СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной русской литературе для 5 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной русской литературе для 5 класса»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для обучающихся 5 классов на уровне основного общего образования составлена в соответствии с реализацией Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2021 г.№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», а также Примерной программы воспитания (утверждена решением ФУМО по общему образованию от 2 июня 2020 г.) с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»

Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур. Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира, формирования культуры межнационального общения. Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет «Родная литература (русская)» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Родная литература (русская)» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций. Вместе с тем учебный предмет «Родная литература (русская)» имеет специфические особенности, отличающие его от учебного предмета «Литература», входящего в предметную область «Русский язык и литература». Специфика курса родной русской литературы обусловлена:

  • отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их национально-культурное своеобразие, например русский национальный характер, обычаи и традиции русского народа, духовные основы русской культуры;

  • более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых литературных произведений, расширенным историко-культурным комментарием к ним.

Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родная (русская) литература» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык и литература».    Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача — расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии со спецификой курса.

В содержании курса родной русской литературы в программе выделяются три содержательные линии (три проблемно-тематических блока):

  • «Россия — родина моя»;

  • «Русские традиции»;

  • «Русский характер — русская душа».

Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент содержания курса родной русской литературы, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России и мира в целях выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике. Например, поэты народов России о русском и родном языках; новогодние традиции в литературе народов России и мира; образ степи в фольклоре и литературе народов России и др.    

Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5—9 классов основной школы строится на сочетании проблемно-тематического, концентрического и хронологического принципов. Содержание программы для каждого класса включает произведения фольклора, русской классики и современной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности.   

Проблемно-тематические блоки  объединяют  произведения в соответствии с выделенными сквозными линиями (например: родные просторы — русский лес — берёза). Внутри проблемно-тематических блоков произведений выделяются отдельные подтемы, связанные с национально-культурной спецификой русских традиций, быта и нравов (например: праздники русского мира, Масленица, блины и т. п.).   

В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном литературно-художественном материале показать, как важные для национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении длительного времени — вплоть до наших дней (например: сила духа, доброта, милосердие).   

В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения, включающие в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства — живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет прослеживать связи между ними (диалог искусств в русской культуре).  

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»

Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и литература». Цели курса родной русской литературы в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах Российской Федерации.   

Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих целей:  

  • воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;

  • формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию;

  • осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;

  • развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве.

Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:

  • приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;

  • осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;

  • выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;

  • получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;

  • выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;

  • формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;

  • накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы;

  • формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  • развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из  различных  источников,  включая  Интернет, и др.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На обязательное изучение предмета «Родная литература (русская)» в 5 классе выделяется 19 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

Раздел 1. Введение

Роль книги в духовной жизни человека и общества. Русская литература как нравственный ориентир и основа нравственной памяти, как национально-культурная ценность народа.

Своеобразие родной литературы.

Раздел 2. Из устного литературного творчества

Сказки «Бой на Калиновом мосту», «Дочь-семилетка», «Ворона и рак». Нравоучительный и философский характер русских народных сказок. Тема защиты родной земли, бескорыстного служения Отечеству, единения перед лицом врага в волшебной богатырской сказке героического содержания «Бой на Калиновом мосту». Образы трёх Иванов как выразителей основной мысли сказки, их нравственное превосходство. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета. Р.Р. Анализ сказки. Теория литературы: Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказки (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и др.). Сказочный персонаж, типы сказочных персонажей. Образы животных. Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи, сказывание сказки. Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, «Своя игра» по теме «Русский фольклор» или «Русские сказки». Связь с другими искусствами: кинофильмы и мультипликационные фильмы по мотивам сказочных сюжетов.


Раздел 3. Литературная сказка

В.Ф. Одоевский «О четырёх глухих». Отличие литературной сказки от сказок народных. Отражение нравственных ценностей русского народа в литературной сказке.

Теория литературы: литературная сказка, её отличие от фольклорной сказки.

Развитие речи: отзыв о самостоятельно прочитанной литературной сказке.


Раздел 4. Древнерусская литература

Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всём. «Домострой» как памятник русской литературы XVI века, сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи.

Теория литературы: жанры древнерусской литературы (летописание, поучение).

Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.


Раздел 5. Литература XVIII века

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество – основные темы басен. Русская басня в XX веке. В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басни

«Ворон и Лиса», «Петух и жемчужина». М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Лишь только дневный шум замолк…». А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басни «Ворона и Лиса», «Волк и Ягнёнок». С.В. Михалков. Басни: «Грибы»,

«Зеркало» и другие по выбору. Тематика, проблематика. Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола. Развитие речи: чтение наизусть, чтение по ролям. Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс на лучшую инсценировку басни.


Раздел 6. Литература XIX века

К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Историческая основа произведения. Особенности жанра. Композиция думы. Роль пейзажа в произведении. Иван Сусанин – идеал человека, верного Родине и народу.

