Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«КОКИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
142933 Московская обл., г.о.Кашира, д.Кокино, ул.Садовая,д.33,тел.3-05-17
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________ О.А.Юркова «02» сентября 2019 г. | УТВЕРЖДАЮ И.о.директора МБОУ«Кокинская Основная общеобразовательная школа» ______________________ Е.В.Олейник Приказ от «02» сентября 2019 г. № 14/16-о |
Рабочая программа учебного предмета
«Родной язык (русский)»
(базовый уровень)
9 класс
Составитель: Олейник Елена Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)», 9 класс составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями приказ от 31.12.2015 № 1577) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родной язык (русский)», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», на основе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Кокинская основная общеобразовательная школа». Родным языком является русский язык. Содержание рабочей программы по родному языку (русскому) реализуется с помощью учебного пособия «Русский родной язык» 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. [О.М.Александрова и др.]. – 4-е изд. - М.: «Просвещение», 2020.
Рабочая программа по родному языку (русскому) ориентирована на учащихся 9 класса. Программа учебного предмета «Родной язык (русский)» в 9 классе рассчитано на 17 учебных часов (34 учебные недели по 0,5 часа в неделю). Освоение образовательной программы по учебному предмету «Родной язык (русский)» в 9 классе сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Родной язык (русский)» к концу 9 класса.
Личностные результаты освоения учебного предмета:
У обучающегося будут сформированы:
- российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа);
- понимание русского родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознание эстетической ценности русского родного языка знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России);
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; воспитание интереса к родному русскому языку; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- стремление к речевому самосовершенствованию; увеличение словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
Обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
- готовности к самообразованию и самовоспитанию;
- адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета:
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов;
- определять совместно с педагогом критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата;
- умению оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства и ресурсы для решения задачи и достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
-умению соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
- определять критерии правильности выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию;
- подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, проектные работы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- определять идею текста;
- преобразовывать текст;
- оценивать содержание и форму текста.
-определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- коммуникативно-целесообразному взаимодействию с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместному выполнению какой-либо задачи, участию в спорах, обсуждениях;
- овладению национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- умению организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
Обучающийся получит возможность научиться:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; определять возможные роли в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации.
Предметные результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения учебного предмета «Родной язык (русский)» в 9 классе
обучающийся научится:
- взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- понимать определяющую роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
- использовать коммуникативно-эстетические возможности родного языка;
- проводить различные виды анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
- использовать в речевой практике при создании устных и письменных высказываний стилистические ресурсы лексики и фразеологии родного языка, основные нормы родного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета и стремиться к речевому самосовершенствованию;
- осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
- понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, в том числе ключевых слов русской культуры, правильно употреблять их в речи;
- распознавать источники крылатых слов и выражений;
- правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в различных ситуациях речевого общения;
- соблюдать синтаксические нормы современного русского литературного языка: управление предлогов; построение простых предложений‚ сложных предложений разных видов; предложений с косвенной речью;
Обучающийся получит возможность научиться:
- систематизировать научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
- использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
- ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
- аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистическогого;
- воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Содержание учебного предмета.
«Родной язык (русский)», 9 класс
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогово‚ по‚ из‚ св составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала).Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов(но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет.
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности.
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи.
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонентана защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование тем рабочей программы | Количество часов |
1 | Язык и культура. | 5 |
2 | Культура речи. | 5 |
3 | Речь. Речевая деятельность. Текст | 7 |
| Итого | 17 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | № урока по теме | Наименование разделов и тем урока | Дата урока (план) | Дата Урока (факт) |
Язык и культура (5 ч) |
1 | 1 | Отражение в русском языке культуры и истории русского народа. | 02.09-06.09 | |
2 | 2 | Ключевые слова русской культуры. | 09.09-13.09 | |
3 | 3 | Крылатые слова и выражения в русском языке | 16.09-20.09 | |
4 | 4 | Крылатые слова и выражения в русском языке (продолжение) | 23.09-27.09 | |
5 | 5 | Развитие русского языка как закономерный процесс | 30.09-04.10 | |
6 | 6 | Основные тенденции развития современного русского языка | 07.10-11.10 | |
7 | 7 | Новые иноязычные заимствования в современном русском языке | 14.10-18.10 | |
8 | 8 | Словообразовательные неологизмы в современном русском языке | 21.10-25.10 | |
9 | 9 | Переосмысление значений слов в современном русском языке | 05.11-08.11 | |
10 | 10 | Стилистическая переоценка слов в современном русском языке | 11.11-15.11 | |
Культура речи (5ч) | | Анализ входного диктанта. |
11 | 1 | Орфоэпические нормы современного русского литературного языка | 18.11-22.11 | |
12 | 2 | Активные процессы в области произношения и ударения. | 26.11-29.11 | |
13 | 3 | Лексические нормы современного русского литературного языка | 02.12-06.12 | |
14 | 4 | Трудные случаи лексической сочетаемости. | 09.12-13.12 | |
15 | 5 | Грамматические нормы современного русского литературного языка | 16.12-20.12 | |
16 | 6 | Типичные ошибки в управлении, в построении простого осложнённого и сложного предложений. | 23.12-27.12 | |
17 | 7 | Речевой этикет в деловом отношении | 13.01-17.01 | |
18 | 8 | Речевой этикет в деловом отношении (продолжение) | 20.01-24.01 | |
19 | 9 | Правила сетевого этикета. | 27.01-31.01 | |
20 | 10 | Правила сетевого этикета (продолжение) | 03.02-07.02 | |
Речь. Речевая деятельность. Текст (7ч) |
21 | 1 | Русский язык в Интернете | 10.02-14.02 | |
22 | 2 | Русский язык в Интернете (продолжение) | 17.02-21.02 | |
23 | 3 | Виды преобразования текстов. | 24.02-28.02 | |
24 | 4 | Виды преобразования текстов (продолжение) | 02.03-06.03 | |
25 | 5 | Разговорная речь. Анекдот, шутка | 09.03-13.03 | |
26 | 6 | Разговорная речь. Анекдот, шутка (продолжение) | 16.03-20.03 | |
27 | 7 | Официально – деловой стиль. Деловое письмо. | 30.03-03.04 | |
28 | 8 | Официально – деловой стиль. Деловое письмо (продолжение) | 06.04-10.04 | |
29 | 9 | Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение. | 13.04-17.04 | |
30 | 10 | Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение (продолжение) | 20.04-24.04 | |
31 | 11 | Публицистический стиль. Проблемный очерк | 27.04-30.04 | |
32 | 12 | Публицистический стиль. Проблемный очерк (продолжение) | 04.05-08.05 | |
33 | 13 | Язык художественной литературы. Прецедентные тексты | 11.05-15.05 | |
34 | 14 | Подведение итогов. | 18.05-22.05 | |
РАССМОТРЕНО
На заседания ШМО
учителей гуманитарных наук и художественно-эстетического цикла
Протокол № 1 от «30» августа 2019 г.