Планируемые результаты
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, языкам, ценностям народов России и народов мира;
формирование коммуникативной компетентности со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.)
Метапредметные результаты:
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической
контекстной речью;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Родная литература (русская)» являются:
• осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
• понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
• обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
• воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
• развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
• овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
В результате изучения учебного предмета «Родная литература (русская)» Ученик научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приѐмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и еѐ интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• пересказывать сказки, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи
характерные для народных сказок художественные приѐмы;
• выявлять в сказках характерные художественные приѐмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать
литературную сказку от фольклорной;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своѐ к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своѐ отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• употреблять языковые средства, стилистическую окраску слов и предложений;
• употреблять стилистические средства лексики и грамматики в художественных произведениях;
• научится работать со словарями, различать слова по их стилистической окраске;
• научится применять средства художественной изобразительности;
• находить в тексте средства художественной изобразительности и понимать их значении;
• научится отличать эпическое произведение от лирического и драматического;
• понимать значения повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского отношения к герою;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами еѐ обработки и презентации.
Содержание программы учебного предмета
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
«Край родной, навек любимый…». Знакомство с содержательной основой курса «Родная (русская) литература. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох.
Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные» темы и мотивы.
Развитие речи: оформление тезисов.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа)
Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы.
Агиография. «Житие Феодосия Печерского» (фрагменты). Путь от инока до игумена. Нравственные основы жизни святого.
Опорные понятия: житийный жанр, агиография.
Краеведение: страницы биографии Феодосия Печерского, связанные с Курском.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVI ВЕКА (5 часов)
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма как гимн супружеской любви и верности. Жанровый синтез жития и сказочно-беллетристической повести. Сюжет и композиция.
Опорные понятия: сказочно-беллетристическая повесть, сюжет, композиция.
Метапредметная связь: творческая работа – создание тематической странички календаря: «8 июля – День семьи, любви и верности. Праздник в моей семье».
Творческий индивидуальный проект «Путешествие в Муром».
Начало книгопечатания на Руси.
Вклад Ивана Фёдорова в развитие грамоты и книгопечатания.
Первая печатная книга «Апостол».
Первая печатная русская азбука.
Оборудование: работа в парах по темам:
– презентация «14 интересных фактов из биографии Ивана Фёдорова»;
– сообщение «Первая печатная книга «Апостол».
– сообщение «Первая печатная русская азбука».
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 часа)
Формирование «новой» русской литературы. Классицизм и сентиментализм как литературные направления. «Ведомости» – первая русская газета.
И. П. Богданович. Отрывки из повести «Душенька». Своеобразие жанра.
Развитие речи: практикум, составление Толкового словаря авторской лексики с учётом специфики поэзии XVIII века.
Письменная работа «Почему автор называет своё сочинение «забавой»?»
Опорные понятия: классицизм, сентиментализм, литературные направления.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (20 часов)
Введение (1 час)
Идейно-художественное богатство литературы XIX века. Связь литературного процесса с национальными традициями русского народа.
Просветительский реализм (2 часа)
Басни И.А.Крылова. Тема Отечественной войны 1812 года: «Кот и повар», «Раздел», «Ворона и курица», «Волк на псарне», «Щука и кот». Образ М.И.Кутузова в баснях.
Опорные понятия: басня, аллегория, иносказание.
Исследовательская работа: реферат «Отечественная война 1812 года в баснях И.А. Крылова».
Предромантизм (2 часа)
Стремление к самобытности, народности. Патриотическая лирика В.А.Жуковского «Певец во стане русских воинов».Своеобразие жанра: героическая песнь, кантата, послание, застольная песнь, элегия.
Опорные понятия: героическая песнь, кантата, послание, застольная песнь, элегия.
Развитие речи: «На театральных подмостках». Декламация (по выбору обучающихся)
Неповторимые особенности русского романтизма (4 часа)
«Солнце русской поэзии» – А.С.Пушкин. Место поэта в русской литературе.
«Другу стихотворцу» – первый поэтический манифест А.С.Пушкина. Анализ стихотворения.