Теория литературы: дума как жанр литературы, монолог героя, лирическое начало, ораторский стиль (риторические вопросы, восклицания, обращения).

Развитие речи: выразительное чтение.

Связь с другими искусствами: прослушивание фрагментов оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»).

А.С. Пушкин. «Выстрел». История создания повести. Месть и преодоление желания мстить через осознание важности человеческой жизни.

Теория литературы: повесть как жанр литературы, сюжет, конфликт.

Развитие речи: краткий пересказ, словесное рисование.

Связь с другими искусствами: просмотр фрагментов художественного фильма

«Выстрел» (1966 г., СССР, режиссёр Наум Трахтенберг)

Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А.Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И.С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А.Н. Майков. «Ласточки»; И.З.Суриков. «Зима» (отрывок). Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору). Обзор стихотворений.

Теория литературы: эпитет, метафора, олицетворение, стихотворный размер.

Развитие речи. Выразительное чтение наизусть.

Урок контроля по разделу: Контрольная работа по теме «Литература XIX века» (тест, письменный ответ на проблемный вопрос).


Раздел 7. Литература XX века

В.П. Астафьев.

«Зачем я убил коростеля?». Смысл названия рассказа. Проблема жестокости и ответственности за свои поступки. «Белогрудка». Отношение человека к природе. Призыв писателя к милосердию, бережному и трепетному отношению ко всему живому на земле (1 рассказ по выбору).

Теория литературы: рассказ, завязка, кульминация, развязка.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.

Ю.Я. Яковлев. (1-2 рассказа по выбору).

Поиски правды героями Ю. Яковлева в рассказе «А Воробьёв стекло не выбивал».

Рассказ «Багульник». Что позволяет человеку «раскрыться», «распуститься», подобно багульнику?

Рассказ «Реликвия». Как сохранить память о войне?

Теория литературы: композиция, рассказ, завязка, кульминация, развязка.

Развитие речи: выборочный пересказ, характеристика персонажей, письменный отзыв об эпизоде, сочинение-письмо с фронта.

И. Бунин. «Помню - долгий зимний вечер...»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы». Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Теория литературы: Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Развитие речи: Выразительное чтение наизусть.


Раздел 8. Современная литература

Людмила Улицкая. Тема послевоенного детства и сиротства в рассказе «Капустное чудо».

Теория литературы: рассказ как жанр литературы, композиция (завязка, кульминация, развязка).

Развитие речи: выборочный пересказ, словесный портрет, характеристика персонажа, цитатный план.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.         

Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширением опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:   

     Гражданского воспитания:   

  • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

  • активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, местного сообщества, родного края, страны;

  • неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

  • понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

  • представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;

  • представление о способах противодействия коррупции;

  • готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;

  • готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);

     Патриотического воспитания

  • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;

  • ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

     Духовно-нравственного воспитания:

  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

  • готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

  • активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

     


Эстетического воспитания:

  • восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; 

  • осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; 

  • понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; 

  • стремление к самовыражению в разных видах искусства;

     Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • осознание ценности жизни; 

  • ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); 

  • осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; 

  • соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; 

  • способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

  • умение принимать себя и других, не осуждая;

  • умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;

  • сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; 

     Трудового воспитания:

  • установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

  • интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; 

  • осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; 

  • готовность адаптироваться в профессиональной среде; 

  • уважение к труду и результатам трудовой деятельности; 

  • осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;     

     Экологического воспитания:

  • ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; 

  • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; 

  • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; 

  • осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды; 

  • готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

   



Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; 

  • овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; 

  • овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

  • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;     

  • способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

  • способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, воспринимать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

  • навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

  • умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

  • умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

  • умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

  • способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Овладение универсальными учебными познавательными действиями.

     Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

  • устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

  • с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

  • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

  • выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

      Базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

  • проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

  • оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);

  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

      Работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

  • оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

  • эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.

1) Общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; 

  • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; 

  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; 

  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; 

  • в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; 

  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; 

  • публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); 

  • самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

2) Совместная деятельность:

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; 

  • уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

  • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); 

  • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; 

  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; 

  • сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.

1) Самоорганизация:

  • выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; 

  • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); 

  • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; 

  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; 

  • делать выбор и брать ответственность за решение.

2) Самоконтроль:

  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; 

  • давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; 

  • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; 

  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; 

  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; 

  • оценивать соответствие результата цели и условиям.

3) Эмоциональный интеллект:

  • различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

  • выявлять и анализировать причины эмоций; 

  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; 

  • регулировать способ выражения эмоций.


