СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной (аварской)литературе 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родной (аварской)литературе 7 класс

Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: 1.    Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2.    Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897» 3.    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».      4.    Рабочая программа составлена с учетом воспитательного потенциала «Рабочей программы воспитания  МБОУ «СОШ №24»  5.    Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения в общеобразовательных учреждениях, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюстре России 18.12.2020 №61573)  6.    Учебный план на 2021-2022 учебный год 7.    Настоящая программа по аварской литературе для 7 класса составлена на основе о республиканского компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Программы по аварской и Дагестанской литературе 5-9 классов» разработанный сектором родных литератур Дагестанского НИИ педагогики им. А.А. Тахо-Годи (Махачкала ООО «Издательство НИИ педагогики», 2007). Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ: «Авар адабият- 7 класс» . Махачкала Издательство НИИ педагогики 20012г.:

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной (аварской)литературе 7 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897»

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  1. Рабочая программа составлена с учетом воспитательного потенциала «Рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ №24»


  1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения в общеобразовательных учреждениях, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюстре России 18.12.2020 №61573)


  1. Учебный план МБОУ «СОШ 24» на 2021-2022 учебный год

  2. Настоящая программа по аварской литературе для 7 класса составлена на основе о республиканского компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Программы по аварской и Дагестанской литературе 5-9 классов» разработанный сектором родных литератур Дагестанского НИИ педагогики им. А.А. Тахо-Годи (Махачкала ООО «Издательство НИИ педагогики», 2007). Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ: «Авар адабият- 7 класс» . Махачкала Издательство НИИ педагогики 20012г.: Авторы –составители Магомедрасул Усахов, Магомедкамил Гимбатов

Цели:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая интернет и др.);

Характеристика предмета

В 7 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного.

Курс литературы в 7 классе, строящийся с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Ведущая линия изучения литературы в 7 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечест­венной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; фор­мирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи уча­щихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования аварского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Место учебного предмета

По учебному плану основного общего образования на 2022-2023 учебный год по предмету «Родная (аварская) литература» в 7 классе отведен 1 час (34 недели), что составляет 34 часа в год

Планируемые результаты

Личностные результаты:

Личностные результаты освоения рабочей программы по аварской литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявлениеинтереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений дагестанской литературы,а также литератур народов РФ; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;

уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая

внимание на их воплощение в литературе.


Гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной

организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой

на примеры из родной литературы; активное участие в школьном самоуправлении.

Духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; готовность оценивать своё

поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья

и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интер-

нет-среде в процессе школьного литературного образования.

Трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного

знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений.

Экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных послед-

ствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,

приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Метапредметные результаты:

- понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

-работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать  в самостоятельной деятельности.


Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям дагестанской литературы и культуры;

  • формулирование собственного отношения к литературным произведениям, их оценки;

  • умение интерпретировать изученные произведения;

  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные темы.






Содержание курса


Раздел 1. Введение (1ч.)

Введение. Дагестанская литература: вчера, сегодня, завтра.

Раздел2. Устное народное творчество (7ч.)

Художественное своеобразие баллад народов Дагестана.

«Не люблю я, мама ,лето». Основная идея баллады. Роль диалога в произведении.

Баллады «Султан-Ахмед младший», «Али, оставленный в ущелье». Сходства и различия произведений аварского и даргинского фольклора.

Теория литературы. Понятие об эпической песне

Аварская народная песня «Плач по умершему сыну». Образ скорбящей матери.

Национальное своеобразие поэтического произведения. Метафоричность произведения.

Основной конфликт аварской баллады «Пастух и Юсуп-хан» - социальная борьба между свободными горцами-узденями и ханами-феодалами. Драматическая окрашенность баллад . Нравственная и социальная проблематика. редства создания эмоционального напряжения в балладе.

Хаджи из Унсоколо и грузин. Историческая основа произведения. Образ главного героя. Способы изображения положительных и отрицательных героев песни.

Теория литературы. Понятие о композиции.

Раздел 3. Литература народов Дагестана XVIII-XIX веков (7ч.)

Али-Гаджи из Инхо. «Седой волос». Реалистическая образность стихотворения. Обилие метафор, сравнений в стихотворении.

Понятие о художественном произведении.


Ирчи Казак. Краткие сведения о жизни и творчестве. «Асхар-Тау». Прием сопоставления в стихотворении «Асхар-Тау». Воспевание поэтом труда отходников-златокузнецов, испытавших на себе тяжесть скитаний на чужбине. Философские мотивы в стихотворении «Асхар-Тау». Изобразительно-выразительные средства языка.

Ахмед Мунги. Биография. «Резец». Философские мотивы в стихотворении «Резец».

Философские мотивы в стихотворении «Резец».

Гамзат Цадаса. Краткие сведения о жизни и творчестве. «Книга». Роль знаний в жизни человека». Утверждение необходимости овладения знаниями для формирования интеллекта, постижения собственного «Я», удовлетворения чувства прекрасного в стихотворении «Книга».

