СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной(марийской)литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родной(марийской)литературе с 5 по 9 классы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной(марийской)литературе»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА СЕЛА ЧЕРЛАК МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЮРТЮЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН


ПРИНЯТО

на заседании методического объединения школы, протокол № от ______ 20___ г.

_______________ И.В. Каписова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы по УР

__________Аптулаева Т.Г.

«____»_____________20__г


УТВЕРЖДЕНО

Приказом №__ от __________

Директор школы________ Л.Р. Аптулаева

_______







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родной (марийской) литературе

срок реализации: 5 лет






Класс: 5,6,7,8,9

Общее количество часов: 170

Количество часов в неделю: 1

Программа: Апакаев П.А., Михайлов В.Т. Марий литератур. 5-9 класс. Йошкар-Ола: Марий туныктыш институт, 2014.

Учебные пособия: Иванова Е.М., Воронцова Т.Н. Марий литератур. 5 класс. Марий книга изд., Йошкар-Ола, 2005.

Иванова И.С., Марий литератур. 6 класс. Марий книга изд., Йошкар-Ола, 2008.

Апакаев П.А., Марий литератур. 7 класс. Марий книга изд., Йошкар-Ола, 2008.

Кузнецова Н. В., Кузнецов В. В., Марий литератур. 8 класс. Марий книга изд., Йошкар-Ола, 2008.

Апакаев П.А., Бояринова Г.Н., Марий литератур. 9 класс. Марий книга изд., Йошкар-Ола, 2011.




Учитель: Аптулаева Татьяна Григорьевна


Рабочая программа по родной (марийской) литературе на курс основного общего образования разработана и составлена в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МБОУ ООШ с. Черлак, примерной рабочей программой основного общего образования по родному (марийскому) языку для образовательных школ под редакцией В.Т.Михайлова и П.А.Апакаева.

Изучение родной (марийской) литературы направлено на достижение следующих целей и задач:

-воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гражданским сознанием, чувством патриотизма;

-воспитание любви к родной литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов;

-обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся;

-формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

-освоение знаний о родной литературе, о выдающихся произведениях марийских писателей, их жизни и творчестве;

-овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы;

-умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться родным языком.

1. Планируемы результаты освоения предмета.


Личностные:

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к марийскому народу, уважительного отношения к родной (марийской) литературе, к культурам других народов;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).


Метапредметные:

- понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

-самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

- работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.


Предметные:

- осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

- понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.-знать содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

-читать наизусть стихотворные тексты и фрагменты поэтических и прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению;

-основные теоретико-литературные понятия;

- работать с книгой ;

- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

- выявлять авторскую позицию;

-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

2. Содержание учебного предмета, курса.

5 класс

1. Введение (1 ч.)

Художественная литература и сила слова.Книга и читатель.Любимая книга и автор.

2. Калык ойпого (3 ч.)

Фольклор-кладовая народа. Собиратели фольклора. Распространение фольклора. Загадки, пословицы, поговорки, народные приметы, песни, запреты и т.д.

3. Сказки. (2 ч.)

Сказка «Ший пӱян Ший Пампалче». Содержание, идея, тема, художественное своеобразие. Главные герои. Борьба «добра» и «зла».

Теоретический материал: волшебный (юзо), илыш-йӱла(бытовой), янлык нерген йомак-влак.

Произведения для внеклассного чтения:

«Чоя шоҥшо», «Йорло ден поян изак-шоляк» (марий калык йомак-влак), «Кузе купеч кечым петыраш шонен» (удмурт калык йомак), «Мераҥ» (манси калык йомак).

3. Литературная сказка (3 ч .).

Пет Першут «Кутко сӱан» (2 ч.)

Сплочение и дружба народа. Авторская позиция. Характеристика персонажей. Народные традиции в сказке.

Сюжет произведения, средства художественной выразительности.

4. Произведения для внеклассного чтения (1ч.):

М.Майн. «Айдеме-богатырь»;

К.Беляев. «Кӧ тыгай патыр?»;

Н.Ильяков. «Марья ден Тарья».

5. Рождение художественной литкратуры.

1) С.Г.Чавайн (2ч.)

С.Чавайн в марийской художественной литкратуре.Рождение поэта. Поэт-душа народа. Произведения: «Поэт лӱмем кузе лекте», «Ото».

Символ рощи. Художественное своеобразие произведения.

2) Н. Мухин- поэт, воспевающий родной язык, родной край, родные просторы (2 ч.)

Произведения: «Кайык-влак», «Йолагай ден Пулагай»

Народное творчество и нравственность в его произведениях. Художественное своеобразие стихотворений.

Басни: «Маскаиге», «Пормо». Образ героев его басен.

Теоретический материал: басня, сюжет, мораль, сравнение, юмор, сатира.

Своеобразие басен Г.Микая. Г. Микай и И.А. Крылов.

6. Произведения для внеклассного чтения (1ч.)

В.М. Васильев (Ӱпымарий). «Пырыс ден шыл», «Пырыс ден коля».

7. Детская литература в художественной литературе (12 ч.)

1) М. Шкетан. (3 ч.)

Рассказ «Мичун уке ачажат…»

1920 – е годы. Своеобразие того времени, традиций, обрядов, людских отношений. Жизнь Мичу, его страдания, старание, достижение. Судьба сироты. Оксий, Курий , его жена, учитель. Их роль в жизни Мичу. Нравственное своеобразие, характеристика героев. Художественное своеобразие произведения. Сюжет.

Теоретический материал: Сюжет. Пейзаж. Повествований. Описаний.

2) Шабдар Осып. Жизнь и творчество писателя. (3 ч.)

Повесть «Тÿшка вий дене»

Тема человека и природы. Коллективная работа учеников. Учитель, Иван Васильевич. Нравственное своеобразие, характеристика героев. Художественное своеобразие произведения. Сюжет.

Теоретический материал: Портрет..

3) М. Казаков. Жизнь и творчество писателя. (1 ч.)

«Миша»

Нравственное своеобразие, характеристика героев. Художественное своеобразие произведения. Сюжет.

4) И. Одар. Жизнь и творчество писателя. (2 ч.)

«Таргылтыш»

Нравственное своеобразие, характеристика героев. Художественное своеобразие произведения. Сюжет.

5) Н. Ильяков. Жизнь и творчество писателя (2 ч.)

«Латик кролик»

Тема и идея произведения. Нравственное своеобразие, характеристика героев. Художественное своеобразие произведения. Сюжет.

8. Произведения для внеклассного чтения (1 ч.)

Шабдар Осып. «Кориш».

9. Ава-кава. (3 ч.)

1) А. Александров-Арсак. Жизнь и творчество писателя (1 ч.).

«Тау, авай»

Тема и идея произведения. Нравственное своеобразие, характеристика героев. Художественное своеобразие произведения. Сюжет.

2) З. Дудина. Жизнь и творчество писателя (1 шагат)

«Авай дене пырля»

Тема и идея произведения. Нравственное своеобразие, характеристика героев. Художественное своеобразие произведения. Сюжет.

