Пояснительная записка.
Рабочая программа по родном языку «Адыгэбзэ».
Родной язык предназначен для учащихся 5-9-х классов общеобразовательных
организаций с русским языком обучения.
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта и примерной образовательной программы основного общего образования (в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 г. федерального учебно- методического объединения по общему образованию), с учетом основных положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Содержание Программы входит в этнокультурный компонент и учитывает основные положения Законов Карачаево‑Черкесской Республики: № 53‑РЗ от 28.12.2001 г. «О языках народов Карачаево‑Черкесской Республики» и № 72‑РЗ от 06.12.2013 г. «Об отдельных вопросах в сфере образования на территории Карачаево‑Черкесской Республики».
Планирование ориентировано на учебник «Адыгэбзэ». 5 класс. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. (Гяургиев Х. З.) – г. Нальчик. ГУ «Издательство «Эльбрус».
В Программе определены ценности, цели и задачи изучения учебного предмета «Адыгэбзэ», его место в учебном плане, планируемые результаты обучения, содержание предмета, а также представлено тематическое планирование и требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса.
Содержание предмета.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры родного народа, средством приобщения к богатствам черкесской культуры и литературы.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования является усвоение содержания предмета «Адыгэбзэ», достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Основными задачами обучения родному языку в общеобразовательных организациях с обучением на русском языке (для учащихся, изучающих родной язык) являются:
- усиление мотивации к изучению родного языка, заложенной в начальных классах, уважительное отношение к своей национальности, его истории и культуре, а также воспитание положительного отношения к представителям других национальностей и их духовному наследию;
- последовательное обучение в соответствии со всеми видами речевой деятельности и разделами кабардино-черкесского языкознания;
- освоение различных способов искусства общения; обучение красивому и грамотному общению на родном языке;
- совершенствование умений и навыков устной и письменной речи, научить пользоваться всеми возможностями родного языка в повседневной жизни;
- беспрерывное получение знаний и накопление опыта коммуникации посредством родного языка;
- формирование навыков использования родного языка как средства получения знаний по другим предметам;
- привлечение учащихся к изучению наследия адыгской национальной культуры;
- на уроках родного языка учитывать взаимосвязь образовательных и воспитательных задач;
- обратить внимание на воспитательное значение при выполнении письменных работ (изложений и сочинений);
- совершенствование логического мышления учащихся, умение связно, доступно и последовательно излагать свои мысли на родном языке в устной и письменной форме;
- совершенствование умений и навыков чтения, письма, работы с учебником, дополнительной и справочной литературой;
- проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет;
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах кабардино-черкесского литературного языка.
Содержание обучения черкесскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Основное содержание учебного предмета
Содержание, рекомендуемое к усвоению в 5 классе (68 ч)
На изучение программы – 50 ч.
Уроки развития речи – 8 ч.
Диктанты - 5 ч.
Повторение – 5 ч.
Введение. Понятие о языке
Язык и человек. Общение устное и письменное. Понятие о литературном языке. Первые понятия о стилях речи.
Повторение пройденного материала в начальных классах
Состав слова. Части слова. Правописание гласных а и э.
Самостоятельные части речи. Имя существительное и имя прилагательное.
Правописание сочетаемых слов.
Глагол.
Синтаксис. Пунктуация
1. Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение, текст. Словосочетание как единица синтаксиса. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Предложение. Простое предложение. Виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения, выделения, разделения (повтора).
Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения.
Пунктуационный разбор простого предложения.
2. Умение соблюдать правила пунктуации в рамках изученного материала. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
3. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение по картине. Сочинение повествование.
Фонетика. Орфография. Орфоэпия. Культура речи
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Классификация гласных и согласных звуков. Лабиализованные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков. Правописание звонких и глухих согласных. Слог. Ударение в слове. Алфавит кабардино-черкесского литературного языка. Фонетический разбор слова. Графика как раздел о языке. обозначение звуков речи на письме, алфавит. Орфографические словари. Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари.
Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника. Умение находить справки о произношении слов в различных словарях.
Типы текстов. Повествование. Описание предмета, отбор языковых средств, в зависимости от темы и цели. Подробное изложение повествовательного текста с описанием.
Лексика. Культура речи
Лексика как раздел науки о языке. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи
Изменение и образование слов: окончание, основа слова, корень слова. Однокоренные слова. Разбор слова по составу. Правописание й в конце слова. Правописание гласных букв а и э. Правописание окончания-суффикса –у//-уэ. Правописание префиксов зы-, зэ-. Слитное правописание определительного и определяемого слова. Умение употреблять слова с разными префиксами и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими словарями. Рассуждение о повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки имен существительных. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные собственные и нарицательные.
Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Склонения имен существительных по падежам. Значение падежей. Определенное и неопределенное склонение. Склонение нарицательных существительных. Не склоняющие имена существительные. Правописание заимствованных существительных. Способы образования существительных. Склонение существительных с определительным словом. Морфологический разбор существительных. Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов. Умение менять значение слова с помощью суффиксов. Доказательства и объяснения в рассуждение. Сжатое изложение - повествование.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Качественные и относительные прилагательные. Степени сравнения прилагательных. Превосходная степень. Склонение имен прилагательных. Сочетание прилагательных с существительными и особенности оформления этого сочетания падежными окончаниями и суффиксом множественного числа. Правописание заимствованных из русского языка прилагательных.
Способы словообразования прилагательных. Правописание сложносочиненных прилагательных. Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов. Умение использовать суффиксы. Умение использовать в языке прилагательных с переносным значением. Умение использовать прилагательные – антонимы. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности данного жанра.
Повторение и систематизация пройденного материала в 5 классе
Разделы науки о языке. Орфограммы в падежных окончаниях слов. Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в сложном предложении.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения родного языка ученик должен
знать/понимать
роль родного языка как национального языка черкесского народа;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения родного (черкесского) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Поурочное планирование № п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | Язык. Общие сведения о языке. Разделы науки о языке | 5 | | | | |
1.1 | Язык как средство общения | 1 | | | 2. 09 | фронтальный |
1.2 | Родной язык – основа существования народа. Язык и речь. | 1 | | | 6. 09 | фронтальный |
1.3 | Устная и письменная речь. | 1 | | | 9. 09 | |
1.4 | Общие понятия о черкесском литературном языке. | 1 | | | 13. 09 | |
1.5 | Звуки и буквы. Состав слов Правописание гласных а и э.а. | 1 | | | 16. 09 | фронтальный |
1.5 | Контрольный диктант. | | 1 | | 20. 09 | входной |
2. | Повторение материала, изученного в начальных классах. | 5 | | | | |
2.1 | Части речи. | 1 | | | 23. 09 | |
2.2 | Самостоятельные части речи. | 1 | | | 27. 09 | фронтальный |
2.3 | Правописание сочетаемых слов | 1 | | | 30. 09 | письменный |
2.5 | Изложение | | 2 | | 4, 7. 10 | входящий |
3. | Синтаксис. Пунктуация. | 17 | | | | |
3.1 | Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение, текст. | 1 | | | 11. 10 | |
3.2 | Словосочетание его признаки. Главное и зависимое слово в словосочетании. | 1 | | | 14.10 | письменный |
3.3 | Предложение, его признаки. Простое предложение. | 1 | | | 18. 10 | письменный |
3.4 | Виды простых предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Восклицательные предложения. | 1 | | | 21. 10 | индивидуальный |
3.5 | Контрольный диктант. | | | 1 | 25. 10 | индивидуальный |
3.6 | Знаки препинания в конце предложения. Грамматическая основа предложения. | 1 | | | 28. 10 | |
3.7 | Главные члены предложения. Распространенные, нераспространенные предложения. | 1 | | | 8. 11 | |
3.8 | Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство. | 1 | | | 11. 11 | текущий |
3.9. | Контрольный диктант | 1 | | | 15. 11 | |
3.10. | Предложения с однородными членами | 1 | | | 18. 11 | |
3.11 | Обобщающее слово при однородных членах предложения. Знаки препинания в предложении с однородными членами и обобщающим словом перед и после однородных членов. | 1 | | | 22. 11 | письменный |
3.12 | Предложения с обращением. Интонация, пунктуация предложений с обращением. | 1 | | | 25. 11 | |
3.13 | Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | 1 | | | 29. 11 | |
3.14. | Простое и сложное предложение. | 1 | | | 2. 12 | письменный |
315 | Монолог | 1 | | | 6. 12 | |
3.16 | Диалог. Оформление диалога на письме. | 1 | | | 13. 12 | |
| Контрольный диктант | | 1 | | 13. 12 | текущий |
4. | Текст | 5 | | | | |