Гамзат Цадаса «Мулла и белка». Юмористическая окрашенность стихотворения «Мулла и белка».

Понятие о сатире.


Раздел 4. Советская литература (19ч.)

Магомед Хуршилов. «Битва с Надиршахом». Краткие сведения о жизни и творчестве.

Отражение в стихотворении такого явления, как захват феодалами узденских земель в патриархальном Дагестане. Недовольство народа властью богачей. Критическое изображение хана в произведении.

Магомед Сулиманов «Васигат». Неприятие поэтом существующих общественных установлений.

Ахмед Мунги. Краткие сведения о жизни и творчестве. Неприятие поэтом существующих общественных установлений. Озабоченность Г. Ахтынского тяжелой судьбой земляков – основная тема стихотворения «Если бедняк начнет учить».

«Стихи о теплой зиме». Поэтичность описания зимы. Человек и природа в стихотворении. Олицетворение как средство характеристики зимы.

Эффенди Капиев. Краткие сведения о жизни и творчестве.

Асадула Магомедов. «Горянка». Особенности построения стихотворения. Нравственные проблемы в произведении.


Мух1амад Шамхалов. Краткие сведения о жизни и творчестве «Нежданный гость». Символический смысл и сатирическая окрашенность строк. Роль образных выражений, риторических вопросов в раскрытии идеи стихотворения.


Расул Гамзатов. Очерк жизни и творчества. Историческая основа поэмы «Солдаты России». Осмысление военной темы в поэме Р. Гамзатова. Образы танкистов Магомед-Загида Абдулманапова и Ивана Поддубного. Проблема нравственного выбора в экстремальных условиях. Патриотическое звучание поэмы.


Муса Магомедов. Общая характеристика творчества М. Магомедова. Тема жизненного подвига в повести «Алибег». Образ Алибега. Душевная красота главного героя. Причина конфликта Алибега и Сайбуллы. Нравственные критерии в произведении. Взаимоотношения детей и взрослых. Мастерское описание подлинной жизни горских ребятишек в повести. Нравственные критерии в произведении. Взаимоотношения детей и взрослых.



Фазу Алиева. «Честь горянки». Тема труда и преемственности поколений в произведении «Честь горянки». Образ горянки. Романтизация труда в произведении.

Багатар Гаджиев. «Кусок хлеба». Изобразительно-выразительные средства, используемые в произведении.

Понятие о поэме.

Кияс Меджидов . Лирическое звучание темы Родины в стихотворении «Герой никогда не умрет». Глубокое знание поэтом мира природы. Образ мудрого следопыта в поэме. Художественные средства изобразительности в произведении.

Багаудин Митаров. «Друзья». Художественные средства изобразительности в произведении. Основные образы произведения. Внутренний мир героев-друзей в произведении. Особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка.

Абумуслим Джафаров. Краткие сведения о жизни и творчестве. Легендарная основа поэмы «Мудрый следопыт». Удачное использование поэтической формы собеседования старшего с младшим. Своеобразие картин родной земли. Обилие метафор, сравнений в стихотворении.

Ахмедхан Абу-Бакар. Биографическая справка. Тема труда и преемственности поколений в рассказе «Култум». Образ девочки Култум и её реальный прототип – Манаба Магомедова. Романтизация труда кубачинцев-златокузнецов.

Муса Магомедов. Общая характеристика творчества М. Магомедова. Тема жизненного подвига в повести «Алибег». Роль образных выражений, риторических вопросов в раскрытии идеи произведения . Отражение социальных противоречий эпохи.

«Алибег».Мастерское описание подлинной жизни горских ребятишек в повести.

Контрольная работа (тестирование).

Итоговый урок. Список произведений для внеклассного чтения на летних каникулах.

Календарно-тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания

№№

Кол.

ч.

Тема занятий

Домашнее

Задание

По плану

Фактич.

Введение (1ч.)

1

1

Дагестанская литература: вчера, сегодня, завтра

(потенциал урока реализации ПВ)

Стр. 1-4 (прочитать статью)



Устное народное творчество (7ч.)

2

1

«Не люблю я, мама ,лето».

Выразительное чтение стихотворения



3

1

Баллады «Султан-Ахмед младший», «Али, оставленный в ущелье». Сходства и различия произведений аварского и даргинского фольклора(потенциал урока реализации ПВ)

Выписать из произведения «Али, оставленный в ущелье» все сравнения



4

1

Теория литературы. Понятие об эпической песне.

Выучить определение



5

1

Аварская народная песня «Плач по умершему сыну». Образ скорбящей матери.

Письменный анализ стихотворения




6

1

Основной конфликт аварской баллады «Пастух и Юсуп-хан» - социальная борьба между свободными горцами-узденями и ханами-феодалами.

Сообщение: « Каким должен быть горец»



7

1

Хаджи из унсоколо и грузин».

Выразительное чтение стихотворения



8

1

Теория литературы. Понятие о композиции.

Выучить понятие о композиции



Литература народов Дагестана XVIII-XIX веков (7ч.)