10. Произведения для внеклассного чтения (1 ч.):

А. Иванова. «Ава кид», «Аваем ош пижым мыланем пидеш».

11. Шочмо кундемысе пÿртÿсын волгыдо сынже (6 ч).

1) К. Беляев. Жизнь и творчество писателя (2 ч)

«Изи тумо»

Тема и идея произведения. Нравственное своеобразие, характеристика героев. Художественное своеобразие произведения. Сюжет.

2) В. Колумб. Жизнь и творчество писателя (1 ч)

«Чодыра йомак»

Тема и идея произведения. Нравственное своеобразие, характеристика героев. Художественное своеобразие произведения. Сюжет.

3) А. Федоров. Жизнь и творчество писателя (1 ч)

«Выле-выле», «Турий», «Шÿшпык»

Тема и идея произведения. Нравственное своеобразие, характеристика героев. Художественное своеобразие произведения. Сюжет.

4) Шадт Булат. Жизнь и творчество писателя (1 ч)

«Ший памаш»

Тема и идея произведения. Нравственное своеобразие, характеристика героев. Художественное своеобразие произведения. Сюжет.

Теоретический материал: Рифма. Лирическое стихотворение. Тема природы. Олицетворение. Эпитет. Метафора.

12. Произведения для внеклассного чтения (1 ч.):

А. Бик. Жизнь и творчество писателя «Шошо лирике».

13. Шочмэл-чевер (3 шагат)

1) С. Вишневский. Жизнь и творчество писателя (1 ч)

«Марий Эл»

Тема патриотизма. Любовь поэта к Родной Земле, к Родине, к родному народу. Художественное своеобразие произведения.

2) Надежда Сильби. Жизнь и творчество писателя (1 ч)

«Шӱмбел Чуваш мландем»

Тема патриотизма. Любовь поэта к Родной Земле, к Родине, к родному народу. Художественное своеобразие произведения.

14. Произведения для внеклассного чтения (1 ч.):

В. Колумб. «Олаэм».


6 класс

1. Сила художественной литературы (1ч.)

2. Народные песни (2 ч.)

Песня-произведение, воспроизведенное с помощью мелодии и слов. Разновидность народных песен.

Народные песни: «Ошвичынат келгыжым шинчем ыле гын…», «Вӱдшö йога, серже кодеш», «Коремже келге, вӱдшат уке…», «Эр кечыже лектеш йошкарген». Их нравственная сторона. Отражение истории народа мари в народных песнях. Разновидность народных песен.

Термины: эпитет, сравнение, уменьшительно-ласкательные слова.«Кызытсе илыш нерген», «Вÿдшӧ йога , серже кодеш»

Внеклассное чтение. Н.С.Мухин «Шурно», «Салтак муро».

3. Легенды и предания(6 ч.)

Миф «Кавасе ÿдыр-кÿтÿчӧ»

1)«Илыше кӱ». Легенда- один из видов устного народного творчества. Богатырь Чумбылат. Его любовь к родному краю, к своему народу, его героизм. Своеобразие легенды. Тема и идея.

2) «Акпарс». Предание- исторические события, которые издавна передаются из уст в уста. Исторические события, показанные в предании.

Акпарс- верный сын народа мари, умный, расчетливый, любящий свой народ герой.

Теория: легенда, предание.


4. Эпос (2 ч.)

1) А. Спиридонов, А. Мокеев. Эпос «Югорно» (18-я песнь)

2) Карело-финский эпос «Калевала»


5. Тема войны в художественной литературе (11 ч.)

1) В.Иванов «Вӱдшö келге, серже тура» Великая Отечественная война. Сплочение народов против фашизма. Братство эстонцев и марийцев.

Дружба, взаимоподдержка, взаимопонимание детей: Эйно Ару, Ондре Уланова, Элыксан Соколва, Соколвой Оли.Нелегкая жизнь в деревне.

Героизм Юлхана и Йывана. Тема и идея произведения.

2) Г.Матюковский. Поэма «Петю».«Петю»-произведение о любви к своему народу и Родине. Петя-патриот своего народа. Теория: поэма.

3)Н.Лекйн «Шöртньö падыраш». Дружба, взимопонимание детей.«Кастене». Микуш, Нургалий, Майя. Отношения между дедом Прокоем и детьми.«Имне пукшымаште». Красота природы, лета.Хайрулла- человек с большим опытом, опора, своеобразный наставник для детей.

Тема и идея произведения.

6. Природа Родной народ. Родная Земля.(7 ч.)


1) С.Николаев «Ик пушеҥге ок ыште пӱртӱсым». Нравственная сторона произведения, его патриотизм.

2) А.Мичурин-Азмекей «Керем оҥго». Образ деда Мирона: его характер, портрет, любовь к Родине.

Тема и идея рассказа.

3) А. Иванова. «Ойлат, каяш гын мланде тÿрыш…»

4) А. Иванова. «Ойлат, каяш гын мланде тÿрыш…»

5) Р.р. Мустай Карим. «Куэ лышташ нерген»


7. Труд учит человека жить (5 ч.)

  1. В.Сапаев «Мом каласет, Миля?»

Коллективный труд детей, взаимопомощь, взаимоподдержка. Образ Мили. Миля- хороший наставник, помощник, друг. Юра и Толя. Отличительные и схожие черты. Дети в поиске правды. Сила коллектива.

  1. И.Горный «Мöҥгышкö». Жизнь солдата- гражданский долг. Жизнь солдата и народа. Их взаимосвязь.


7 класс


  1. Введение. Сила художественной литературы.

2. Я. Элексейн «Öрмöк» (3 ч.)

Жизнь и традиции народа мари в царские времена. Нравственная сторона произведения. Öрмöк и Лотай в сравнении.

Взаимоотношения между Öрмызой, Чепишем, его женой, Ямбикой. Трагедия Эшполдо. Рекрутство.

Термины: архаизм, портрет, пейзаж.

3. Ким Васин «Юкей Егоров» (3 ч.)

Рассказ основан на исторических событиях. Мастерство автора. Положительные и отрицательные герои. Их характеристика, социальная роль.

Отношение автора к героям. Теоретический материал: монолог, диалог.

4. В. Юксерн «Вӱдшö йога, серже кодеш» (3 ч.)

Тема и идея повести.

Первый марийский академик Василий Петрович Мосолов. Его жизнь, характер, переживания, радости, опыт работы. В. Мосолов – сын народа.

5. . В.Сузы «Вакш йоҥышта» (2 ч.)

История и содержание произведения. Характеристика деревенской жизни. Добро и зло. Осмысление сущности роли человека в жизни.

Характеристика Павла, Микиты, Хöти. Тема и идея произведения.

6. Олык Ипай. «Шыже кечын», «Поэт» (2 ч.)

«Шыже кечын»: тема природы.

«Поэт»:тема и идея произведениия, оценка творчества С.Чавайна.

Теоретический материал: поэзия , проза, лирика, лирические произведения, виды лирических произведений, триолет.

