СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной(русской)литературе в 6 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной(русской)литературе в 6 классе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мирновская средняя школа имени Сергея Юрьевича Пядышева

(МБОУ Мирновская СШ)


«Рассмотрена»

на заседании ШМО

учителей гуманитарного цикла

Руководитель ШМО

______________Пядышева О.Н.

Протокол № ______ от _______ 2019


«Рассмотрена»

на заседании педагогического совета

протокол № 8 от 29.08.2019


«Согласована»

Заместитель директора по учебной работе


Огнева А. Ю.

«______»_____________________2019


«Утверждена»


Директор школы


____________________ Т.Н.Барашкова


Приказ № 145

От «29» августа 2019




Рабочая программа

по родной (русской) литературе 6 класса

2019-2020 учебный год



Рабочая программа составлена на основе:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897 – http: //standart. edu. ru/ ( с изменениями приказ от 31 декабря 2015 г. N 1577)

2.Авторская Программа «Русская словесность. От слова к словесности» для обучающихся 5 – 9 классов под редакцией Р.И. Альбетковой, . – М.: Дрофа, 2017г

3.Учебник: Русская словесность. От слова к словесности. 6 класс: учебное пособие/ Р.И.Альбеткова – М.: Дрофа, 2019.


Количество часов: всего 17 часов

в неделю 0/1 часа


Учитель: Кузнецова Елена Валерьевна





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897 – http: //standart. edu. ru/ ( с изменениями приказ от 31 декабря 2015 г. N 1577)

  2. Авторская Программа «Русская словесность. От слова к словесности» для обучающихся 5 – 9 классов под редакцией Р.И. Альбетковой, . – М.: Дрофа, 2017г

  3. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Мирновской СШ

  4. Учебный план МБОУ Мирновской СШ на 2019-2020 учебный год


Информация об учебно-методическом комплекте для реализации рабочей программы.

1.Авторская Программа «Русская словесность. От слова к словесности» для обучающихся 5 – 9 классов под редакцией Р.И. Альбетковой, . – М.: Дрофа, 2017г

2.Учебник.Русская словесность. От слова к словесности. 6 класс: учебное пособие/ Р.И.Альбеткова – М.: Дрофа, 2019.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Личностные:

у обучающихся будут сформированы:

  1. ценностное отношение к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

  2. причастность к свершениям и традициям своего народа;

  3. приобщение к литературному наследию своего народа;

  4. осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

  5. знания о родной литературе как системе.

у обучающихся могут быть сформированы:

1) понимание русской литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, ее значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русской литературы; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3)способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

4) культура владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

Метапредметные:

Регулятивные

обучающиеся научатся:

применению приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни.

обучающиеся получат возможность научиться:

  1. использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

  2. применению полученных знаний, умений и навыков анализа языковых и литературных явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, истории и др.)

Познавательные

обучающиеся научатся

  • владению разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • свободному пользованию словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  • адекватному пониманию информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • адекватному восприятию на слух текстов художественной литературы; владению разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным).

обучающиеся получат возможность научитьсявладению всеми видами речевой деятельности:

• способности извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

• овладению приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умению сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способности определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умению воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умению создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способности свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владению различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• способности осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации.

Коммуникативные

обучающиеся научатся:

  • коммуникативно целесообразному взаимодействию с окружающими людьми в процессе речевого общения,

  • совместному выполнению какого-либо задания,

  • участию в спорах, обсуждениях актуальных тем;

  • овладению национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные:

обучающиеся научатся:

  • осознавать роль родной литературы в жизни общества и государства, в современном мире;

  • осознавать роднуюлитературуво взаимосвязи с историей общества;

  • осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского родного языка;

  • использованию словарей, в том числе мультимедийных.

  • смысловому и эстетическому анализу текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и  т.  п.,

  • воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;

  • оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

обучающиеся получат возможность научиться:

  • пониманию и истолкованию значения слов с национально-культурным компонентом, правильному употреблению их в речи; пониманию особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;

  • пониманию слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; осознанию национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью;

  • пониманию и истолкованию значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментированию истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместному употреблению их в современных ситуациях речевого общения;

  • пониманию и истолкованию значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знанию источников крылатых слов и выражений; правильному употреблению пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения;

  • совершенствованию различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации).


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Произведения устной народной словесности.(3)

Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты.

