СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Родная русская литература 11 класс"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература» для учащихся 11 класса разработана на основе требований ФГОС СОО к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, примерной программы по учебному предмету «Родная (русская) литература».

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Родная русская литература 11 класс"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новопоселёновская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области



Рассмотрено на заседании

методического объединения

учителей гуманитарного цикла

Протокол №1 от «_28_»_06. 2023 г.

Руководитель МО

__________

Принято на заседании педагогического

совета

Протокол№12 от «_29_» 06.23г.


Председатель педагогического совета

__________ .

Утверждено

Директор школы

______


Приказ №1-106 а

от«_30_» 06.2023 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родной литературе

11 класс


Паршикова Светлана Алексеевна,

учитель русского языка и литературы


высшая квалификационная категория


2023 – 2024 учебный год

д. 1-е Цветово

Планируемые результаты освоения учебного предмета « Родная литература» в 11 классе

Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» на уровне среднего общего образования направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты освоения обучающимися рабочей программы по родной литературе (русской) для среднего общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических, демократических ценностей, готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках школьного литературного образования, в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;

патриотического воспитания: сформированность патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России в контексте изучения произведений родной литературы (русской) и литератур народов России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спор-те, технологиях, труде, отражённым в художественных произведениях; идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу, в том числе воспитанные на примерах из русской литературы;

духовно-нравственного воспитания: осознание духовных ценностей российского народа, отражённых в произведениях родной литературы (русской) и литератур народов России;

эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество русского и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства, в том числе художественной литературы; убеждённость в значимости для личности и общества отечественного искусства, этнических культурных традиций и народного творчества, в том числе русского фольклора; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по родной (русской)литературе;

Метапредметные результаты освоения рабочей программы среднего общего образования по родной литературе (русской) отражают:

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему в произведениях художественной литературы, рассматривать её всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных героев, художественных произведений и их фрагментов, классификации и обобщения литературных фактов; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том числе при изучении литературных произведений; разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; координировать и выполнять работу в условиях реального,виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по родной (русской) литературе; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в том числе с опорой на собственный читательский опыт;

2) базовые исследовательские действия:

владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе материала по родной литературе (русской), навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; владеть видами деятельности по получению нового знания по родной литературе (русской), его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях с учётом собственного читательского опыта; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при изучении литературных явлений и процессов

3) работа с информацией:

владеть навыками получения информации из источников разных типов

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

1) общение:

осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке родной литературы (русской) и во внеурочной деятельности по предмету; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, опираясь на при- меры из литературных произведений; владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой работе на уроках родной литературы (русской); аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств в процессе анализа литературного произведения;

2) совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы на уроке и во внеурочной деятельности по родной литературе (русской); выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;

Овладение универсальными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, включая освоение программы курса родной литературы (русской), и в жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, читательского опыта, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям, в том числе отображённым в художественном произведении; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с опорой на читательский опыт;

Предметные результаты рабочей программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» отражают:

уметь соотносить произведения родной (русской) литературы XX — начала XXI в. с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы как неотъемлемой части культуры в духовном и культурном развитии общества;

осознавать взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности в контексте осмысления произведений родной литературы (русской) и собственного интеллектуально-нравственного роста;

знать содержание и понимать ключевые проблемы произведений родной литературы (русской) ХХ — начала XXI в. в аспекте проблемно-тематических блоков «Человек в круговороте истории», «Загадочная русская душа», «Существует ли формула счастья?»;

владеть умением определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов, выявлять связь литературных произведений со временем написания, с современностью и традицией; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы родной литературы(русской);

выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях; свободно владеть устной и письменной речью; участвовать в дискуссии на литературные темы;

владеть умениями самостоятельного анализа и интерпретации художественных произведений в единстве формы и со-держания с использованием теоретико-литературных терминов и понятий, изученных в курсе литературы;

владеть умением самостоятельно сопоставлять произведения родной литературы (русской) с их художественными интерпретациями в других видах искусств (живопись, театр, кино, музыка и др.);

осознавать литературное произведение как явление словесного искусства, язык художественной литературы в его эстетической функции, определять изобразительно-выразительные средства русского языка и комментировать их роль в художественных текстах;

владеть современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного в уст-ной и письменной форме, информационной переработки текстов в виде аннотаций, отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также сочинений различных жанров (объём не менее 250 слов); умением редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания;

осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность, работая с разными информационными источниками, в том числе с использованием медиа пространства и ресурсов традиционных библиотек и электронных библиотечных систем.





Содержание учебного предмета «Родная литература» в 11 классе

Раздел 1. ЧЕЛОВЕК В КРУГОВОРОТЕ ИСТОРИИ ( 9 ч.)