7. Йыван Кырля «Шочмо кече», «Муралтем мый йывыртен».( 2ч)

«Шочмо кече»: восхваление автором мирной жизни, автобиографический смысл произведения, отношение автора к жизни, тема и идея стихотворения. лирического героя. Тема и идея произведения. Мать - начало, основа и смысл жизни. Нравственная лирика.

«Муралтем мый йывыртен»: поэт думает о будущем, опираясь на опыт прошлых лет, радуется жизни.

Теоретический материал: сравнение, ассонанс, аллитерация, метафора. Понятия:: ритм, стопа, рифма.

8. А. Бик «Сонет-влак».(24 ч.)

«Сонет-влак»: идейное содержание произведения, проблемы разных народов, расположившихся на разных уголках земли. Дружба народов.

Сонета- произведение, написанное в виде стихотворения. Форма сонет.

Теоретический материал: амфибрахий, анапест. Романтизм в стихотворение.

9. М. Шкетан «Ече», «Парашют» (3 ч.)

«Ече»: образ Иванова Василия. Его жизненная позиция, характер. Образ Ивановой Марпы. Её жизненная позиция, характер, интересы. Художественное своеобразие произведения.

«Парашют»: сходства с произведением «Ече», отношение трудящегося народа к спорту. Образ Майрук. Причина её любви к спорту. Отношение к спорту деда Ипата. Художественное своеобразие сатирических произведений М.Шкетана.

Теоретический материал: шутка, юмор, сатира. Жанровое своеобразие юмористического произведения. Традиции М.Шкетана в сатирических произведениях.

10. Ю.Артамонов «Киндет перкан лийже» (3 ч.)

«Киндет перкан лийже»: хлеб-всему голова. Борьба за хороший урожай хлеба. Хлеб - жизненная сила.

Васли Йыван - механизатор с большим опытом работы. Его жизненная позиция, характер, интересы, огорчения и радости. Василий - патриот своего дела. Связь поколений.


11. В. Абукаев - Эмгак «Кинде шултыш» (3 ч.)

«Кинде шултыш»: нравственная основа и глубина произведения. Образ Семона. Его отношение к хлебу, причины. Уважение к хлебу, осознание его бесценности. Сила хлеба. Связь между поколениями. Художественное своеобразие произведения.

Теоретический материал: сюжет, элементы сюжета: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, конфликт, пейзаж, портрет, художественная деталь.

12. В.Колумб «Шочмо йылме», «Мыйын корнем».(3 ч)

«Шочмо йылме»: роль родного языка в жизни человека. Родной язык-главное богатство. Его связь с природой, родным краем. Художественное своеобразие произведения.

«Мыйын корнем»: сравнение автором нынешнего времени и времен ВОВ. Воспоминание, анализ прошлой жизни.

Образ героя. Нравственные и отличительные черты его характера. Художественное своеобразие произведения.

Теоретический материал: автор-повествователь, позиция автора, образ лирического героя.

13. В. Регеж-Горохов «Элнет»(1ч.)

«Элнет»: слово о родной земле, родном народе. Элнет- символ родного марийского края. Художественное своеобразие произведения.

Теоретический материал: символ.

14. Леена Лаулаяйнен «Чачавий»(1ч.)

«Чачавий»: роль имени в судьбе человека. Связь произведения с фольклором. Художественное своеобразие произведения.


8 класс


  1. С.Чавайн , «Шылше», «Акпатыр» (8 ч.)

«Шылше» -фольклор как основа произведения, использование реализма. Острые социальные проблемы, которые поднимает автор. Художественное своеобразие произведения. «Акпатыр» -Историческая основа произведения.

Акпатыр. Его роль в произведении, его характер, жизненная позиция. Отношение Акпатыра к другим персонажам драмы. Проследить изменения событий в драме. Пекеш Савий. Савий в сравнении с Акпатыром. Его характер, взгляды, поступки, прошлое. Паймыр ден Токанай- сыны народа. Тойблат и Пашай. Их социальная роль. Эвика и Эвай. Красота и нравственные черты их характера.

Отец Эвая, Муканай. Жена Савия, Верай, их дочь Марпа. Вдова Малика. Их переживания, радости, их жизнь. Тема и идея произведения.

Теория: образ-характер, рализм, романтизм, романтический герой, вымысел, драма, опера, либретто, ария, хор.

  1. В.Сави. Жизнь и творчество. «Муро орлаҥге» (2 ч.)

Тема патриотизма. Торжественность произведения.

Позиция автора. История народных песен. Песня, природа, жизнь.

Символизм в произведении.

Теория: поэзия, проза.

  1. Н.Игнатьев «Комсомол ӱдыр» (4ч.)

История создания произведения. Реальные события, на основе которых написано произведение. Гражданская война.

Миронова Огаптя- дочь народа. Её характер, социальная активность, взгляды на жизнь.

Анфиса-дочь Огапти. Её трудная жизнь.

  1. Дим.Орай «Чолга шӱдыр» (4 ч.)

События, которые стали основой для создания произведения. Тема и идея произведения. Тема нравственности и патриотизма.

Сергей Суворов. Его характер, отношение с близкими: с мамой, с соседями.

Сергей Суворов - пример для подражания. Сергей- сын народа.

5. Н. Лекайн. Жизнь и творчество. «Шоҥго мичуринец» (2 шагат); Тема и идея очерка. Характеристика Александрова. Его внутренний мир. Отношение к окружающим.

Теория: очерк, публицистика, герой художественного произведения. Литераурный герой, персонаж. Характеристика группы персонажев.

6. М.Казаков. Жизнь и творчество. «Онар», «Лесникын мутшо» (2 ч.);

«Онар». Герой марийского народа. Символизм. Художественное своеобразие произведения.

«Лесникын мутшо». Природа. Роль человека в сохранении природы. Жизненная позиция Япия. Характеристика главного героя. Художественное своеобразие произведения.

7. М.Рыбаков. Жизнь и творчество.«Ачамын йöратыме мурыжо» (4ч.);

Лирико-драматическое произведение. Реализм. Жизнь марийского народа до и после Великой Отечественной войны. Характеристика Виктора Эманова. Художественное своеобразие произведения. Пафос.

8. Внеклассное чтение. М. Казаков. «Поро кече», «Келшымаш».

9. О.Йыван. Жизнь и творчество. «Марий Эл», «Уна» (3ч.);

«Марий Эл»- образ, символизирующий богатство, красоту, дружбу братских народов. Художественное своеобразие произведения.

«Уна»- произведение о судьбе марийской женщины, её отношения к жизни. Унай нашла свое место в жизни. Радость, бытовые заботы, старательность, усердность, душевное богатство образа.

Художественное своеобразие произведения.

10. Г.Алексеев. Жизнь и творчество. «Пöрт», «Шочмо мландын шокшыжо» (3ч.);

«Пöрт»- глубокое понимание и знание деревенской жизни. Раскрытие истории одного села через один деревенский дом.

Художественное мастерство писателя.

«Шочмо мландын шокшыжо»-главный герой и его символизм. Тема и идея произведения. Художественное мастерство писателя.

Теория: описание, повествование, символизм, новелла.

11. Внеклассное чтение. Г. Алексеев. «Ава – кече гае», «Шошо – пайрем», «Гармонь».

