МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Сахалинской области
Департамент образования администрации муниципального образования "Холмский городской округ"
МАОУ СОШ с. Яблочное
| РАССМОТРЕНО | УТВЕРЖДЕНО |
| на педагогическом совете | Директор МАОУ СОШ с. Яблочное |
| | ______Путинцева С.А. |
| Протокол № 1 | Приказ № 359 |
| от "31" августа 2022 г. | от "31" августа 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3062312)
учебного предмета
«Родная литература (русская)»
для 5 класса основного общего образования
на 2022 - 2023 учебный год
Составитель: Коваленкова Любовь Евгеньевна
учитель
с. Яблочное 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для обучающихся 5 классов на уровне основного общего образования составлена в соответствии с реализацией
Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2021 г.№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», а также Примерной программы воспитания (утверждена решением ФУМО по общему образованию от 2 июня 2020 г.) с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур. Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира, формирования культуры межнационального общения. Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет«Родная литература (русская)» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Родная литература (русская)» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций. Вместе с тем учебный предмет«Родная литература (русская)» имеет специфические особенности, отличающие его от учебного предмета «Литература», входящего в предметную область «Русский язык и литература». Специфика курса родной русской литературы обусловлена:
— отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их национально-культурное своеобразие, например русский национальный характер, обычаи и традиции русского народа, духовные основы русской культуры;
— более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых литературных произведений, расширенным историко-культурным комментарием к ним.
Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родная (русская) литература» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык
и литература». Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача — расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии со спецификой курса.
В содержании курса родной русской литературы в программе выделяются три содержательные линии (три проблемно-тематических блока):
— «Россия — родина моя»;
— «Русские традиции»;
— «Русский характер — русская душа».
Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент содержания курса родной русской литературы, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к
литературе народов России и мира в целях выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике. Например, поэты народов России о русском и родном языках; новогодние традиции в литературе народов России и мира; образ степи в фольклоре и литературе народов России и др.
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5—9 классов основной школы строится на сочетании проблемно-тематического, концентрического и хронологического принципов. Содержание программы для каждого класса включает произведения фольклора, русской классики и современной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности.
Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в соответствии с выделенными сквозными линиями (например: родные просторы — русский лес — берёза). Внутри проблемно-тематических блоков произведений выделяются отдельные подтемы, связанные с национально-культурной спецификой русских традиций, быта и нравов (например: праздники русского мира, Масленица, блины и т. п.).
В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном литературно-художественном материале показать, как важные для национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении длительного времени — вплоть до наших дней (например: сила духа, доброта, милосердие).
В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения, включающие в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства — живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет прослеживать связи между ними (диалог искусств в русской культуре).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и литература». Цели курса родной русской литературы в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах Российской Федерации.
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих целей:
— воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать
произведения родной русской литературы и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;
— формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию;
— осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;
— развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:
— приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;
— осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
— выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;
— получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;
— выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
— формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
— накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы;
— формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
— развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На обязательное изучение предмета «Родная литература (русская)» в 5 классе выделяется по 34 часа в год (из расчёта 1 учебный час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Россия — Родина моя
Преданья старины глубокой
Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе (не менее пяти произведений).
Русские народные и литературные сказки (не менее двух произведений). Например: «Лиса и медведь» (русская народная сказка), К. Г. Паустовский «Дремучий медведь».
Города земли русской
Москва в произведениях русских писателей
Стихотворения (не менее двух). Например: А. С. Пушкин «На тихих берегах Москвы…», М. Ю. Лермонтов «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…», Л. Н. Мартынов «Красные ворота» и др. А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади».
Родные просторы
Русский лес
Стихотворения (не менее двух). Например: А. В. Кольцов «Лес», В. А. Рождественский «Берёза», В. А. Солоухин «Седьмую ночь без перерыва…» и др.
И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес».
Раздел 2. Русские традиции
Праздники русского мира
Рождество
Стихотворения (не менее двух). Например: Б. Л. Пастернак «Рождественская звезда» (фрагмент), В. Д. Берестов «Перед Рождеством» и др.
А. И. Куприн. «Бедный принц».
Н. Д. Телешов. «Ёлка Митрича».
Тепло родного дома
Семейные ценности
И. А. Крылов. Басни (одно произведение по выбору). Например: «Дерево» и др. И. А. Бунин. «Снежный бык».
В. И. Белов. «Скворцы».
Раздел 3. Русский характер — русская душа
Не до ордена — была бы Родина
Отечественная война 1812 года
Стихотворения (не менее двух). Например: Ф. Н. Глинка «Авангардная песнь», Д. В. Давыдов«Партизан» (отрывок) и др.
Загадки русской души
Парадоксы русского характера
К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка).
Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова».
О ваших ровесниках
Школьные контрольные
К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент).
А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».
