Ростовская область Мартыновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 сл. Большая Орловка
«Утверждаю» Директор школы ________/Долматова В.Н./ Приказ № 208 от «29» августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родной литературе
Уровень общего образования, класс
основное общее 9б
Количество часов 34 ч.
Учитель Панчехина Инна Александровна
1.Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по родной литературе составлена для 9б класса
1.1 Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.
№ | Нормативные документы |
1 | -Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ. - Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС). -ФГОС ООО и Концепция духовно-нравственного воспитания граждан России. - Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644); - Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; -Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897» |
2 | Нормативные требования СанПин, СанПин2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» |
3 | -Примерная программа по учебному предмету «Родная литература» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования», 2018 г. - Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15). - Примерная основная образовательная программа основного общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС, 2011 год. |
4 | Устав школы |
5 | Образовательная программа школы |
6 | Годовой календарный учебный график на 2019-2020 учебный год |
7 | Расписание учебных занятий на 2019-2020 учебный год |
8 | Учебный план школы на 2019-2020 учебный год |
9 | В качестве учебных пособий используются художественные тексты русских писателей и поэтов XVIII –XX веков |
1.2 Общие цели образования с учётом специфики учебного предмета
Цели изучения учебного предмета «Родная литература »
Программа учебного предмета «Родная литература » разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русской литературы изучение русской литературы как родной. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русской литературы, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русской литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русской литературы в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса.
В соответствии с этим в курсе родной литературы актуализируются следующие цели:
воспитание духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, чувством патриотизма через приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской родной литературы;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития;
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического.
1.3Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
В соответствии с учебным планом школы на 2019-2020 учебный год, в соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2019-2020 учебный год, в соответствии с расписанием на 2019-2020 учебный год на изучение предмета «Родная литература» в 9б классе отведено 34 часа, 1 час в неделю:
Класс | Предмет | Количество часов (в год) по программе | Количество часов (в год) в рабочей программе | Ф | ОУ | Всего в неделю |
9б | Родная литература | 35 | 34 | 1 | - | 1 |
Программа по родной литературе составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на учебную нагрузку в объеме 34 часа.
Обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету, формируемой участниками образовательного процесса.
Отличительные особенности рабочей программы для 9б класса от Примерной программы по учебному предмету «Родная литература» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования:
9б класс
№ | Тема | По программе часов | В рабочей программе часов | Обоснование |
1 | Введение | 1 | 1 | --- |
2 | Из древнерусской литературы | 1 | 1 | --- |
3 | Из русской литературы XVIII века | 1 | 1 | --- |
4 | Из русской литературы XIX века | 4 | 4 | --- |
5 | Из русской литературы XX века | 28 | 27 | Сокращено на 1ч. в соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2019-2020 уч. год, в соответствии с расписанием на 2019-2020 уч. год за счет уплотнения темы |
| Всего | 35 | 34 | |
2.Содержание учебного предмета «Родной язык»
1.2 Наименование разделов учебной программы
9б класс
1. | Введение | 1ч. |
2. | Из древнерусской литературы | 1ч. |
3. | Из русской литературы XVIII века | 1ч. |
4. | Из русской литературы XIX века | 4ч. |
5 | Из русской литературы XX века | 27ч. |
2.2 Планируемые образовательные результаты учебного предмета.
Рабочая программа направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
Обучающийся научится:
осознавать российскую гражданскую идентичность, свою этническую принадлежность, гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; понимать историю, культуру своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; владеть языком своего народа; проявлять чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, ответственности и долга перед Родиной;
ответственно относиться к учению; проявлять готовность и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
проявлять целостное восприятие мира, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом; осознанно, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; проявлять готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
владеть социальными нормами, правилами поведения, ролями и формами социальной жизни в группах и сообществах;
проявлять нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
проявлять коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
проявлять основы экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, проявлять уважительное и заботливое отношение к членам семьи;
проявлять эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять готовность и способности к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
осознавать эстетическую ценность русской литературы;
оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявлять моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора.
Метапредметные результаты:
Познавательные.
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях (в тои числе Интернет), рекомендуемых учителем;
смысловому чтению;
осуществлять запись указанной учителем информации;
применять знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебной литературе, для решения учебных и познавательных задач;
строить сообщения в устной и письменной форме на указанную тему;
находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи;
основам реализации проектно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели схемы по заданию учителя;
находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;
строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).
