Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Рабочая программа составлена с учетом воспитательного потенциала «Рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ №24»
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения в общеобразовательных учреждениях, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюстре России 18.12.2020 №61573)
Учебный план МБОУ «СОШ 24» на 2021-2022 учебный год
Настоящая программа по аварской литературе для 7 класса составлена на основе о республиканского компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Программы по аварской и Дагестанской литературе 5-9 классов» разработанный сектором родных литератур Дагестанского НИИ педагогики им. А.А. Тахо-Годи (Махачкала ООО «Издательство НИИ педагогики», 2007). Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ: «Авар адабият- 7 класс» . Махачкала Издательство НИИ педагогики 20012г.: Авторы –составители Магомедрасул Усахов, Магомедкамил Гимбатов
Цели:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая интернет и др.);
Характеристика предмета
В 7 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного.
Курс литературы в 7 классе, строящийся с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Ведущая линия изучения литературы в 7 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования аварского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Место учебного предмета
По учебному плану основного общего образования на 2022-2023 учебный год по предмету «Родная (аварская) литература» в 7 классе отведен 1 час (34 недели), что составляет 34 часа в год
Планируемые результаты
Личностные результаты:
Личностные результаты освоения рабочей программы по аварской литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявлениеинтереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений дагестанской литературы,а также литератур народов РФ; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая
внимание на их воплощение в литературе.
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой
на примеры из родной литературы; активное участие в школьном самоуправлении.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; готовность оценивать своё
поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья
и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интер-
нет-среде в процессе школьного литературного образования.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного
знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных послед-
ствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Метапредметные результаты:
- понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
-работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям дагестанской литературы и культуры;
формулирование собственного отношения к литературным произведениям, их оценки;
умение интерпретировать изученные произведения;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные темы.
Содержание курса
Раздел 1. Введение (1ч.)
Введение. Дагестанская литература: вчера, сегодня, завтра.
Раздел2. Устное народное творчество (7ч.)
Художественное своеобразие баллад народов Дагестана.
«Не люблю я, мама ,лето». Основная идея баллады. Роль диалога в произведении.
Баллады «Султан-Ахмед младший», «Али, оставленный в ущелье». Сходства и различия произведений аварского и даргинского фольклора.
Теория литературы. Понятие об эпической песне
Аварская народная песня «Плач по умершему сыну». Образ скорбящей матери.
Национальное своеобразие поэтического произведения. Метафоричность произведения.
Основной конфликт аварской баллады «Пастух и Юсуп-хан» - социальная борьба между свободными горцами-узденями и ханами-феодалами. Драматическая окрашенность баллад . Нравственная и социальная проблематика. редства создания эмоционального напряжения в балладе.
Хаджи из Унсоколо и грузин. Историческая основа произведения. Образ главного героя. Способы изображения положительных и отрицательных героев песни.
Теория литературы. Понятие о композиции.
Раздел 3. Литература народов Дагестана XVIII-XIX веков (7ч.)
Али-Гаджи из Инхо. «Седой волос». Реалистическая образность стихотворения. Обилие метафор, сравнений в стихотворении.
Понятие о художественном произведении.
Ирчи Казак. Краткие сведения о жизни и творчестве. «Асхар-Тау». Прием сопоставления в стихотворении «Асхар-Тау». Воспевание поэтом труда отходников-златокузнецов, испытавших на себе тяжесть скитаний на чужбине. Философские мотивы в стихотворении «Асхар-Тау». Изобразительно-выразительные средства языка.
Ахмед Мунги. Биография. «Резец». Философские мотивы в стихотворении «Резец».
Философские мотивы в стихотворении «Резец».
Гамзат Цадаса. Краткие сведения о жизни и творчестве. «Книга». Роль знаний в жизни человека». Утверждение необходимости овладения знаниями для формирования интеллекта, постижения собственного «Я», удовлетворения чувства прекрасного в стихотворении «Книга».
Гамзат Цадаса «Мулла и белка». Юмористическая окрашенность стихотворения «Мулла и белка».
Понятие о сатире.
Раздел 4. Советская литература (19ч.)
Магомед Хуршилов. «Битва с Надиршахом». Краткие сведения о жизни и творчестве.
Отражение в стихотворении такого явления, как захват феодалами узденских земель в патриархальном Дагестане. Недовольство народа властью богачей. Критическое изображение хана в произведении.
Магомед Сулиманов «Васигат». Неприятие поэтом существующих общественных установлений.
Ахмед Мунги. Краткие сведения о жизни и творчестве. Неприятие поэтом существующих общественных установлений. Озабоченность Г. Ахтынского тяжелой судьбой земляков – основная тема стихотворения «Если бедняк начнет учить».
«Стихи о теплой зиме». Поэтичность описания зимы. Человек и природа в стихотворении. Олицетворение как средство характеристики зимы.
