с. Саранпауль, 2020 г
Пояснительная записка |
1. Цели и задачи | Цель: формироватьпонимание места и роли русской литературы в едином культурном пространстве Российской Федерации, среди литератур народов России и важность сохранения и передачи от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей. Задачи : развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся; формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух; формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства; обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе; формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы; обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности; расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения; работать с различными типами текстов; создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений. |
2. Учебно-методический комплекс | «Школа России» |
3. Количество учебных и календарных часов программы | На изучение родной литературы отводится 0,5 часа в неделю, всего – 17 часов: I триместр – 6 часов II триместр – 5 часов III триместр – 6 часов |
4. Технологии обучения | Разноуровневое обучение. Проблемное обучение. Проектная деятельность. Исследовательские методы в обучении. Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа). Здоровьесберегающие технологии. Информационно-коммуникационные технологии. Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр. |
5. Соответствие рабочей программы учебному плану школы | 1.Закон «Об образовании» п.2, ст.32 2. Примерной программой начального общего образования, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться; 3.Учебный план МБОУ «Саранпаульской СОШ» на 2020-2021 учебный год. Приказ № 86 от 28.08.2020 г |
Содержание учебного процесса |
1. Специфика программы | Образовательные и воспитательные задачи обучения родной литературе решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств Содержание программы по родной литературе позволяет шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное продвижение в математическом развитии |
2. Основные содержательные линии курса | В содержании программы на каждом году обучения выделяются два раздела: 1. Круг чтения. 2. Работа с текстом и книгой. Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи). Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребёнка, умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка. Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края. Работа с текстом и книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг- сборников. |
3. Структура программы | « Россия - наша Родина» -2 часа «Фольклор нашего народа» -5 часов «О братьях наших меньших» -5 часов « Времена года»- 5 часов |
Планируемые результаты обучения |
Личностные результаты: | У учащихсябудут сформированы: -умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями; -ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей; -умение оценивать свое отношение к учебе; -уважение к культуре разных народов. У учащихся могут быть сформированы: -представление об общих нравственных категориях у разных народов; -нравственное чувство и чувственное сознание; -умение анализировать свои переживания и поступки; -способность к самооценке; -эмпатия, способность к сопереживанию другим людям; -бережное отношение к живой природе; -эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой. |
Метапредметные результаты: | Регулятивные Учащиеся научатся: -соотносить свои действия с поставленной целью; -выполнять учебные действия в устной и письменной форме. Учащиеся получат возможность научиться: -учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста; -планировать свои учебные действия; -анализировать результаты своей деятельности, вносить необходимые поправки; -составлять план научно-популярной статьи, использовать его при пересказе; -планировать свою читательскую деятельность; -планировать свою деятельность при реализации проекта. Познавательные Учащиеся научатся: -сравнивать произведения и героев; -устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений; -свободно ориентироваться в аппарате учебника; -находить нужную информацию в словарях и справочниках в конце учебника. Учащиеся получат возможность научиться: -сравнивать и классифицировать жизненные явления; -выявлять аналогии между героями, произведениями, жизненными явлениями; -находить нужную информацию в школьном толковом словаре, детской энциклопедии; -сопоставлять информацию, полученную из научно-популярной статьи, с художественным произведением; -ориентироваться в аппарате книжного издания (название, автор, предисловие, оглавление, выходные сведения); -находить в библиотеке книги по заданной тематике, ориентироваться в сборниках произведений; -извлекать информацию из произведений изобразительного искусства; -знакомиться с детской периодической литературой. Коммуникативные Учащиеся научатся: -участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений; -сотрудничать с одноклассниками в ходе проектной деятельности. Учащиеся получат возможность научиться: -работая в паре, аргументировать свою позицию, учитывать мнение партнера; -осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе; -овладевать диалогической формой речи; -формулировать и задавать вопросы, необходимые для достижения конкретных результатов при работе в группе. |
Предметные результаты: | Речевая и читательская деятельность Учащиеся научатся: -правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения; -пересказывать произведение близко к тексту, кратко, от лица персонажа; -рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану; -привлекать читательский и жизненный опыт для анализа конкретного произведения, поставленной проблемы; -определять и оценивать позиции литературных героев; -выявлять тему и главную мысль произведения; -сопоставлять героев, идеи разных произведений; -составлять план рассказа; -определять свое и авторское отношение к героям; -формулировать вопросы к тексту, составлять план текста. Учащиеся получат возможность научиться: -составлять личное мнение о произведении, выражать его на доступном уровне; -ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте; -делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие. Творческая деятельность Учащиеся научатся: -читать по ролям художественное произведение; -продолжать сюжет произведения, историю героя; -участвовать в инсценировке произведения. Учащиеся получат возможность научиться: -создавать устно и письменно произведения разных жанров по аналогии спрочитанным, на заданную тему, по репродукции картины, серии иллюстраций, по результатам наблюдений; -выражать свое отношение к литературным произведениям, явлениям природы в устной и письменной форме, рисунках. Литературоведческая пропедевтика Учащиеся научатся: -различать жанры (фольклор, басню, стихотворение, рассказ); -выделять слова автора, действующих лиц, описание их внешности, поступков, бытовой обстановки, природы; -находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения, подбирать синонимы, антонимы к предложенным словам. Учащиеся получат возможность научиться: -определять приемы, использованные писателем для создания литературного персонажа и выражения, своего отношения к нему. -использовать изученные выразительные средства в собственных творческих работах. |