12. А.Тимиркаев. Жизнь и творчество. Стихотворение «Тукым кыл» (1ч.);

«Тукым кыл»- нравственность произведения. Основа и смысл жизни- связь поколений. Художественное своеобразие произведения.

Теория: стихотворные размеры: ямб, хорей. Рифмы: мужская, женская.

13.В Изилянова. Жизнь и творчество. «Мый тышан шочынам» (1ч.)

«Мый тышан шочынам»- поэзия родного края, художественное своеобразие произведения.

14. М.Кудряшов. Жизнь и творчество. «Тулык окна-влак» (2ч.)

«Тулык окна-влак»-связь поколений, дети-сироты. Нравственность и художественное своеобразие произведения.

15. В. Петухов Жизнь и творчество. «Эре поро лийже» (1ч.)

«Эре поро лийже»-доброта и мир. Добро в человеческих сердцах, семь, на Земле. Средства художественной выразительности.

16.Р.Миннуллин. Жизнь и творчество. «Пошкудын ак- Юмын ак» (1ч.)

«Пошкудын ак- Юмын ак»-братство, дружба, взаимоуважение народов. Художественное своеобразие произведения.


9 класс


  1. Сила художественного слова литературы (1 ч.)

  2. Я.Ялкайн «Андрий Толкын» (5 ч.)

Масштабность исторического процесса. Его влияние на жизнь в марийских деревнях. Жизнь, проблемы, огорчения, переживания, новые социальные взгляды героев произведения. Автобиографическое произведение. Роль человека в произведении. Окружающие люди Андрея: отец Талкан, мать, Зайнит Эрай, Салек, Иван Алексеевич Унгаров, Борис Николаевич, семья, деревня, школа-коммуна. Даулат, Русов, Мухамыттен. Борьба человека за свою свободу, счастье. Роль фольклора, этнографии в произведении. Богатство языка: эпитеты, сравнения, олицетворение, пейзаж. Сюжет.

  1. К.Коршунов «Аксар ден Юлавий» (4 ч.)

Традиции и обычаи марийского народа, которые передавались из веков в века. Исторические события, которые помогают раскрыть всю сущность произведения.

Марийский князь Ялантай - уважаемый князь, который всей душой болеет за благосостояние своего народа. Курай. Его характер, жизненные позиции. Юлавий. Её красота-внешняя и внутренняя. Роль женщин в драме. Борьба народа за свое светлое будущее. Сложный план.

  1. Н.Ильяков «Нимучашдыме муро» («Опак Микита») (5 ч.)

«Опак Микита»- роман, написанный в стихотворной форме. Тема, содержание, идея.

Опак Микита-обобщенный образ марийского народа. Его характер, нравы.

Сидыр Опак- глава семейства. Связь между отцом и сыном.

Праско-женщина из народа. Её переживания, радости, характер, понимание жизни.

Торговой Ватю, Микаля, Арсений.

Лирические и авторские отступления

Рассказ-стихотворение, поэма-повесть, роман.

  1. С.Вишневский «Пиал» (4ч.)

Тема и идея поэмы. Воспоминания человека, который прожил долгую жизнь и много повидал на белом свете. Исповедь героя.

Лирическое отступление.

6. Развитие современной марийской литературы (7ч.):

1) Обзорный урок(1ч.);

Проблемы становления и развития современной марийской литературы. Темы, герои, жанры, психологизм и философия современной марийской литературы. Отличительные черты современной прозы, поэзии, драматургии.

2) Ю.Рязанцев. Жизнь и творчество. Баллада «Ава шÿм»(1ч.);

Трагический пафос произведения. Художественное своеобразие баллады.

3) М.Илибаева. Жизнь и творчество. Повесть «Орина кова» (3ч.)

Проблема отцов и детей. Противостояние добра и зла. Художественное своеобразие произведения. Роль в повести фольклора и этнографии.

4)С. Эсаулова. Жизнь и творчество.Стихотворение«Чодыра»(1ч.);

Образ природы, леса. Отношение автора к родным краям, природе. Художественное своеобразие стихотворения.

5)А.Васильев. Жизнь и творчество. Стихотворение «Мый йол ÿмбалне пеҥгыдын шогем»(1ч.);

Отношение автора к современной жизни, родной земле, народу. Художественное своеобразие произведения.

3. Тематическое планирование.

5 класс

Тема урока

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1

Входной контроль. Тест. Художественная и научно-популярная литература.

1

Контроль входных ЗУН.

Уметь различать виды литератур.

2

Устное народное творчество. Народные приметы. Запреты. Табу.

1


- разделять на части, отвечать на вопросы;

- формулировать для себя задачи в соответствии с целью учебной деятельности;

- строить рассуждения, выделять существенные признаки понятий;

- участвовать в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной работе.


3

Устное народное творчество. Пословицы и поговорки.

1

4

Устное народное творчество. Загадки. Сказки.

1

5

Сказка «Ший пӱян Ший Пампалче».

1

-изучить строение, вида сказок, учиться определять тему произведения.

- формулировать для себя задачи в соответствии с целью учебной деятельности.

- строить рассуждения, выделять существенные признаки понятий.

- участвовать в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной работе.

6

Сказка «Ший пӱян Ший Пампалче». Обобщение произведения.

1

7

Внеклассное чтение «Чоя шоҥшо», «Йорло ден поян изак-шоляк»

1

-определение темы и главной мысли произведения.

- составление плана, пересказ

8

П. Першут. Жизнь и творчество. Сказка «Кутко сӱан»

1

-работа с биографией, хронологической таблицей;

- работа с портретом писателя;

- выделять основную идею текста, главное и второстепенное, выстраивать последовательность описанных событий.

9

П. Першут. «Кутко сӱан». Обобщение произведения.

1

- соотносить свои действия с планируемыми результатами.

- использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

-определение темы и главной мысли произведения.



10

Внеклассное чтение. К.Беляев. «Кӧ тыгай патыр?»;


1

-определение темы и главной мысли произведения.

- составление плана, пересказ

11

Р.р. С.Г.Чавайн. Жизнь и творчество. «Поэт лӱмем кузе лекте», «Ото».

1

-работа с биографией, хронологической таблицей;

- работа с портретом писателя;

-определение темы и главной мысли произведения.

-сравнивать и оценивать свои ответы и ответы одноклассников

12

Н.Мухин. Жизнь и творчество. «Кайык-влак», «Йолагай ден Пулагай»

1

-работа с биографией, хронологической таблицей;

- работа с портретом писателя;

-определение темы и главной мысли произведения.

-сравнивать и оценивать свои ответы и ответы одноклассников

13

Р.р. Г. Микай. Жизнь и творчество. Басня «Маскаиге», «Пормо».

1

-работа с биографией, хронологической таблицей;

- работа с портретом писателя;

-определение темы и главной мысли произведения.

-сравнивать и оценивать свои ответы и ответы одноклассников;

-работа с теоретическим материалом: мораль, аллегория, юмор, сатира, сравнение.

14

Внеклассное чтение. В.М. Васильев «Пырыс ден шыл», «Пырыс ден коля».