4.1 | Структура текста: оглавление, тема, основная мысль, абзац и т.д. | 1 | | | 16. 12 | |
4.2 | Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. | 1 | | | 20. 12 | |
4.3 | Практическая работа по формированию умений делить тексты на абзацы. Формирование умений составлять план текста. | 1 | | | 23. 12 | |
4.4 | Определение темы текста. Формирование умений различать тексты в разговорном и художественном стилях. | 1 | | | 10. 01 | |
5. | Фонетика, графика, орфоэпия, орфография. | 11 | | | | |
5.1 | Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Образование звуков. | 1 | | | 13. 01 | |
5.2. | Классификация гласных и согласных звуков. Абруптивные согласные. Лабиализованные согласные. Звонкие и глухие согласные. | 1 | | | 17. 01 | |
5.3. | Правописание звонких и глухих согласных. | 1 | | | 20. 01 | тематический |
5.4 | Слог. | 1 | | | 24. 01 | |
5.5 | Ударение в слове. Правила переноса слов. Фонетический разбор слова. | 1 | | | 27. 01 | |
5.6 | Орфоэпия Основные нормы произношения гласных и согласных звуков. Особенности произношения слов, заимствованных из русского языка. | 1 | | | 31. 02 | |
5.7 | Слог. Открытые и закрытые слоги. Орфоэпический тренинг. Орфоэпические словари. | 1 | | | 3. 02 | тематический |
5.8 | Р/р. Изложение | 2 | | | 7, 10 02 | |
5.9 | Графика - раздел науки о языке. Соотношение звука и буквы. Звуки, обозначаемые одним, двумя, тремя, четырьмя знаками. Значение букв я, и, е, и др. Буквы (ь, ъ), не обозначенные звуками. | 1 | | | 14. 02 | |
5.10 | Алфавит черкесского литературного языка. | 1 | | | 17. 02 | |
5.11 | Орфография – раздел правописания. Правописание разделительных ъ и ы. | 1 | | | 21. 02 | тематический |
5.12 | Развитие речи. Сочинение-описание по репродукции картины одного из черкесских художников (по выбору учителя) | | | 1 | 24. 02 | индивидуальный |
| Проектная работа по теме «Значение букв я, и, е» | | | 1 | 28. 02 | групповой |
6. | Лексикология и фразеология. | 8 | | | | |
6.1 | Лексикология как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слова. | 1 | | | 3. 03 | |
6.2 | Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Речевой этикет. Толковый словарь черкесского языка. | 1 | | | 7. 03 | тематический |
6.3 | Исконно черкесские и заимствованные слова. Профессиональные слова. Интернациональные слова. Неологизмы и устаревшие слова (архаизмы). | 1 | | | 10. 03 | |
6.4 | Омонимы. Синонимы. Антонимы. Словарь синонимов. | 1 | | | 14. 03 | |
6.5 | Контрольный диктант | | 1 | | 17. 03 | |
6.6 | Фразеология как раздел науки о языке. Фразеологические обороты. | 1 | | | 21.03 | индивидуальный |
6.7 | Отличие фразеологизмов от пословиц и поговорок. Крылатые выражения. Работа с фразеологическим словарем. | 1 | | | | тематический |
7. | Морфемика. Орфография | 13 | | | | |
7.1 | Морфемика – раздел лингвистики. Морфема – минимальная значимая единица языка, часть слова. | 1 | | | | |
7.2 | Словообразующие и формообразующие морфемы. Состав слова. Корень слова. | 1 | | | | |
7.3 | Падежные окончания. Словообразующие префиксы: личные префиксы, временные префиксы. | 1 | | | | |
7.4 | Промежуточная аттестация | | 1 | | | |
7.5 | Словоизменительные суффиксы: со значением множественного числа, со значением времени. | 1 | | | | |
7.6 | Основа слова. Словообразующие префиксы, суффиксы. Морфемный разбор слова. | 1 | | | | |
7.7 | Изложение | | 2 | | | индивидуальный |
7.8 | Правописание й в конце слова. | 1 | | | | |
7.9 | Правописание буквы а со значением звука [э]. | 1 | | | | |
7.10 | Правописание в основе слова в словообразовательных префиксах гласных букв ы и э. | 1 | | | | |
7.11 | Правописание окончания-суффикса –у//-уэ. | 1 | | | | |
7.12 | Правописание префиксов зы-, зэ- | 1 | | | | |
7.13 | Итоговая контрольная работа. | | 1 | | | итоговая |
8.1 | Повторение и систематизация изученного в 5 классе материала. | 2 | | 18 | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | | | |
Учебно-методическое обеспечение
1. Апажев М. Л. Проблемы кабардинской лексики: пособие для студентов-филологов и учителей-словесников. – Нальчик: Эльбрус, 1992. – 335 с.
2. Гяургиев Х. З. Методика преподавания кабардинского языка: Пособие для учителей общеобразоват. шк. – Нальчик: Эльбрус, 1985. – 329 с.
3. Гяургиев Х. З. Сборник упражнений по кабардинской орфографии и пунктуации. – Нальчик: Эльбрус, 1998. – 327 с.
