СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной литературе (русской), 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной литературе (русской), 8 класс»

Планируемые результаты


Личностные результаты:

 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, языкам, ценностям народов России и народов мира;

 формирование коммуникативной компетентности со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

 использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.)

Метапредметные результаты:

 умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

 смысловое чтение;

 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;

 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической

контекстной речью;

 умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты:

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Родная литература (русская)» являются:

• осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного

диалога;

• понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

• обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

• воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

• развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

• овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать,

критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

В результате изучения учебного предмета «Родная литература (русская)» Ученик научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приѐмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и еѐ интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• пересказывать сказки, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи

характерные для народных сказок художественные приѐмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приѐмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать

литературную сказку от фольклорной;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своѐ к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своѐ отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• употреблять языковые средства, стилистическую окраску слов и предложений;

• употреблять стилистические средства лексики и грамматики в художественных произведениях;

• научится работать со словарями, различать слова по их стилистической окраске;

• научится применять средства художественной изобразительности;

• находить в тексте средства художественной изобразительности и понимать их значении;

• научится отличать эпическое произведение от лирического и драматического;

• понимать значения повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского отношения к герою;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами еѐ обработки и презентации.


Содержание программы учебного предмета

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

 «Край родной, навек любимый…». Знакомство с содержательной основой  курса «Родная (русская) литература. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох. 

Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные» темы и мотивы.

Развитие речи: оформление тезисов.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа)

         Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы.

 Агиография. «Житие Феодосия Печерского» (фрагменты). Путь от инока до игумена. Нравственные основы жизни святого.

         Опорные понятия: житийный жанр, агиография.

Краеведение: страницы биографии Феодосия Печерского, связанные с Курском.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ  XVI ВЕКА  (5 часов)

         «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма как гимн супружеской любви и верности. Жанровый синтез жития и сказочно-беллетристической повести. Сюжет и композиция.

         Опорные понятия: сказочно-беллетристическая повесть, сюжет, композиция.

         Метапредметная связь: творческая работа – создание тематической странички  календаря: «8 июля – День  семьи, любви и верности. Праздник в моей семье».

Творческий индивидуальный проект «Путешествие в Муром».

         Начало книгопечатания на Руси.

Вклад Ивана Фёдорова в развитие грамоты и книгопечатания.

Первая печатная книга «Апостол».

Первая  печатная русская азбука.

         Оборудование: работа в парах по темам:

– презентация «14 интересных фактов из биографии Ивана Фёдорова»;

– сообщение «Первая печатная книга «Апостол».

– сообщение  «Первая  печатная русская азбука».

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 часа)

         Формирование «новой» русской литературы. Классицизм и сентиментализм как литературные направления. «Ведомости» – первая русская газета.

И. П. БогдановичОтрывки из повести «Душенька». Своеобразие жанра.

Развитие речи: практикум, составление Толкового словаря авторской лексики с учётом специфики поэзии XVIII века.

Письменная работа «Почему автор называет своё сочинение «забавой»?»

         Опорные понятия: классицизм, сентиментализм, литературные направления.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (20 часов)

Введение (1 час)

Идейно-художественное богатство литературы XIX века. Связь литературного процесса с национальными традициями русского народа.

Просветительский реализм (2 часа)

Басни И.А.Крылова. Тема Отечественной войны 1812 года: «Кот и повар», «Раздел», «Ворона и курица», «Волк на псарне», «Щука и кот». Образ М.И.Кутузова в баснях.

Опорные понятия: басня, аллегория, иносказание.

Исследовательская работа: реферат «Отечественная война 1812 года в баснях И.А. Крылова».

Предромантизм (2 часа)

Стремление к самобытности, народности. Патриотическая лирика  В.А.Жуковского «Певец во стане русских воинов».Своеобразие жанра: героическая песнь, кантата, послание, застольная песнь, элегия.

Опорные понятия: героическая песнь, кантата, послание, застольная песнь, элегия.

Развитие речи: «На театральных подмостках». Декламация (по выбору обучающихся)

Неповторимые особенности русского романтизма (4 часа)

«Солнце русской поэзии» – А.С.Пушкин. Место поэта в русской литературе.