1

- работа с биографией, портретом писателя;

-определение темы и главной мысли произведения.

-сравнивать и оценивать свои ответы и ответы одноклассников

15

М. Шкетан. Жизнь и творчество. «Мичун уке ачажат…»

1

-работа с биографией, хронологической таблицей;

- работа с портретом писателя;

-выделять основную идею текста, главное и второстепенное, выстраивать последовательность описанных событий.

-сравнивать и оценивать свои ответы и ответы одноклассников;

16

М. Шкетан. «Мичун уке ачажат…»

1

17

М. Шкетан. «Мичун уке ачажат…» Обобщение произведения.

1

18

Р.р. Сочинение. «Школ омса воктене»

1

-конструировать сочинение: передавать замысел автора, главную мысль произведения;

-работа с теоретическим материалом: рассказ, описание, повествование, сюжет, пейзаж.

19

Ш. Осып. Жизнь и творчество. «Тÿшка вий дене».

1

-работа с биографией, хронологической таблицей;

- работа с портретом писателя;

-выделять основную идею текста, главное и второстепенное, выстраивать последовательность описанных событий.

-сравнивать и оценивать свои ответы и ответы одноклассников;

Работа с теоретическим материалом: портрет, художественная деталь

20

Ш. Осып. «Тÿшка вий дене».

1

21

Ш. Осып. «Тÿшка вий дене». Обобщение произведения.

1

22

Р.р. М. Казаков. Жизнь и творчество. Стихотворение «Миша».

1

- работа с биографией, портретом писателя;

-выделять основную идею текста, главное и второстепенное, выстраивать последовательность описанных событий.

-сравнивать и оценивать свои ответы и ответы одноклассников;

23

И. Одар. Жизнь и творчество. «Таргылтыш»

1

-работа с хронологической таблицей;

- работа с биографией, портретом писателя;

-выделять основную идею текста, главное и второстепенное, выстраивать последовательность описанных событий.

-сравнивать и оценивать свои ответы и ответы одноклассников;


24

И. Одар. «Таргылтыш». Обобщение произведения.

1

25

Н. Ильяков. Жизнь и творчество. «Латик кролик»


1

-работа с хронологической таблицей;

- работа с биографией, портретом писателя;

-выделять основную идею текста, главное и второстепенное, выстраивать последовательность описанных событий.

-сравнивать и оценивать свои ответы и ответы одноклассников;


26

Внеклассное чтение. Ш. Осып. «Кориш».


1

-работа с хронологической таблицей;

- работа с биографией, портретом писателя;

-определение темы и главной мысли произведения.

-сравнивать и оценивать свои ответы и ответы одноклассников

27

Р.р. А. Александров-Арсак. «Тау, авай» З. Дудина. «Авай дене пырля»



1

- работа с биографией, портретом писателя;

-определение темы и главной мысли произведения;

-лирический анализ произведения.

28

Внеклассное чтение. А. Иванова. «Ава кид», «Аваем ош пижым мыланем пидеш».


1

- работа с биографией, портретом писателя;

-определение темы и главной мысли произведения.

-сравнивать и оценивать свои ответы и ответы одноклассников

29

К. Беляев. Жизнь и творчество.Рассказ «Изи тумо».

1

- работа с биографией, портретом писателя;

-определение темы и главной мысли произведения.

-сравнивать и оценивать свои ответы и ответы одноклассников

30

К. Беляев. Рассказ «Изи тумо».

1

31

В. Колумб. «Чодыра йомак». А. Федоров. «Выле-выле», «Турий», «Шÿшпык»



1

- работа с биографией, портретом писателя;

-определение темы и главной мысли произведения.

-сравнивать и оценивать свои ответы и ответы одноклассников

32

Р.р. Шадт Булат. «Ший памаш»


1

- работа с биографией, портретом писателя;

-определение темы и главной мысли произведения.

-сравнивать и оценивать свои ответы и ответы одноклассников

33

Внеклассное чтение. А. Бик. «Шошо лирике».


1

- работа с биографией, портретом писателя;

-определение темы и главной мысли произведения.

-сравнивать и оценивать свои ответы и ответы одноклассников

34

Р.р. С. Вишневский. «Марий Эл». Надежда Сильби. «Шӱмбел Чуваш мландем». Внеклассное чтение. В. Колумб. «Олаэм». Подведение итогов за год.



1

- работа с биографией, портретом писателя;

-определение темы и главной мысли произведения.

-сравнивать и оценивать свои ответы и ответы одноклассников


6 класс

№ ур

Тема урока

Кол-во часов

ТСО, нагл.

Примеч.

1.

Входной контроль. Тест. Сила художественной литературы

1

Портрет М. Казакова

Контроль входных ЗУН. Вводный урок, определение роли художественной литературы

2

Р.р.Калык муро. «Кызытсе илыш нерген», «Вÿдшӧ йога , серже кодеш»

1

Сборник мар. нар. песен, работы обуч-ся

Воспринимать на слух фольклорные произведения .Народные песни.

3.

Внеклассное чтение. Н.С.Мухин «Шурно», «Салтак муро».

1

Рисунки учеников

Воспринимать на слух фольклорные произведения

4

Миф «Кавасе ÿдыр-кÿтÿчӧ»

1

Словарные слова. Рисунки учеников

Отвечать на вопросы по содержанию произведения .

5

Легенда «Илыше кӱ». Обобщение произведения.

1

Рисунки учеников

Определение темы и главной мысли произведения .Образ Чумбылата.

6

Гипербола и литота. Легенда «Рождение деревни Черлак»

1

Словарные слова

Воспринимать на слух фольклорные произведения .Теория


7

Предание об Акпарсе .

1

Рисунки учеников

Определение темы и главной мысли произведения .Образ Чумбылата.Образ Акпарса

8

Р.р. Сочинение по картине А.С.Пушкова «Акпарс у Ивана Грозного»

1

А.С.Пушков «Акпарс у Ивана Грозного»

Конструировать сочинение: передавать замысел автора, главную мысль произведения

9

Внеклассное чтение С.Г.Чавайн «Чоткар патыр»

1

Портрет писателя

Определение темы и главной мысли произведения .

10

А. Спиридонов, А. Мокеев. Эпос «Югорно» (18-я песнь)

1

1.Портрет писателя

2.Выставка книг

Сравнивать и оценивать свои ответы и ответы одноклассников

11

Карело-финский эпос «Калевала»

1

Словарные слова

Определение темы и главной мысли произведения .

12

В.Иванов «Вудшо келге, серже тура» , главы I и II

1

1.Портрет писателя

2.Выставка книг

Чтение и обсуждение глав

13

В.Иванов «Вудшо келге, серже тура» , главы III и IV

1

Опорн.карточки

Чтение и обсуждение глав

14

В.Иванов «Вудшо келге, серже тура» , главы V. Обобщение произведения.

1

КИМ(тест)

Определение темы и главной мысли произведения .Обобщение по повести

15

Сочинение «Ондре ден Эйно».

1

Словарные слова.

