Рассмотрена на Утверждена Введена в действие
заседании МО на заседании Директор школы
учителей - предметников педагогического _________/Бурцева В.Н.
предметников совета приказ №________
руководитель МО Протокол №___ от « __» _________2019г.
____________/Голобокова О.Н./ от «__»_______2019г.
Протокол №___ от
« __» _______2019 г.
Управление образования
Администрации Тимского района
Муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение
«Введенская основная
общеобразовательная школа»
Рабочая программа
основного общего образования
по родному языку
для 7 класса
Разработала учитель Цуканова Олеся Александровна
Курская область, Тимский район,
село Введенка, 2020 год
Пояснительная записка
Настоящая примерная рабочая программа по учебному предмету
«Родной язык (русский)» для 7-го класса разработана на основе
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (http://www.edu.ru/);
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России;
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- Федерального закона от 29.12.2012 N-273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции;
- Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках
народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-
ФЗ);
-Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от
17.12.2010 № 1897) в действующей редакции;
- Примерной программы основного общего образования по русскому языку
для основной школы, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта;
-Примерной программы по учебному предмету «Русский язык (родной)» для
образовательных организаций, реализующих программы основного общего
образования, одобренной решением федерального научно-методического
объединения по общему образованию (Протокол №2/18 от 31 января 2018
года);
- авторской программы (автор программы Л.О. Савчук под ред.
Е.Я. Шмелёвой), соответствующей федеральному государственному
образовательному стандарту.
Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются
цели изучения русского родного языка, определяется место учебного
предмета «Родной язык» в учебном плане, даётся общая характеристика
курса, характеризуются его основные содержательные линии.
Программа устанавливает требования к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования по русскому
родному языку на личностном, метапредметном и предметном уровнях,
примерное содержание учебного предмета «Русский язык (родной)».
Предлагается возможный вариант календарно-тематического планирования
уроков родного языка (русского) для 7-го класса.
Цели и задачи учебной дисциплины
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку
основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах
Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования по
русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным
образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют
свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером
курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных
регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим в курсе родного языка (русского)
актуализируются следующие цели:
воспитание гражданина и патриота;
формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
осознание национального своеобразия русского языка;
формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;
воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного
языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации
родного языка;
воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
овладение культурой межнационального общения;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,
обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в
разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и
категориях современного русского литературного языка, которые
обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в
различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского
языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной
специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и
фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом
этикете;
совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия
ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию;
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение
практического опыта исследовательской работы по русскому языку,
воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к
фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа,
формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и
других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных
традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о
русской языковой картине мира, о национальном языке как базе
общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих
стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства,
гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и
культурам других народов нашей страны и мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке
как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии
подвижности и стабильности как одной из основных характеристик
литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма
обучающихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой
кодификации.
Программой предусматривается расширение и углубление
межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не
только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе
изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов
Место учебного предмета «Родной язык (русский)»
Программа составлена на основе требований к предметным
результатам освоения основной образовательной программы представленной в федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение родного языка в 7 классе в объеме 35 часов
Личностные, предметные, метапредметные результаты освоения учебного предмета за курс обучения
Личностные:
воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на
родном языке как хранителю культуры, включение в культурно – языковое поле своего народа;
• приобщение к литературному наследию своего народа;
• формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;
• осознание исторической преемственности поколений, своей
ответственности за сохранение культуры народа.
Метапредметные:
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его
функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами речевого этикета;
• получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся
явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его
функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование
аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных
функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные:
понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:
• осознание роли русского родного языка в жизни общества и
государства, в современном мире;
• осознание роли русского родного языка в жизни человека;
• осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи
исторического развития языка с историей общества;
• осознание национального своеобразия, богатства, выразительности
русского родного языка;
• понимание и истолкование значения слов с национально-культурным
компонентом, правильное употребление их в речи;
понимание особенностей употребления слов с суффиксами
субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и
произведениях художественной литературы разных исторических эпох;
понимание слов с живой внутренней формой;
• осознание национального своеобразия общеязыковых и
художественных метафор, народных и поэтических слов-символов,
обладающих традиционной метафорической образностью; распознавание,
характеристика.
• понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с
национально-культурным компонентом; комментирование истории
происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их
в современных ситуациях речевого общения;
• понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых
слов и выражений; знание источников крылатых слов и выражений;
правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений
в современных ситуациях речевого общения;
• характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика
исконно русская и заимствованная;
• понимание процессов заимствования лексики как результата
взаимодействия национальных культур;
• характеристика заимствованных слов по языку-источнику (из
славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и
более поздние);
• распознавание старославянизмов, понимание роли старославянского
языка в развитии русского литературного языка; стилистическая
характеристика старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные,
устаревшие);
• понимание роли заимствованной лексики в современном русском
языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков
народов России и мира; общее представление об особенностях освоения
иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований
последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;
понимание причин изменений в словарном составе языка;
• перераспределения пластов лексики между активным и пассивным
запасом слов; определение значения устаревших слов с национально-
культурным компонентом;
• определение значения современных неологизмов, характеристика
неологизмов по сфере употребления и стилистической окраске;
• определение различий между литературным языком и диалектами;
осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально-
культурного своеобразия диалектизмов;
• осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание
внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление
об активных процессах в современном русском языке;
• соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной
специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом
других народов;
• использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая
сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его
словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей
иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических
фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов
и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов,
антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений.
