СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Родная русская литература. 8 класс"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа разработана к учебнику Александровой О.М. "Просвещение" 2021 г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Родная русская литература. 8 класс"»

Приложение к Основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «СОШ№2»





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа

Ивантеевка Московской области "Средняя общеобразовательная школа №2"







Рабочая программа
по родной русской литературе
для 8 класса

базовый уровень



Составители:

Дегтярёва Л.Ю., Тетюхин С.Г., Киселева Н.С.




2021 / 2022 учебный год


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по русской родной литературе для 8 класса составлена на основе образовательной программы МБОУ «СОШ№2» с учётом учебного плана МБОУ «СОШ №2» и на основе ФГОС НОО (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897) – для 5-9 классов., учебника Александровой О.М., Аристовой М.А. и др. «Родная русская литература: 8 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. — М.: Просвещение, 2021».

Рабочая программа соответствует виду, миссии, целям и особенностям МБОУ «СОШ №2».

Индивидуальные особенности обучающихся учитываются педагогом при выборе технологий и методов обучения при подготовке к уроку.


2. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Родная русская литература»

2.1. Личностные результаты:

  • осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;

  • способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;

  • неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других.


2.2. Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.





Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • навыки смыслового чтения.



Коммуникативные УУД

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.


2.3. Предметные результаты:

  • понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурно-языковое пространство своего народа; осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений родной русской литературы;

  • проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации и мира;

  • понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры произведений русских писателей, в том числе современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы;

  • осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных смыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве и на основе многоаспектного диалога с культурами народов России и мира;

  • развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России и всего человечества; понимание их сходства и различий с русскими традициями и укладом; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в произведениях родной русской литературы, и создание собственных текстов, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;

  • применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и проектной учебной деятельности, в речевом самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения;

  • накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений родной русской литературы, определения и обоснования своих читательских предпочтений; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.





3. Тематическое планирование с содержанием учебного предмета

На изучение предмета «Родная русская литература» в 8 классе в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №2» отводится 0,5 часа в неделю, итого 17 часов за учебный год, что является базовым изучением. В МБОУ «СОШ №2» курс вводится во втором полугодии, поэтому рабочая программа и КТП составлены из расчёта 1 час в неделю (17 часов во втором полугодии).


п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

Элементы содержания

Планируемые предметные результаты с учётом

рабочей программы воспитания

Практические и лабораторные работы, творческие и проектные работы, экскурсии и др.

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

1.

«Россия – родина моя»


6

Предания старины глубокой. Легендарный герой земли русской Иван Сусанин. П.Н. Полевой, О.А. Ильина-Боратынская, С.Н. Марков.

Города земли русской. По Золотому кольцу. Ф. Сологуб, М.А. Кузмин, И.И. Кобзев, С.А. Степанов

Родные просторы. Волга – русская река. Русская народная песня. Н.А. Некрасов, В.С. Высоцкий, В.В. Розанов

выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений о легендарных героях земли русской для развития представлений о нравственных идеалах русского народа;

осмысливать ключевые для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Золотом кольце России и великой русской реке Волге

ориентироваться в информационном и образовательном пространстве.

давать смысловой и идейно-эстетический анализ фольклорного и литературного текста самостоятельно и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку




Литературно-музыкальная композиция

доклады


2.

Русские традиции

4

Праздники русского мира.

Троица. И. Бунин, С.А. Есенин, Н.И. Рыленков, И.А. Новиков

Тепло родного дома.

Родство душ. Ф.А. Абрамов, Т.В. Михеева

Осознавать богатство русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей

выделять в произведении элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;

пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями;

отвечать на проблемный вопрос;

самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств

Сообщения

Историко-литературный комментарий

Подготовка презентаций


3.

Русский характер – русская душа

6

«Не до ордена – была бы Родина…»

Дети на войне. Э.Н. Веркин.

Загадки русской души. И.С. Тургенев, Ф. М. Достоевский.

О ваших ровесниках. Б.Л. Васильев, Г.Н. Щербакова.

Лишь слову жизнь дана. Дон-Аминадо, И.Ф. Анненский

Развить представления о русском национальном характере в произведениях о войне; о русском человеке как хранителе национального сознания; трудной поре взросления; о языке русской поэзии

процедурам эстетического и смыслового анализа художественного произведения; аргументированно выражать личное отношение к художественным произведениям;

создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате анализа эпизода

Сообщения

Историко-литературный комментарий

Подготовка презентаций

Чтение наизусть

4.

Систематизация, обобщение

1


владению основными способами обработки информации и её последующей презентации

самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации

Защита проектов

Итого

17







Наименование разделов и тем


Кол- во часов


Дата

проведения


Фактическая дата проведения

РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (6 ч.)

