СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному языку»

Пояснительная записка.

Рабочая программа по родном языку «Адыгэбзэ».

Родной язык предназначен для учащихся 5-9-х классов общеобразовательных

организаций с русским языком обучения.

Программа составлена на основе Федерального государственного образова­тельного стандарта и примерной образовательной программы основного общего образования (в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 г. федерального учебно- методического объединения по общему образованию), с учетом основных поло­жений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гра­жданина России. Содержание Программы входит в этнокультурный компонент и учитывает основные положения Законов Карачаево‑Черкесской Республики: № 53‑РЗ от 28.12.2001 г. «О языках народов Карачаево‑Черкесской Республики» и № 72‑РЗ от 06.12.2013 г. «Об отдельных вопросах в сфере образования на терри­тории Карачаево‑Черкесской Республики».

Планирование ориентировано на учебник «Адыгэбзэ». 5 класс. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. (Гяургиев Х. З.) – г. Нальчик. ГУ «Издательство «Эльбрус».

В Программе определены ценности, цели и задачи изучения учебного предмета «Адыгэбзэ», его место в учебном плане, планируемые результаты обучения, со­держание предмета, а также представлено тематическое планирование и требова­ния к материально-техническому обеспечению образовательного процесса.

Содержание предмета.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры родного народа, средством приобщения к богатствам черкесской культуры и литературы.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования является усвоение содержания предмета «Адыгэбзэ», достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Основными задачами обучения родному языку в общеобразовательных организациях с обучением на русском языке (для учащихся, изучающих родной язык) являются:

- усиление мотивации к изучению родного языка, заложенной в начальных классах, уважительное отношение к своей национальности, его истории и культуре, а также воспитание положительного отношения к представителям других национальностей и их духовному наследию;

- последовательное обучение в соответствии со всеми видами речевой деятельности и разделами кабардино-черкесского языкознания;

- освоение различных способов искусства общения; обучение красивому и грамотному общению на родном языке;

- совершенствование умений и навыков устной и письменной речи, научить пользоваться всеми возможностями родного языка в повседневной жизни;

- беспрерывное получение знаний и накопление опыта коммуникации посредством родного языка;

- формирование навыков использования родного языка как средства получения знаний по другим предметам;

- привлечение учащихся к изучению наследия адыгской национальной культуры;

- на уроках родного языка учитывать взаимосвязь образовательных и воспитательных задач;

- обратить внимание на воспитательное значение при выполнении письменных работ (изложений и сочинений);

- совершенствование логического мышления учащихся, умение связно, доступно и последовательно излагать свои мысли на родном языке в устной и письменной форме;

- совершенствование умений и навыков чтения, письма, работы с учебником, дополнительной и справочной литературой;

- проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет;

- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах кабардино-черкесского литературного языка.

Содержание обучения черкесскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.


    1. Основное содержание учебного предмета

Содержание, рекомендуемое к усвоению в 5 классе (68 ч)

На изучение программы – 50 ч.

Уроки развития речи – 8 ч.

Диктанты - 5 ч.

Повторение – 5 ч.


Введение. Понятие о языке

Язык и человек. Общение устное и письменное. Понятие о литературном языке. Первые понятия о стилях речи.

Повторение пройденного материала в начальных классах

Состав слова. Части слова. Правописание гласных а и э.

Самостоятельные части речи. Имя существительное и имя прилагательное.

Правописание сочетаемых слов.

Глагол.

Синтаксис. Пунктуация

1. Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение, текст. Словосочетание как единица синтаксиса. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Предложение. Простое предложение. Виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения, выделения, разделения (повтора).

Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения.

Пунктуационный разбор простого предложения.



2. Умение соблюдать правила пунктуации в рамках изученного материала. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

3. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение по картине. Сочинение повествование.

Фонетика. Орфография. Орфоэпия. Культура речи

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Классификация гласных и согласных звуков. Лабиализованные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков. Правописание звонких и глухих согласных. Слог. Ударение в слове. Алфавит кабардино-черкесского литературного языка. Фонетический разбор слова. Графика как раздел о языке. обозначение звуков речи на письме, алфавит. Орфографические словари. Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари.

Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника. Умение находить справки о произношении слов в различных словарях.

Типы текстов. Повествование. Описание предмета, отбор языковых средств, в зависимости от темы и цели. Подробное изложение повествовательного текста с описанием.

