Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ужурская средняя общеобразовательная школа №1
имени Героя Советского Союза А. К. Харченко»
«Рассмотрено» на «Согласовано» «Утверждаю»
ШМО учителей начальных классов Заместитель директора по УВР Директор школы
МБОУ «Ужурская СОШ №1
им А. К. Харченко» _____________/ Л.В. Головач ___________ /Т.Г. Агеева
Протокол № _____
от «____» ___________ 2021г. «____» ___________ 2021 г. «____» _________2021 г.
_____________________
Рабочая программа
по
родному языку (русский)
(учебный предмет)
для 2 класса Б
Минабутдинова И.В.
Ф.И.О. и должность педагога, разработавшего рабочую программу
2021 - 2022 учебный год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» составлена на основе следующих документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России № 1897 от 17.12. 2010. (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014. № 1643);
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол от 08.04.15. № 1/5). Программа разработана на основе примерной программы «Русский родной язык». Авторы: О.М. Александрова, Л.А Вербицкая, … УМК «Школа России».
Целями изучения предмета «Родной язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Изучение учебного предмета «Родной (русский) язык» направлено на развитие языковой компетентности, коммуникативных умений, диагностической и монологической речи. В ходе изучения родного (русского) языка формируются речевые способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку, трепетное отношение к национальной культуре, традициям и обычаям родного края.
Место предмета в учебном плане
На изучение родного (русского) языка во 2-ом классе согласно учебному плану начального общего образования выделяется 17 часов в год (0,5 ч в неделю). Таким образом, реализуется право обучения на родном языке.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Русский родной язык» во 2 классе
Изучение предмета «Русский родной язык» во 2-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» во 2-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце второго года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:
● при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
понимать значения фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;
осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
● при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
осознавать смыслоразличительную роль ударения;
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
● при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать коммуникативные приёмы устного общения:
убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных;
выделять наиболее существенные факты;
устанавливать логическую связь между фактами;
создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;
создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
2 класс
Личностные:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе как интеллектуальному труду, принятие ценности познавательной деятельности;
• понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
Обучающиеся получат возможность для формирования:
• чувства сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), чувств эстетической красоты и точности русского слова;
• осознания русского языка как основного средства общения народов России;
• осознания предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;
• восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимания того, что изменения в культуре народа находят своё отражение в языке;
• понимания богатства и разнообразия слов в русском языке, внимания к особенностям народной речи, познавательного интереса к значению слова и к его истокам, положительная мотивация к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т. д.).
Предметные
Обучающиеся научатся:
• осознавать слово как главное средство языка;
• осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения (звуковой, буквенной);
• различать и характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);
• использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
• использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации (в словарях и др.)
• производить звукобуквенный анализ слов простой слоговой структуры;
• соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
• различать родственные (однокоренные) слова;
• осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, предлоги);
• осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);
• применять правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса);
• определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
• осознавать признаки текста как более объёмного высказывания (несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом);
• каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и
письменного шрифта) объёмом в 40–45 слов, писать под диктовку тексты в 35–40 слов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;
• оценивать уместность использования слов в тексте;
• использовать осознанно употребление частей речи в предложении;
• устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами;
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.
Метапредметные
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
• самостоятельно организовывать своё рабочее место;
• понимать цель выполняемых действий;
• в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;
• понимать важность планирования работы;
• осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи (орфограммы в корне слов);
• выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя;
• осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
• вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять орфографические ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
• в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
• намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;
• объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;
• осуществлять само и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания;
• оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
• ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника;
• использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
• выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
• строить модели слова (звуковые и буквенные), схему предложения;
• находить, сравнивать, группировать: звуки, буквы, слова;
• осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов);
• владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;
• свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
• прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана);
• находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в корне слова, части речи;
• осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений);
• владеть способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем). Коммуникативные Обучающиеся научатся:
• выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту;
• уметь слышать, точно реагировать на реплики;
• понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре. Обучающиеся получат возможность научиться:
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);
• озаглавливать текст;
• задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
• адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить);
• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Содержание учебного предмета «Русский родной язык»
2 класс (17 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (8 ч)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ковш, решето, сито); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка, калач, коврижка): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки).