Лишь слову жизнь дана
Родной язык, родная речь
Стихотворения (не менее двух). Например: И. А. Бунин «Слово», В. Г. Гордейчев «Родная речь»и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)»на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)»на уровне основного общего образования должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширением опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, местного сообщества, родного края, страны;
— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
— представление о способах противодействия коррупции;
— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
— готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);
Патриотического воспитания:
— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
Духовно-нравственного воспитания:
— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
— готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
Эстетического воспитания:
— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
— осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
— стремление к самовыражению в разных видах искусства;
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— осознание ценности жизни;
— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
— соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
— способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
— умение принимать себя и других, не осуждая;
— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
Трудового воспитания:
— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
— готовность адаптироваться в профессиональной среде;
— уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
Экологического воспитания:
— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды;
— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
— овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
— способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
— способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, воспринимать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
— навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
— умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
— умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
— способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
— устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
— с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
— проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
— оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
— эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
1) Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
— в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
1) Самоорганизация:
— выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
— давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
— оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
— различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; — выявлять и анализировать причины эмоций;
— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; — регулировать способ выражения эмоций.
4) Принятие себя и других:
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
— принимать себя и других, не осуждая;
— открытость себе и другим;
— осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими народами России; осознавать ключевые для русского национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях о Москве как столице России и о русском лесе; 2) иметь начальные представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; о русских национальных традициях в рождественских произведениях и
произведениях о семейных ценностях;
3) иметь начальное понятие о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной речи;
4) владеть умением давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного чтения;
5) иметь начальные представления о проектно-исследовательской деятельности, оформлении и предъявлении её результатов, владеть элементарными умениями работы с разными источниками информации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ |
1.1. | Преданья старины глубокой | 2 | 0 | 0 | | Выразительно читать пословицы; Участвовать в аналитической беседе; Проводить сопоставительный анализ пословиц разных народов; Выразительно читать, в том числе по ролям, и эмоционально воспринимать сказки; | Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | https://mob-edu.com/ui |
1.2. | Города земли русской | 2 | 0 | 0.5 | | Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника; Выразительно читать и эмоционально воспринимать стихотворения и прозаический текст; Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования); Участвовать в коллективном диалоге по анализу текста; Сопоставлять тематически близкие произведения; Работать с иллюстративным материалом учебника; | Устный опрос; Практическая работа; | https://learningapps.org/ |
1.3. | Родные просторы | 1 | 0 | 0 | | Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника; Знакомиться с фактами биографии писателя; Выразительно читать стихотворения, в том числе наизусть, и прозаический текст; Работать со словом, выявлять средства художественной изобразительности, составлять историко-культурный комментарий; Владеть различными видами пересказа; Участвовать в коллективном диалоге по анализу текста; Сопоставлять тематически близкие произведения; Работать с иллюстративным материалом учебника; | Тестирование; | http://uchi.ru/ |
Итого по разделу | 5 | |
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ |
2.1. | Праздники русского мира | 2 | 0 | 0.5 | | Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника; Знакомиться с фактами биографии поэтов и писателей; Эмоционально воспринимать и выразительно читать стихотворный (в том числе наизусть) и прозаический текст; Выражать личное читательское отношение к прочитанному; Определять тему, проблематику, идейно-художественное содержание произведения; Работать со словом, выявлять средства художественной изобразительности; Выявлять ключевые слова в тексте, их символический характер, межпредметные связи; Работать с иллюстративным материалом учебника; | Практическая работа; Тестирование; | https://mob-edu.com/ui |
2..2. | Тепло родного дома | 2 | 0 | 0.5 | | Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника; Эмоционально воспринимать и выразительно читать, в том числе по ролям, а также инсценировать басню, определять художественно-тематические особенности басенного жанра; Знакомиться с фактами биографии писателей; Выражать личное читательское отношение к прочитанному; Определять тему, проблематику, идейно-художественное содержание произведения; Выявлять ключевые слова в тексте, их символический характер, межпредметные связи; | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | https://learningapps.org/ |