Конструировать сочинение: передавать замысел автора, главную мысль произведения

16

Р.р. Г.Матюковский «Петю». Главы I и II

1

1.Портрет писателя

2.Выставка книг

Определение темы и главной мысли произведения . Чт.и обсужд.

Сост. плана

17

Г.Матюковский «Петю». Глава III. Обобщение.

1

Словарные слова, опорные карточки

Сравнивать и оценивать свои ответы и ответы одноклассников . Чтение и обсуждение глав

18

Н.Лекайн. Жизни и творчество.

1

1.Портрет писателя


Сравнивать и оценивать свои ответы и ответы одноклассников

19

Н.Лекайн. «Шöртньö падыраш». Глава I.

1

1.Портрет писателя

2.Выставка книг

Определение темы и главной мысли произведения

20

Н.С.Лекайн «Шöртньö падыраш». Глава II

1

Словарные слова

Чтение и обсуждение глав

21

Н.С.Лекайн «Шöртньö падыраш». Глава III. Обобщение произведения.

1

КИМ(тест)

Отвечать на вопросы по содержанию произведения

22

Внеклассное чтение В.Юксерн «Атаманыч»

1

1.Портрет писателя

2.Выставка книг

Определение темы и главной мысли произведения .

23

С.Николаев.Жизнь и творчество.

1

1.Портрет писателя

2.Выставка книг

Сравнивать и оценивать свои ответы и ответы одноклассников

24

С. Николаев «Ик пушенге ок ыште пуртусым», «Кугешна лÿмжӧ дене марий».

1

1.Портрет писателя

2.Выставка книг


Определение темы и главной мысли произведения

25

А.Мичурин-Азмекей. «Керем онго», «Оланге ден шеренге». Сравнение и эпитет.

1

1.Портрет писателя

2.Выставка книг

Определение темы и главной мысли произведения .Образ деда Мирона

26

А.Мичурин-Азмекей. «Оланге ден шеренге». Сравнение и эпитет.

1


Сравнивать и оценивать свои ответы и ответы одноклассников

27

Р.р.А. Иванова. «Ойлат, каяш гын мланде тÿрыш…»

1

Рисунки учащихся

Определение темы и главной мысли произведения

28

Р.р. Г. Сабанцев. «Шочмо пыжаш»

1

1.Портрет писателя

2.Выставка книг

Определение темы и главной мысли произведения .Образ деда Мирона

29

Р.р. Мустай Карим. «Куэ лышташ нерген»

1

1.Портрет писателя

2.Выставка книг

Сравнивать и оценивать свои ответы и ответы одноклассников

30

В.Сапаев «Мом каласет, Миля?»

1

1.Портрет писателя

2.Выставка книг

Сравнивать и оценивать свои ответы и ответы одноклассников

31

В.Сапаев «Мом каласет, Миля?»

1

1.Портрет писателя

2.Выставка книг


Сравнивать и оценивать свои ответы и ответы одноклассников

32

В.Сапаев «Мом каласет, Миля?». Обобщение произведения.

1

1.Портрет писателя

2.Выставка книг

КИМ(тест)

Определение темы и главной мысли произведения

33

И. Горный «Мöҥгышкö», «Мый ӱдем».

1

Рисунки учащихся

Определение темы и главной мысли произведения

34

Подведение итогов за учебный год

1

КИМ(тест)



7 класс

№ ур

Тема урока

Кол-во часов

ТСО, ИКТ, нагл.

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1

Входной контроль. Тест. Введение. Сила художественной литературы.

1

Опорные карточки, словарные слова, сборник диктантов


Диагностика ЗУН. Работа с теоретическим материалом

2

Я. Элексейн. Жизнь и творчество. Повесть «Öрмöк».

1

1.Портрет писателя

2.Выставка книг


Работа с хронологической таблицей. Чтение и обсуждение глав

3

Я. Элексейн «Öрмöк». Обобщение произведения.

1

КИМ (тест №1)

Определение темы и главной мысли произведения.

4


Р. р. Сочинение «Öрмöк ден Лотай»

1

Иллюстрации

Чтение и обсуждение глав

5

К. Васин. Жизнь и творчество. Повесть «Юкей Егоров

1

Портрет писателя.

Выставка книг.

Работа с хронологической таблицей. Чтение и обсуждение глав. Отвечать на вопросы по содержанию произведения

6

К. Васин. «Юкей Егоров». Обобщение .

1

КИМ (тест№2)

Сост. плана .Определение темы и главной мысли произведения

7

Внеклассное чтение. Ш.Осып. «Акырсаман»

1

Портрет писателя.

Выставка книг.

Определение темы и главной мысли произведения

8

В. Юксерн. Жизнь и творчество. Повесть «Вÿдшö йога – серже кодеш».

1

Портрет писателя

Работа с хронологической таблицей.

9

В. Юксерн. «Вÿдшö йога – серже кодеш». Чтение глав.

1

Выставка книг.

Чтение и обсуждение глав

10

Р. р. Обобщение повести «Вÿдшö йога – серже кодеш».

1

КИМ (тест№3)

Обобщение полученных ЗУН. Идейный и художественный анализ произведения

11

Внеклассное чтение. И. Ломберский. «Чын лÿмжö Кузьма».

1

Выставка книг. Карточки.

Определение темы и главной мысли произведения.

12

В. Сузы. Жизнь и творчество. Повесть «Вакш йоҥышта».

1

Портрет писателя.

Работа с хронологической таблицей, чтение и обсуждение глав

13

Р. р. В. Сузы «Вакш йоҥышта». Обобщение произведения.


1

КИМ (тест№4)

Обобщение полученных ЗУН. Идейный и художественный анализ произведения

14

О. Ипай. Жизнь и творчество. «Шыже кечын».

1

Опорные карточки.

Работа с хронологической таблицей. Лиро-эпический анализ произведения.

15

Р. р. О. Ипай. «Поэт». Обобщение по творчеству писателя.

1

Опорные карточки.

Обобщение полученных ЗУН

16

Й. Кырля. Жизнь и творчество. Стихотворение «Шочмо кече».

1

Портрет поэта, ж-л «Сандалык», с.34

Работа с хронологической таблицей.

17

Й. Кырля «Муралтем мый йывыртен» . Средства выразительности.

1

Карточки, словарные слова, портрет писателя.

Определение темы и главной мысли произведения . Лиро-эпический анализ произведения. Теоретический материал: сравнение, ассонанс, аллитерация, метафора. Понятия:ритм, стопа, рифма.


18

А. Бик. Жизнь и творчество. «Сонет-влак».

1

Портрет поэта

Сравнивать и оценивать свои ответы и ответы одноклассников

19

А. Бик. «Сонет-влак». Внеклассное чтение. В.Колумб «Шочмо кундемыште»

1

Карточки. Портрет поэта. Выставка книг

Сравнивать и оценивать свои ответы и ответы одноклассников.

Работа с терминами: стихотворные размеры, сонета. Теоретический материал: амфибрахий, анапест. Романтизм в стихотворение. Лиро-эпический анализ произведения.


20

Я. П.Майоров-Шкетан. Жизнь и творчество. Рассказ «Ече».

