СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Родная (Русская) литература. 7 класс."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Родная (Русская) литература. предназначена для учащихся 7 класса. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения не только к русской литературе,  но и к человеку - главная цель изучения произведений, данных в программе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Родная (Русская) литература. 7 класс."»



Администрация МО «Заиграевский район»

Управление образования администрации МО «Заиграевский район»

МБОУ «Старобрянская СОШ»



«Утверждаю» «Согласовано» Программа рассмотрена и

Директор заместитель по УВР одобрена на заседании МО

Протокол №___от«__»_____20_
___________ _____________ Руководитель МО_________

Владимирова М.А. Бурлакова О.Ю. Тютрина Н.М.









Рабочая программа

по учебному предмету «родная (Русская) литература»

для учащихся 7 класса


Учителя Тютриной Татьяны Александровны

























с. Старая Брянь

2021 г


Пояснительная записка

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 классов составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании следующих документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, внесёнными Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 317-ФЗ):

  2. статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты (п. 5.1.); статья 14. Язык образования (п.4, 6)

  3. Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке».

  4. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г. № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ».

Программа по родной (русской) литературе составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Программа адресована учащимся 9 класса МБОУ «Старобрянская СОШ» и составлена из расчёта 0,5 часа в неделю, в год – 17 часа. Программа составлена на 2021-2022 учебный год согласно учебному плану школы и образовательной программе на 2021-22 учебный год.

Раздел I. Цели и задачи.

Целями изучения предмета «Родная (русская) литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Достижение поставленных целей предусматривает решение основных задач:

– обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;

в основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

– воспитание и развитие личности, отвечающей требованиям современного общества, способной решать задачи построения российского гражданского общества;

– ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения УУД, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности;

– учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значение видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»:

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития;

формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Родная (русская) литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы).

Метапредметные результаты изучения предмета «Родная (русская) литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XXI вв.;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Раздел II. Содержание тем учебного курса.

Введение Значение художественного произведения в культурном наследии России. Роль родного слова в формировании личности человека.

Из литературы XVIII века

И. И.Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Русская басня. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях.

Из литературы XIX века

К.М. Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя.

С.Т. Аксаков Творчество русского писателя С.Т. Аксакова. Развитие творческого потенциала учащихся, приобщение к культурным ценностям России (красота усадьбы Абрамцево).

Из литературы XX – XXI века

А. Т.Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко.

Ю.М.Нагибин. Основные вехи биографии Ю.М.Нагибина. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя)

В.О.Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.

Б.Екимов "Ночь исцеления". Тема доброты и милосердия. 

В.Н.Крупин. Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин». Сочинение "Уроки жалости и скорби в русской литературе."

Алексин А. Г. « Безумная Евдокия» Тема родительской любви, которая может стать разрушительной силой при формировании личности ребенка.

А.В. Масс. Фантазийный мир моего сверстника на страницах рассказа «Расскажи про Иван Палыча».

Е.В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини произведения: красота внутренняя и внешняя.

Е.А. Евтушенко. Краткая биография. Стихи.

Раздел III. Тематическое планирование

Раздел

Количество часов


Из литературы XVIII века

И. И.Дмитриев.

1


Из литературы XIX века

К.М. Станюкович «Рождественская ночь»

С.Т. Аксаков и Абрамцево

2


Из литературы XX – XXI века

А. Т. Аверченко «Рождественская ночь»

Ю.М.Нагибин «Юрина война»

В.О.Богомолов «Рейс «Ласточки».

Б. Екимов "Ночь исцеления".

В.Н.Крупин «Женя Касаткин

Алексин А. Г. « Безумная Евдокия»

А.В. Масс. «Расскажи про Иван Палыча»

Е.В. Габова «Не пускайте Рыжую на озеро»

Г. Н. Троепольский «Белый Бим, Чёрное ухо».

Мурашова Е. В. « Класс коррекции».

14

1

1

1

1

2

2

1

1

2

2


ИТОГО

17



Календарно-тематическое планирование

7 класс (2021 - 2022 учебный год) 17 часов

Содержание

Количество часов

Дата

Из литературы XVIII века


1

И. И.Дмитриев.

Поэт и видный государственный чиновник. Русская басня. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном».

Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях.

1


Из литературы XIX века


2

К.М. Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя.

1


3

С.Т. Аксаков Творчество русского писателя С.Т. Аксакова. Развитие творческого потенциала учащихся, приобщение к культурным ценностям России (красота усадьбы Абрамцево).

1


Из литературы XX – XXI века

4

А. Т.Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко.

1


5

Ю.М.Нагибин. Основные вехи биографии. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война»)

1


6

В.О.Богомолов. Рассказ «Рейс «Ласточки». Краткие сведения о писателе-фронтовике. Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.

1


7

Б. Екимов "Ночь исцеления". Тема доброты и милосердия. 

1


8

9

В.Н.Крупин. «Женя Касаткин. Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах произведения.

2


10

11

Алексин А. Г. « Безумная Евдокия» Тема родительской любви, которая может стать разрушительной силой при формировании личности ребенка.

2


12

А.В. Масс. «Расскажи про Иван Палыча». Фантазийный мир моего сверстника на страницах рассказа

1


13

Е.В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини произведения: красота внутренняя и внешняя.

1


14

15

Троепольский Г. Н. «Белый Бим, Чёрное ухо». Тема книги дружбы, преданности и добрых взаимоотношений между хозяином и собакой. Человек всегда должен обладать такими качествами как:

Сострадание, милосердие, верность, доверие.

2


16

17

Мурашова Е. В. « Класс коррекции». Тема уважительного отношения к людям разного уровня, из различных социальных групп, инвалидам и социально брошенным.

2









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!