«Другу стихотворцу» – первый поэтический манифест А.С.Пушкина. Анализ стихотворения.

Шедевры любовной лирики А.С.Пушкина в музыкальной интерпретации:  М.Глинка «Я помню чудное мгновенье», А.Алябьев «Я вас любил…», Ц.Кюи «Сожженное письмо», А.Даргомыжский «Что в имени тебе моём…», С.Рахманинов «Не пой, красавица, при мне…», Н.Римский-Корсаков «Красавица» и др. по выбору.

Развитие речи: музыкальная гостиная.

Выразительное чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина.

Презентация к уроку «Музы А.С.Пушкина»

Особенность творческого дарования Н.В.Гоголя (3часа)

Сборник «Арабески» Обзор статей. Комментированное чтение отрывков из статьи «Несколько слов о Пушкине»

Опорные понятия: статья, арабески.

Практикум: составление тезисного плана статьи (работа в группе);

составление цитатного плана статьи (работа в группе).

Развитие демократической литературы (2 часа)

И.С.Тургенев. Повесть «Вешние воды».  История любви.  Светлые воспоминания о чувстве.  Характеры героев.

Н.А.Некрасов (2 часа) Интимная лирика поэта, её своеобразие. Исследование стихотворений «Панаевского цикла»: «Мы с тобой бестолковые люди...», «Ты всегда хороша несравненно…», «Я не люблю иронии твоей…», «Прощание» и другие по выбору.

         Развитие речи: ЛАТ (лингвистический анализ текста).

Ф.И.Тютчев (2 часа) Поэт-философ. Восприятие мира, душа и природа в стихотворениях «Не то, что мните вы, природа…», «Лебедь», «Умом Россию не понять…»

«Денисьевский цикл». Романтика чувства в стихотворениях.

А.А.Фет. (2 часа) Своеобразие лирического мира. Краеведение: сборник «Вечерние огни».

         

  

 





Тематическое планирование


Тема

Кол-во

часов

В том числе

Контрольные работы

РР

ВВЕДЕНИЕ «Край родной, навек любимый…»

1

 

 

Из древнерусской литературы

2

 

 

Из литературы  XVI века   

 5

1

Из литературы XVIII века

 3

2

 

Из русской литературы XIX века

20

6

 

Виртуальные экскурсии

4

1

Итого

34

 

 




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

Дата проведения


План

Факт

1

ВВЕДЕНИЕ 

«Край родной, навек любимый…».

1

Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы.



2

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы.

1

Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы.



3

Агиография. «Житие Феодосия Печерского» (фрагменты). Путь от инока до игумена. Нравственные основы жизни святого.

1

Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы.



4

 ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ  XVI ВЕКА 

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма как гимн супружеской любви и верности.  

1

Устный или письменный ответ на во­прос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики литературного героя. Анализ различных форм выражения авторской позиции.



5

Жанровый синтез жития и сказочно-беллетристической повести. Сюжет и композиция.  

1

Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы.



6

Творческая работа – создание тематической странички  календаря: «8 июля – День  семьи, любви и верности. Праздник в моей семье».

1

Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы.



7

 

Создание презентации «Путешествие в Муром».

1

Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы.



8

Начало книгопечатания на Руси.

Вклад Ивана Фёдорова в развитие грамоты и книгопечатания. Первая печатная книга «Апостол». Первая  печатная русская азбука.

1

Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы.



9

 

 

 ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 часа)

Формирование «новой» русской литературы. Классицизм и сентиментализм как литературные направления. «Ведомости» – первая русская газета.

1

Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы.



10

И. П. БогдановичОтрывки из  повести  «Душенька». Своеобразие жанра.

1

Чтение статьи учебника и составление её тезисов. Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Д. И. Фонвизина. Восприятие и выразительное чтение комедии (по ролям). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.



11

РР Практикум, составление Толкового словаря авторской лексики с учётом специфики поэзии XVIII века. Письменная работа «Почему автор называет своё сочинение «забавой»?»

1

Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы.



12

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Введение. Идейно-художественное богатство литературы XIX века. Связь литературного процесса с национальными традициями русского народа.

1

Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы.



