СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному языку / 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному языку / 9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 2»

городского округа Кашира Московской области







УТВЕРЖДАЮ
Директор

МБОУ «СОШ с УИОП № 2»


_________________ Е.А. Голева


«29» августа 2022 г.










Рабочая программа

по родному языку (русскому)

9 «А» класс

(базовое изучение)









Составитель: Смирнова Анастасия Анатольевна,

учитель русского языка и литературы











2022 - 2023 учебный год





1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)» составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2». Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)» реализуется в соответствии с рабочей программой воспитания.

Рабочая программа по родному языку (русскому) ориентирована на обучающихся 9 «А» класса. Уровень изучения предмета – базовый. Тематическое планирование рассчитано на 0,5 учебных часа в неделю, что составляет 17 учебных часов в год.

В системе предметов общеобразовательной школы курс родного языка (русского) представлен в предметной области «Русский язык и литература». Назначение предмета «Родной язык (русский)» в основной школе состоит в том, чтобы обеспечить формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.

Для обучения родному языку (русскому) в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2» выбрана содержательная линия УМК «Русский родной язык» для 5-9 классов; под ред. Вербицкой Л.А. Авторский коллектив: Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Загоровская О.В., Казакова Е.И., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Нарушевич А.Г.

Главные особенности учебно-методического комплекта (УМК) по родному языку (русскому) состоят в том, что они обеспечивают преемственность курсов русского языка в начальной школе и в последующих классах основной и средней школы, а также в полной мере реализуют принципы деятельностного подхода, что полностью соответствует миссии и целям школы и образовательным запросам обучающихся.



Промежуточная аттестация: проверочная работа, тест.


Количество проверочных работ:


I триместр

II триместр

III триместр

ВСЕГО

0

1

1

2






























2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА


Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

- уважение к личности и еѐ достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

- позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении

- готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

- готовности к самообразованию и самовоспитанию;

- адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

- эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

- планировать пути достижения целей;

- умению устанавливать целевые приоритеты;

- умению самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им;

- умению принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

- умению осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; - умению адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.


Обучающийся получит возможность научиться:

- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

- построению жизненных планов во временной перспективе;

- при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей;

- основам саморегуляции эмоциональных состояний;

- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определѐнной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

- адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

- основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.


Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать;

- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- основам коммуникативной рефлексии;

- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

- отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.


Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

-брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

- осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнѐра;

- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- давать определение понятиям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

- обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объѐмом к понятию с большим объѐмом;

- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей;

- объяснять явления, процессы, связи и отношения,выявляемые в ходе исследования;

- основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

- работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.


Обучающийся получит возможность научиться:

- основам рефлексивного чтения;

-ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность;

- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

- организовывать исследование с целью проверки гипотез;

- делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.


Предметные результаты

«Язык и культура»

Обучающийся научится:


- объяснять изменения в русском языке как объективный процесс;

- понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;

- приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества;

- приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

- понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;

- выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в исторических текстах;

- приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;

- понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; анализировать и комментировать историю происхождения фразеологических оборотов; уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;

- распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);

- правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

- понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;

- характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения;

- понимать процессы заимствования лексики как результат взаимодействия национальных культур;

- характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние) (в рамках изученного);

- комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка;

- понимать особенности освоения иноязычной лексики;

- определять значения лексических заимствований последних десятилетий; характеризовать неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;

- распознавать и корректно употреблять названия русских городов; объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);

- регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.


«Культура речи»

Обучающийся научится:


- осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

- осознавать свою ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность;


-соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имен прилагательных; глаголов (в рамках изученного);


- различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учетом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;


- употреблять слова с учетом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

- понимать активные процессы в области произношения и ударения современного русского языка;


- правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;

- соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;

- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;

- корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);


- опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;


- различать слова с различной стилистической окраской; употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм современного русского языка;


- анализировать и различать типичные речевые ошибки;


- редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;


- выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;


-объяснять управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания‚ употребление предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением; построение простых предложений с причастными и деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных видов;


- распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений; редактировать предложения с целью исправления синтаксических и грамматических ошибок;

- анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка;


- редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей; соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;


- использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;


- соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;


- использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии;

- понимать активные процессы в современном русском речевом этикете;


- использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;


- использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;


- использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;


- использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;


-использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи;


«Речь. Речевая деятельность. Текст»

Обучающийся научится:

-использовать различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное, критическое интерактивное) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

-пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;


- владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;


- уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.;


- уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при дистантном общении: сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.;


- владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;


- анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;


- анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма; создавать деловые письма;

- создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;


- строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;

- анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк).


Обучающийся получит возможность научиться:

- систематизировать научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

- использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

- ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;

- аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

- понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

- владеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.


3. Содержание предмета


Язык и культура

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п.

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» — рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, активизация процесса заимствования иноязычных слов.

Культура речи


Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный прием.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге рецензия на книгу, обидеться на слово — обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности форм родительного и творительного падежей. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы введение в сложное предложение лишних указательных местоимений. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.


Речевой этикет

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета интернет-дискуссии, интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.


Речь. Речевая деятельность. Текст.


Язык и речь. Виды речевой деятельности.

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.


Текст как единица языка и речи

Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.


Функциональные разновидности языка Разговорная речь. Анекдот, шутка.

Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.

Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.

Публицистический стиль. Проблемный очерк.

Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.











































4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество

часов

Дата

проведения

По

плану

Факти-чески

По

плану

Фактически

I триместр (5 часов)

Язык и культура

(4 часа)

1/1.

Ключевые слова русской культуры.

Отражение в русском языке культуры и истории русского народа.

1


01.09-02.09


2/2.

Крылатые слова и выражения в русском языке. Развитие русского языка как закономерный процесс.

1


12.09-16.09


3/3.

Основные тенденции развития современного русского языка. Новые иноязычные заимствования в современном русском языке.

1


26.09-30.09


4/4.

Словообразовательные неологизмы в современном русском языке. Переосмысление значений слов в современном русском языке.

1


17.10-21.10


Культура речи

(6 часов)

5/1.

Стилистическая переоценка слов в современном русском языке.

1


31.10-04.11


II триместр (6 часов)

6/2.

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Тест.

1


14.11-18.11


7/3.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Тест.

1


05.12-09.12


8/4.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

1


19.12-23.12


9/5.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Тест.

1


09.01-13.01


10/6.

Проверочная работа (№1) по теме «Основные нормы современного русского литературного языка.

1


23.01-27.01


Речь. Речевая деятельность. Текст.

(7 часов)

11/1.

Русский язык в Интернете. Виды преобразования текстов.

1


06.02-10.02


III триместр (6 часов)

12/2.

Разговорная речь. Анекдот, шутка.

1


27.02-03.03


13/3.

Официально-деловой стиль. Деловое письмо.

1


13.03-17.03


14/4.

Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение.

1


27.03-31.03


15/5.

Публицистический стиль. Проблемный очерк.

1


17.04-21.04


16/6.

Язык художественной литературы. Прецедентные тексты.

Проверочная работа (№2) по теме «Речь. Текст».

1


01.05-05.05


17/7.

Обобщение изученного.

1


15.05-19.05



СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

учителей гуманитарного цикла

протокол № ___


29 августа 2022 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

____________ О. Е. Соколова


29 августа 2022 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!