Проектное задание. Почему это так называется?
Раздел 2. Язык в действии (5 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений.
Практическая работа. Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением.
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, фразеологизмов. Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму. Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста (4 ч)
Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развёрнутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текста: развернутое толкование значения слова. Создание текста-инструкции с опорой на предложенный текст.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.
Тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее | 8 |
2 | Язык в действии | 5 |
3 | Секреты речи и текста | 4 |
| ИТОГО | 17 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Нормативные документы
1. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ).
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерацииˮ».
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576).
5. Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования. Режим доступа: http://fgosreestr.ru/registry/primernayaprogramma-po-uchebnomu-predmetu-russkij-rodnoj-yazyk-dlya-obrazovatelnyhorganizatsij-realizuyushhih-programmy-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya
Учебно-методическая литература
1. Русский родной язык. 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2020.
2. Русский родной язык. 1–4 классы. Рабочие программы / О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.: Просвещение, 2019.
Интернет-ресурсы
Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny
Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop
Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru
Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types
Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru
Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru
Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs
Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/searchschool.html
Издательский дом «Первое сентября». Журнал «Русский язык». URL: http://rus.1september.ru
Портал «Словари.ру». URL: http://slovari.ru
Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki
Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru
Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/
Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru
Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash
Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me
Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru
Стихия: классическая русская/советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya
Учительская газета. URL: http://www.ug.ru
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm
Календарно-тематическое планирование по родному языку 2 класс
№ | Наименования разделов и тем | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Планируемые образовательные результаты и универсальные учебные действия | Дата |
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | план | факт |
Русский язык: прошлое и настоящее (8ч) |
1 | По одёжке встречают… | Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что раньше одевались дети | Умеет выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности. | Познавательные: осознаёт познавательную задачу, воспринимает её на слух, решает её (под руководством учителя или самостоятельно). Коммуникативные: слушает собеседника и понимает речь других. Регулятивные: принимает и сохраняет цель и учебную задачу. | Имеет представление о своей этнической принадлежности. | 03.09 | |
2 | Ржаной хлебушко калачу дедушка | Слова, называющие то, что ели в старину: какие из них сохранились до нашего времени. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с едой. | Знает слова, называющие то, что ели в старину. | Познавательные: воспринимает на слух и понимает различные виды сообщений (информационные тексты). Коммуникативные: принимает участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.). Регулятивные: высказывает свои предположения относительно способа решения учебной задачи. | Положительное отношение к языковой деятельности. | 10.09 | |
3 | Если хорошие щи, так другой пищи не ищи | 17.09 | |
4 | Каша – кормилица наша | 24.09 | |
5 | Любишь кататься, люби и саночки возить | Слова, называющие детские забавы, игрушки. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с детскими забавами. | Умеет выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи. | Познавательные: работает с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно. Коммуникативные: выбирает адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками. Регулятивные: в сотрудничестве с учителем находит варианты решения учебной задачи. | Заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий. | 01.10 | |
6 | Делу время, потехе час | Слова, называющие игры и игрушки. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с детскими играми и игрушками | Соблюдает на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного). | Познавательные: осуществляет под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: признает существование различных точек зрения. Регулятивные: планирует (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Развиты чувства прекрасного и эстетические чувства. | 08.10 | |
7 | В решете воду не удержишь | Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта – домашнюю утварь. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с домашней утварью. | Знает слова, обозначающие предметы традиционного русского быта, домашнюю утварь. | Познавательные: пользуется словарями и справочным материалом. Коммуникативные: воспринимает другое мнение и позицию. Регулятивные: выполняет действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации. | Развиты этические чувства (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.). | 15.10 | |