Регулятивные.
Обучающийся научится:
самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
осуществлять контроль своей деятельности;
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
принимать решения в проблемных ситуациях;
оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно).
Обучающийся получит возможность научиться:
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владеть основами саморегуляции;
осуществлять познавательную рефлексию.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
организовывать деловое сотрудничество; работать индивидуально и в группе (находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение);
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
отображать в речи содержание совершаемых действий как в форме громкой, так и в форме внутренней речи;
оформлять монологическое и диалогическое высказывание в соответствии с задачей коммуникации и требованиями речевого этикета.
Обучающийся получит возможность научиться:
вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
аргументировать свою позицию, владеть монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
пониманию ключевых проблем изученных произведений древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX – XX веков;
пониманию связи литературных произведений с эпохой их написания;
умению анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определению в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, пониманию их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владению элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
формированию собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
пониманию авторской позиции и выражению своего отношения к ней;
восприятию на слух литературных произведений разных жанров, осмысленному чтение и адекватному восприятию;
умению пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написанию сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы;
пониманию образной природы литературы как явления словесного искусства;
пониманию русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Обучающийся получит возможность научиться:
выявлению заложенных в изучаемых произведениях вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
приобщению к духовно-нравственным ценностям русской литературы, сопоставлению их с духовно-нравственными ценностями других народов;
оценивать содержание художественного произведения на основе личностных ценностей;
эстетическому восприятию произведений литературы; формированию эстетического вкуса.
К концу 9 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
Обучающийся научится
ученик должен знать: базовые теоретико-литературные понятия; содержание программных произведений; образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей
понимать закономерности происхождения литературы; жанровые особенности произведений;
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного; -определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
давать характеристику героев;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
Обучающийся получит возможность научиться:
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях,
видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
выполнять элементарные исследовательские работы
2.3 Система оценки планируемых результатов,
выраженная в формах и видах контроля, в показателях уровня успешности обучающихся
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
утверждены на заседании МО учителей русского языка и литературы
(протокол №1 от 28 августа 2018 года)
Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение уровня обязательной подготовки как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.
Реальные достижения обучающихся могут соответствовать уровню обязательной подготовки, а могут отличаться от него в сторону превышения.
Практика показывает, что для описания достижений обучающихся целесообразно установить следующие уровни.
Уровень обязательной подготовки — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение уровнем обязательной подготовки является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению уровня обязательной подготовки соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).
Превышение уровня обязательной подготовки свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующий уровень возможностей достижения планируемых результатов, оценки «хорошо» и «отлично» (отметка «4» и «5»);
Уровень возможностей достижения отличается по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.
При оценке знаний необходимо анализировать их глубину и прочность, проверять умение школьников свободно и вполне сознательно применять изучаемый теоретический материал при решении конкретных учебных и практических задач, строго следовать установленным нормативам.
В ходе реализации рабочей программы применяется накопительная система оценивания.
Основой выставления оценок по литературе являются «Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе». Оцениваются устные ответы учащихся, показывающие знания теории; ответы на уроке, показывающие практические умения и навыки; контрольные работы, сочинения, изложения. Ответ на уроке может быть оценен не сразу, если оценка для ученика является нежелательной. В таком случае ученику предоставляется возможность исправить оценку на другом уроке или во внеурочное время. Классные и домашние работы творческого характера оцениваются выборочно, по желанию ученика, однако четвертные оценки «4» и «5» не выставляются, если ученик систематически не выполняет задания творческого характера и повышенного уровня сложности.
За контрольные работы и сочинения оценки выставляются сразу после проверки. При неудовлетворительной оценке за эти виды работ учитель даёт возможность пересдачи материала. В этом случае оценка в журнал не выставляется в течение недели после работы.
В связи с тем, что в классе большое количество учащихся со слабыми возможностями изучения литературы, пересдача материала может быть в виде теста, работы с карточками, включающими задания по данной теме. Работа, оцененная оценкой «4» и «3», не пересдаётся. При выставлении оценок за устные ответы
учитель использует систему поощрения и наказания, когда за неправильный ответ оценка может не выставляться и, наоборот, при систематически неудовлетворительных ответах без уважительной причины учитель может поставить неудовлетворительную оценку в журнал.