Шедевры любовной лирики А.С.Пушкина в музыкальной интерпретации: М.Глинка «Я помню чудное мгновенье», А.Алябьев «Я вас любил…», Ц.Кюи «Сожженное письмо», А.Даргомыжский «Что в имени тебе моём…», С.Рахманинов «Не пой, красавица, при мне…», Н.Римский-Корсаков «Красавица» и др. по выбору.
Развитие речи: музыкальная гостиная.
Выразительное чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина.
Презентация к уроку «Музы А.С.Пушкина»
Особенность творческого дарования Н.В.Гоголя (3часа)
Сборник «Арабески» Обзор статей. Комментированное чтение отрывков из статьи «Несколько слов о Пушкине»
Опорные понятия: статья, арабески.
Практикум: составление тезисного плана статьи (работа в группе);
составление цитатного плана статьи (работа в группе).
Развитие демократической литературы (2 часа)
И.С.Тургенев. Повесть «Вешние воды». История любви. Светлые воспоминания о чувстве. Характеры героев.
Н.А.Некрасов (2 часа) Интимная лирика поэта, её своеобразие. Исследование стихотворений «Панаевского цикла»: «Мы с тобой бестолковые люди...», «Ты всегда хороша несравненно…», «Я не люблю иронии твоей…», «Прощание» и другие по выбору.
Развитие речи: ЛАТ (лингвистический анализ текста).
Ф.И.Тютчев (2 часа) Поэт-философ. Восприятие мира, душа и природа в стихотворениях «Не то, что мните вы, природа…», «Лебедь», «Умом Россию не понять…»
«Денисьевский цикл». Романтика чувства в стихотворениях.
А.А.Фет. (2 часа) Своеобразие лирического мира. Краеведение: сборник «Вечерние огни».
Тематическое планирование
Тема | Кол-во часов | В том числе |
Контрольные работы |
РР |
ВВЕДЕНИЕ «Край родной, навек любимый…» | 1 | |
Из древнерусской литературы | 2 | |
Из литературы XVI века | 5 | 1 |
Из литературы XVIII века | 3 | 2 |
Из русской литературы XIX века | 20 | 6 |
Виртуальные экскурсии | 4 | 1 |
Итого | 34 | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности учащихся | Дата проведения |
| План | Факт |
1 | ВВЕДЕНИЕ «Край родной, навек любимый…». | 1 | Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы. | | |
2 | ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. | 1 | Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы. | | |
3 | Агиография. «Житие Феодосия Печерского» (фрагменты). Путь от инока до игумена. Нравственные основы жизни святого. | 1 | Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы. | | |
4 | ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVI ВЕКА «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма как гимн супружеской любви и верности. | 1 | Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики литературного героя. Анализ различных форм выражения авторской позиции. | | |
5 | Жанровый синтез жития и сказочно-беллетристической повести. Сюжет и композиция. | 1 | Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы. | | |
6 | Творческая работа – создание тематической странички календаря: «8 июля – День семьи, любви и верности. Праздник в моей семье». | 1 | Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы. | | |
7 | Создание презентации «Путешествие в Муром». | 1 | Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы. | | |
8 | Начало книгопечатания на Руси. Вклад Ивана Фёдорова в развитие грамоты и книгопечатания. Первая печатная книга «Апостол». Первая печатная русская азбука. | 1 | Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы. | | |
9 | ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 часа) Формирование «новой» русской литературы. Классицизм и сентиментализм как литературные направления. «Ведомости» – первая русская газета. | 1 | Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы. | | |
10 | И. П. Богданович. Отрывки из повести «Душенька». Своеобразие жанра. | 1 | Чтение статьи учебника и составление её тезисов. Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Д. И. Фонвизина. Восприятие и выразительное чтение комедии (по ролям). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. | | |
11 | РР Практикум, составление Толкового словаря авторской лексики с учётом специфики поэзии XVIII века. Письменная работа «Почему автор называет своё сочинение «забавой»?» | 1 | Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы. | | |
12 | ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Введение. Идейно-художественное богатство литературы XIX века. Связь литературного процесса с национальными традициями русского народа. | 1 | Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы. | | |
13 | Просветительский реализм. Басни И.А.Крылова. Тема Отечественной войны 1812 года: «Кот и повар», «Раздел», «Ворона и курица», «Волк на псарне», «Щука и кот». Образ М.И.Кутузова в баснях. | 1 | Чтение статьи учебника и составление её тезисов. Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Д. И. Фонвизина. Восприятие и выразительное чтение комедии (по ролям). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. | | |