Лексика. Культура речи

Лексика как раздел науки о языке. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.



Морфемика. Орфография. Культура речи

Изменение и образование слов: окончание, основа слова, корень слова. Однокоренные слова. Разбор слова по составу. Правописание й в конце слова. Правописание гласных букв а и э. Правописание окончания-суффикса –у//-уэ. Правописание префиксов зы-, зэ-. Слитное правописание определительного и определяемого слова. Умение употреблять слова с разными префиксами и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими словарями. Рассуждение о повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.



Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки имен существительных. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные собственные и нарицательные.

Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Склонения имен существительных по падежам. Значение падежей. Определенное и неопределенное склонение. Склонение нарицательных существительных. Не склоняющие имена существительные. Правописание заимствованных существительных. Способы образования существительных. Склонение существительных с определительным словом. Морфологический разбор существительных. Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов. Умение менять значение слова с помощью суффиксов. Доказательства и объяснения в рассуждение. Сжатое изложение - повествование.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Качественные и относительные прилагательные. Степени сравнения прилагательных. Превосходная степень. Склонение имен прилагательных. Сочетание прилагательных с существительными и особенности оформления этого сочетания падежными окончаниями и суффиксом множественного числа. Правописание заимствованных из русского языка прилагательных.

Способы словообразования прилагательных. Правописание сложносочиненных прилагательных. Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов. Умение использовать суффиксы. Умение использовать в языке прилагательных с переносным значением. Умение использовать прилагательные – антонимы. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности данного жанра.

Повторение и систематизация пройденного материала в 5 классе

Разделы науки о языке. Орфограммы в падежных окончаниях слов. Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в сложном предложении.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ



В результате изучения родного языка ученик должен

знать/понимать

  • роль родного языка как национального языка черкесского народа;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения родного (черкесского) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).


Поурочное планирование


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды,

формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Язык. Общие сведения о языке. Разделы науки о языке

5





1.1

Язык как средство общения

1



2. 09

фронтальный

1.2

Родной язык – основа существования народа. Язык и речь.

1



6. 09

фронтальный

1.3

Устная и письменная речь.

1



9. 09


1.4

Общие понятия о черкесском литературном языке.


1



13. 09


1.5

Звуки и буквы. Состав слов Правописание гласных а и э.а.

1



16. 09

фронтальный

1.5

Контрольный диктант.


1


20. 09

входной

2.

Повторение материала, изученного в начальных классах.

5





2.1

Части речи.

1



23. 09


2.2

Самостоятельные части речи.

1



27. 09

фронтальный

2.3

Правописание сочетаемых слов

1



30. 09

письменный

2.5

Изложение


2


4, 7. 10

входящий

3.

Синтаксис. Пунктуация.

17





3.1


Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение, текст.

1



11. 10


3.2

Словосочетание его признаки. Главное и зависимое слово в словосочетании.

1



14.10

письменный

3.3

Предложение, его признаки. Простое предложение.

1



18. 10

письменный

3.4

Виды простых предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Восклицательные предложения.

1



21. 10

индивидуальный

3.5

Контрольный диктант.



1

25. 10

индивидуальный

3.6



Знаки препинания в конце предложения.

Грамматическая основа предложения.

1



28. 10


3.7

Главные члены предложения. Распространенные, нераспространенные предложения.

1



8. 11


3.8

Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство.

1



11. 11

текущий

3.9.

Контрольный диктант

1



15. 11


3.10.

Предложения с однородными членами

1



18. 11


3.11

Обобщающее слово при однородных членах предложения. Знаки препинания в предложении с однородными членами и обобщающим словом перед и после однородных членов.

1



22. 11

письменный

3.12

Предложения с обращением. Интонация, пунктуация предложений с обращением.

1



25. 11


3.13

Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

1



29. 11


3.14.

Простое и сложное предложение.

1



2. 12

письменный

315

Монолог

1



6. 12


3.16

Диалог. Оформление диалога на письме.

1



13. 12



Контрольный диктант


1


13. 12

текущий

4.

Текст

5





4.1

Структура текста: оглавление, тема, основная мысль, абзац и т.д.

1



16. 12


4.2

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

1



20. 12


4.3

Практическая работа по формированию умений делить тексты на абзацы.