Главные герои русского народного эпоса — былинные богатыри. «На заставе богатырской». События на краю родной земли. Герои былины — атаман Илья Му­ромец, податаман Добрыня Никитич и есаул Алеша Попович на заставе богатырской. Поединок Ильи Му­ромца с «нахвалыциком». Связь героя с родной землей и его победа. Подвиг богатыря — основа сюжета были­ны. Художественное совершенство былины. Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих.Употребление средств художественной изобразительности в произведениях устной народной словесности.

Былины и их герои в живописи и музыке.


Планируемые результаты изучения по теме.

Обучающийся научится:

  • осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русской литературы;

  • использованию словарей, в том числе мультимедийных;

  • выразительному чтению былины;

  • художественному пересказу;

  • нахождению в тексте средств художественной выразительности и пониманию их значения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • различным видам устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации);

  • составлять рассказ по картине.

Эпическое произведение, его особенности. (4)

Отличие эпического произведения от лирического и драматического. Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя. Раскрытие характера героя в сюжете произведения. Герой произведения и автор произведения. Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом произведении.

В.Белов «Мальчики». Сюжет и нравственные проблемы рассказа. Особенности языка рассказа.

Обучающийся научится:

  • осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русской литературы;

  • отличать эпическое произведение от лирического и драматического;

  • понимать роль повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского отношения к герою;

  • различать героя, автора и рассказчика;

  • находить в тексте средств художественной выразительности и пониманию их значения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • выразительному чтению и пересказу эпических произведений

  • работать с текстом эпического произведения.

Лирическое произведение, его особенности (6).

Лирическое произведение. Особенности языка лирического произведения. Н.А.Заболоцкий «Журавли».Ритм и стих как средства выражения мысли и чувства в лирическом произведении. Двусложные и трехсложные размеры стиха. Роль аллитерации в стихотворном тексте. Рифма, ее значения: смысловое (выделение главного слова), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в строфу). Мужские, женские и дактилические рифмы. Стиховая пауза.

Картины русской природы в стихотворениях А.К.Толстого «Колокольчики мои…», А.А.Фета «Чудная картина…», И.С.Никитина «Ярко звезд мерцанье…».

Обучающийся научится:

  • осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русской литературы;

  • отличать лирическое произведение от эпического и драматического;

  • различать размеры стиха;

  • различать автора и лирического героя;

  • находить в тексте средств художественной выразительности и понимать их значения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • выразительному чтению лирических произведений

  • работать с текстом эпического произведения.


Драматическое произведение, его особенности (4).

Особенности языка драматического произведения. Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Роль диалога и монолога. Реплика. Авторская ремарка. Способы повествования и описания в пьесе. Сюжет драматического произведения.

К.Г.Паустовский. Пьеса-сказка «Перстенек» и ее сопоставление со сказкой «Стальное колечко».

Обучающийся научится:

  • осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русской литературы;

  • отличать драматическое произведение от эпического и лирического;

  • понимать роль авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев;

  • находить в тексте средства художественной выразительности и понимать их значения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • выразительному чтению драматического произведения;

  • чтению по ролям;

  • работать с текстом эпического произведения.



Таблица тематического распределения часов на уровень обучения:


Перечень и название раздела, тем курса

Кол-во часов по рабочей программе

I.

Произведения устной народной словесности.

3

II.

Эпическое произведение, его особенности.

4

III.

Лирическое произведение, его особенности.

6

IV.

Драматическое произведение, его особенности.

4


Всего

17


По учебному плану на изучение родной (русской) литературе в 6 классе отводится 17 часов, что составляет 1/0 часа в неделю, а примерная программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). В связи с этим темы уплотнены, материал изучается в полном объеме за меньшее количество часов


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Дата проведения

Тема урока

Тип урока, формы работы, этапы учебной деятельности


Количество часов

Коррекция

План

Факт

Произведения устной народной словесности (3).

15.01


Главные герои русского народного эпоса – былинные богатыри.

Урок повторения и обобщения знаний


1


22.01


Связь героя с родной землей в былине «На заставе богатырской»

Урок изучения нового материала


1


29.01


Былинный стих. Особенности языка былины.

Урок изучения нового материала


1


Эпическое произведение, его особенности (4)

05.02


Отличие эпического произведения от лирического и драматического.

Урок изучения теории литературы.

1


12.02


Литературный герой. Характер литературного героя.

Урок изучения теории литературы.

1


19.02


Судьба детей во время Великой Отечественной войны в рассказе В.Белова «Мальчики»

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

1


26.02


Особенности языка рассказа В.Белова «Мальчики»

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

1


Лирическое произведение, его особенности (6).