14 | РР Исследовательская работа: реферат «Отечественная война 1812 года в баснях И.А. Крылова». | 1 | Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы. | | |
15 | Предромантизм. Стремление к самобытности, народности. Патриотическая лирика В.А.Жуковского. «Певец во стане русских воинов». Своеобразие жанра: героическая песнь, кантата, послание, застольная песнь, элегия. | 1 | Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы. | | |
16 | РР «На театральных подмостках». Декламация (по выбору обучающихся) | 1 | | | |
17 | Неповторимые особенности русского романтизма. «Солнце русской поэзии» – А.С.Пушкин.Место поэта в русской литературе. | 1 | Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики литературного героя. Анализ различных форм выражения авторской позиции. | | |
18 | «Другу стихотворцу» – первый поэтический манифест А.С.Пушкина. Анализ стихотворения. | 1 | Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики литературного героя. Анализ различных форм выражения авторской позиции. | | |
19 | Шедевры любовной лирики А.С.Пушкина в музыкальной интерпретации: М.Глинка «Я помню чудное мгновенье», А.Алябьев «Я вас любил…», Ц.Кюи «Сожженное письмо», А.Даргомыжский «Что в имени тебе моём…», С.Рахманинов «Не пой, красавица, при мне…», Н.Римский-Корсаков «Красавица» и др. по выбору. | 1 | Чтение статьи учебника и составление её тезисов. Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Д. И. Фонвизина. Восприятие и выразительное чтение комедии (по ролям). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. | | |
20 | РР Музыкальная гостиная. Выразительное чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина. Презентация к уроку «Музы А.С.Пушкина» | 1 | Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы. | | |
21 | Особенность творческого дарования Н.В.Гоголя. Сборник «Арабески» Обзор статей. | 1 | Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы. | | |
22 | Комментированное чтение отрывков из статьи «Несколько слов о Пушкине» | 1 | Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы. | | |
23 | РР Практикум: составление тезисного плана статьи (работа в группе); составление цитатного плана статьи (работа в группе) | 1 | Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы. | | |
24 | Развитие демократической литературы. И.С.Тургенев. Повесть «Вешние воды». | 1 | Чтение статьи учебника и составление её тезисов. Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Д. И. Фонвизина. Восприятие и выразительное чтение комедии (по ролям). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. | | |
25 | История любви. Светлые воспоминания о чувстве. Характеры героев. | 1 | Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы. | | |
26 | Н.А.Некрасов. Интимная лирика поэта, её своеобразие. Исследование стихотворений «Панаевского цикла» «Мы с тобой бестолковые люди...», «Ты всегда хороша несравненно…», «Я не люблю иронии твоей…», «Прощание» | 1 | Чтение статьи учебника и составление её тезисов. Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Д. И. Фонвизина. Восприятие и выразительное чтение комедии (по ролям). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. | | |
27 | РР ЛАТ (лингвистический анализ текста) | 1 | Составление плана письменного ответа на проблемный вопрос. Редактирование черновых вариантов собственных письменных работ. | | |
28 | Ф.И.Тютчев. Поэт-философ. Восприятие мира, душа и природа в стихотворениях «Не то, что мните вы, природа…», «Лебедь», «Умом Россию не понять…» | 1 | Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы. | | |
29 | «Денисьевский цикл». Романтика чувства в стихотворениях | 1 | Чтение статьи учебника и составление её тезисов. Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Д. И. Фонвизина. Восприятие и выразительное чтение комедии (по ролям). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. | | |
30 | А.А.Фет. Своеобразие лирического мира. Краеведение: сборник «Вечерние огни» | 1 | Чтение статьи учебника и составление её тезисов. Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Д. И. Фонвизина. Восприятие и выразительное чтение комедии (по ролям). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. | | |
31 | Виртуальная экскурсия «По фетовским местам» | 1 | Создание презентации. | | |
32 | «Курские пейзажи в лирике А.А.Фета» | 1 | Чтение статьи учебника и составление её тезисов. Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Д. И. Фонвизина. Восприятие и выразительное чтение комедии (по ролям). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. | | |
33-34 | Повторение | 2 | | | |