Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Коряжмы»
Утверждаю
Директор школы
Г. А. Милькова
Рабочая программа
по родной (русской) литературе
7 класс
Срок реализации программы – 2022 – 2023 уч. год
Составитель: Кучумова Е.В.
г. Коряжма
2022
Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом МОУ «СОШ №3 г. Коряжмы» Архангельской области, на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».
Нормативно-правовую основу настоящей программы составляют следующие документы:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №1577)
Цели и задачи изучения учебного предмета
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих целей:
воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;
формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию;
осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;
развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение задач:
приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;
осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;
получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;
выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы;
формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет.
Место учебного предмета «Родная литература (русская)» в учебном плане
В соответствии с Федеральным базисным (образовательным) учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение родной русской литературы в 6 классе отводится 17 часов (0,5 часа в неделю). Продолжительность учебного года, согласно Уставу МОУ «СОШ № 3 г. Коряжмы», составляет 34 недели.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Родная литература (русская)»
Личностные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:
осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;
способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах.
Метапредметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать сформированность универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)»:
развитие умения выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в фольклоре для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте героического эпоса разных народов, устанавливать связи между ними на уровне тематики, проблематики, образов; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о русском Севере;
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о родном крае и русском доме;
развитие представлений о русском национальном характере, об оптимизме и взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности и мечтах в книгах о подростках и о богатстве русского языка и родной речи;
развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов или по предложенному плану; создавать краткие историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения;
развитие начальных умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы с разными источниками информации и овладения простейшими способами её обработки и презентации.
Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)» 7 класс (17 часов)
Раздел 1. Россия – Родина моя (5 ч.)
«Преданья старины глубокой»: песня русская – душа народная (Русские народные песни «На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры, буйные…»);
«Преданья старины глубокой»: старая песня на новый лад (А.С.Пушкин «Песни о Стеньке Разине», «И.З.Суриков «Я ли в поле да не травушка была…», А.К.Толстой «Моя душа летит приветом…»);
Города земли Русской: Сибирью прирастает земля Русская (В.Г.Распутин «Сибирь, Сибирь…», А.И.Солженицын «Колокол Углича»);
Родные просторы: русское поле (И.С.Никитин «Поле», И.А.Гофф «Русское поле»);
Родные просторы: русское поле ( Д.В.Григорьев «Пахарь»)
Раздел 2. Русские традиции (4 ч.)
Праздники Русского мира: Пасха (К.Д.Бальмонт «Благовещение в Москве», А.С.Хомяков «Кремлёвская заутреня на Пасху»);
Праздники Русского мира: Пасха (А.А.Фет «Христос Воскресе! – клик весенний», А.П.Чехов «Казак»);
Тепло родного дома: русские мастера (Р.И.Рождественский «О мастерах»);
Тепло родного дома: русские мастера (В.А.Солоухин «Камешки на ладони», Ф.А.Абрамов «Дом»);
Раздел 3. Русский характер – русская душа (8 ч.)
«Не до ордена. Была бы Родина»: на Первой мировой войне (С.М.Городецкий «Воздушный витязь», Н.С.Гумилёв «Наступление», «Война»);
«Не до ордена. Была бы Родина»: на Первой мировой войне (М.М.Пришвин «Голубая стрекоза»);
Загадки Русской души: долюшка женская (Ф.И.Тютчев «Русской женщине», Н.А.Некрасов «Внимая ужасам войны»);
Загадки Русской души: долюшка женская (Ю.В.Друнина «Запас прочности», «И откуда вдруг берутся силы…»);