Эффенди Капиев. Краткие сведения о жизни и творчестве.
Асадула Магомедов. «Горянка». Особенности построения стихотворения. Нравственные проблемы в произведении.
Мух1амад Шамхалов. Краткие сведения о жизни и творчестве «Нежданный гость». Символический смысл и сатирическая окрашенность строк. Роль образных выражений, риторических вопросов в раскрытии идеи стихотворения.
Расул Гамзатов. Очерк жизни и творчества. Историческая основа поэмы «Солдаты России». Осмысление военной темы в поэме Р. Гамзатова. Образы танкистов Магомед-Загида Абдулманапова и Ивана Поддубного. Проблема нравственного выбора в экстремальных условиях. Патриотическое звучание поэмы.
Муса Магомедов. Общая характеристика творчества М. Магомедова. Тема жизненного подвига в повести «Алибег». Образ Алибега. Душевная красота главного героя. Причина конфликта Алибега и Сайбуллы. Нравственные критерии в произведении. Взаимоотношения детей и взрослых. Мастерское описание подлинной жизни горских ребятишек в повести. Нравственные критерии в произведении. Взаимоотношения детей и взрослых.
Фазу Алиева. «Честь горянки». Тема труда и преемственности поколений в произведении «Честь горянки». Образ горянки. Романтизация труда в произведении.
Багатар Гаджиев. «Кусок хлеба». Изобразительно-выразительные средства, используемые в произведении.
Понятие о поэме.
Кияс Меджидов . Лирическое звучание темы Родины в стихотворении «Герой никогда не умрет». Глубокое знание поэтом мира природы. Образ мудрого следопыта в поэме. Художественные средства изобразительности в произведении.
Багаудин Митаров. «Друзья». Художественные средства изобразительности в произведении. Основные образы произведения. Внутренний мир героев-друзей в произведении. Особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка.
Абумуслим Джафаров. Краткие сведения о жизни и творчестве. Легендарная основа поэмы «Мудрый следопыт». Удачное использование поэтической формы собеседования старшего с младшим. Своеобразие картин родной земли. Обилие метафор, сравнений в стихотворении.
Ахмедхан Абу-Бакар. Биографическая справка. Тема труда и преемственности поколений в рассказе «Култум». Образ девочки Култум и её реальный прототип – Манаба Магомедова. Романтизация труда кубачинцев-златокузнецов.
Муса Магомедов. Общая характеристика творчества М. Магомедова. Тема жизненного подвига в повести «Алибег». Роль образных выражений, риторических вопросов в раскрытии идеи произведения . Отражение социальных противоречий эпохи.
«Алибег».Мастерское описание подлинной жизни горских ребятишек в повести.
Контрольная работа (тестирование).
Итоговый урок. Список произведений для внеклассного чтения на летних каникулах.
Календарно-тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания
№№ | Кол. ч. | Тема занятий | Домашнее Задание | По плану | Фактич. |
Введение (1ч.) |
1 | 1 | Дагестанская литература: вчера, сегодня, завтра (потенциал урока реализации ПВ) | Стр. 1-4 (прочитать статью) | | |
Устное народное творчество (7ч.) |
2 | 1 | «Не люблю я, мама ,лето». | Выразительное чтение стихотворения | | |
3 | 1 | Баллады «Султан-Ахмед младший», «Али, оставленный в ущелье». Сходства и различия произведений аварского и даргинского фольклора(потенциал урока реализации ПВ) | Выписать из произведения «Али, оставленный в ущелье» все сравнения | | |
4 | 1 | Теория литературы. Понятие об эпической песне. | Выучить определение | | |
5 | 1 | Аварская народная песня «Плач по умершему сыну». Образ скорбящей матери. | Письменный анализ стихотворения | | |
6 | 1 | Основной конфликт аварской баллады «Пастух и Юсуп-хан» - социальная борьба между свободными горцами-узденями и ханами-феодалами. | Сообщение: « Каким должен быть горец» | | |
7 | 1 | Хаджи из унсоколо и грузин». | Выразительное чтение стихотворения | | |
8 | 1 | Теория литературы. Понятие о композиции. | Выучить понятие о композиции | | |
Литература народов Дагестана XVIII-XIX веков (7ч.) |
9 | | Али-Гаджи из Инхо. «Седой волос». | Жизнь и творчество Али-Гаджи из Инхо( конспект) | | |
10 | | Понятие о художественном произведении | Выучить понятие о худ.произведении | | |
11 | | Ирчи Казак. Краткие сведения о жизни и творчестве. «Асхар-Тау». Прием сопоставления в стихотворении «Асхар-Тау». | Ответить на вопросы 1-4 | | |