4. Планируемые результаты изучения программы по родному языку
за год обучения
Личностные результаты изучения родного языка.
осознание своей идентичности как гражданина многонациональной страны, объединенной одним языком общения - русским ;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества через художественное слово русских писателей;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия своей страны и мира через тексты разных типов и стилей.
Метапредметные результаты изучения родного языка в основной школе:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать тексты разных стилей, составлять простой и развернутый планы, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и составлять собственный текст ), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения родного языка учащимися включают:
понимание роли русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
осознание смысла понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения; знание основных признаков разговорной речи, научного, публицистического, официaльно-делового стилей, языка художественной литературы;
знание особенностей основных жанров научного, публицистического, официaльно- делового стилей и разговорной речи;
знание признаков текста и его функционaльно-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
знание основных единиц языка, их признаков;
знание основных норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); норм речевого этикета;
умение различать разговорную речь, научный, публицистический, официально- деловой стили, язык художественной литературы;
умение определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
умение опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анaлиза; умение объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
воспроизводить текст c заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, выступление, письмо, заявление);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме .); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктyации;
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки; недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятeльности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуaльных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языкy, сохранения чистоты русского языка как явления кyльтуры
удовлетворения коммуникативных потребностей в yчебных, бытовых, социaльно- культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства полyчения знаний по другимучебным предметам и продолжения образования.
5. Содержание учебного предмета, курса
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического
развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка:
социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и
техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели
истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления
предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из
общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе
национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном
русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени
устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и
пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой
контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик,
колхоз и т.п.).
Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление
иноязычных слов как проблема культуры речи.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких
формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚
наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными
предлогами (на дом‚ на гору)
Основные лексические нормы современного русского
литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия,
характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-
стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые
ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского
литературного языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи.
Глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том
числе способы выражения формы 1 лица настоящего и будущего времени
глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы
глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в
повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов
типа висящий – висячий, горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные
падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов
грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и
разговорный варианты грамматической норм (махаешь – машешь;
обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать,
удостаивать, облагораживать).
Речевой этикет
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚
средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная
интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз.
Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный)
этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов.
Замещающие и сопровождающие жесты.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и
тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала,
самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от
инициативы, завершение диалога и др.
Текст как единица языка и речи
Текст, основные признаки текста: смысловая цельность,
информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых
структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные),
стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Заголовки текстов, их
типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа:
рассуждение, доказательство, объяснение.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в
споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные
приёмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного
объявления, его языковые и структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная
информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в
художественных текстах. Притча.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1. | Язык и культура | 11 |
2. | Культура речи | 11 |
3. | Речь. Речевая деятельность. Текст | 13 |
| Итого | 35 |
Контроль обученности
Тест- 1
Творческая работа -2
Направление проектной деятельности
Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.
6. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Содержание (разделы, темы) | Кол-во ч. | | | |
Дата | Оборудование | Примечания |
план | факт |
| Раздел 1. Язык и культура | 11 | | | | |
| Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. | 1 | 06.09 | | Уч. пар 1 | |
| Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. | 1 | 13.09 | | Уч. пар 1 | |
| Устаревшие слова как живые свидетели истории. | 1 | 20.09 | | Уч. пар 2 | |
| Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох | 1 | 27.09 | | Уч. пар 2 | |
| Историзмы как слова, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально- бытовых реалий | 1 | 04.10 | | Уч. пар 2 | |
| Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы | 1 | 11.10 | | Уч. пар 3 | |
| Творческая работа по теме «Язык и культура» | 1 | 18.10 | | | |
| Анализ творческой работы по теме «Язык и культура» | 1 | 25.10 | | | |
| Группы лексических единиц по степени устарелости. | 1 | 01.11 | | Уч. пар 5 | |
| Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов | 1 | 15.11 | | Уч. пар 5 | |
| Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте | 1 | 22.11 | | Уч. пар 4 | |
| Раздел 2. Культура речи | 11 | | | | |
| Основные орфоэпические нормы Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору) | 1 | 29.11 | | Уч. пар 6 | |
| Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи | 1 | 06.12 | | Уч. пар 8 | |
| Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. | 1 | 13.12 | | Уч. пар 7, 9 | |
| Литературный и разговорный варианты грамматической норм | 1 | 20.12 | | Уч. пар 10 | |
| Тест по теме «Культура речи». | 1 | 27.12 | | | |
| Анализ тестовой работы по теме «Культура речи» | 1 | 17.01 | | | |
| Речевой этикет Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи. | 1 | 24.01 | | Уч. пар 11 | |
| Русская этикетная речевая манера общения: сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. | 1 | 31.01 | | Уч. пар 11 | |
| Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. | 1 | 07.02 | | Уч. пар 11 | |
| Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов | 1 | 14.02 | | Уч. пар 11 | |
| Замещающие и сопровождающие жесты. | 1 | 21.02 | | Уч. пар 11 | |
| Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст | 13 | | | | |
23. | Язык и речь. Виды речевой деятельности Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. | 1 | 29.02 | | Уч. пар 12 | |
24. | Текст как единица языка и речи Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Заголовки текстов, их типы | 1 | 06.03 | | Уч. пар 13 | |
25. | Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Информативная функция заголовков. | 1 | 13.03. | | Уч. пар 14 | |
26. | Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение. | 1 | 20.03 | | Уч. пар 14 | |
27. | Творческая работа по теме «Речь. Речевая деятельность. Текст» | 1 | 03.04 | | | |
28. | Анализ творческой работы по теме «Речь. Речевая деятельность. Текст» | 1 | 10.04 | | | |
29. | Функциональные разновидности языка Разговорная речь. Беседа | 1 | 17.04 | | Уч. пар 15 | |
30. | Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора. | 1 | 24.04 | | Уч. пар 15 | |
31. | Публицистичекий стиль. Путевые записки. | 1 | 08.05 | | Уч. пар 16 | |
32. | Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности. | 1 | 15.05 | | Уч. пар 17 | |
33. | Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. | 1 | 22.05 | | Уч. пар 18 | |
34. | Сильные позиции в художественных текстах. Притча Итоговое занятие по теме «Функциональные разновидности языка» | 1 | 29.05 | | Уч. пар 18 | |
35. | Резервный урок | 1 | | | | |
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Набор портретов ученых-лингвистов
Набор таблиц
Репродукции картин русских художников
Магнитная доска
Классная доска
2 шкафа для хранения учебных пособий, дидактических материалов
Полка для книг
2 ученических стола с комплектом стульев
Стол учительский
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Для обучающихся
Русский родной язык: 7 класс: учебное пособие для
общеобразовательных организаций; под ред Л.А. Вербицкой. – М.:
Просвещение, 2019
Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний по русскому языку: 7класс. – М.: ТЦ «Сфера»,2009.
Малюшкин А.Б. Учебные таблицы по русскому языку. 5 – 11 классы. – М.: «Сфера», 2009.
Федосеева Л.Н. Сборник сочинений. 5 – 9 классы. – М.: Айрис-пресс,2009.
Соловьева Н.Н. Как сказать правильно? Орфоэпические нормы русского литературного языка. – М.: ООО «Оникс»,2009.
Соловьева Н.Н.Какое слово выбрать? Лексические и грамматические нормы русского языка. – М.: ООО «Оникс»,2009.
Соловьева Н.Н. Как пишется правильно? Нормы орфографии и пунктуации русского литературного языка. – М.: ООО «Оникс»,2009.
Для учителя
Федеральный государственный стандарт общего образования (2004)
Рабочие программы по русскому языку 5 – 9 классы (по программе под ред. Бабайцевой В.В.)Метод. Пособие / сост. Г.М.Вялкова. – М.: Глобус,2009.
Пименова С. Н., Еремеева А. П. , Купалова А. Ю. Методическое пособие к УМК «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русский язык. Русская речь», 7класс под ред. СС. Н. Пименовой. – М.: Дрофа, 2014
Сборник диктантов по русскому языку. 5 – 11 классы. \ сост. В.В. Андросова. – Ростов-на-Дону: ООО БАРО-ПРЕСС ,2007.
Федосеева Л.Н. Сборник сочинений. 5 – 9 классы. – М.: Айрис-пресс, 2009.
Безымянная О.М., Лукьянов С.А. Методика работы над изложениями. – М.: Глобус,2007.
Малюшкин А.Б. Учебные таблицы по русскому языку. 5 – 11 классы. – М.: «Сфера»,2009.
Интернет-ресурсы:
http:// www.drofa.ru –сайт издательство «Дрофа»
http:// www.philology.ru – «Филологический портал»
http:// www.gramma.ru – сайт «Культура письменной речи»
http:// www.wikipedia.org – универсальная энциклопедия «Википедия»
http:// www.gramota.ru – Грамота. Ру (справочно-информационный интернет-портал Русский язык)
http:// www.orfografus.ru – видеоуроки русского языка
http:// www.urokirus.com - уроки русского языка онлайн (история языка, интересные статьи по филологии, словари, тестирование)
http:// www.worldsland.ru – сайт «Страна слов. Магия языка», изучение русского языка в игровой форме