8 | Самовар кипит, уходить не велит | Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, связанные с традицией русского чаепития. | Знает историю происхождения русского самовара, порядок разжигания самовара, умеет различать самовары по внешним характеристикам, определяет значимость и ценность чаепития в наше время и в давние времена. | Познавательные: устанавливает причинно-следственные связи, осуществляет анализ, сравнение, классификацию. Коммуникативные: самостоятельно находит способы решения проблемы. Регулятивные: находит ответы на вопросы и извлекает необходимую информацию в тексте и иллюстрации. | Умение соотносить полученный результат с поставленными задачами. | 22.10 | |
Язык в действии (5 ч) |
9 | Помогает ли ударение различать слова? | Смыслоразличительная роль ударения | Умеет произносить слова с правильным ударением (расширенный перечень слов); осознает смыслоразличительной роли ударения. | Познавательные: составляет устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию или прочитанный текст). Коммуникативные: работает в группе, учитывает мнение партнёра, высказывает своё мнение, договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности. Регулятивные: принимает и сохраняет цель и учебную задачу | Положительное отношение к языковой деятельности. | 29.10 | |
10 | Для чего нужны синонимы? Для чего нужны антонимы? | Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Проведение синонимических замен с учётом особенностей текста. Уточнение лексического значения антонимов. | Умеет проводить синонимические замены с учётом особенностей текста. | Познавательные: составляет небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку. Коммуникативные: проявляет доброжелательное отношение к партнёру. Регулятивные: высказывает свои предположения относительно способа решения учебной задачи. | Понимание чувств одноклассников, учителей. | 12.11 | |
11 | Как появились пословицы и фразеологизмы? | Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму. | Умеет оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. | Познавательные: находит языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий. Коммуникативные: формулирует собственное мнение и аргументирует его. Регулятивные: проговаривает (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. | Положительное отношение к языковой деятельности. | 19.11 | |
12 | Как можно объяснить значение слова? | Разные способы толкования значения слов. | Осознаёт важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека. | Познавательные: осуществляет сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям. Коммуникативные: воспринимает другое мнение и позицию. Регулятивные: выполняет действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации. | Проявляет интерес к проектно-творческой деятельности | 26.11 | |
13 | Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение? | Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений. | Умеет вести диалог. | Познавательные: осуществляет аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя). Коммуникативные: признает существование различных точек зрения. Регулятивные: принимает и сохраняет цель и учебную задачу. | Понимание чувств одноклассников, учителей. | 03.12 | |
Секреты речи и текста (4 ч) |
14 | Учимся вести диалог | Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища). Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы. | Умеет вести диалог. | Познавательные: осуществляет аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя). Коммуникативные: признает существование различных точек зрения. Регулятивные: принимает и сохраняет цель и учебную задачу. | Понимание чувств одноклассников, учителей. | 10.12 | |
15 | Составляем развёрнутое толкование значения слова | Создание собственного текста: развёрнутое толкование значения слова. | Умеет составлять развёрнутое толкование значения слова. | Познавательные: устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте. Коммуникативные: выбирает адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками. Регулятивные: высказывает свои предположения относительно способа решения учебной задачи. | Положительное отношение к языковой деятельности. | 17.12 | |
16 | Устанавливаем связь предложений в тексте | Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. | Умеет выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, исправлять нарушения сочетаемости подлежащего и сказуемого. | Познавательные: воспринимает на слух и понимает различные виды сообщений (информационные тексты). Коммуникативные: принимает участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.). Регулятивные: планирует (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Имеет представление о своей этнической принадлежности | 24.12 | |
17 | Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования | Создание текстов-инструкций с опорой на предложенный текст. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках. | Умеет создавать текст как результата собственного мини-исследования; оформлять сообщение в письменной форме и представление его в устной форме. | Познавательные: осознаёт познавательную задачу, воспринимает её на слух, решает её (под руководством учителя или самостоятельно). Коммуникативные: слушает собеседника и понимает речь других. Регулятивные: в сотрудничестве с учителем находит варианты решения учебной задачи. | Развито чувство любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа – русский язык. | 14.01 | |