За домашние работы учитель может поставить оценки в журнал выборочно. Если ученик систематически не выполняет домашние задания и проявляет недобросовестность в работе, учитель выставляет в журнал оценку «2», но возможность исправить эту оценку у ученика остаётся. В таком случае в журнале ставится оценка на следующую дату.
Знание произведений наизусть оценивается у каждого обучающегося, при этом ученику даётся при желании повысить оценку.
Нормы оценивания чтения наизусть
Отметка «5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Отметка «4» - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Отметка «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Отметка «2» - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
Выведение итоговых оценок
За полугодие и учебный год выставляются итоговые оценки. Оценка является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки ученика по литературе: усвоение теоретического материала, знание содержания произведений, овладение умениями, речевое развитие..
Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое текущих оценок. Решающим при её выставлении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости, а также выполнение домашних и творческих работ, проектную деятельность.
При выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками. Поэтому итоговая оценка не может быть положительной, если на протяжении полугодия (года) большинство контрольных работ, сочинений оценивалось баллом «2».
Нормативы за устные ответы и письменные работы учащихся нерусской национальности могут увеличиваться на 1-2 ошибки, допустимые для соответствующей оценки.
Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.
При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.
При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: уровень обязательной подготовкии уровень возможностей. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.
Ниже приводится примерное содержательное описание каждого из вышеназванных критериев.
Примерное содержательное описание каждого критерия
Критерий | Уровни сформированности навыков проектной деятельности |
уровень обязательной подготовки | уровень возможностей |
Самосто-ятельное приобретение знаний и решение проблем | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы |
Знание предмета | Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки | Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют |
Регуля-тивные действия | Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося | Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно |
Комму-никация | Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы | Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы |
При этом, как показывает теория и практика педагогических измерений, максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком подходе достижение уровня обязательной подготовки (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), а достижение уровня возможностей соответствует получению 7—9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10—12 первичных баллов (отметка «отлично»).
Направления проектной деятельности обучающихся.
Цель учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся – формирование компетентности работать на достижение планируемого результата.
Пять основных задач:
Формирование универсальных учебных и исследовательских действий.
Освоение продуктивно-ориентированной деятельности.
Овладение знаниями и навыками целенаправленной творческой деятельности и развитие творческих способностей.
Формирование рациональных моделей поведения.
Проектная деятельность. Любая самостоятельная, социально значимая и организованная деятельность обучающихся, опирающаяся на их индивидуальные инициативы, интересы и предпочтения, направленная на достижение реальной, личностно значимой, достижимой цели, имеющая план и критерии оценки результата, поддержанная культурой деятельности обучающихся, традициями, ценностями, освоенными нормами и образцами.
Типы проектов:
Информационный проект. Этот тип проекта направлен на работу с информацией о каком-либо объекте, явлении. Его цель – обучение участников проекта целенаправленному сбору информации, её структурированию, анализу и обобщению.
Учебно-исследовательский проект. Совпадает с характеристиками учебно-исследовательской деятельности, дополненной традиционными признаками проекта. Может быть предметным, межпредметным или ориентированным на содержание научного направления, не входящего в перечень школьных предметов. Основная цель – формирование метапредметных результатов и представлений.
Социальный проект. Целенаправленная социальная (общественная) практика, позволяющая обучающимся выбирать линию поведения в отношении социальных проблем и явлений. Является удобным средством формирования социального опыта, социальных компетентностей и компетенций обучающихся, овладения основными социальными ролями, помогает осваивать правила общественного поведения.
Игровой проект. Является создание, конструирование или модернизация на основе предметного содержания.
Ролевой проект. Является подтипом игрового. Реконструкция или проживание определенных ситуаций, имитирующих социальные или игровые отношения.
«Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе». Контроль знаний, умений и навыков учащихся при изучении литературы так же необходим, как при обучении любой школьной дисциплине: в постоянном и систематическом учете реализуется обратная связь, дающая оперативную информацию об уровне знаний, степени формирования умений, о темпах продвижения каждого ученика в процессе обучения, о самом протекании этого процесса. Кроме контроля, учет несет обучающую и воспитывающую функции. К устным ответам учеников относятся - знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного материала, - умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев, - понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения, - знание теоретико-литературных понятий, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно, - речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения. В соответствии с членением изучаемого материала на литературные темы и учебного процесса на четверти и полугодия учет бывает текущим и итоговым. Текущий учет ведется на каждом уроке в течение изучения темы: учитывается и фиксируется любая деятельность учащихся ( их участие в коллективной работе класса, выполнение групповых и индивидуальных заданий, результаты классной и домашней подготовки). Основная функция текущего контроля – обучающая. Итоговым учетом является проверка обобщающих знаний изученной темы. Он осуществляется на заключительных занятиях по теме или в виде контрольных работ и зачетов поитогом четверти, полугодия и учебного года. Оба вида учета – текущий и итоговый – осуществляются и в устной, и в письменной форме. Традиционно часть урока, осуществляющую функцию учета, именуют опросом. Опрос, как всякое педагогическое действие, включает содержательный, операционный и мотивационный аспекты. Содержательный аспект – рассмотрение того, что опрашивается, операционный – как методически организуется опрос.и мотивационный – с какой целью он проводится. Содержанием опроса являются как знания, так и умения учащихся. Это комплексное выявление уровня подготовки учащихся, чаще всего в устной форме (термин говорит о том, что ученик опрашивается), но и в письменном ответе может выявиться то, что усвоил ученик, изучая предмет. Здесь выделяются 2 вида опроса: индивидуальный опрос, когда опрашивается конкретный ученик, докладывающий результаты своей работы (устный пересказ, ответ на вопросы, репродукция учебника, выразительное чтение и т. п.), и фронтальный опрос, когда в освещении вопроса участвует большое количество учащихся класса. В этом случае ответы учеников менее глубоки и обстоятельны, чем при индивидуальном опросе, однако подобный вид опроса охватывает большое количество учеников и позволяет убедиться в качестве подготовки всего класса. Данные учета фиксируются отметкой, являющейся оценкой деятельности ученика. Пятибалльная система оценок. У домашнего задания по литературе выделяют 2 стороны: закрепление материала урока и опережающее задание, выражающееся, как правило, в указании текста (главы, стихотворений, эпизодов), который нужно прочитать к следующему уроку. Типы домашних заданий (по источнику материала) могут быть обозначены как - задания по тексту изучаемого произведения (ответы на вопросы, пересказы различных видов, наблюдение над языком, самостоятельный анализ), - задания по учебнику (чтение раздела, план параграфа, составление тезиса статьи, ответы на вопросы, определение теоретического понятия), - задания, обращающие к дополнительной или критической литературе (этот тип относится к урокам внеклассного чтения и урокам в старших классах). В отличие от итогового учета, который проводит учитель по результатам изучения темы или проводя итоги четверти, полугодия или учебного года (в этом случае итоговый учет иногда называют контрольной работой), имеет место и собственно контрольный учет, проводимый и организуемый администрацией школы. Контрольный учет направлен не только на проверку уровня ученической подготовки, но и осуществляет функции контроля работы учителя. |
Оценка на уроке может быть получена как за один вид деятельности (пересказ, устное выступление, анализ эпизода и т.д.), так и за несколько видов деятельности (поурочный балл).
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и др.). Являясь составной частью системы работы по литературе, они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
Объем сочинений должен быть примерно таким:
в V классе — 0,5-1 тетрадные страницы,
VI классе— 1-1,5,
VII классе—1,5-2,
VIIIклассе—2-3,
IХ классе 3-4,
X классе —4-5,
XIклассе — 5—7.
Уменьшение объема сочинения против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если оно отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, также как превышение объема не ведет к повышению отметки.
Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в V—VIII и 10 дней в IX—XI классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность.
В V—VIII классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.
Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам:
V класс—90—110 слов в минуту
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4»оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается 1-2 неточности
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно—художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинения
Указанный объем сочинений является примерным потому, что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития и почерка.
Сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая - за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число языковых ошибок и стилистических недочетов. Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (Нормы оценки знании, умений и навыков учащихся по русскому языку приложение 1). Содержание и речевое оформление оценивается по следующим критериям:
Отметка "5" ставится, если: 1) содержание работы полностью соответствует теме; 2) фактические ошибки отсутствуют; 3) содержание излагается последовательно; 4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления; 5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В работе допускается 1 недочет в содержании, 1—2 речевых недочета. 1 грамматическая ошибка.