4. Гяургиев Х. З. Кабардинский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – Нальчик: Эльбрус, 2014. – 270 с.
5. Ионова Л. М. Префиксы глагольного словообразования кабардино-черкесского языка: методические рекомендации: учебное пособие. – Карачаевск: КЧГУ, 2014. – 49 с.
6. Ионов З. Х-М. Словообразовательные способы в кабардино-черкесском языке (глагольное словообразование): учебное пособие. – Карачаевск: КЧГУ, 2006. – 172 с.
7. Кантемирова Б. А. Упражнения по лексике и фразеологии. Черкесск: РИПКРО, 2011. – 193 с.
Методическая литература
1..Анзорова С. П., Кантемирова Б.А. Сборник упражнений по развитию речи (на кабардино-черкесском языке). – Карачаевск: КЧГУ, 2007. – 198 с.
2.Бакова М. И. Учебный словарь антонимов кабардино-черкесского языка. – Карачаевск: КЧГУ, 2011. – 136 с.
3. Кантемирова Б. А. Пособие для письменных работ. – Черкесск: КЧРИПКРО, 2005. – 87 с.
4. Кантемирова Б. А. Сборник упражнений по лексике и фразеологии (на кабардино-черкесском языке). Учебное пособие. – Черкесск: КЧРИПКРО, 2011. – 128 с.
5. Кантемирова Б. А., Адышесова М. Р. Методические рекомендации для учителей родного (кабардино-черкесского языка и литературы в средних и старших классах. – Черкесск: КЧРИПКРО, 2009. – 75 с.
6. Кантемирова Б. А., Эльмесова Л. А. Контрольно-измерительный материал по кабардино-черкесскому языку для учащихся 5-9 классов. – Нальчик: изд-во М. и В. Котляровых, 2012. – 112 с.
Словари
1.Апажев М. Л., Коков Дж. Н. Кабардино-черкесско-русский словарь. Около 27000 слов. – Нальчик: Эльбрус, 2008.
2.Бербеков Б. Ч., Бижоев Б. Ч., Утижев Б. К. Школьный фразеологический словарь кабардино-черкесского языка. – Нальчик: Эльбрус, 2001. – 240 с.
3. Бижоев Б. Ч. Школьный толковый словарь кабардино-черкесского языка: около 7000 слов. – Нальчик: Эльбрус, 2015.
4. Большой русско-кабардино-черкесский словарь. Сост. Бижоев Б.Ч., Жилетежев Х.Ч., Кумыкова Д.М., Тимижев Х.Т. Нальчик: ООО «Фрегат», 2021. – 792 с.
5. Дзуганова Р. Х., Шериева Н. Г. Словарь синонимов кабардинского языка (для школ). – Нальчик: Эльбрус, 1997 –120 с.
6. Пшибиев И. Х., Сакиев Н. Я. «Краткий словарь синонимов» (на кабардино-черкесском языке). – Черкесск: Ставропольское книжное изд-во, 1971. – 272 с.
7. Пшибиев И. Х. Краткий словарь антонимов кабардино-черкесского языка. – Нальчик: Эльбрус, 1989. – 57 с.
8. Словарь кабардино-черкесского языка. Около 31000 слов. (Институт гуманитарных исследований Кабардино-Балкарского научного центра РАН. – М.: Дигора, 1999. – 860 с.
Информационно-ресурсное обеспечение
1.Электронная библиотека Кабардино-Балкарского государственного университета им.Х. М. Бербекова // URL: http://lib.kbsu.ru (дата обращения 21.06.2021).
2. Электронная библиотека Карачаево-Черкесского государственного университета им. У. Д. Алиева // URL: http://lib.kchgu.ru (дата обращения 21.06.2021).
3. Карачаево-Черкесская национальная библиотека им. Х. Байрамуковой // URL: http://www.biblioteka09.ru (дата обращения 21.06.2021).
4. Языковой аудиокурс. Разговорник // URL: https://www.goethe-verlag.com/book2/ru/ruad/ruad002.htm (дата обращения 25.02.2020).
5. Помощь в изучении языка адыгов // URL: https://www.anabza.org/ (дата обращения 21.06.2021).
Федеральные интернет-ресурсы по родным языкам
1. Портал «Российское образование» // URL: www.edu.ru (дата обращения 21.06.2021).
2. Фонд сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации // URL: https://родныеязыки.рф (дата обращения: 22.06.2021).
3. Единое окно доступа к образовательным ресурсам // URL: http://window.edu.ru/resource/784/34784 (дата обращения: 14.07.2021).