Загадки Русской души: долюшка женская (Ф.А.Абрамов «Золотые руки»);
О ваших ровесниках: взрослые детские проблемы (Н.Н.Назаркин «Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!», «Про личную жизнь»);
О ваших ровесниках: взрослые детские проблемы (А.С.Игнатова «Джинн Сева»);
«Лишь слову жизнь дана…»: «Такого языка на свете не бывало…» (В.А.Рождественский «В родной поэзии совсем не старовер…»)
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Россия – Родина моя | 5 |
2 | Русские традиции | 4 |
3 | Русский характер – русская душа | 7 |
4 | Промежуточная аттестация | 1 |
Итого: | 17 часов |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Дата |
Россия – Родина моя (5 ч) |
1. | «Преданья старины глубокой»: песня русская – душа народная (Русские народные песни «На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры, буйные…») | |
2. | «Преданья старины глубокой»: старая песня на новый лад (А.С.Пушкин «Песни о Стеньке Разине», «И.З.Суриков «Я ли в поле да не травушка была…», А.К.Толстой «Моя душа летит приветом…») | |
3. | Города земли Русской: Сибирью прирастает земля Русская (В.Г.Распутин «Сибирь, Сибирь…», А.И.Солженицын «Колокол Углича») | |
4. | Родные просторы: русское поле (И.С.Никитин «Поле», И.А.Гофф «Русское поле») | |
5. | Родные просторы: русское поле (Д.В.Григорьев «Пахарь») | |
Русские традиции (4 ч) |
6. | Праздники Русского мира: Пасха (К.Д.Бальмонт «Благовещение в Москве», А.С.Хомяков «Кремлёвская заутреня на Пасху») | |
7. | Праздники Русского мира: Пасха (А.А.Фет «Христос Воскресе! – клик весенний», А.П.Чехов «Казак») | |
8. | Тепло родного дома: русские мастера (Р.И.Рождественский «О мастерах») | |
9. | Тепло родного дома: русские мастера (В.А.Солоухин «Камешки на ладони», Ф.А.Абрамов «Дом») | |
Русский характер – русская душа (8 ч) |
10. | «Не до ордена. Была бы Родина»: на Первой мировой войне (С.М.Городецкий «Воздушный витязь», Н.С.Гумилёв «Наступление», «Война») | |
11. | «Не до ордена. Была бы Родина»: на Первой мировой войне (М.М.Пришвин «Голубая стрекоза») | |
12. | Загадки Русской души: долюшка женская (Ф.И.Тютчев «Русской женщине», Н.А.Некрасов «Внимая ужасам войны») | |
13. | Загадки Русской души: долюшка женская (Ю.В.Друнина «Запас прочности», «И откуда вдруг берутся силы…») | |
14. | Загадки Русской души: долюшка женская (Ф.А.Абрамов «Золотые руки») | |
15. | О ваших ровесниках: взрослые детские проблемы (Н.Н.Назаркин «Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!», «Про личную жизнь»; А.С.Игнатова «Джинн Сева») | |
16. | «Лишь слову жизнь дана…»: «Такого языка на свете не бывало…» (В.А.Рождественский «В родной поэзии совсем не старовер…») | |
17. | Промежуточная аттестация. | |
Учебно-методическое обеспечение
Литературный Север : Кн. для учащихся 5-8-х кл. / Помор. междунар. пед. ун-т им. М. В. Ломоносова, Упр. образования Администрации Арханг. обл.; [Ред.-сост. Л. С. Скепнер]. - Архангельск : Изд-во Помор. междунар. пед. ун-та, 1995.
Региональный компонент государственного стандарта общего образования Архангельской области / Под ред. О.В. Дитятьевой, Т.А. Спиричевой, Л.И. Уваровой - Архангельск: Изд-во АО ИППК РО, 2005.
Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. Т.1–6. Гл. ред. П. А. Николаев. М.: Советская энциклопедия; Нестор-История, 1989-2019.
Литературная энциклопедия терминов и понятий / ИНИОН РАН; Гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. М.: Интелвак, 2001.
Аристова М. А., Беляева Н.В., Критарова Ж.Н. Учебный предмет «Родная литература (русская)»: цели, задачи, содержание // Вестник образования России. 2020.
Аристова М. А., Беляева Н. В. Ценностный потенциал родной литературы как хранительницы культурного наследия народа // Саранск, 2019.
Беляева Н. В., Добротина И.Н., Критарова Ж.Н. Предметы школьного филологического образования как важный фактор национального самоопределения // Образовательное пространство в информационную эпоху – 2019.
Информационные ресурсы:
http://feb-web.ru/ Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
https://gufo.me/dict/literary_encyclopedia Литературная энциклопедия.
http://www.rulex.ru/ Русский биографический словарь.
http://www.nasledie-rus.ru/ «Наше наследие» - сайт журнала, посвященный русской истории и культуре.
http://pushkinskijdom.ru/ сайт Института русской литературы
http://biblio.imli.ru/ Электронная библиотека ИМЛИ РАН – раздел «Русская литература».
https://rvb.ru/ Русская виртуальная библиотека.
https://arch.rgdb.ru/ Национальная электронная детская библиотека