1

1.Портрет писателя

2.Выставка книг

Чтение и обсуждение глав

21

Я. П.Майоров-Шкетан. «Парашют».

1



22

Я. П.Майоров-Шкетан. Обобщение по творчеству писателя. Внеклассное чтение «Мераҥ лу», «Команмелна».

1

Опорные карточки КИМ (тест№5)

Отвечать на вопросы по содержанию произведения

23

Ю. М. Артамонов. Жизнь и творчество. Повесть «Киндет перкан лийже».

1

Портрет писателя

Знакомство с творчеством писателя. Работа с хронологической таблицей.

24

Ю. М. Артамонов. Повесть «Киндет перкан лийже». Обобщение.

1

Опорные карточки

КИМ (тест№6)

Чтение и обсуждение глав

25

Р. р. Изложение-рассуждение «Кинде-чылалан вуй».

1

Предметные картинки, опорн. карточки

Определение темы и главной мысли произведения

26

В. Абукаев - Эмгак. Жизнь и творчество. Рассказ «Кинде шултыш».

1

1.Портрет писателя

2.Выставка книг

Работа с хронологической таблицей.

27

В. Абукаев - Эмгак. Обобщение.

1

Опорные карточки, словарные слова


28

Внеклассное чтение. И. Стрельников. «Пасу лÿшка».

1

Опорные карточки, словарные слова

Определение темы и главной мысли произведения

29

Валентин Колумб. Жизнь и творчество. Стихотворение «Мыйын корнем».

1

1.Портрет поэта

2.Выставка книг поэта

Сравнивать и оценивать свои ответы и ответы одноклассников

30

В. Колумб «Шочмо йылме». Обобщение.

1

Карточки

Урок выразительного чтения.

31

В. Регеж-Горохов «Элнет»

1

Опорные карточки, словарные слова

Определение темы и главной мысли произведения. Работа с теоретическим материалом: символ.

32

Внеклассное чтение. Г. Матюковский. «Сеҥымаш корно дене»

1

Опорные карточки, словарные слова

Определение темы и главной мысли произведения.

33

Леена Лаулаяйнен. Жизнь и творчество. «Чачавий».

1

1.Портрет поэта

2.Выставка книг поэта

Определение темы и главной мысли произведения.

34

Обобщение. Подведение итогов за год.

1

КИМ (тест№7)

Обобщение и контроль

полученных ЗУН





8 класс


№ ур

Тема урока

Кол-во часов

ТСО,ИКТ,

наглядность

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1

Входной контроль. Тест. Художественная литература. С. Г. Чавайн. Жизнь и творчество.

1

Сборник тестов. Портрет писателя. Выставка книг

Сравнивать и оценивать свои ответы и ответы одноклассников.

2

С.Г. Чавайн «Шылше».

1

Опорные карточки

Чтение и обсуждение глав

3

С.Г. Чавайн «Шылше».

1

Опорные карточки

Определение темы и главной мысли произведения

4

С.Г. Чавайн «Акпатыр».

Действия 1 и 2

1

Опорные карточки

Чтение и обсуждение глав

5

С.Г. Чавайн «Акпатыр».

Действия 3 и 4. Художественное своеобразие драмы. Обобщение.

1

КИМ (тест №1)

Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Отр. и полож. Герои. Определение темы и главной мысли произведения. Теория.

6

Р. р. Сочинение «Акпатыр- марий калыкын патырже».

1

Репрод. Г.В.Тайгильдина «Акпатыр».

Конструировать сочинение: передавать замысел автора, главную мысль произведения

7

Внеклассное чтение С.Г.Чавайн «Мÿкш отар»

1

Карточки

Развитие умения привлекать жизненный опыт при чтении художественного произведения.

Выявлять переживания автора и передавать их при чтении.

8

В.А. Мухин-Сави .Жизнь и творчество.

1

Портрет писателя. Выставка книг

Сравнивать и оценивать свои ответы и ответы одноклассников

9

В.А. Мухин-Сави. «Муро орлаҥге».

1

Карточки

Определение темы и главной мысли произведения

10

Ш. Осып. Жизнь и творчество. «Ораде мардеж»

1

Портрет писателя. Выставка книг

Определение темы и главной мысли произведения

11

Ш. Осып. «Марий кундем почмылан», «Вурс йӱк». Лирика.

1

Иллюстрации

Определение темы и главной мысли произведения .Теория

12

Н.В. Игнатьев. Жизнь и творчество. «Комсомол ÿдыр».

1

Портрет писателя. Выставка книг. Иллюстрации

Сравнивать и оценивать свои ответы и ответы одноклассников. Определение темы и главной мысли

13

Образ положительных и отрицательных героев.

1

Карточки

Отвечать на вопросы по содержанию произведения

14

Обобщение повести Н. В. Игнатьева «Комсомол ÿдыр»

1

КИМ (тест №2)

Определение темы и главной мысли произведения. Знакомство с понятием «прототип».

15

Р. р. Сочинение «Анфиса – комсомол ÿдыр»

1

Опорные карточки

Конструировать сочинение: передавать замысел автора, главную мысль произведения

16

Димитрий Орай. Жизнь и творчество. Повесть «Чолга шÿдыр».

1

Портрет писателя. Выставка книг

Сравнивать и оценивать свои ответы и ответы одноклассников. Чтение и обсуждение глав. Образ Сергея Суворова.

17

Д. Орай «Чолга шÿдыр». Чтение глав.

1

Репрод.В. Кузнецова «Сеҥымаш дене»

Определение темы и главной мысли произведения

18

Р. р. Д. Орай «Чолга шÿдыр». Обобщение .

1

КИМ (тест №3)

Сравнивать и оценивать свои ответы и ответы одноклассников. Чтение и обсуждение глав

19

М.Шкетан. Жизнь и творчество.

1

Портрет писателя. Выставка книг

Сравнивать и оценивать свои ответы и ответы одноклассников

20

М. Шкетан «Илыш ужеш».

1

Иллюстрации

Чтение и обсуждение глав. Отвечать на вопросы по содержанию произведения

21

Главные герои рассказа «Илыш ужеш».

1

Опорные карточки


Отвечать на вопросы по содержанию произведения

22

Обобщение жизни и творчества М. Шкетана.

1

КИМ (тест №4)

Определение темы и главной мысли произведения

23

Н. Лекайн. Жизнь и творчество. Очерк «Шоҥго мичуринец»

1

Портрет писателя. Выставка книг

Формирование умения наблюдать за окружающим миром, дифференцируя чувственные впечатления.

24

Р. р. М.Казаков. Жизнь и творчество. Стихотворения «Онар», «Лесникын мутшо».

1

Выставка книг

Сравнивать и оценивать свои ответы и ответы одноклассников

25

М.Рыбаков. Жизнь и творчество. «Ачамын йöратыме мурыжо».

1

Портрет писателя. Выставка книг

Работа с хронологической таблицей. Определение темы и главной мысли произведения

26

Внеклассное чтение. М. Казаков. «Поро кече», «Келшымаш».

1

Иллюстрации

Определение темы и главной мысли произведения

27

Р. р. О.Йыван. Жизнь и творчество . Стихотворение «Марий Эл».