04.03


Особенности языка лирического произведения. Н.А.Заболоцкий «Журавли»

Урок изучения теории литературы. Восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

1


11.03


Двусложные размеры стиха.

Урок изучения теории литературы.

1


18.03


Трехсложные размеры стиха.

Урок изучения теории литературы.

1


01.04


Рифма и ее виды

Урок изучения теории литературы.

1


08.04


Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

1


15.04


Учимся анализировать лирическое произведение.

Урок-практикум

1


Драматическое произведение, его особенности (4)

22.04


Особенности языка драматического произведения.

Урок изучения теории литературы.

1


29.04


Изображение характера героя в пьесе-сказке К.Г.Паустовского «Перстенек».

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

1


13.05


Сравнительный анализ произведений К.Г.Паустовского «Перстенек» и «Стальное колечко».

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

1


20.05


Инсценирование любимого произведения.

Урок-праздник.

1

















ЛИСТ КОРРЕКЦИИ








































Приложение 1.

Способы контроля и оценивания образовательных достижений обучающихся в6 классе

Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия обучающихся следующим требованиям:

- соблюдение норм и правил поведения;

- прилежание и ответственность за результаты обучения;

- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;

- наличие позитивной ценностно-смысловой установки обучающихся, формируемой средствами конкретного предмета.

Достижения личностных результатов отражаются в индивидуальных накопительных портфолио обучающихся.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

- способность и готовность обучающихся к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

- способность к сотрудничеству и коммуникации;

- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения обучающимся метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность обучающихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала.



Нормы оценок.

Оценка устных ответов обучающихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний обучающихся по русскому языку. Развёрнутый ответ обучающихся должен пред­ставлять собой связное, логически последовательное сообщение на задан­ную тему, показывать его умение применять определения, правила в кон­кретных случаях.

При оценке ответа обучающихся надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Отметка "5" ставится, если обучающийся: 1) полно излагает изученный ма­териал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаружива­ет понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учеб­нику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последова­тельно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка "4" ставится, если обучающийся даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка "3" ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понима­ние основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке пра­вил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суж­дения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка "2" ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошиб­ки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспо­рядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие не­достатки в подготовке обучающихся, которые являются серьёзным препятстви­ем к успешному овладению последующим материалом.

Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовремен­ный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определен­ное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных обучающимся на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы обучающегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на прак­тике.


Содержание и речевое оформление письменного ответа оценивается по следующим нор­мативам:

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

"5"

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается по­следовательно.

4. Работа отличается богатст­вом словаря, разнообразием использованных синтаксиче­ских конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое един­ство и выразительность текста.

6. В целом в работе допуска­ется 1 недочёт в содержании и 1-2 речевых недочёта.

Допускается:

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грам­матическая ошибка.

«4»

1. Содержание работы в ос­новном соответствует теме (отклонения незначительные).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются еди­ничные фактические неточно­сти.

3. Имеются незначительные нарушения последовательно­сти в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматиче­ский строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

6. В целом в работе допуска­ется не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов.

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунк­туационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунк­туационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 граммати­ческие ошибки.

«3»

1. В работе допущены суще­ственные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в глав­ном, но в ней имеются от­дельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообраз­ны употребляемые синтакси­ческие конструкции, встреча­ется неправильное словоупот­ребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

6. В целом в работе допуска­ется не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых не­дочётов.

Допускаются:

4 орфографические и 4 пунк­туационные ошибки, или 3 орфографических и 5 пунк­туационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 граммати­ческие ошибки.

«2»

1. Работа не соответствует те­ме.

2. Допущено много фактиче­ских неточностей.

3. Нарушена последователь­ность изложения мыслей во всех частях работы, отсутст­вует связь между ними.

4. Крайне беден словарь, ра­бота написана короткими од­нотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотреб­ления.

5. Нарушено стилевое единст­во текста. 6. Допущено недочётов в со­держании и речевых недочётов больше, чем предусмот­рено отметкой "3".

Допущено орфографических, пунктуационных и граммати­ческих ошибок больше, чем предусмотрено отметкой "3".


Приложение 2.

ТЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ.


  1. Герои русских былин в изобразительном искусстве и музыке.

  2. Особенности языка прозаического произведения А.С.Пушкина (по выбору учащихся).

  3. Особенности языка сказки А.С.Пушкина (по выбору учащихся).

  4. Кукольный театр в России.

  5. Тема родины в творчестве одного из симбирских-ульяновских поэтов (по выбору учащихся).

  6. История театра в Ульяновске

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!