На далёкой Гражданской

М. И. Цветаева «Юнкерам, убитым в Нижнем»;

Н. Н. Асеев «Марш Будённого»;

М. А. Волошин «Гражданская война»

Жить вне России

И. С. Шмелёв «Russie» (из цикла «Рассказы о России зарубежной»),

Лагерь — отрицательная школа

В. Т. Шаламов. Рассказ «Посылка»

Я не участвую в войне — она участвует во мне

А. Платонов. Рассказ «Одухотворённые люди»

Ю. П. Кузнецов «Память»;

Ю. Д. Левитанский «Ну что с того, что я там был…», «Послание юным друзьям»

Россия — это совесть

И. Грекова. «Скрипка Ротшильда», «Перелом» (фрагменты)

Раздел 2. ЗАГАДОЧНАЯ РУССКАЯ ДУША ( 14 ч.)

Любовь и милосердие

В. В. Вересаев «Мария Петровна»,

Б. А. Пильняк «Первый день весны»,

Н. А. Тэффи «Дэзи»,

К. М. Симонов «Малышка»

Бывает всё на свете хорошо

А. Г. Битов. «Солнце», «Большой шар», «Пятница, вечер» (из цикла «Аптекарский остров»).

Дорогие мои старики

Б. П. Екимов. Рассказы. «Родня», «Старые люди», «Родительская суббота», «Старый да малый» «Родня», «Родительская суббота»

Бессмертно всё

А. А. Тарковский. Стихотворения. «Вот и лето прошло…», «Жизнь, жизнь» («Предчувствия мне верю, и примет…»), «Первые свидания»

Раздел 3. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ФОРМУЛА СЧАСТЬЯ? (11 ч.)

И надо спешить жить

М. А. Светлов Стихотворения «Гренада», «Каховка»

В. В. Маяковский «Домой!»

В чём заключается счастье?

М. М. Зощенко. Рассказы. «Счастье», «Семейное счастье»

Если б я мог вернуть рассвет!

В. О. Богомолов. Рассказы «Первая любовь», «Сердца моего боль»

«А счастье всюду»

В. М. Сотников «Совпадение»,

В. С. Токарева «Самый счастливый день»

Т. Е. Веденская «Танцующие аметисты»

Календарно-тематический план



п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

М. И. Цветаева «Юнкерам, убитым в Нижнем»

1

2

Н. Н. Асеев «Марш Будённого»

1

3

И. С. Шмелёв «Russie» (из цикла «Рассказы о России зарубежной»

1

4

В. Т. Шаламов. Рассказ «Посылка»

1

5

А. Платонов. Рассказ «Одухотворённые люди»

1

6

Ю. П. Кузнецов «Память»

1

7

Ю. Д. Левитанский «Ну что с того, что я там был…», «Послание юным друзьям»

1

8

И. Грекова. «Скрипка Ротшильда», «Перелом» (фрагменты)

1

9

И. Грекова. «Перелом» (фрагменты)


10

В. В. Вересаев «Мария Петровна»

1

11

Б. А. Пильняк «Первый день весны»

1

12

Н. А. Тэффи «Дэзи»

1

13

К. М. Симонов «Малышка»

1

14

А. Г. Битов. «Солнце», «Большой шар», «Пятница, вечер» (из цикла «Аптекарский остров»).

1

15

Б. П. Екимов. Рассказ. «Родня», «Старые люди»

1

16

Б. П. Екимов «Родительская суббота», «Старый да малый»


17

Подготовка к сочинению «Загадочная русская душа»

1

18

Написание сочинения «Загадочная русская душа»

1

19

А. А. Тарковский. Стихотворения. «Вот и лето прошло…», «Жизнь, жизнь» («Предчувствия мне верю, и примет…»), «Первые свидания»

1

20

Анализ стихотворений

1

21

М. А. Светлов Стихотворения «Гренада», «Каховка»

1

22

В. В. Маяковский «Домой!»

1

23

М. М. Зощенко. Рассказ. «Счастье»

1

24

М. М. Зощенко «Семейное счастье»


25

Подготовка к сочинению «В чем заключается счастье?»

1

26

Написание сочинения«В чем заключается счастье?»

1

27

В. О. Богомолов. Рассказ «Первая любовь»

1

28

В. О. Богомолов. Рассказ «Сердца моего боль»

1

29

Р.Р. Проблематика текстов

1

30

В. М. Сотников «Совпадение»,

1

31

В. С. Токарева «Самый счастливый день»

1

32

Т. Е. Веденская «Танцующие аметисты»

1

33

   Обобщающий урок

1

34

Заключительный урок

1