13

Просветительский реализм. Басни И.А.Крылова. Тема Отечественной войны 1812 года: «Кот и повар», «Раздел», «Ворона и курица», «Волк на псарне», «Щука и кот». Образ М.И.Кутузова в баснях.

1

Чтение статьи учебника и составление её тезисов. Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Д. И. Фонвизина. Восприятие и выразительное чтение комедии (по ролям). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.



14

РР Исследовательская работа: реферат «Отечественная война 1812 года в баснях И.А. Крылова».

1

Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы.



15

Предромантизм. Стремление к самобытности, народности. Патриотическая лирика В.А.Жуковского. «Певец во стане русских воинов». Своеобразие жанра: героическая песнь, кантата, послание, застольная песнь, элегия.

1

Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы.



16

РР «На театральных подмостках». Декламация (по выбору обучающихся)

1




17

Неповторимые особенности русского романтизма. «Солнце русской поэзии» – А.С.Пушкин.Место поэта в русской литературе.

1

Устный или письменный ответ на во­прос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики литературного героя. Анализ различных форм выражения авторской позиции.



18

«Другу стихотворцу» – первый поэтический манифест А.С.Пушкина. Анализ стихотворения.

1

Устный или письменный ответ на во­прос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики литературного героя. Анализ различных форм выражения авторской позиции.



19

Шедевры любовной лирики  А.С.Пушкина в музыкальной интерпретации:  М.Глинка «Я помню чудное мгновенье», А.Алябьев «Я вас любил…», Ц.Кюи «Сожженное письмо», А.Даргомыжский «Что в имени тебе моём…», С.Рахманинов «Не пой, красавица, при мне…», Н.Римский-Корсаков «Красавица» и др. по выбору.

1

Чтение статьи учебника и составление её тезисов. Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Д. И. Фонвизина. Восприятие и выразительное чтение комедии (по ролям). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.



20

РР  Музыкальная гостиная. Выразительное чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина. Презентация к уроку «Музы А.С.Пушкина»

1

Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы.



21

Особенность творческого дарования Н.В.Гоголя. Сборник «Арабески» Обзор статей.

1

Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы.



22

Комментированное чтение отрывков из статьи «Несколько слов о Пушкине»

1

Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы.



23

РР Практикум: составление тезисного плана статьи (работа в группе); составление цитатного плана статьи (работа в группе)

1

Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы.



24

Развитие демократической литературы. И.С.Тургенев. Повесть «Вешние воды». 

1

Чтение статьи учебника и составление её тезисов. Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Д. И. Фонвизина. Восприятие и выразительное чтение комедии (по ролям). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.



25

История любви.  Светлые воспоминания о чувстве.  Характеры героев.

1

Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы.



26

Н.А.Некрасов. Интимная лирика поэта, её своеобразие. Исследование стихотворений «Панаевского цикла» «Мы с тобой бестолковые люди...», «Ты всегда хороша несравненно…», «Я не люблю иронии твоей…», «Прощание»

1

Чтение статьи учебника и составление её тезисов. Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Д. И. Фонвизина. Восприятие и выразительное чтение комедии (по ролям). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.



27

РР  ЛАТ (лингвистический анализ текста)

1

Составление плана письменного ответа на проблемный вопрос. Редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.



28

Ф.И.Тютчев. Поэт-философ. Восприятие мира, душа и природа в стихотворениях «Не то, что мните вы, природа…», «Лебедь», «Умом Россию не понять…»

1

Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы.



29

«Денисьевский цикл». Романтика чувства в стихотворениях

1

Чтение статьи учебника и составление её тезисов. Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Д. И. Фонвизина. Восприятие и выразительное чтение комедии (по ролям). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.



30

А.А.Фет. Своеобразие лирического мира. Краеведение: сборник «Вечерние огни»

1

Чтение статьи учебника и составление её тезисов. Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Д. И. Фонвизина. Восприятие и выразительное чтение комедии (по ролям). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.



31

Виртуальная экскурсия «По фетовским местам»

1

Создание презентации.



32

«Курские пейзажи в лирике А.А.Фета»

1

Чтение статьи учебника и составление её тезисов. Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Д. И. Фонвизина. Восприятие и выразительное чтение комедии (по ролям). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.



33-34

Повторение

2






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!