9


Али-Гаджи из Инхо. «Седой волос».

Жизнь и творчество Али-Гаджи из Инхо( конспект)



10


Понятие о художественном произведении

Выучить понятие о худ.произведении



11


Ирчи Казак. Краткие сведения о жизни и творчестве. «Асхар-Тау». Прием сопоставления в стихотворении «Асхар-Тау».

Ответить на вопросы 1-4



12

1

Ахмед Мунги. Биография. «Резец». Философские мотивы в стихотворении «Резец».

Выразительное чтение стихотворения «Резец»



13

1

Гамзат Цадаса. Краткие сведения о жизни и творчестве. «Книга». Роль знаний в жизни человека.

Жизнь и творчество Г.Цадасы (пересказ)



14

1

Гамзат Цадаса «Мулла и белка».

Составление собственной сказки



15

1

Понятие о сатире

Выучить конспект с урока



Советская литература (19ч.)

13

1

Магомед Хуршилов. «Битва с Надиршахом»

Наизусть 1-3 глав



14

1

Магомед Сулиманов «Васигат»

Пересказ понравивш. главы



15

1

Ахмед Мунги. Краткие сведения о жизни и творчестве. Озабоченность Г. Ахтынского тяжелой судьбой земляков – основная тема стихотворения «Если бедняк начнет учить»

Жизнь и творчество А.Мунги – конспект



16

1

«Стихи о теплой зиме». Поэтичность описания зимы. Человек и природа в стихотворении

Мини-сочинение «Мой любимый край»



17

1

Эффенди Капиев. Краткие сведения о жизни и творчестве.

Индивидуальные задания из рабочей тетради



18

1

Асадула Магомедов. «Горянка»

Индивидуальные карточки.



19

1

Мух1амад Шамхалов. Краткие сведения о жизни и творчестве «Нежданный гость».

Анализ третьего действия.



20

1

Расул Гамзатов. Очерк жизни и творчества. Историческая основа поэмы «Солдаты России»

(потенциал урока реализации ПВ)

Таблица «Черты сходства в судьбах героев»



21

1

«Солдаты России». Осмысление военной темы в поэме Р. Гамзатова(потенциал урока реализации ПВ)

Сообщение : «Война…»



22

1

Муса Магомедов. Общая характеристика творчества М. Магомедова. Тема жизненного подвига в повести «Алибег».

Характеристика Алибега (письменно)



23

1

Нравственные критерии в произведении. Взаимоотношения детей и взрослых.

Закончить таблицу, сделать вывод



24

1

Фазу Алиева.

«Честь горянки»

(потенциал урока реализации ПВ)

Письменно ответить на вопрос: Что для автора окружено ореолом святости



25

1

Багатар Гаджиев. «Кусок хлеба»

Выучить стихотворение наизусть



26

1

Понятие о поэме

Выучить определение по теме



27

1

Кияс Меджидов . Лирическое звучание темы Родины в стихотворении «Герой никогда не умрет»

(потенциал урока реализации ПВ)

Создание синквейна по материалам занятия.



28

1

Багаудин Митаров. «Друзья». Художественные средства изобразительности в произведении.

Рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор



29

1

Абумуслим Джафаров. Краткие сведения о жизни и творчестве. Легендарная основа поэмы «Мудрый следопыт».

Дописать анализ поэмы



30

1

Ахмедхан Абу-Бакар. Биографическая справка. Тема труда и преемственности поколений в рассказе «Култум».

Пересказ глав 1-4 рассказа «Култум»



31

1

Муса Магомедов. Общая характеристика творчества М. Магомедова. Тема жизненного подвига в повести «Алибег».

Пересказ биографической справки М.Магомедова



32

1

«Алибег».Мастерское описание подлинной жизни горских ребятишек в повести.

Мини-сочинение : «Мое детство»



33

1

Итоговая работа (тестирование)

Повторение пройденного за год



34

1

Итоговый урок. Список произведений для внеклассного чтения на летних каникулах.






МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Книгопечатная продукция

1. Аварская литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса/Cост.

Гамзатов А.Г., Мухтаров С.М., Меджидова Ч.М.

2. Аварская литература: Учебник-хрестоматия для 6класса/Сост.Испагиева Б.Г., ХайбуллаевМ.Х.

3. Аварская литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса/Сост.ГамзатовА.Г., Меджидова Ч.М.

4. Аварская литература: Учебник-хрестоматия для 8 класса/Сост.Гаджиев А.О., Абдулатипов А.А.

5. Аварская литература: Учебник-хрестоматия для 9 класса/Сост.Абдурахманов А.М.,Меджидова Ч.М.

Методические пособия:

1. Алиханов З.З, Алиханов С.З. Аварские пословицы и поговорки.

2. Гамзатов А.Г. Тесты по аварской литературе для 5–9 классов.

3. Гамзатов А.Г. Изучение аварской литературы в 5 классе.

Словари:

1. Атаев Б. М. Аварско-русский словарь.

2. Атаев Б. М. Русско-аварский словарь.

Технические средства: не имеется





10