СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной литературе для 5 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета "Родная(русская) литература разработана в соответствии с Федералным государственным образовательным стандартом ООО. Программа расчитана на осознание значимости стения и изучения родной литературы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной литературе для 5 класса»



















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по «Родной (русской) литературе»


основного общего образования

(5 класс)






Автор-составитель: Валуйская Н.П.

учитель русского языка и литературы

высшей категории МКОУ «СОШ № 5»






    1. учебный год


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская)


литература» 5 класс


1.1 Личностные результаты освоения учебного предмета родная (русская)


литература


  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;


  1. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;


  1. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;


  1. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;


  1. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;


  1. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;


  1. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;


  1. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;


  1. формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

  1. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;


  1. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


1.2 Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Родная (русская)


литература»


    1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;


    1. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;


    1. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;


    1. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;


    1. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;


    1. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;


    1. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;


    1. смысловое чтение;


    1. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;


    1. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;


    1. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;


    1. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

1.3. Предметные результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература» 5 класс



  • результате первого года изучения ученик научится: -определять тему и основную мысль произведения; -владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет;


-характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; -выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу; -характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики ; -оценивать систему персонажей;


-находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; -выявлять особенности языка и стиля писателя;


-определять родо - жанровую специфику художественного произведения;


-объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений; -выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, постепенно переходя к анализу текста;


-выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения; -пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом


классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста; -представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы; -вести учебные дискуссии;


-собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную тему, для организации дискуссии; -выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

-выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению; -ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; -пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

    1. Содержание учебного предмета «Родная (русская) литература» 5 класс



Из древнерусской литературы-2ч


А. Никитин. Из «Хождений за три моря». Памятник мужеству русского человека.


Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы


учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник,


гражданин. М.В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…

Из литературы XVIII века-3ч


Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп,


Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)

Иван Андреевич Крылов.


Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).


«Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор).

Осмеяние пороков— грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д.

«Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.


Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).


Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.


Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...». Удивительный мир грез


  • фантазий поэта. Душевное состояние человека, воспринимающего природу,


восхищающегося ею. Повествование о внутренней гармонии природы. Пейзаж и мир поэта.

Из русской литературы XIX века-6ч


А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Мотивы одиночества, печали, тоски и описания зимней дороги во внутреннем монологе героя. Кавказ. Знакомство с жизнью и творчеством А.С. Пушкина в период пребывания на Кавказе. Могущество и неудержимость стихии.

М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Тема паломничества в русской поэзии.


В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Поединок добра со злом в произведении. Два мира. Положительные и отрицательные образы.


Н. С. Лесков. «Человек на часах».-2ч Душевная борьба героя. Воплощение христианской концепции человека в образах праведников .


А. П. Чехов. Рассказ «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа.


Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.


Теория литературы. Юмор.

Из русской литературы XX века-6 ч


Е. И. Носов. «Варька». Детальное описание природных пейзажей, удивительная точность глубины характеров персонажей. Лаконичность и динамика повествования.


В. П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?» «Белогрудка». Знакомство с понятием рассказ-исповедь. Рассказ о жестокости, который учит добру.


М. Пришвин "Золотой луг". Герои и образы.

  1. Шукшин "Срезал". Острые проблемы времени, не утратившие свою актуальность. Размышления над вопросами бытия. Работа над проблемным вопросом: «Кто прав, кто виноват в рассказе В. М. Шукшина «Срезал»?

  • .Нагибин "Мой первый друг, мой друг бесценный".

-2.Становление характера человека в рассказе. Воспитание чувства патриотизма, скромности, уважения к старшим


3.Тематическое планирование по учебному предмету «Родная (русская) литература

5 класс

Наименование тем

Количество

п/п


часов





Первый год обучения (5 класс)





1.

Из древнерусской литературы

2




2.

Из литературы XVIII века

3




3.

Из русской литературы XIX века

6




4.

Из русской литературы XX века

6





Всего

17








4.Календарно – тематическое планирование по «Родной (русской) литературе 5 класс


п\п

Наименование тем

Часы

Дата





1


2

Из древнерусской литературы-2

1.А. Никитин. Из «Хождений за три моря». Памятник мужеству русского человека.


2.М.В.Ломоносов.Ломоносов—ученый,поэт,художник,гражданин. «Лишь только дневный шум умолк…



1


1




3

3


5

Из литературы XVIII века-3

  1. Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра

  2. И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом»

  3. Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...». Удивительный мир грез и фантазий поэта.


1

1


1





6


7


8

9

10


11

Из русской литературы XIX века-6

  1. А. С. Пушкин. «Зимняя дорога» Мотивы одиночества, печали, тоски

  2. М. Ю. Лермонтов. « Ветка Палестины». Тема паломничества в русской поэзии.

  3. В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

  4. Н. С. Лесков. «Человек на часах». Душевная борьба героя

  5. Воплощение христианской концепции человека в образах праведников

  6. А. П. Чехов. Рассказ «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа



1


1


1

1


1

1





12



13


14

15

16

17

Из русской литературы XX века-6


1. Е. И. Носов. «Варька». Детальное описание природных пейзажей, удивительная точность глубины характеров персонажей.

2. В. П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?» «Белогрудка». Знакомство с понятием рассказ-исповедь.

3. М. Пришвин "Золотой луг". Герои и образы.

4. Шукшин "Срезал". Острые проблемы времени

5. Нагибин "Мой первый друг, мой друг бесценный".

6. Воспитание чувства патриотизма, скромности, уважения к старшим



1



1


1

1

1

1























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!