Итого по разделу | 4 | |
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР — РУССКАЯ ДУША |
3.1. | Не до ордена — была бы Родина | 1 | 0 | 0.5 | | Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника; Выразительно читать стихотворения; Отличать поэтический текст от прозаического, аргументировать свой ответ; Определять тематическое единство стихотворений; Выявлять средства художественной изобразительности в лирических произведениях (эпитет, олицетворение, сравнение); Выполнять письменные работы по первоначальному анализу стихотворения; Заучивать стихотворения наизусть; | Устный опрос; Практическая работа; | https://learningapps.org/ |
3.2. | Загадки русской души | 2 | 0 | 0 | | Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника; Читать выразительно прозаический текст, отвечать на вопросы; Учиться самостоятельно формулировать вопросы; Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) текст эпического произведения; Составлять план; Определять сюжет и тематическое своеобразие произведения; Определять художественные средства, создающие фантастический настрой повествования; Определять близость сказки и рассказа к фольклорным произведениям; | Письменный контроль; Тестирование; | http://uchi.ru/ |
3.3. | О ваших ровесниках | 2 | 0 | 0.5 | | Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника; Выразительно читать фрагменты эпического и драматического произведений, в том числе по ролям; Отвечать на вопросы по содержанию; Определять тему, идею произведения; Характеризовать героев, составлять их словесные портреты; Находить детали, языковые средства художественной выразительности, определять их роль в произведении; | Устный опрос; Практическая работа; | https://mob-edu.com/ui |
3.4. | Лишь слову жизнь дана | 1 | 0 | 0.5 | | Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника; Выразительно читать стихотворения, определять их тематическое содержание, средства художественной выразительности; Выявлять музыкальность поэтического текста; Заучивать стихотворения наизусть; | Практическая работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | https://learningapps.org/ |
Итого по разделу | 6 | |
Раздел 4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ |
4.1. | Развитие устной и письменной речи | 1 | 0 | 1 | | Выражать личное читательское отношение к прочитанному Отвечать на вопросы, самостоятельно; Писать отзыв на прочитанную книгу; Определять тему, идею произведения; Выявлять средства художественной изобразительности в произведении; Сопоставлять героев и их поступки с другими персонажами прочитанного произведения; | Письменный контроль; Сочинение-отзыв; | http://www.gramma.ru |
Итого по разделу | 1 | |
Раздел 5. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ |
5.1. | Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | 0 | | Определять тему, идею произведения; Характеризовать героев, составлять их словесные портреты; Находить детали, языковые средства художественной выразительности, определять их роль в произведении; | Контрольная работа; | http://uchi.ru/ |
Итого по разделу | 1 | |
Резервное время | 0 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 17 | 1 | 4 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | Преданья старины глубокой Малые жанры фольклора Пословицы и поговорки о Родине, России и русском народе | 1 | 0 | 0 | | Самооценка с использованием«Оценочного листа»; |
2. | Преданья старины глубокой. Русские народные и литературные сказки.Сказка «Лиса и медведь» (русская народная сказка). К. Г. Паустовский.«Дремучий медведь». | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
3. | Города земли русской. Москва в произведениях русских писателей. А. С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…» М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…» | 1 | 0 | 0.5 | | Устный опрос; Практическая работа; |
4. | Города земли русской. А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади». | 1 | 0 | 0 | | Тестирование; |
5. | Родные просторы. Русский лес. В. А. Рождественский.«Берёза». В. А. Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…» | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
6. | Праздники русского мира Рождество. В. Д. Берестов.«Перед Рождеством». И. А. Ильин. «Рождественское письмо». | 1 | 0 | 0.5 | | Устный опрос; Практическая работа; |
7. | Праздники русского мира Рождество. А. И. Куприн. «Бедный принц». | 1 | 0 | 0 | | Тестирование; |
8. | Тепло родного дома. Семейные ценности. И. А. Крылов. «Дерево». | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
9. | Тепло родного дома. Семейные ценности. И. А. Бунин. «Снежный бык». | 1 | 0 | 0.5 | | Устный опрос; Практическая работа; |
10. | Не до ордена – была бы Родина. Отечественная война 1812 года Ф. Н. Глинка. «Авангардная песнь». Д. В. Давыдов.«Партизан» (отрывок). | 1 | 0 | 0.5 | | Устный опрос; Практическая работа; |
11. | Загадки русской души. Парадоксы русского характера К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка). | 1 | 0 | 0 | | Тестирование; |
12. | Загадки русской души. Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова». | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
13. | О ваших ровесниках. Школьные контрольные К. И. Чуковский. «Серебряный герб»(фрагмент). | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
14. | О ваших ровесниках.А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант». | 1 | 0 | 0.5 | | Устный опрос; Практическая работа; |
15. | Р.р. Сочинение-отзыв о прочитанной книге. | 1 | 0 | 1 | | Письменный контроль; |
16. | Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | 0 | | Контрольная работа; |
17. | Лишь слову жизнь дана. Родной язык, родная речь И. А. Бунин. «Слово». В. Г. Гордейчев. «Родная речь». | 1 | 0 | 0.5 | | Практическая работа; Самооценка с использованием«Оценочного листа»; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 17 | 1 | 4 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Родная русская литература: 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ О.М.Александрова, М.А.Аристова, Н.В.Беляева и др. - Москва: Просвещение, 2021. - 144с.
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные разработки по родной русской литературе. 5 класс : пособие для учителя / Н.В. Егорова. –2-е изд – Москва : ВАКО, 2022 - 130 с.
Егорова Н.В. "Поурочные разработки по родной русской литературе. 5 класс (к УМК О. М.
Александровой и др. (М.: Просвещение) 2019–2021 гг. выпуска)"
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://uchi.ru/
http://www.gramma.ru
https://learningapps.org/
https://mob-edu.com/ui
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Ноутбук
Интерактивная доска
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