Формирование умений составлять план текста.

1



23. 12


4.4

Определение темы текста. Формирование умений различать тексты в разговорном и художественном стилях.

1



10. 01


5.

Фонетика, графика, орфоэпия, орфография.

11





5.1

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Образование звуков.

1



13. 01


5.2.

 Классификация гласных и согласных звуков. Абруптивные согласные. Лабиализованные согласные. Звонкие и глухие согласные.

1



17. 01


5.3.

Правописание звонких и глухих согласных.

1



20. 01

тематический

5.4

Слог.

1



24. 01


5.5

Ударение в слове. Правила переноса слов. Фонетический разбор слова.

1



27. 01


5.6

Орфоэпия

Основные нормы произношения гласных и согласных звуков. Особенности произношения слов, заимствованных из русского языка.

1



31. 02


5.7

Слог. Открытые и закрытые слоги. Орфоэпический тренинг. Орфоэпические словари.

1



3. 02

тематический

5.8

Р/р. Изложение

2



7, 10 02


5.9

Графика - раздел науки о языке. Соотношение звука и буквы.

Звуки, обозначаемые одним, двумя, тремя, четырьмя знаками. Значение букв я, и, е, и др. Буквы (ь, ъ), не обозначенные звуками.

1



14. 02


5.10

Алфавит черкесского литературного языка.

1



17. 02


5.11

Орфография – раздел правописания. Правописание разделительных ъ и ы.

1



21. 02

тематический

5.12

 Развитие речи. Сочинение-описание по репродукции картины одного из черкесских художников (по выбору учителя)



1

24. 02

индивидуальный


Проектная работа по теме «Значение букв я, и, е»



1

28. 02

групповой

6.

Лексикология и фразеология.

8





6.1

Лексикология как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слова.

1



3. 03


6.2

Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Речевой этикет. Толковый словарь черкесского языка.

1



7. 03

тематический

6.3

Исконно черкесские и заимствованные слова. Профессиональные слова. Интернациональные слова. Неологизмы и устаревшие слова (архаизмы).

1



10. 03


6.4

Омонимы. Синонимы. Антонимы. Словарь синонимов.

1



14. 03


6.5

Контрольный диктант


1


17. 03


6.6

Фразеология как раздел науки о языке. Фразеологические обороты.

1



21.03

индивидуальный

6.7

Отличие фразеологизмов от пословиц и поговорок. Крылатые выражения. Работа с фразеологическим словарем.

1




тематический

7.

Морфемика. Орфография

13





7.1

Морфемика – раздел лингвистики. Морфема – минимальная значимая единица языка, часть слова.

1





7.2

Словообразующие и формообразующие морфемы. Состав слова.

Корень слова.

1





7.3

Падежные окончания. Словообразующие префиксы: личные

префиксы, временные префиксы.

1





7.4

Промежуточная аттестация


1




7.5

Словоизменительные суффиксы: со значением множественного числа, со значением времени.

1





7.6

Основа слова. Словообразующие префиксы, суффиксы. Морфемный разбор слова.

1





7.7

Изложение


2



индивидуальный

7.8

Правописание й в конце слова.

1





7.9

Правописание буквы а со значением звука [э].

1





7.10

Правописание в основе слова в словообразовательных префиксах гласных букв ы и э.

1





7.11

Правописание окончания-суффикса –у//-уэ.

1





7.12

 Правописание префиксов зы-, зэ-

1





7.13

Итоговая контрольная работа.


1



итоговая

8.1

Повторение и систематизация изученного в 5 классе материала.

2


18



ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68


 

 



Учебно-методическое обеспечение

1. Апажев М. Л. Проблемы кабардинской лексики: пособие для студентов-филологов и учителей-словесников. – Нальчик: Эльбрус, 1992. – 335 с.

2. Гяургиев Х. З. Методика преподавания кабардинского языка: Пособие для учителей общеобразоват. шк. – Нальчик: Эльбрус, 1985. – 329 с.

3. Гяургиев Х. З. Сборник упражнений по кабардинской орфографии и пунктуации. – Нальчик: Эльбрус, 1998. – 327 с.

4. Гяургиев Х. З. Кабардинский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – Нальчик: Эльбрус, 2014. – 270 с.

5. Ионова Л. М. Префиксы глагольного словообразования кабардино-черкесского языка: методические рекомендации: учебное пособие. – Карачаевск: КЧГУ, 2014. – 49 с.