Отметка "4" ставится, если: 1) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); 2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; 3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; 4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен; 5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В работе допускается не более 2 недочетов и содержании, не более 3—4 речевых недочетов, 2 грамматических ошибок.
Отметка "3" ставится, если: 1) в работе допущены существенные отклонения от темы; 2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности; 3) допущены отдельные нарушения последовательности изложения; 4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление; 5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.
Отметка "2" ставится, если: 1) работа не соответствует теме; 2) допущено много фактических неточностей; 3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану; 4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления, нарушено стилевое единство текста. В работе допущено 6 недочетов в содержании, до 7 речевых недочетов и до 7 грамматических ошибок.
Примечание: 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки "4" на одну, а для отметки "3" на две единицы. Например, при оценке грамотности "4" ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2. 2-2-3; "3" ставится при соотношениях: 6-4-4. 4-6-4, 4-4-6. При выставлении отметки "5" превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.
На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также
о сделанных учеником исправлениях (Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по
русскому языку, приложение 1).
Кроме традиционных форм контроля предложены тесты. При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %; «4» - 78 – 89 %; «3» - 60 – 77 %; «2»- менее 59 %
Работа, оцененная оценкой «4» и «3», не пересдаётся. На пересдачу материала отводится не менее 10 дней с момента выставления оценок. При оценивании устных ответов учитель использует систему поощрения и наказания, когда за неправильный ответ ученика оценка может не выставляться. В таком случае учитель даёт возможность ученику выучить материал и ответить на уроке или во внеурочное время. Если же ученик систематически не готовится к урокам и проявляет недобросовестность в работе, учитель выставляет в журнал оценку «2», но возможность исправить эту оценку у ученика остаётся. В таком случае в журнале ставится оценка в клеточке рядом с этой оценкой.
ВЫВЕДЕНИЕ ИТОГОВЫХ ОЦЕНОК
При выставлении четвертной или годовой оценки необходимо учитывать характер оценок, полученных обучающимися. За четверть или год обучающийся должен показать знания по теории литературы, умение составлять устное выступление, участвовать в анализе литературного произведения, читать наизусть, пересказывать подробно, сжато и выборочно, писать сочинение. Если обучающийся в течение четверти или года показал умение только в некоторых видах деятельности, то оценка за четверть или год не может быть выше «3».
Формы контроля:
Пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица)
Выразительное чтение
Развёрнутый ответ на вопрос
Анализ эпизода
Составление простого плана по произведению
Составление сравнительной характеристики по заданным критериям
Сочинение
Теоретико-литературные знания
При реализации программы могут использоваться следующие формы обучения:
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:
Активные методы обучения
Игровые технологии
Исследовательская технология обучения
Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Метод проектов
Технология мастерских на уроках русского языка и литературы
Технологии уровневой дифференциации
Информационно-коммуникационные технологии
Здоровьесберегающие технологи
кластерные технологии
методика «медленного (пристального) чтения» (Ю.М. Лотман),
различные приемы интерпретации текста,
сопоставительный анализ текстов художественных произведений
синтез традиционных и инновационных методов
изучения художественного текста
технология «Перевёрнутый класс»
Технология АМО (активные методы обучения)
Формы деятельности обучающихся на уроке:
− групповые,
− индивидуальные,
− фронтальные,
− в парах.
Практические занятия
9б класс
№ | Тема | Письменная работа |
1 | Введение | --- |
2 | Из древнерусской литературы | --- |
3 | Из русской литературы XVIII века | --- |
4 | Из русской литературы XIX века | 1 |
5 | Из русской литературы XX века | 3 |
| Всего | 4 |
3. Тематическое планирование
по родной литературе
Класс: 9б
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час.
