Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 2»
городского округа Кашира Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «СОШ с УИОП № 2»
_________________ Е.А. Голева
«29» августа 2022 г.
Рабочая программа
по родному языку (русскому)
9 «А» класс
(базовое изучение)
Составитель: Смирнова Анастасия Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
2022 - 2023 учебный год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)» составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2». Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)» реализуется в соответствии с рабочей программой воспитания.
Рабочая программа по родному языку (русскому) ориентирована на обучающихся 9 «А» класса. Уровень изучения предмета – базовый. Тематическое планирование рассчитано на 0,5 учебных часа в неделю, что составляет 17 учебных часов в год.
В системе предметов общеобразовательной школы курс родного языка (русского) представлен в предметной области «Русский язык и литература». Назначение предмета «Родной язык (русский)» в основной школе состоит в том, чтобы обеспечить формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.
Для обучения родному языку (русскому) в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2» выбрана содержательная линия УМК «Русский родной язык» для 5-9 классов; под ред. Вербицкой Л.А. Авторский коллектив: Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Загоровская О.В., Казакова Е.И., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Нарушевич А.Г.
Главные особенности учебно-методического комплекта (УМК) по родному языку (русскому) состоят в том, что они обеспечивают преемственность курсов русского языка в начальной школе и в последующих классах основной и средней школы, а также в полной мере реализуют принципы деятельностного подхода, что полностью соответствует миссии и целям школы и образовательным запросам обучающихся.
Промежуточная аттестация: проверочная работа, тест.
Количество проверочных работ:
I триместр | II триместр | III триместр | ВСЕГО |
0 | 1 | 1 | 2 |
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
- уважение к личности и еѐ достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении
- готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
- готовности к самообразованию и самовоспитанию;
- адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
- эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей;
- умению устанавливать целевые приоритеты;
- умению самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им;
- умению принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- умению осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; - умению адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- построению жизненных планов во временной перспективе;
- при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей;
- основам саморегуляции эмоциональных состояний;
- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определѐнной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
- адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- основам коммуникативной рефлексии;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
- отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
- осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнѐра;
- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- давать определение понятиям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
- обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объѐмом к понятию с большим объѐмом;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения,выявляемые в ходе исследования;
- основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
- работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- основам рефлексивного чтения;
-ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность;
- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
- организовывать исследование с целью проверки гипотез;
- делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Предметные результаты
«Язык и культура»
Обучающийся научится:
- объяснять изменения в русском языке как объективный процесс;
- понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;
- приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества;
- приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
- понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;
- выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в исторических текстах;
- приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;
- понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; анализировать и комментировать историю происхождения фразеологических оборотов; уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
- распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);
- правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
- понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;
- характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения;
- понимать процессы заимствования лексики как результат взаимодействия национальных культур;
- характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние) (в рамках изученного);
- комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка;
- понимать особенности освоения иноязычной лексики;
- определять значения лексических заимствований последних десятилетий; характеризовать неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;
- распознавать и корректно употреблять названия русских городов; объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);
- регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.
«Культура речи»
Обучающийся научится:
- осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
- осознавать свою ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
-соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имен прилагательных; глаголов (в рамках изученного);
- различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учетом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;
- употреблять слова с учетом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
- понимать активные процессы в области произношения и ударения современного русского языка;
- правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;
- соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;
- корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);
- опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;
- различать слова с различной стилистической окраской; употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм современного русского языка;
- анализировать и различать типичные речевые ошибки;
- редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
- выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
-объяснять управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания‚ употребление предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением; построение простых предложений с причастными и деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных видов;
- распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений; редактировать предложения с целью исправления синтаксических и грамматических ошибок;
- анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка;
- редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей; соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;
- использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;
- соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;
- использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии;
- понимать активные процессы в современном русском речевом этикете;
- использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;
- использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;
- использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;
- использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
-использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи;
«Речь. Речевая деятельность. Текст»
Обучающийся научится:
-использовать различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное, критическое интерактивное) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
-пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;
- уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.;
- уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при дистантном общении: сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.;
- владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;
- анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;
- анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма; создавать деловые письма;
- создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;
- строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
- анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк).
Обучающийся получит возможность научиться:
- систематизировать научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
- использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
- ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
- аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- владеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
3. Содержание предмета
Язык и культура
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» — рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный прием.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш — по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге — рецензия на книгу, обидеться на слово — обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы — приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности форм родительного и творительного падежей. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета интернет-дискуссии, интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Речь. Речевая деятельность. Текст.
Язык и речь. Виды речевой деятельности.
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
По плану | Факти-чески | По плану | Фактически |
I триместр (5 часов) |
Язык и культура (4 часа) |
1/1. | Ключевые слова русской культуры. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа. | 1 | | 01.09-02.09 | |
2/2. | Крылатые слова и выражения в русском языке. Развитие русского языка как закономерный процесс. | 1 | | 12.09-16.09 | |
3/3. | Основные тенденции развития современного русского языка. Новые иноязычные заимствования в современном русском языке. | 1 | | 26.09-30.09 | |
4/4. | Словообразовательные неологизмы в современном русском языке. Переосмысление значений слов в современном русском языке. | 1 | | 17.10-21.10 | |
Культура речи (6 часов) |
5/1. | Стилистическая переоценка слов в современном русском языке. | 1 | | 31.10-04.11 | |
II триместр (6 часов) |
6/2. | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Тест. | 1 | | 14.11-18.11 | |
7/3. | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Тест. | 1 | | 05.12-09.12 | |
8/4. | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. | 1 | | 19.12-23.12 | |
9/5. | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Тест. | 1 | | 09.01-13.01 | |
10/6. | Проверочная работа (№1) по теме «Основные нормы современного русского литературного языка. | 1 | | 23.01-27.01 | |
Речь. Речевая деятельность. Текст. (7 часов) |
11/1. | Русский язык в Интернете. Виды преобразования текстов. | 1 | | 06.02-10.02 | |
III триместр (6 часов) |
12/2. | Разговорная речь. Анекдот, шутка. | 1 | | 27.02-03.03 | |
13/3. | Официально-деловой стиль. Деловое письмо. | 1 | | 13.03-17.03 | |
14/4. | Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение. | 1 | | 27.03-31.03 | |
15/5. | Публицистический стиль. Проблемный очерк. | 1 | | 17.04-21.04 | |
16/6. | Язык художественной литературы. Прецедентные тексты. Проверочная работа (№2) по теме «Речь. Текст». | 1 | | 01.05-05.05 | |
17/7. | Обобщение изученного. | 1 | | 15.05-19.05 | |
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла протокол № ___ 29 августа 2022 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ____________ О. Е. Соколова 29 августа 2022 г. |