РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по «Родной (русской) литературе»
основного общего образования
(5 класс)
Автор-составитель: Валуйская Н.П.
учитель русского языка и литературы
высшей категории МКОУ «СОШ № 5»
учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская)
литература» 5 класс
1.1 Личностные результаты освоения учебного предмета родная (русская)
литература
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
1.2 Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Родная (русская)
литература»
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
1.3. Предметные результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература» 5 класс
результате первого года изучения ученик научится: -определять тему и основную мысль произведения; -владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет;
-характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; -выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу; -характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики ; -оценивать систему персонажей;
-находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; -выявлять особенности языка и стиля писателя;
-определять родо - жанровую специфику художественного произведения;
-объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений; -выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, постепенно переходя к анализу текста;
-выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения; -пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом
классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста; -представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы; -вести учебные дискуссии;
-собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную тему, для организации дискуссии; -выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
-выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению; -ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; -пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Содержание учебного предмета «Родная (русская) литература» 5 класс
Из древнерусской литературы-2ч
А. Никитин. Из «Хождений за три моря». Памятник мужеству русского человека.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы
учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник,
гражданин. М.В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…
Из литературы XVIII века-3ч
Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп,
Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)
Иван Андреевич Крылов.
Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).
«Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор).
Осмеяние пороков— грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д.
«Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.
Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...». Удивительный мир грез
фантазий поэта. Душевное состояние человека, воспринимающего природу,
восхищающегося ею. Повествование о внутренней гармонии природы. Пейзаж и мир поэта.
Из русской литературы XIX века-6ч
А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Мотивы одиночества, печали, тоски и описания зимней дороги во внутреннем монологе героя. Кавказ. Знакомство с жизнью и творчеством А.С. Пушкина в период пребывания на Кавказе. Могущество и неудержимость стихии.
М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Тема паломничества в русской поэзии.
В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Поединок добра со злом в произведении. Два мира. Положительные и отрицательные образы.
Н. С. Лесков. «Человек на часах».-2ч Душевная борьба героя. Воплощение христианской концепции человека в образах праведников .
А. П. Чехов. Рассказ «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа.
Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Из русской литературы XX века-6 ч
Е. И. Носов. «Варька». Детальное описание природных пейзажей, удивительная точность глубины характеров персонажей. Лаконичность и динамика повествования.
В. П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?» «Белогрудка». Знакомство с понятием рассказ-исповедь. Рассказ о жестокости, который учит добру.
М. Пришвин "Золотой луг". Герои и образы.
Шукшин "Срезал". Острые проблемы времени, не утратившие свою актуальность. Размышления над вопросами бытия. Работа над проблемным вопросом: «Кто прав, кто виноват в рассказе В. М. Шукшина «Срезал»?
.Нагибин "Мой первый друг, мой друг бесценный".
-2.Становление характера человека в рассказе. Воспитание чувства патриотизма, скромности, уважения к старшим
3.Тематическое планирование по учебному предмету «Родная (русская) литература
5 класс
№ | Наименование тем | Количество |
п/п | | часов |
| | |
| Первый год обучения (5 класс) | |
| | |
1. | Из древнерусской литературы | 2 |
| | |
2. | Из литературы XVIII века | 3 |
| | |
3. | Из русской литературы XIX века | 6 |
| | |
4. | Из русской литературы XX века | 6 |
| | |
| Всего | 17 |
| | |
| | |
4.Календарно – тематическое планирование по «Родной (русской) литературе 5 класс
№ п\п | Наименование тем | Часы | Дата |
| |
1 2 | Из древнерусской литературы-2 1.А. Никитин. Из «Хождений за три моря». Памятник мужеству русского человека. 2.М.В.Ломоносов.Ломоносов—ученый,поэт,художник,гражданин. «Лишь только дневный шум умолк… | 1 1 | | |
3 3 5 | Из литературы XVIII века-3 Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...». Удивительный мир грез и фантазий поэта. | 1 1 1 | | |
6 7 8 9 10 11 | Из русской литературы XIX века-6 А. С. Пушкин. «Зимняя дорога» Мотивы одиночества, печали, тоски М. Ю. Лермонтов. « Ветка Палестины». Тема паломничества в русской поэзии. В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Н. С. Лесков. «Человек на часах». Душевная борьба героя Воплощение христианской концепции человека в образах праведников А. П. Чехов. Рассказ «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа | 1 1 1 1 1 1 | | |
12 13 14 15 16 17 | Из русской литературы XX века-6 1. Е. И. Носов. «Варька». Детальное описание природных пейзажей, удивительная точность глубины характеров персонажей. 2. В. П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?» «Белогрудка». Знакомство с понятием рассказ-исповедь. 3. М. Пришвин "Золотой луг". Герои и образы. 4. Шукшин "Срезал". Острые проблемы времени 5. Нагибин "Мой первый друг, мой друг бесценный". 6. Воспитание чувства патриотизма, скромности, уважения к старшим | 1 1 1 1 1 1 | | |