речь. Основные признаки текста. Согласие. Просьба. Скрытая просьба. Особенности пересказа. Рассуждение. Описание. Невыдуманный рассказ.


Владеть первоначальными знаниями о нормах русского языка и правилах речевого этикета.

Уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач

делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса

осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях

викторина



Календарно-тематический план по риторике для 3 класса
№ урока Дата Кол-во часов Тема урока Тип урока Виды деятельности / элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихся Вид контроля
предметные метапредметные личностные
ОБЩЕНИЕ

Наука риторика (2ч)

1
1 Наука риторика. Проверь себя! Что мы помним о речевой ситуации. Изучение нового материала Наука риторика. Разные цели (задачи) общения. Твои цели (задачи) общения Знать понятие риторика. Анализировать высказывание, свою речь с точки зрения соответствия речевой задаче

Уметь подчинять свое высказывание задаче взаимодействия

формулировать тему урока после предварительного обсуждения

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений

фронтальный опрос

2

Твои речевые роли. С какой целью? Зачем? Комбинированный урок Общение – общительный человек. Твоя общительность. Уметь приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов пользоваться приёмами подготовки устного выступления осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово беседа
Учимся говорить (4ч)
3 .
Неподготовленная речь Изучение нового материала Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Знать особенности неподготовленной речи. Уметь отличать подготовленную речь от неподготовленной пользоваться приёмами подготовки устного выступления осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово работа в парах
4

Подготовленная речь, приемы подготовки. Изучение нового материала Способы подготовки к устному высказыванию в разных ситуациях общения Знать необходимые приемы подготовки устного выступления. Уметь анализировать устную живую речь, определять ее особенности; определять, в какой мере устная речь подготовлена, в чем отражается ее подготовленность; пользоваться пользоваться приёмами подготовки устного выступления осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово работа в парах
5

Говорим подробно, кратко. Комбинированный урок Говорим подробно, кратко. Уметь извлекать нужную информацию, передавать ее в подробном или кратком виде анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов
выступление
6

Похвала (комплимент). Комбинированный урок Похвала (комплимент). Знать особенности этикетного жанра комплимента. Уметь реализовывать жанры комплимента с учетом коммуникативной ситуации; оценить высказанную похвалу с точки зрения ее правильности и отобранных средств выражения критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо) составленная похвала
Слушаем, вдумываемся… (1ч)
7

Слушаем, вдумываемся… Комбинированный урок

Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).


Уметь осознавать прием слушания, редактируемый учителем; составлять план услышанного и воспроизводить его; уместно пользоваться сигналами внимательного слушания определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений работа в группах
Учимся читать, писать (3ч)
8-9
2 Читаем учебные тексты. Комбинированный урок

Особенности восприятия такого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения.

Знать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах. Уметь анализировать роль различных выделений в учебных текстах; ставить вопросы к выделенным в тексте словам продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово работа в группах
10 .
Учимся писать – редактировать Изучение нового материала

Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, включение недостающего.

Знать основные способы правки текста. Определять нужный способ правки продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово работа в парах
Вежливое общение (4ч)
11

Что такое вежливость… Изучение нового материала Что такое вежливость Осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых уважительных отношений формулировать тему урока после предварительного обсуждения

оценивать свою вежливость.


беседа
12

Вежливо, невежливо, грубо. Комбинированный урок Вежливо–невежливо–грубо Уметь осознавать свою ответственность за произнесенное или написанное слово; в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные эффективные средства критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии

оценивать свою вежливость


фронтальный опрос
13

Добрые дела – добрые слова. А ты вежлив? Комбинированный урок

Добрые слова – добрые дела. А ты вежлив?


Принимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова; уметь определять степень вежливости свою и собеседника определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

оценивать свою вежливость


работа в парах
14

Контрольная работа по теме «Учимся писать – редактировать». Урок контроля
Уметь применять полученные знания на практике Самостоятельно определять отклонения и отличия от эталона в своей работе. Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. контрольная работа
ТЕКСТ

Разные тексты (3ч)

15

Проверь себя.

Речевые жанры. Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.