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности | Обучающийсядолжен знать/ -наизусть не менее 5 стихотворений; -названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; -элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация). уметь: -повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания; -соблюдать паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого; -определять тему и главную мысль произведения; -воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике; -подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом; -отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание; -раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им; -делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного; -сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы; -ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах; -читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); -различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные; -приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки). -овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения -незнакомого текста не ниже 70 – 75 слов в минуту. использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -самостоятельного чтения книг; -высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии); -самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам; -работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях). |
Итоговый контроль | Проект -1 час Тестовая контрольная работа- 1 час |
Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Раздел 1. «Россия - наша Родина» (2 часа) | Прогнозировать содержание раздела. Расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказыватьо книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Выбирать книгу по заданному параметру. Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт. Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев. Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Составлять план пересказа прочитанного: что произошло в начале, потом, чем закончился рассказ. Находить в стихах слова с созвучным окончанием. Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь. Использовать приём звукописи при изображении различных героев. Читать стихи наизусть. Участвовать в конкурсе чтецов; декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца. Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя) |
З. Александрова «Родина»/ А.Пришелец «Наш край» |
П. Алешковский «Как новгородцы на Югру ходили» (о Новгородцах XII века — смелых мореплавателях) (выборочно рассказы) |
Раздел 2. «Фольклор нашего народа» (5 часов) |
Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши. |
В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. |
Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль |
Народные сказки, присказка, сказочные предметы. Русская народная сказка «По щучьему веленью». |
Проект «Мои первые народные сказки» |
Раздел 3. «О братьях наших меньших» (5 часов) |
К.Г. Паустовский. Жильцы старого дома. |
Г.А. Скребицкий. Сиротка. |
Н.И. Сладков. Непослушные Малыши |
Б.С. Житков. Охотник и собаки. |
И.П. Токмакова. Котята.Выставка книг о животных. |
Раздел 4. «Времена года» (5 часов) |
Самые интересные книги, прочитанные о природе. Тема « Времена года в стихах и музыке.» К.Паустовский «Какие бывают дожди» |
А.Толстой. Сугробы. Н.Асеев. Лыжи. |
К.Паустовский. Стальное колечко. |
И. Соколов-Микитов. Русские сказки о природе. |
Тестовая работа по пройденным материалам. |
№ | Дата по плану | Дата по факту | Тема | Планируемые результаты |
Предметный результат | Универсальные учебные действия |
| | | Раздел 1. Россия-наша Родина (2ч) | | |
1. | 11.09 | | З. Александрова «Родина»/ А.Пришелец «Наш край» | Воспринимать на слух текст, прочитанный учителем; Понимать содержание услышанного; Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного художественного произведения | Личностные результаты: Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества. Метапредметные результаты: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; активное использование речевых средств; готовность слушать собеседника и вести диалог. |
2. | 25.11 | | П. Алешковский «Как новгородцы на Югру ходили» (о Новгородцах XII века — смелых мореплавателях) (выборочно рассказы) |
| | | Раздел 2. Фольклор нашего народа (5 ) | | |
3. | 9.10 | | Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши. | Различать малые фольклорные жанры, сказки; Понимать смысл и назначение фольклорных произведений; Приводить примеры потешек, загадок, пословиц, поговорок, народных песенок; Различать положительных и отрицательных героев народных сказок; Давать оценку поступкам героев народных сказок; Выполнять творческие работы на фольклорном материале. | Личностные результаты: Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие. Метапредметные: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя; Сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия; Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; Слушать и понимать речь других |
4. | 23.10 | | В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. |
5. | 13.11 | | Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль |
6. | 27.11 | | Народные сказки, присказка, сказочные предметы. Русская народная сказка «По щучьему веленью». |
7. | 11.12 | | Проект «Мои первые народные сказки» |
| | | Раздел 3. О братьях наших меньших (5 ч) | | |
8. | 25.12 | | К.Г. Паустовский. Жильцы старого дома. | Различать поэтические тексты; Осознавать особенности интонирования стихотворных текстов; Соотносить название текста с его содержанием; Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного стихотворения; Уметь находить в тексте незнакомые слова и уточнять их значение; Целенаправленное пополнение активного словарного запаса. | Личностные результаты: Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Метапредметные: Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; Сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия; Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; Работать в паре. |
9. | 22.01 | | Г.А. Скребицкий. Сиротка |
10. | 5.02 | | Н.И. Сладков. Непослушные Малыши |
11. | 19.02 | | Б.С. Житков. Охотник и собаки. |
12. | 5.03 | | И.П. Токмакова. Котята. Выставка книг о животных. |
| | | Раздел 4. Времена года (5 ч) | | |
13. | 19.03 | | Самые интересные книги, прочитанные о природе. Тема: «Времена года в стихах и музыке» К.Паустовский «Какие бывают дожди» | Уметь слушать и самостоятельно читать рассказы детских писателей; При чтении соблюдать интонацию различных типов предложения; Понимать значение слов и предложений исходя из контекста; Отвечать на вопросы по содержанию текста; Выражать собственное впечатление от прочитанного; Целенаправленное пополнение активного словарного запаса. | Личностные результаты: Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие. Метапредметные: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя; Сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия; Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; Слушать и понимать речь других. Работать в паре. |
14. | 9.04 | | А.Толстой. Сугробы. Н.Асеев. Лыжи. |
15. | 23.04 | | К.Паустовский. Стальное колечко. |
16. | 7.05 | | И. Соколов-Микитов. Русские сказки о природе. |
17. | 21.05 | | Тестовая работа по пройденным материалам. |