12 | 1 | Ахмед Мунги. Биография. «Резец». Философские мотивы в стихотворении «Резец». | Выразительное чтение стихотворения «Резец» | | |
13 | 1 | Гамзат Цадаса. Краткие сведения о жизни и творчестве. «Книга». Роль знаний в жизни человека. | Жизнь и творчество Г.Цадасы (пересказ) | | |
14 | 1 | Гамзат Цадаса «Мулла и белка». | Составление собственной сказки | | |
15 | 1 | Понятие о сатире | Выучить конспект с урока | | |
Советская литература (19ч.) |
13 | 1 | Магомед Хуршилов. «Битва с Надиршахом» | Наизусть 1-3 глав | | |
14 | 1 | Магомед Сулиманов «Васигат» | Пересказ понравивш. главы | | |
15 | 1 | Ахмед Мунги. Краткие сведения о жизни и творчестве. Озабоченность Г. Ахтынского тяжелой судьбой земляков – основная тема стихотворения «Если бедняк начнет учить» | Жизнь и творчество А.Мунги – конспект | | |
16 | 1 | «Стихи о теплой зиме». Поэтичность описания зимы. Человек и природа в стихотворении | Мини-сочинение «Мой любимый край» | | |
17 | 1 | Эффенди Капиев. Краткие сведения о жизни и творчестве. | Индивидуальные задания из рабочей тетради | | |
18 | 1 | Асадула Магомедов. «Горянка» | Индивидуальные карточки. | | |
19 | 1 | Мух1амад Шамхалов. Краткие сведения о жизни и творчестве «Нежданный гость». | Анализ третьего действия. | | |
20 | 1 | Расул Гамзатов. Очерк жизни и творчества. Историческая основа поэмы «Солдаты России» (потенциал урока реализации ПВ) | Таблица «Черты сходства в судьбах героев» | | |
21 | 1 | «Солдаты России». Осмысление военной темы в поэме Р. Гамзатова(потенциал урока реализации ПВ) | Сообщение : «Война…» | | |
22 | 1 | Муса Магомедов. Общая характеристика творчества М. Магомедова. Тема жизненного подвига в повести «Алибег». | Характеристика Алибега (письменно) | | |
23 | 1 | Нравственные критерии в произведении. Взаимоотношения детей и взрослых. | Закончить таблицу, сделать вывод | | |
24 | 1 | Фазу Алиева. «Честь горянки» (потенциал урока реализации ПВ) | Письменно ответить на вопрос: Что для автора окружено ореолом святости | | |
25 | 1 | Багатар Гаджиев. «Кусок хлеба» | Выучить стихотворение наизусть | | |
26 | 1 | Понятие о поэме | Выучить определение по теме | | |
27 | 1 | Кияс Меджидов . Лирическое звучание темы Родины в стихотворении «Герой никогда не умрет» (потенциал урока реализации ПВ) | Создание синквейна по материалам занятия. | | |
28 | 1 | Багаудин Митаров. «Друзья». Художественные средства изобразительности в произведении. | Рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор | | |
29 | 1 | Абумуслим Джафаров. Краткие сведения о жизни и творчестве. Легендарная основа поэмы «Мудрый следопыт». | Дописать анализ поэмы | | |
30 | 1 | Ахмедхан Абу-Бакар. Биографическая справка. Тема труда и преемственности поколений в рассказе «Култум». | Пересказ глав 1-4 рассказа «Култум» | | |
31 | 1 | Муса Магомедов. Общая характеристика творчества М. Магомедова. Тема жизненного подвига в повести «Алибег». | Пересказ биографической справки М.Магомедова | | |
32 | 1 | «Алибег».Мастерское описание подлинной жизни горских ребятишек в повести. | Мини-сочинение : «Мое детство» | | |
33 | 1 | Итоговая работа (тестирование) | Повторение пройденного за год | | |
34 | 1 | Итоговый урок. Список произведений для внеклассного чтения на летних каникулах. | | | |
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Книгопечатная продукция
1. Аварская литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса/Cост.
Гамзатов А.Г., Мухтаров С.М., Меджидова Ч.М.
2. Аварская литература: Учебник-хрестоматия для 6класса/Сост.Испагиева Б.Г., ХайбуллаевМ.Х.
3. Аварская литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса/Сост.ГамзатовА.Г., Меджидова Ч.М.
4. Аварская литература: Учебник-хрестоматия для 8 класса/Сост.Гаджиев А.О., Абдулатипов А.А.
5. Аварская литература: Учебник-хрестоматия для 9 класса/Сост.Абдурахманов А.М.,Меджидова Ч.М.
Методические пособия:
1. Алиханов З.З, Алиханов С.З. Аварские пословицы и поговорки.
2. Гамзатов А.Г. Тесты по аварской литературе для 5–9 классов.
3. Гамзатов А.Г. Изучение аварской литературы в 5 классе.
Словари:
1. Атаев Б. М. Аварско-русский словарь.
2. Атаев Б. М. Русско-аварский словарь.
Технические средства: не имеется
10