№ п/п | Название раздела или темы | Тема урока | Количество часов | Да | та |
План | Факт |
| Введение (1) | | | 1 чет. | |
1 | | Любите читать! | 1 | 06.09 | |
| Из древнерусской литературы (1) | | | | |
2 | | Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие Сергия Радонежского» | 1 | 13.09 | |
| Из русской литературы XVIII века (1) | | | | |
3 | | И. П. Богданович. Обзор жизни и творчества. Отрывки из повести «Душенька» | 1 | 20.09 | |
| Из русской литературы XIX века (4) | | | | |
4 | | История любви в повести И.С.Тургенева «Вешние воды». Характеры героев повести И.С.Тургенева «Вешние воды» | 1 | 27.09 | |
5 | | Характеристика литературного героя (по повести И.Тургенева «Вешние воды») | 1 | 04.10 | |
6 | | А.А.Фет. Рассказ «Кактус» | 1 | 11.10 | |
7 | | Письменная работа «Мой Фет» | 1 | 18.10 | |
| Из русской литературы XX века (27) | | | | |
8 | | М.Горький. «Песня о Соколе». Своеобразие композиции. Художественные особенности | 1 | 25.10 | |
9 | | Нравственные проблемы рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма». Тема одиночества в рассказе «Телеграмма». Роль детали в раскрытии темы | 1 | 2 чет. 08.11 | |
10 | | В.П. Астафьев. «Рукавички», «Рукой согретый хлеб» (из книги «Затеси»). Личные переживания героя-рассказчика | 1 | 15.11 | |
11 | | Письменная работа «Размышляя над прочитанным» | 1 | 22.11 | |
12 | | Ю.К.Олеша «Друзья» | 1 | 29.11 | |
13 | | Проблема утраты связи с отчим домом в рассказе Ю.П. Казакова «Запах хлеба» | 1 | 06.12 | |
14 | | В.А. Каверин «Два капитана». Приключенческое начало в романе В.А. Каверина «Два капитана» | 1 | 13.12 | |
15 | | Настойчивость и целеустремлённость главного героя в достижении мечты в романе В.А. Каверина «Два капитана» | 1 | 20.12 | |
16 | | В.А. Каверин «Два капитана». Друзья и единомышленники героя | 1 | 27.12 | |
17 | | Ю. Нагибин «Старая черепаха». Что такое ответственность? | 1 | 3 чет. 10.01 | |
18 | | А.Алексин «А тем временем где-то». Сюжет. Герои | 1 | 17.01 | |
19 | | Нравственные уроки (по повести А.Алексина «А тем временем где-то») | 1 | 24.01 | |
20 | | Письменная работа «Размышляя над прочитанным» | 1 | 31.01 | |
21 | | Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось». История о первой любви | 1 | 07.02 | |
22 | | Проблема взаимоотношения подростков в повести Г.Н. Щербаковой «Вам и не снилось» | 1 | 14.02 | |
23 | | Взаимоотношения родителей и детей в повести Г. Н. Щербаковой «Вам и не снилось» | 1 | 21.02 | |
24 | | Литература и кино. Экранизация повести. Литература и кино. Обсуждение фильма | 1 | 28.02 | |
25 | | Стихи о маме (Э. Асадов «Письмо с фронта», А. Прокофьев «Мама», Ж. Баринова «Чтобы жить без тревог и печали», Е. Трутнева «Мама») | 1 | 06.03 | |
26 | | Учимся анализировать стихотворение | 1 | 13.03 | |
27 | | Великая Отечественная война в творчестве Н. Сидоренко. Любовь к родине в стихах поэтов-фронтовиков. А.Сурков «Утро победы»; Н. Ушаков «Накануне» | 1 | 20.03 | |
28 | | Материнская любовь не знает национальности. (По рассказу К. Симонова «Свеча») | 1 | 4 чет. 03.04 | |
29 | | «Смелого пуля боится…» Рассказ К.Симонова «Третий адъютант» | 1 | 10.04 | |
30 | | Письменная работа «Что такое смелость?» | 1 | 17.04 | |
31 | | А. Н. Толстой «Русский характер». Черты характера русского человека. Герои рассказа А. Н. Толстого «Русский характер» | 1 | 24.04 | |
32 | | К.Д. Воробьев «Седой тополь». Борьба за жизнь в лагере военнопленных. Судьба главного героя в рассказе «Седой тополь». Образы-символы | 1 | 08.05 | |
33 | | А.Костюнин. «Поводырь» - рассказ о «светлом человеке». Проблематика рассказа | 1 | 15.05 | |
34 | | Л. Улицкая «Детство сорок девять». Книга Л.Улицкой о послевоенном детстве | 1 | 22.05 | |
Согласовано: Согласовано:
Руководитель МО учителей Заместитель директора по УВР
русского языка и литературы
____________/И.А.Панчехина/ ____________/Н.Г.Светикова/ Протокол №1 от 26.08.2019 г. 28.08.2019 г.