Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей __русского яз. И литературы______________ Протокол № ___ Руководитель ШМО: __________ | СОГЛАСОВАНО Замдиректора по УВР _________ от « » августа 2020 года | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №1_________ от «30» августа 2020 года ПРИНЯТО Приказ № от « » августа 2020 года |
Рабочая программа
Родная литература (базовый уровень)
Класс – 6
Количество часов по учебному плану 1 час в неделю в I полугодии(всего 16 часов)
Составитель:
Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
2020 -2021 уч.год
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Метапредметным результатом изучения курса является сформированность универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
Выявлять причины и следствия простых явлений;
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся
выявлять особенности языка и стиля писателя;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
объяснять свое понимание нравственно-философской и эстетической проблематики произведений;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);
пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (на своем уровне);
вести учебные дискуссии;
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (в каждом классе – на своем уровне).
воспринимать произведение как художественное целое;
Обучающиеся получат возможность научиться
воспринимать произведение как художественное целое;
концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел;
уметь интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе?
уметь устно или письменно истолковывать художественные функции поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности;
создавать эссе, научно-исследовательские заметки (статьи), доклады на конференцию, рецензии, сценарии
Содержание учебного курса
Пословицы и поговорки
Из «Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел в летописи.
«Узник» А.С.Пушкина. Вольнолюбивые устремления поэта. Лирика А.С.Пушкина. Повесть А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка». Дубровский-старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский». Осуждение произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский». Авторское отношение к героям повести А.С.Пушкина «Дубровский»
Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»
Федор Иванович Тютчев. Литературный портрет поэта
Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А.А.Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…»
Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда. Своеобразие языка и композиция стихотворения «Железная дорога»
Николай Семенович Лесков. Литературный портрет писателя. Комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в сказе «Левша» Н.С.Лескова
Я.П.Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе.
Тема служения людям в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор»
«Ни на кого не похожие» герои А.П.Платонова
Отношение автора к героям повести «Алые паруса»
К.М.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» Солдатские будни в стихотворениях о войне.
Яркость и самобытность героев рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе.
Особенности шукшинских героев – «чудиков» в рассказах «Чудик» и «Критики»
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование раздела с указанием часов, тема урока | Планируемые сроки прохождения темы | Корректировка |
1 | Пословицы и поговорки | 01.09-04.09 | |
2 | Из «Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел в летописи. | 07.09.-11.09 | |
3 | «Узник» А.С.Пушкина. Вольнолюбивые устремления поэта. | 14.09.-18.09 | |
4 | Повесть А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка». | 21.09.-25.09 | |
5 | Авторское отношение к героям повести А.С.Пушкина «Дубровский» | 28.09-02.10 | |
6 | Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг» | 05.10-09.10 | |
7 | Федор Иванович Тютчев. Литературный портрет поэта | 12.10-16.10 | |
8 | Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А.А.Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…» | 19.10-23.10 | |
9 | Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Своеобразие языка и композиция стихотворения. | 26-28.10- 05-06.11 | |
10 | Комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в сказе «Левша» Н.С.Лескова | 0911-13.11 | |
11 | Я.П.Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. | 16.11-20.11 | |
12 | Тема служения людям в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор» | 23.11-27.11 | |
13 | «Ни на кого не похожие» герои А.П.Платонова | 30.11-04.12 | |
14 | Отношение автора к героям повести «Алые паруса» | 07.12-11.12 | |
15 | К.М.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» Солдатские будни в стихотворениях о войне. | 14.12-18.12 | |
16 | Яркость и самобытность героев рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. | 21.12-25.12 | |