6. Ионов З. Х-М. Словообразовательные способы в кабардино-черкесском языке (глагольное словообразование): учебное пособие. – Карачаевск: КЧГУ, 2006. – 172 с.

7. Кантемирова Б. А. Упражнения по лексике и фразеологии. Черкесск: РИПКРО, 2011. – 193 с.



Методическая литература

1..Анзорова С. П., Кантемирова Б.А. Сборник упражнений по развитию речи (на кабардино-черкесском языке). – Карачаевск: КЧГУ, 2007. – 198 с.

2.Бакова М. И. Учебный словарь антонимов кабардино-черкесского языка. – Карачаевск: КЧГУ, 2011. – 136 с.

3. Кантемирова Б. А. Пособие для письменных работ. – Черкесск: КЧРИПКРО, 2005. – 87 с.

4. Кантемирова Б. А. Сборник упражнений по лексике и фразеологии (на кабардино-черкесском языке). Учебное пособие. – Черкесск: КЧРИПКРО, 2011. – 128 с.

5. Кантемирова Б. А., Адышесова М. Р. Методические рекомендации для учителей родного (кабардино-черкесского языка и литературы в средних и старших классах. – Черкесск: КЧРИПКРО, 2009. – 75 с.

6. Кантемирова Б. А., Эльмесова Л. А. Контрольно-измерительный материал по кабардино-черкесскому языку для учащихся 5-9 классов. – Нальчик: изд-во М. и В. Котляровых, 2012. – 112 с.

Словари

1.Апажев М. Л., Коков Дж. Н. Кабардино-черкесско-русский словарь. Около 27000 слов. – Нальчик: Эльбрус, 2008.

2.Бербеков Б. Ч., Бижоев Б. Ч., Утижев Б. К. Школьный фразеологический словарь кабардино-черкесского языка. – Нальчик: Эльбрус, 2001. – 240 с.

3. Бижоев Б. Ч. Школьный толковый словарь кабардино-черкесского языка: около 7000 слов. – Нальчик: Эльбрус, 2015.

4. Большой русско-кабардино-черкесский словарь. Сост. Бижоев Б.Ч., Жилетежев Х.Ч., Кумыкова Д.М., Тимижев Х.Т. Нальчик: ООО «Фрегат», 2021. – 792 с.

5. Дзуганова Р. Х., Шериева Н. Г. Словарь синонимов кабардинского языка (для школ). – Нальчик: Эльбрус, 1997 –120 с.

6. Пшибиев И. Х., Сакиев Н. Я. «Краткий словарь синонимов» (на кабардино-черкесском языке). – Черкесск: Ставропольское книжное изд-во, 1971. – 272 с.

7. Пшибиев И. Х. Краткий словарь антонимов кабардино-черкесского языка. – Нальчик: Эльбрус, 1989. – 57 с.

8. Словарь кабардино-черкесского языка. Около 31000 слов. (Институт гуманитарных исследований Кабардино-Балкарского научного центра РАН. – М.: Дигора, 1999. – 860 с.


Информационно-ресурсное обеспечение

1.Электронная библиотека Кабардино-Балкарского государственного университета им.Х. М. Бербекова // URL: http://lib.kbsu.ru (дата обращения 21.06.2021).

2. Электронная библиотека Карачаево-Черкесского государственного университета им. У. Д. Алиева // URL: http://lib.kchgu.ru (дата обращения 21.06.2021).

3. Карачаево-Черкесская национальная библиотека им. Х. Байрамуковой // URL: http://www.biblioteka09.ru (дата обращения 21.06.2021).

4. Языковой аудиокурс. Разговорник // URL: https://www.goethe-verlag.com/book2/ru/ruad/ruad002.htm (дата обращения 25.02.2020).

5. Помощь в изучении языка адыгов // URL: https://www.anabza.org/ (дата обращения 21.06.2021).

Федеральные интернет-ресурсы по родным языкам

1. Портал «Российское образование» // URL: www.edu.ru (дата обращения 21.06.2021).

2. Фонд сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации // URL: https://родныеязыки.рф (дата обращения: 22.06.2021).

3. Единое окно доступа к образовательным ресурсам // URL: http://window.edu.ru/resource/784/34784 (дата обращения: 14.07.2021).
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!