1

Портрет писателя. Выставка книг

Определение темы и главной мысли произведения

28

О. Йыван. Поэма «Уна»


1


Сравнивать и оценивать свои ответы и ответы одноклассников

29

Р.р. Сочинение «Самырык-влак дек унала»

1

Репрод.З.Лаврентьева «Самырык-влак дек унала»

Конструировать сочинение: передавать замысел автора, главную мысль произведения

30

Г.Алексеев. «Пöрт», «Шочмо мландын шокшыжо». Внеклассное чтение. «Ава – кече гае», «Шошо – пайрем», «Гармонь».

1

Выставка книг

Знакомство с понятиями: описание, повествование, символ, новелла.

31

Р. р. А.Тимиркаев. Жизнь и творчество. Стихотворение «Тукымкыл».

1

Опорные карточки.

Знакомство с понятиями: ямб, хорей, мужская - женская рифмы.

32

Р. р. В.Изилянова. Жизнь и творчество. Стихотворение «Мый тышан шочынам»

1

Портрет писателя. Выставка книг

Определение темы и главной мысли произведения

33

Р. р. М. Кудряшов. Рассказ «Тулык окна-влак». В. Петухов. Стихотворение «Эре поро лийже»

1

Иллюстрации

Сравнивать и оценивать свои ответы и ответы одноклассников. Определение темы и главной мысли произведения

34

Роберт Миннуллин. Жизнь и творчество. Стихотворение «Пошкудын ак – Юмын ак». Обобщение. Подведение итогов.

1

Рисунки учеников

Сравнивать и оценивать свои ответы и ответы одноклассников













9 класс

ур

Тема урока

Кол-во часов

ТСО, нагл.

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1.

Входной контроль. Тест. Сила художественного слова литературы.

1

Опорные карточки, словарные слова

Диагностика ЗУН. Сравнивать и оценивать свои ответы и ответы одноклассников

2.

Я. Ялкайн. Жизнь и творчество. Повесть «Андрий Толкын». Главы I, II.

1

1.Портрет писателя

2.Выставка книг

3.Альбом «Яныш Ялкайн»

Определение темы и главной мысли произведения.

3.

Я. Ялкайн «Андрий Толкын». Главы III, IV

1

Иллюстрации

Отвечать на вопросы по содержанию произведения . Образ Андрия

4.

Я. Ялкайн «Андрий Толкын». Главы V,VI. Обобщение.

1

КИМ (тест №1)

Отвечать на вопросы по содержанию произведения . Образ героев

5.

Р. р. Сочинение «Андрий Толкын – положительный герой»

1

Опорные карточки

Конструировать сочинение: передавать замысел автора, главную мысль произведения

6.

Внеклассное чтение. Н.М. Арбан. «Янлык Пасет».

1

Опорные карточки

Отвечать на вопросы по содержанию произведения . Образ героев

7

К. Коршунов. Жизнь и творчество.

1

Портрет драматурга.

Сравнивать и оценивать свои ответы и ответы одноклассников. План-конспект


8

К. Коршунов. «Аксар ден Юлавий». Действие I.

1


Чтение и обсуждение отдельных глав.


9

К.Коршунов «Аксар ден Юлавий». Действие II .

1

Карточки

Чтение и обсуждение отдельных глав. Образ князя Курая.


10

К.Коршунов «Аксар ден Юлавий». Образ героев.

1

Карточки

Составление и устное воспроизведение сложного плана к образу героев


11

К.Коршунов «Аксар ден Юлавий».Обобщение произведения.

1

КИМ (тест №2)

Конструировать сочинение: передавать замысел автора, главную мысль произведения. Устное изложение


12

Внеклассное чтение . Никандр Арбан «Янлык Пасет»

1

«Пагыт»

Стр.24

Определение темы и главной мысли произведения


13

Н. Ильяков. Жизнь и творчество.

1

1.Портрет поэта

2.Выставка книг

Чтение и обсуждение отдельных глав


14

Н. Ильяков. Роман «Опак Микита». Глава I

1

Словарные слова

Чтение и обсуждение отдельных глав


15

Н. Ильяков «Опак Микита». Глава II.

1

Карточки

Чтение и обсуждение отдельных глав


16

Н. Ильяков «Опак Микита». Глава III .

1

Словарные слова



17

Н. Ильяков «Опак Микита». Глава IV.

1

Карточки

Чтение и обсуждение отдельных глав


18

Р. р. Н.Ильяков «Опак Микита». Обобщение.

1

КИМ (тест №3)

Определение темы и главной мысли произведения . Образ Онтона Йывана


19

Н. Ильяков «Онтон Йыван»

1

1.Портрет поэта

2.Выставка книг

Отвечать на вопросы по содержанию произведения


20

Жизнь и творчество С.А.Вишневского.

1

Портрет,

выставка книг

Сравнивать и оценивать свои ответы и ответы одноклассников. План-конспект


21

С. Вишневский «Пиал».

1

сюжетные

картинки

Определять в художественном тексте языковые средства выразительности


22

Р. р. С. Вишневский «Пиал». Обобщение.

1

КИМ (тест №4)

Решение теста


23

Р.р. Сочинение «Мо мылам пиал?»

1

Карточки

Конструирование сочинения, составление плана


24

Внеклассное чтение С.Вишневский «Шÿм гыч шÿмыш»

1

Карточки

Определение темы и главной мысли произведения .


25

Развитие современной марийской литературы. Обзорный урок.

1

Словарные слова

Определение основных этапов развития марийской литературы. Выделения роли и места современной марийской литературы.


26

Р. р. Ю. Рязанцев. Жизнь и творчество. Баллада «Ава шÿм»

1

1.Портрет поэта

2.Выставка книг

Определение темы и главной мысли произведения .


27

М. Илибаева. Жизнь и творчество.

1

1.Портрет поэта

2.Выставка книг

Составление матрицы жизни и творчества писательницы


28

М. Илибаева. Повесть «Орина кова»

1

1.Портрет поэта

2.Выставка книг

Чтение и обсуждение отдельных глав


29

М. Илибаева. Повесть «Орина кова». Обобщение.

1

Карточки

Определение темы и главной мысли произведения .


30

С. Эсаулова. Жизнь и творчество. Стихотворение «Чодыра»

1

Карточки

Определение художественного своеобразия произведения


31

А. Васильев. Жизнь и творчество. Стихотворение «Мый йол ÿмбалне пеҥгыдын шогем»

1

1.Портрет поэта

2.Выставка книг

Определение темы и главной мысли произведения .


32

Внеклассное чтение М. Ушакова. «Авамын куэже».

1

1.Портрет поэта

2.Выставка книг

Определение темы и главной мысли произведения .


33

Арво Валтон. Жизнь и творчество. «Тиде ик илышетлан мо тыланет кÿлеш»

1

1.Портрет поэта

2.Выставка книг

Определение темы и главной мысли произведения .


34

Обобщение.

1

КИМ (тест №5)

Контроль полученных ЗУН. Самоанализ и самооценка полученных ЗУН


35

Подведение итогов за год.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!