Преданья старины глубокой (2 ч.)

1.

Легендарный герой земли русской Иван Сусанин. П. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа)

1

18


2.

Образ героя земли русской. С. Н. Марков. «Сусанин». О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…»

1

19


Города земли русской (2 ч.)

3.

По Золотому кольцу. Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…»

М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…»

1

20


4.

И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль». В. А. Степанов. «Золотое кольцо»

1

21


Родные просторы (2 ч.)

5.

Волга – русская река. «Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня). Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»). В. С. Высоцкий. «Песня о Волге»

1

22


6.

В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент)

1

23


РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (4 ч.)

Праздники русского мира (2 ч.)

7.

Троица. И. А. Бунин. «Троица». С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…», Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…»

1

24


8.

И. А. Новиков. «Троицкая кукушка»

1

25


Тепло родного дома (2 ч.)

9.

Родство душ. Ф. А. Абрамов. «Валенки»

1

26


10.

Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести)

1

27


РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (6 ч.)

Не до ордена – была бы Родина (1 ч.)

11.

Дети на войне. Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы)

1

28


Загадки русской души (2 ч.)

12.

Сеятель твой и хранитель. И. С. Тургенев. «Сфинкс»

1

29


13.

Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей»

1

30


О ваших ровесниках (2 ч.)

14.

Пора взросления. Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы)

1

31


15.

Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)

1

32


Лишь слову жизнь дана (1 ч.)

16.

Язык поэзии. Дон Аминадо. «Наука стихосложения». И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет»

1

33


Обобщение и систематизация (1 ч.)

17.

Итоговый урок. Защита проектов

1

34


































Список нормативных документов и научно-методической литературы:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698/ (дата обращения: 09.09.2020).

Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666» [Электронный ресурс]. URL:

http://www.kremlin.ru/acts/bank/43843 (дата обращения: 09.09.2020).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577) [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 09.09.2020).

Примерная программа воспитания (одобрена решением ФУМО, протокол от 2 июня 2020 г. №2/20) [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru/registry/primernaja-programma-vospitanija/ (дата обращения: 09.09.2020).

Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. Т.1–6. Гл. ред. П. А. Николаев. М.: Советская энциклопедия; Нестор-История, 1989-2019.

История русской литературы: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Редкол.: Н. И. Пруцков (гл. ред.), А. С. Бушмин, Е. Н. Куприянова, Д. С. Лихачев, Г. П. Макогоненко, К. Д. Муратова. — Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1980—1983.

Литературная энциклопедия терминов и понятий / ИНИОН РАН; Гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. М.: Интелвак, 2001.

Аристова М. А., Беляева Н.В., Критарова Ж.Н. Учебный предмет «Родная литература (русская)»: цели, задачи, содержание // Вестник образования России. 2020. №14. С. 55-63.

Аристова М. А., Беляева Н. В. Ценностный потенциал родной литературы как хранительницы культурного наследия народа // Надькинские чтения. Родной язык как средство сохранения и трансляции культуры, истории и преемственности поколений в условиях многонационального государства. Сборник научных трудов по материалам Международной научной конференции. Саранск, 2019. С. 260-265.

Беляева Н. В., Добротина И.Н., Критарова Ж.Н. Предметы школьного филологического образования как важный фактор национального самоопределения // Образовательное пространство в информационную эпоху – 2019. Сборник научных трудов. Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. С. В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», С. 890-902.

Рекомендуемые информационные ресурсы:

http://feb-web.ru/ Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

https://gufo.me/dict/literary_encyclopedia Литературная энциклопедия.

https://www.krugosvet.ru/ Универсальная энциклопедия «Кругосвет».

http://www.rulex.ru/ Русский биографический словарь.

https://www.slovari.ru/ Электронная библиотека словарей русского языка.

http://gramota.ru/ Справочно-информационный портал «Грамота.ру».

http://www.nasledie-rus.ru/ «Наше наследие» - сайт журнала, посвященный русской истории и культуре.

http://pushkinskijdom.ru/ сайт Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН – раздел «Электронные ресурсы».

http://biblio.imli.ru/ Электронная библиотека ИМЛИ РАН – раздел «Русская литература».

https://rvb.ru/ Русская виртуальная библиотека.

https://ilibrary.ru/ интернет-библиотека Алексея Комарова: представлены тексты академических изданий русской классики XIX – начала XX вв.

https://arch.rgdb.ru/ Национальная электронная детская библиотека: включает классику и современную литературу для детей и подростков, а также коллекцию диафильмов.






Обсуждено на заседании ШМО.

Протокол № _ от « » ____________ 2021г.

Руководитель ШМО

___________ Миронова М.Е.









Согласовано.

Зам.директора по УВР

_________ Миронова М.Е.

« »___________ 2021г.