СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета " Родная литература " для 3 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета " Родная литература " для 3 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Саранпаульская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено

Протокол от _________ №1

заседания предметного МО(указание названия МО)

Согласовано

Протокол от _______№1

заседания НМС

Утверждено

Приказ МБОУ «Саранпаульская СОШ»

от __________№















Рабочая программа



Предмет: Родная литература

Класс: 3

на 2020-2021 учебный год



Составитель: Бадма-Церенова М.А,

учитель начальных классов





с. Саранпауль, 2020 г





Родная литература 3 класс

Пояснительная записка

1. Цели и задачи

Цель: формироватьпонимание места и роли русской литературы в едином культурном пространстве Российской Федерации, среди литератур народов России и важность сохранения и передачи от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей.

Задачи :

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;

  • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

  • обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

  • работать с различными типами текстов;

  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.


2. Учебно-методический комплекс

«Школа России»

3. Количество учебных и календарных часов программы

На изучение родной литературы отво­дится 0,5 часа в неделю, всего – 17 часов:

I триместр – 6 часов

II триместр – 5 часов

III триместр – 6 часов

4. Технологии обучения

Разноуровневое обучение.

Проблемное обучение.

Проектная деятельность.

Исследовательские методы в обучении.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).

Здоровьесберегающие технологии.

Информационно-коммуникационные технологии.

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр.

5. Соответствие рабочей программы учебному плану школы

1.Закон «Об образовании» п.2, ст.32

2. Примерной программой начального общего образования, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться;

3.Учебный план МБОУ «Саранпаульской СОШ» на 2020-2021 учебный год. Приказ № 86 от 28.08.2020 г

Содержание учебного процесса

1. Специфика программы

Образовательные и воспитательные задачи обучения родной литературе решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их ре­шения. В организации учебно-воспитательного процесса важ­ную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств

Содержание программы по родной литературе позво­ляет шире использовать дифференцированный подход к уча­щимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и ус­пешное продвижение в математическом развитии

2. Основные содержательные линии курса

В содержании программы на каждом году обучения выделяются два раздела:

1. Круг чтения.

2. Работа с текстом и книгой.

Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребёнка, умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.

Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.

Работа с текстом и книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-

сборников.

3. Структура программы

« Россия - наша Родина» -2 часа

«Фольклор нашего народа» -5 часов

«О братьях наших меньших» -5 часов

« Времена года»- 5 часов





Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

У учащихсябудут сформированы:

-умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;

-ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;

-умение оценивать свое отношение к учебе;

-уважение к культуре разных народов.

У учащихся могут быть сформированы:

-представление об общих нравственных категориях у разных народов;

-нравственное чувство и чувственное сознание;

-умение анализировать свои переживания и поступки;

-способность к самооценке;

-эмпатия, способность к сопереживанию другим людям;

-бережное отношение к живой природе;

-эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.

Метапредметные результаты:

Регулятивные

Учащиеся научатся:

-соотносить свои действия с поставленной целью;

-выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

Учащиеся получат возможность научиться:

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

-планировать свои учебные действия;

-анализировать результаты своей деятельности, вносить необходимые поправки;

-составлять план научно-популярной статьи, использовать его при пересказе;

-планировать свою читательскую деятельность;

-планировать свою деятельность при реализации проекта.

Познавательные

Учащиеся научатся:

-сравнивать произведения и героев;

-устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;

-свободно ориентироваться в аппарате учебника;

-находить нужную информацию в словарях и справочниках в конце учебника.

 Учащиеся получат возможность научиться:

-сравнивать и классифицировать жизненные явления;

-выявлять аналогии между героями, произведениями, жизненными явлениями;

-находить нужную информацию в школьном толковом словаре, детской энциклопедии;

-сопоставлять информацию, полученную из научно-популярной статьи, с художественным произведением;

-ориентироваться в аппарате книжного издания (название, автор, предисловие, оглавление, выходные сведения);

-находить в библиотеке книги по заданной тематике, ориентироваться в сборниках произведений;

-извлекать информацию из произведений изобразительного искусства;

-знакомиться с детской периодической литературой.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

-участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений;

-сотрудничать с одноклассниками в ходе проектной деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

-работая в паре, аргументировать свою позицию, учитывать мнение партнера;

-осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе;

-овладевать диалогической формой речи;

-формулировать и задавать вопросы, необходимые для достижения конкретных результатов при работе в группе.

Предметные результаты:

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

-правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения;

-пересказывать произведение близко к тексту, кратко, от лица персонажа;

-рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану;

-привлекать читательский и жизненный опыт для анализа конкретного произведения, поставленной проблемы;

-определять и оценивать позиции литературных героев;

-выявлять тему и главную мысль произведения;

-сопоставлять героев, идеи разных произведений;

-составлять план рассказа;

-определять свое и авторское отношение к героям;

-формулировать вопросы к тексту, составлять план текста.

Учащиеся получат возможность научиться:

-составлять личное мнение о произведении, выражать его на доступном уровне;

-ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте;

-делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

-читать по ролям художественное произведение;

-продолжать сюжет произведения, историю героя;

-участвовать в инсценировке произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

-создавать устно и письменно произведения разных жанров по аналогии спрочитанным, на заданную тему, по репродукции картины, серии иллюстраций, по результатам наблюдений;

-выражать свое отношение к литературным произведениям, явлениям природы в устной и письменной форме, рисунках.

Литературоведческая пропедевтика

  Учащиеся научатся:

-различать жанры (фольклор, басню, стихотворение, рассказ);

-выделять слова автора, действующих лиц, описание их внешности, поступков, бытовой обстановки, природы;

-находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения, подбирать синонимы, антонимы к предложенным словам.