Знать типы текстов формулировать тему урока после предварительного обсуждения осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово работа в парах
16
1 Тексты разные нужны. Комбинированный урок Начальное (первое) и конечное (последнее) предложения разных текстов. Уметь соотносить разновидность текста с его коммуникативной задачей и сферой употребления продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово беседа
17
1 Диалог и монолог. Изучение нового материала Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности. Знать особенности диалога и монолога. Уметь анализировать монолог и диалог с точки зрения речевого поведения коммуникантов пользоваться приёмами подготовки устного выступления осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово работа в парах
Правильная речь (3ч)
18

Пиши правильно! Комбинированный урок Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари Знать важность соблюдения норм для успешного общения. Уметь определять, как нарушения норм характеризуют говорящего, когда нарушения норм затрудняют общение; пользоваться различными видами словарей определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово тест
19

Произноси правильно! Комбинированный урок Произноси правильно! Знать важность соблюдения орфоэпических норм для успешного общения анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений беседа
20

Употребляй слова правильно! Комбинированный урок Употребляй слова правильно! Знать важность соблюдения лексических и грамматических норм для успешного общения формулировать тему урока после предварительного обсуждения осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений беседа
Правила успешного пересказа (4ч)
21

Пересказ. Комбинированный урок Вторичные речевые жанры. Знать основные правила успешного пересказа. Уметь создавать собственный сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово фронтальный опрос
22

Выбери нужное. Комбинированный урок Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Уметь выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа; создавать выборочный пересказ на основе произведенной выборки частей текста перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово работа в парах
23

Цитата в пересказе. Изучение нового материала Цитата в пересказах, её роль. Знать о роли цитаты в пересказе. Уметь определять необходимость и уместность использование цитаты в пересказе аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово работа в парах
24

Кратко о книге. Аннотация. Изучение нового материала Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста Уметь создавать небольшое устное выступление (аннотацию) о прочитанной книге и ее авторе продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово работа в группе
Поздравляю тебя, вас… (2ч)


25



Поздравляю Кого? С чем? Как?

Желаю Кому? Чего? Как?

Комбинированный урок

Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное). Структура поздравления Знать особенности этикетного жанра поздравления, его структуру. Уметь оценить поздравление с точки зрения речевой задачи и речевой ситуации в целом; поздравит с праздником, ответить на поздравление определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово Составление поздравления
26

Контрольная работа «Примите наши поздравления». Урок контроля
Уметь применять полученные знания на практике Самостоятельно определять отклонения и отличия от эталона в своей работе. Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. контрольная работа
Учись объяснять и доказывать (5ч)
27
1 Рассуждение. Изучение нового материала Рассуждение. Знать структуру рассуждения. Уметь анализировать известные структуры рассуждений анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений фронтальный опрос
28
1 Вывод в рассуждении. Комбинированный урок Вывод в рассуждении. Анализировать структуру рассуждения, выявляя правомерность употребления выводов анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово беседа
29
1 Правило в доказательстве. Комбинированный урок Правило в доказательстве. Уметь выявлять уместность приводимых доказательств; аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила доказательств анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово работа в парах
30
1 Цитата в доказательстве Комбинированный урок Цитата в доказательстве Уметь создавать рассуждения, уместно используя цитату в доказательстве; продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово работа в парах
31
1 Подведем итоги. Обобщение
Владеть логическими действиями сравнения, анализа, обобщение, классификации по родовидовым признакам построения рассуждений определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово Тест
Что общего – чем отличаются (2ч)
32

Сравни и скажи. Правила сравнения. Комбинированный урок Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения Знать структуру сравнительных описаний. Уметь анализировать средства выражения сходства и различия сравниваемых предметов, понятий; создавать сравнительные описания аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово Работа в группе
33

Как строятся сравнительные тексты. Изучение нового материала Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д. Знать, как строятся сравнительные тексты. Уметь создавать на основе готовых текстов сравнительное высказывание, используя более удобный способ его построения критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово работа в группе
34

Подведем итоги (1ч) Обобщение

Разные цели общения. Официальное общение. Вежливо – невежливо - грубо. Приглашение. Поздравление. Приемы слушания: план, ключевые слова. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Приемы чтения. Зачем нужны нормы? Начало и концовка в тексте. Комплимент. Поздравление. Сжатый пересказ. Доказательства в рассуждении. Сравнительное описание. Рассказ.

Уметь определять степень вежливости приобщении; критически оценивать свой опыт общения; анализировать информацию, представленную в различных формах; продуцировать тексты сравнительного описания; осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста; использовать различные этикетные жанры, соблюдая правила речевого этикета анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово Викторина

57