Муниципальное общеобразовательное учреждение
Крестовоздвиженская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Методическим объединением учителей начальных классов Протокол от ____2019г. №____ Руководитель МО _______ Шушкевич О.К. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР______ Яковлева Н.В. _____________2019 г. | «Утверждено» Директор МОУ СОШ _________Н.А.Мышанская. Приказ от 2019г № |
Рабочая программа
по учебному курсу «Литературное чтение на родном языке»
Уровень обучения - начальное общее образование,1 класс
Учитель начальных классов: Шушкевич О.К
2019– 2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273
ФЗ
Федерального государственного образовательного стандарта от 06.10.2009 г. №373
Примерных программ созданных на основе ФГОС;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России под редакцией А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишаков, М. «Просвещение», 2009г;
Авторской программы Л.Ф. Климановой, В. Г. Горецкий «Литературное чтение», созданной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
Учебного плана МОУ Крестовоздвиженская СОШ на 2019-2020учебный год.
Рабочая программа разработана для УМК «Школа России», к учебнику Л.Ф. Климановой , В. Г. Горецкого «Литературное чтение» 1 класс, М.: «Просвещение»,2018 г.
Цели и задачи курса
Цели обучения литературному чтению на русском языке:
1. Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
2. Формирование элементарной лингвистической компетенции.
3. Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Курс литературного чтения на русском языке в особой мере влияет на решение следующих задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста, воспитание интереса к чтению и книге.
2. Овладение речевой и коммуникативной культурой.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
4.Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
«Литературное чтение на родном языке» обеспечивают:
1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Первоклассник научится:
– читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
– использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
– ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы.
– ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
– участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Первоклассник получит возможность научиться:
– воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
– сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
– определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение на родном языке» являются следующие умения:
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
(лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– заучивать наизусть небольшие стихотворения;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
– различать рассказ и стихотворение.
Место предмета в учебном плане
На предмет «Литературное чтение на русском языке» отводится по 0,5 ч в неделю, со 2 полугодия. Курс рассчитан на 8 недель,16 часов
Тематическое планирование
№ | Тема | Колич.часов |
1 | Жили – были буквы (2ч) | 2 |
2 | Загадки. Сказки. Небылицы. (7ч) | 7 |
3 | Апрель, апрель! Звенит капель… (3ч) | 3 |
4 | И в шутку, и всерьёз… (2ч) | 2 |
5 | Я и мои друзья. (1ч) | 1 |
6 | О братьях наших меньших (1ч) | 1 |
| итого | 16 |
Календарно - тематическое планирование ,Программа «Школа России»
Учебник «Азбука» 1 класс, литературное чтение на родном языке
Авторы: В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова
№ п/п | Название разделов, тем | Кол-во часов | Виды, формы контроля | Дата |
план | факт |
Жили – были буквы (2ч) |
1 | С.Чёрный «Живая азбука» Ф.Кривин «Почему «А» поёт, а «Б» нет» | 1 | Текущий | 02.04 | |
2 | Рассказы и стихи о буквах | 1 | Текущий | 06.04 | |
Загадки. Сказки. Небылицы. (7ч) |
3 | Русская народная сказка «Курочка ряба». Е.Чарушин «Теремок» | 1 | Текущий | 09.04 | |
4 | Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» | 1 | Текущий | 13.04 | |
5 | Загадки. Русские народные сказки. Русские народные песни. Потешки и небылицы. | 1 | Текущий | 16.04 | |
6 | 4.»Рифмы Матушки Гусыни». Английские песенки: «Не может быть», «Король Пипин», «Дом, который построил Джек». | 1 | Текущий | 20.04 | |
7 | А.С.Пушкин. Отрывки из произведений. К.Ушинский. «Гусь и журавль». Л.Толстой. «Зайцы и лягушки» | 1 | Текущий | 23.04 | |
8 | Сказка «Петух и собака» | 1 | Текущий | 27.04 | |
9 | Обобщение и проверка знаний по теме «Сказки, загадки, небылицы» | 1 | тематический | 30.04 | |
Апрель, апрель! Звенит капель… (3ч) |
10 | Стихотворения русских поэтов о природе. А.Майков «Ласточка примчалась из-за бела моря…», А.Плещеев «Травка зеленеет, солнышко блестит..» | 1 | Текущий | 04.05 | |
11 | Лирические стихотворения поэтов. А.Майков «Весна», Т Белозёров «Подснежники», С.Маршак «Апрель» | 1 | Текущий | 07.05 | |
12 | Стихотворения. В.Берестов «Воробушки», Р.Сеф «Чудо» | 1 | Текущий | 11.05 | |
И в шутку, и всерьёз… (2ч) |
13 | К.Чуковский «Телефон» | 1 | Текущий | 14.05 | |
14 | К.Ушинский. «Ворона и сорока», «Что хорошо и что дурно?», «Худо тому, кто добра не делает никому». | 1 | тематический | 18.05 | |
Я и мои друзья. (1ч) |
15 | В.Орлов «Кто первый?», С.Михалков «Бараны», С. Маршак. «Хороший день» | 1 | Текущий | 21.05 | |
О братьях наших меньших (1ч) |
16 | С.Михалков «Трезор», Р.Сеф «Кто любит собак…» | 1 | Текущий | 25.05 | |