Рассмотрено Руководитель МО / Н.С. Шайхиева / Протокол № 1 от «29» 08 2018 | Согласовано Заместитель директора по УР МБОУ «СОШ №5» НМР РТ / А.Ф. Алёшина/ от «29» 08 2018 | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ №5» НМР РТ / Д.Р. Юнусов / Приказ № 186 от «29» 08 2018 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родной литературе для 8 А, Б классов
Исмагиловой Алины Альбиновны,
учителя родного языка и литературы
МБОУ «СОШ №5» НМР РТ
г. Нижнекамск, 2018 год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами являются следующие умения:
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- выказывать своѐ отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов — тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
– учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую;
– подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
– анализировать художественное произведение;
– сравнивать произведения разных жанров и авторов;
– давать характеристику героев.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Обучающиеся должны владеть основными теоретико-литературными понятиями:
− Художественная литература как искусство слова.
− Художественный образ.
− Содержание и форма.
− Художественный вымысел, фантастика.
− Историко-литературный процесс. Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные особенности творчества выдающихся русских писателей XVIII, XIX и XX веков.
− Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
− Форма и содержание литературного произведения: авторская позиция, тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
− Деталь. Символ.
− Психологизм. Народность. Историзм.
− Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
− Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
По окончании 8 класса учащиеся должны: знать / понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков древнерусского периода, XVIII, XIX и XX веков;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска нужной информации в справочных материалах;
развёрнутого ответа на литературный вопрос, составление плана сочинения, написания изложений с элементами сочинения, сочинений по литературным произведениям;
ведения аргументированной полемики;
определения круга чтения и оценки литературных произведений;
самостоятельной подготовки к государственной итоговой аттестации (ОГЭ).
СОДЕРЖАНИЕ
п/п | Наименование разделов | Всего часов |
-
| Введение в предмет | 2 часа |
-
| Теория литературы | 4 часа |
-
| Литературные роды и жанры | 4 часа |
-
| Художественные тропы и иные приемы выразительности | 6 часов |
-
| Основные сведения русского стихосложения | 4 часа |
-
| Литературные направления в русской литературе | 10 часов |
-
| Литературный анализ художественного текста | 4 часа |
-
| Итоговая контрольная работа | 1 час |
| Итого | 35 часов |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
По плану | Факт | |
1 | Введение. Эстетическое и художественное | 1 | 03.09-08.09 | | |
2 | Место литературы в российском и мировом культурном пространстве | 1 | 10.09-15.09 | | |
Теория литературы (4 часа) |
3 | Понятие о художественном произведении и его структуре | 1 | 17.09-22.09 | | |
4 | Художественный мир произведения | 1 | 24.09-29.09 | | |
5 | Композиция художественного произведения. Сюжет, фабула и конфликт художественного произведения | 1 | 01.10-06.10 | | |
6 | Эстетические категории в художественном произведении | 1 | 08.10-13.10 | | |
Литературные роды и жанры (4 часа) |
7 | Литературные роды и жанры. Эпос и его жанры (на примере текстов русской художественной литературы) | 1 | 15.10-20.10 | | |
8 | Драматургия и её жанры (на примере текстов русской художественной литературы) | 1 | 22.10-27.10 | | |
9 | Лирика и её жанры (на примере текстов русской художественной литературы) | 1 | 06.11-10.11 | | |
10 | К/р Тест на тему «Литературные роды и жанры» | 1 | 12.11-17.11 | | |
Художественные тропы и иные приемы выразительности (6 часов) |
11 | Художественные тропы и иные приемы выразительности. Понятие «троп» и его виды | 1 | 19.11-24.11 | | |
12 | Художественные тропы (на примере текстов русской художественной литературы) | 1 | 26.11-01.12 | | |
13 | Синтаксические изобразительные возможности языка (на примере текстов русской художественной литературы) | 1 | 03.12-08.12 | | |
14 | Анализ синтаксических конструкций на примере текстов русской художественной литературы | 1 | 10.12-15.12 | | |
15 | Структурный параллелизм сложных предложений как средство выразительности (на примере текстов русской художественной литературы) | 1 | 17-12-22.12 | | |
16 | Р/р Анализ эпизода, с точки зрения использования в нем различных тропов и приемов выразительности | 1 | 09.01-12.01 | | |
Основные сведения русского стихосложения (4 часа) |
17 | Основные сведения русского стихосложения | 1 | 14.01-19.01 | | |
18 | Практическая работа над разбором стихотворений русской литературы | 1 | 21.01-26.01 | | |
19 | Практическая работа над разбором стихотворений русской литературы | 1 | 28.01-02.02 | | |
20 | Тест по теме «Русское стихосложение» | 1 | 04.02-09.02 | | |
Литературные направления в русской литературе (10 часов) |
21-22 | Литературные направления в русской литературе. | 2 | 11.02-16.02 18.02-22.02 | | |
23-24 | Классицизм (на примере творчества авторов ) | 2 | 25.02-02.03 04.03-09.03 | | |
25-26 | Классицизм и сентиментализм. | 2 | 11.03-16.03 18.03-23.03 | | |
27 | Классицизм и сентиментализм. Сопоставительный анализ | 1 | 01.04-06.04 | | |
28-29 | Романтизм и реализм. | 2 | 08.04-13.04 15.04-20.04 | | |
30 | Романтизм и реализм. Сопоставительный анализ | 1 | 22.04-27.04 | | |
Литературный анализ художественного текста (4 часа) |
31-32 | Литературный анализ художественного текста. План анализа | 2 | 29.04-04.05 06.05-11.05 | | |
33 | Практическая работа. Анализ одного художественного прозаического текста из русской литературы | 1 | 13.05-18.05 | | |
34 | Практическая работа. Анализ одного художественного лирического текста из русской литературы | 1 | 20.05-25.05 | | |
35 | Итоговая контрольная работа | 1 | 27.05-31.05 | | |