 Учащиеся получат возможность научиться:

-определять приемы, использованные писателем для создания литературного персонажа и выражения, своего отношения к нему.

-использовать изученные выразительные средства в собственных творческих работах.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Обучающийсядолжен знать/

-наизусть не менее 5 стихотворений;

-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

-элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).

уметь:

-повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;

-соблюдать паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;

-определять тему и главную мысль произведения;

-воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;

-подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;

-отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;

-раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;

-делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;

-сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;

-ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;

-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

-различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

-приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).

-овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения -незнакомого текста не ниже 70 – 75 слов в минуту.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-самостоятельного чтения книг;

-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

-самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;

-работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Итоговый контроль

Проект -1 час

Тестовая контрольная работа- 1 час


3 класс (17 часов)

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Раздел 1. «Россия - наша Родина» (2 часа)

Прогнозировать содержание раздела.

Расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказыватьо книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Выбирать книгу по заданному параметру.

Воспринимать на слух произведение.

Отвечать на вопросы по содержанию художе­ственного произведения.

Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения.

Объяснять название произведения.

Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.

Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читатель­ский и жизненный опыт.

Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев.

Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения.

Составлять план пересказа прочитанного: что произошло в начале, потом, чем закончился рас­сказ.

Находить в стихах слова с созвучным окончанием.

Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь.

Использовать приём звукописи при изображе­нии различных героев.

Читать стихи наизусть.

Участвовать в конкурсе чтецов; декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца.

Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя)

З. Александрова «Родина»/ А.Пришелец «Наш край»

П. Алешковский «Как новгородцы на Югру ходили» (о Новгородцах XII века — смелых мореплавателях) (выборочно рассказы)

Раздел 2. «Фольклор нашего народа» (5 часов)

Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши.

В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа.

Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль

Народные сказки, присказка, сказочные предметы. Русская народная сказка «По щучьему веленью».

Проект «Мои первые народные сказки»

Раздел 3. «О братьях наших меньших» (5 часов)

К.Г. Паустовский. Жильцы старого дома.

Г.А. Скребицкий. Сиротка.

Н.И. Сладков. Непослушные Малыши

Б.С. Житков. Охотник и собаки.

И.П. Токмакова. Котята.Выставка книг о животных.

Раздел 4. «Времена года» (5 часов)

Самые интересные книги, прочитанные о природе.

Тема « Времена года в стихах и музыке.»

К.Паустовский «Какие бывают дожди»

А.Толстой. Сугробы.

Н.Асеев. Лыжи.

К.Паустовский. Стальное колечко.

И. Соколов-Микитов. Русские сказки о природе.

Тестовая работа по пройденным материалам.



Тематическое планирование


Дата по плану

Дата по факту

Тема

Планируемые результаты

Предметный результат

Универсальные учебные действия




Раздел 1. Россия-наша Родина (2ч)



1.

11.09


З. Александрова «Родина»/

А.Пришелец «Наш край»

Воспринимать на слух текст, прочитанный учителем;

Понимать содержание услышанного;

Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного художественного произведения

Личностные результаты:

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества.

Метапредметные результаты:

осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

активное использование речевых средств; готовность слушать собеседника и вести диалог.

2.

25.11


П. Алешковский «Как новгородцы на Югру ходили» (о Новгородцах XII века — смелых мореплавателях) (выборочно рассказы)




Раздел 2. Фольклор нашего народа (5 )



3.

9.10


Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши.

Различать малые фольклорные жанры, сказки;

Понимать смысл и назначение фольклорных произведений;

Приводить примеры потешек, загадок, пословиц, поговорок, народных песенок;

Различать положительных и отрицательных героев народных сказок;

Давать оценку поступкам героев народных сказок;

Выполнять творческие работы на фольклорном материале.

Личностные результаты:

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам

Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.

Метапредметные:

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

Сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия;

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

Слушать и понимать речь других

4.

23.10


В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа.

5.

13.11


Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль

6.

27.11


Народные сказки, присказка, сказочные предметы. Русская народная сказка «По щучьему веленью».

7.

11.12


Проект «Мои первые народные сказки»




Раздел 3. О братьях наших меньших (5 ч)



8.

25.12


К.Г. Паустовский. Жильцы старого дома.

Различать поэтические тексты;

Осознавать особенности интонирования стихотворных текстов;

Соотносить название текста с его содержанием;

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного стихотворения;

Уметь находить в тексте незнакомые слова и уточнять их значение;

Целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Личностные результаты:

Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные:

Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя;

Сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия;

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

Работать  в паре.

9.

22.01


Г.А. Скребицкий. Сиротка

10.

5.02


Н.И. Сладков. Непослушные Малыши

11.

19.02


Б.С. Житков. Охотник и собаки.

12.

5.03


И.П. Токмакова. Котята.

Выставка книг о животных.




Раздел 4. Времена года (5 ч)



13.

19.03


Самые интересные книги, прочитанные о природе.

Тема: «Времена года в стихах и музыке»

К.Паустовский «Какие бывают дожди»

Уметь слушать и самостоятельно читать рассказы детских писателей;

При чтении соблюдать интонацию различных типов предложения;

Понимать значение слов и предложений исходя из контекста;

Отвечать на вопросы по содержанию текста;

Выражать собственное впечатление от прочитанного;

Целенаправленное пополнение активного словарного запаса.


Личностные результаты:

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам

Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.

Метапредметные:

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

Сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия;

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

Слушать и понимать речь других.

Работать в паре.

14.

9.04


А.Толстой. Сугробы.

Н.Асеев. Лыжи.

15.

23.04


К.Паустовский. Стальное колечко.

16.

7.05


И. Соколов-Микитов. Русские сказки о природе.

17.

21.05


Тестовая работа по пройденным материалам.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!