4) Принятие себя и других:

  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению; 

  • признавать своё право на ошибку и такое же право другого; 

  • принимать себя и других, не осуждая; 

  • открытость себе и другим; 

  • осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) Выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими народами России; осознавать ключевые для русского национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях о Москве как столице России и о русском лесе;

2) иметь начальные представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; о русских национальных традициях в рождественских произведениях и произведениях о семейных ценностях;

3) иметь начальное понятие о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной речи;

4) владеть умением давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного чтения;

5) иметь начальные представления о проектно-исследовательской деятельности, оформлении и предъявлении её результатов, владеть элементарными умениями работы с разными источниками информации.

















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ

1.1.

Родная литература как национально- ценность народа. Своеобразие родной литературы.

1




Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника

Устный опрос

Российская электронная школа

https://resh.edu.ru/subject/14/5/

http://www.edu.ru/modules.php?

Итого по разделу

1

 

Раздел 2. ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

2.1.

"Бой на Калиновом мосту" волшебная сказка героического содержания. Р.р. Сказывание сказки, работа со словарем.

1


1


Участвовать в коллективном диалоге по анализу текста

Практическая работа

http://lit.1september.ru/ – Электронная

версия газеты «Литература». Сайт для

учителей «Я иду на урок литературы»

2..2.

Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках, "Ворона и рак", "Дочь-семилетка"

1




Выражать личное читательское отношение к прочитанному



Устный опрос

http://lit.1september.ru/ – Электронная

версия газеты «Литература». Сайт для

учителей «Я иду на урок литературы»

Итого по разделу

2

 

Раздел 3. ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА

3.1.

В.Ф. Одоевский. Сказка "О четырех глухих". Отличие литературной сказки от сказок народных. Отражение нравственных ценностей русского народа в литературной сказки. Р.р.. Отзыв

1


1


Читать выразительно прозаический текст, отвечать на вопросы

Практическая работа

http://lit.1september.ru/ – Электронная

версия газеты «Литература». Сайт для

учителей «Я иду на урок литературы


Итого по разделу

1

 

Раздел 4. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

4.1.

"Домострой" как памятник русской литературы XVI века, сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи. Р.р. Пересказ

1




Выражать личное читательское отношение к прочитанному


Устный опрос

Российская электронная школа

https://resh.edu.ru/subject/14/5/

http://www.edu.ru/modules.php?

Итого по разделу

1

 

Раздел 5. ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

5.1.

Русская басня в XVIII веке. В.К. Тредиаковский. "Ворон и лиса", "Петух и жемчужина". М.В. Ломоносов "Лишь только дневной шум замолк". А.П. Сумароков "Ворона и лиса", "Волк и ягненок". Р.р. Чтение наизусть

1




Участвовать в коллективном диалоге по анализу текста

Устный опрос

http://www.rulex.ru/

биографический словарь.


5.2.

Параллель XVIII и XX веков. Русская басня в XX веке. С.В. Михалков. Басни: "Грибы", "Зеркало". Тематика, проблематика. Р.р. Чтение наизусть

1




Выражать личное читательское отношение к прочитанному


Устный опрос

Российская электронная школа

https://resh.edu.ru/subject/14/5/

http://www.edu.ru/modules.php?

Итого по разделу

2

 

Раздел 6. ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

6.1.

К.Ф. Рылеев "Иван Сусанин". Историческая основа произведения. Особенности жанра. Композиция думы. Роль пейзажа в произведении. Иван Сусанин - идеал человека, верного Родине и народу. Р.р. Выразительное чтение

1




Участвовать в коллективном диалоге по анализу текста

Устный опрос

http://www.rulex.ru/

биографический словарь.


6.2.

А.С. Пушкин "Выстрел". История создания повести. Месть и преодоление желания мстить через осознания важности человеческой жизни. Р.р. Краткий пересказ.

1




Выражать личное читательское отношение к прочитанному


Устный опрос

http://lit.1september.ru/ – Электронная

версия газеты «Литература». Сайт для

учителей «Я иду на урок литературы»

6.3.

Контрольная работа по теме "Литература 19 века "

1

1



Составление сравнительных таблиц по произведениям

Контрольная работа

Российская электронная школа

https://resh.edu.ru/subject/14/5/

http://www.edu.ru/modules.php?

6.4.

Образы Родины в пейзажной лирике Ф. Тютчева, А. Плещеева, И.С. Никитина и др. (обзор) Выразительное чтение стихотворений, элементы анализа. Р.Р.

Выразительное чтение наизусть.

1


1


Творческие задания

Практическая работа

http://www.rulex.ru/

биографический словарь.


Итого по разделу

4

 

Раздел 7. ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

7.1.

В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?». Смысл названия рассказа.

Проблема

человеческой

жестокости и

ответственности за свои поступки. Р.Р. Письменный отзыв на эпизод.

1


1


Творческие задания

Практическая работа

http://lit.1september.ru/ – Электронная

версия газеты «Литература». Сайт для

учителей «Я иду на урок литературы»

7.2.

Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Реликвия». Как сохранить память о

войне? Р.Р. выборочный пересказ.

1




Участвовать в коллективном диалоге по анализу текста

Устный опрос

http://www.rulex.ru/

биографический словарь.


7.3.

Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе. И. Бунин. «Помню - долгий зимний вечер...»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин. «Алёнушка»; Н.

Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы». Р.Р. Чтение наизусть

2




Выражать личное читательское отношение к прочитанному


Устный опрос

Российская электронная школа

https://resh.edu.ru/subject/14/5/

http://www.edu.ru/modules.php?

Итого по разделу

4

 

Раздел 8. СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

8.1.

Людмила Улицкая. Тема послевоенного детства и сиротства в

рассказе «Капустное чудо». Р.Р. Цитатный план

2


1


Творческие задания

Практическая работа

http://www.rulex.ru/

биографический словарь.


8.2.

Контрольная работа по теме «Русская литература» (тест,

письменный ответ на проблемный вопрос)

1

1



Систематизация знаний и умений

Контрольная работа

Российская электронная школа

https://resh.edu.ru/subject/14/5/

http://www.edu.ru/modules.php?

Итого по разделу

3

 

Резервное время

1

 




ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

19

2

5

 



ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Родная литература как национально- ценность народа. Своеобразие родной литературы.

1




Устный опрос

2.

"Бой на Калиновом мосту" волшебная сказка героического содержания. Р.р. Сказывание сказки, работа со словарем.

1


1


Практическая работа

3.

Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках, "Ворона и рак", "Дочь-семилетка"





Устный опрос

4.

В.Ф. Одоевский. Сказка "О четырех глухих". Отличие литературной сказки от сказок народных. Отражение нравственных ценностей русского народа в литературной сказки. Р.р.. Отзыв

1


1


Практическая работа

5.

"Домострой" как памятник русской литературы XVI века, сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи. Р.р. Пересказ

1




Устный опрос

6.

Русская басня в XVIII веке. В.К. Тредиаковский. "Ворон и лиса", "Петух и жемчужина". М.В. Ломоносов "Лишь только дневной шум замолк". А.П. Сумароков "Ворона и лиса", "Волк и ягненок". Р.р. Чтение наизусть

1




Устный опрос

7.

Параллель XVIII и XX веков. Русская басня в XX веке. С.В. Михалков. Басни: "Грибы", "Зеркало". Тематика, проблематика. Р.р. Чтение наизусть

1




Устный опрос

8.

К.Ф. Рылеев "Иван Сусанин". Историческая основа произведения. Особенности жанра. Композиция думы. Роль пейзажа в произведении. Иван Сусанин - идеал человека, верного Родине и народу. Р.р. Выразительное чтение

1




Устный опрос

9.

А.С. Пушкин "Выстрел". История создания повести. Месть и преодоление желания мстить через осознания важности человеческой жизни. Р.р. Краткий пересказ.

1




Устный опрос

10.

Контрольная работа по теме "Литература 19 века "

1

1



Контрольная работа

11.

Образы Родины в пейзажной лирике Ф. Тютчева, А. Плещеева, И.С. Никитина и др. (обзор) Выразительное чтение стихотворений, элементы анализа. Р.Р.

Выразительное чтение наизусть.

1


1


Практическая работа

12.

В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?». Смысл названия рассказа.

Проблема

человеческой

жестокости и

ответственности за свои поступки. Р.Р. Письменный отзыв на эпизод.

1


1


Практическая работа

13.

Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Реликвия». Как сохранить память о

войне? Р.Р. выборочный пересказ.

1




Устный опрос

14.

Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе. И. Бунин. «Помню - долгий зимний вечер...»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин. «Алёнушка»; Н.

Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы». Р.Р. Чтение наизусть

2




Устный опрос

15.

Людмила Улицкая. Тема послевоенного детства и сиротства в

рассказе «Капустное чудо». Р.Р. Цитатный план

2


1


Практическая работа

16.

Контрольная работа по теме «Русская литература» (тест,

письменный ответ на проблемный вопрос)

1

1



Контрольная работа

17.

Резервный урок

1




Устный опрос

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

19

2

5


























УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Родная русская литература. 5 класс. О.М. Александровой и др. (М.: Просвещение, 2021)


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Родная русская литература. 5 класс. Учебник. Александрова О.М., Аристова М.А., Беляева Н.В.


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher

Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/14/5/ http://www.edu.ru/modules.php?

Каталог образовательных ресурсов по литературе http://litera.edu.ru/

– Коллекция: русская и зарубежная литература для школы http://lit.1september.ru/

– Электронная версия газеты «Литература». Сайт для учителей «Я иду на урок литературы»

http://olympiads.mccme.ru/turlom/


















МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Исторические справочники, рабочие листы, презентации.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук, колонки




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!