Рассмотрена Утверждена
на заседании ШМО учителей приказом МАОУ
русского языка и литературы "Первомайская СШ"
Протокол от 28.08.2019 г. № 1 от 28.08.2019 г. № 1
Председатель ШМО_______________
(И. Л. Гущина)
Согласована
Заместитель директора по УР_______________
(С. Ю. Минькова)
Рабочая программа
Родной русский язык
5, 6, 7, 8, 9 классы
(уровень основного общего образования)
УМК:
М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, Л.А.Тростенцова, А.Д.Дейкина. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.- 5-9 кл. – М.: Просвещение, 2016.
Изучение предметной области "Родной русский язык" должно обеспечить: воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа; обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России);
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3. Понимание родного языка и родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; анализ общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
4.Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
5.Получение достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной и чужой речью.
6. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
7. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
8. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах (интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
9. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
10. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные, научные и публицистические тексты, отражающие разные этнокультурные традиции; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека.
11. Сформированность основ экологической культуры.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства и ресурсы для решения задачи и достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию;
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2.Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
определять идею текста;
преобразовывать текст;
оценивать содержание и форму текста.
3.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, проектные работы.
4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска.
Коммуникативные УУД:
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), гипотезы;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием и неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные и невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций); создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
При изучении литературы обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы.
Предметные результаты
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Ученик научится:
1) взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использовать коммуникативно-эстетические возможности родного языка;
4) проводить различные виды анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
5) использовать в речевой практике при создании устных и письменных высказываний стилистические ресурсы лексики и фразеологии родного языка, основные нормы родного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета и стремиться к речевому самосовершенствованию;
6) осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
7) воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
8) осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
Ученик получит возможность научиться:
1) систематизировать научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
2) использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
3) ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
4) аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
2.Содержание учебного предмета
5 класс (17 ч)
Раздел 1. Язык и культура (7 ч).
Раздел 2. Культура речи (4 ч).
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (6 ч)
6 класс (17 ч)
Раздел 1. Язык и культура (5 ч)
Раздел 2. Культура речи (6 ч)
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (6 ч)
7 класс (17 ч)
Раздел 1. Язык и культура (4 час)
Раздел 2. Культура речи (5 ч)
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (8 ч)
8 класс (17 ч)
Раздел 1. Язык и культура (5 ч)
Раздел 2. Культура речи (7 ч)3
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (5 ч)
9 класс (17 ч)
Раздел 1. Язык и культура (3 ч)
Раздел 2. Культура речи (6 ч)
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (8 ч)
3.Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
5 класс
№ | Тема урока | Кол- во часов |
Язык и культура |
1 | Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. | 1 |
2 | Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. | 1 |
3 | Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками | 1 |
4 | Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. | 1 |
5 | Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. | 1 |
6 | Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. | 1 |
7 | Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий. | 1 |
Культура речи |
8 | Основные орфоэпические нормы | 1 |
9 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. | 1 |
10 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. | 1 |
11 | Правила речевого этикета: нормы и традиции. | 1 |
Речевая деятельность. |
12 | Текст и его основные признаки. | 1 |
13 | Текст и его основные признаки. | 1 |
14 | Разговорная речь. | 1 |
15 | Учебно-научный стиль. | 1 |
16 | Публицистический стиль. | 1 |
17 | Язык художественной литературы. | 1 |
| | |
6 класс
№ | Тема урока | Кол- во часов |
Язык и культура |
1 | Краткая история русского литературного языка. | 1 |
2 | Национально-культурное своеобразие диалектизмов. | 1 |
3 | Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. | 1 |
4 | Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске. | 1 |
5 | Национально-культурная специфика русской фразеологии. | 1 |
Культура речи |
6 | Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов | 1 |
7 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка | 1 |
8 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка | 1 |
9 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. | 1 |
10 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. | 1 |
11 | Этика и речевой этикет. | 1 |
Речевая деятельность. |
12 | Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы | 1 |
13 | Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение. | 1 |
14 | Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение. | 1 |
15 | Учебно-научный стиль. | 1 |
16 | Язык художественной литературы. | 1 |
17 | Язык художественной литературы. | 1 |
| | |
7 класс
№ | Тема урока | Кол- во часов |
Язык и культура |
1 | Русский язык как развивающееся явление. | 1 |
2 | Устаревшие слова как живые свидетели истории. | 1 |
3 | Устаревшие слова как живые свидетели истории. | 1 |
4 | Лексические заимствования последних десятилетий. | 1 |
Культура речи |
5 | Основные орфоэпические нормы | 1 |
6 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. | 1 |
7 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. | 1 |
8 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. | 1 |
9 | Речевой этикет | 1 |
Речевая деятельность. |
10 | Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. | 1 |
11 | Заголовки текстов, их типы. | 1 |
12 | Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение. | 1 |
13 | Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение. | 1 |
14 | Разговорная речь. | 1 |
15 | Публицистический стиль. | 1 |
16 | Публицистический стиль. | 1 |
17 | Язык художественной литературы. | 1 |
| | |
8 класс
№ | Тема урока | Кол- во часов |
Язык и культура |
1 | Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские слова. | 1 |
2 | Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. | 1 |
3 | Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. | 1 |
4 | Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике. | 1 |
5 | Речевой этикет. | 1 |
Культура речи |
6 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. | 1 |
7 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. | 1 |
8 | Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка. | 1 |
9 | Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка. | 1 |
10 | Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка. | 1 |
11 | Синтаксическая синонимия | 1 |
12 | Синтаксическая синонимия | 1 |
Речевая деятельность. |
13 | Основные методы, способы и средства получения, переработки информации. | 1 |
14 | Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. | 1 |
15 | Доказательство и его структура. | 1 |
16 | Доказательство и его структура. | 1 |
17 | Научный стиль речи. | 1 |
| | |
9 класс
№ | Тема урока | Кол- во часов |
Язык и культура |
1 | Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. | 1 |
2 | Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. | 1 |
3 | Развитие языка как объективный процесс. | 1 |
Культура речи |
4 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём. | 1 |
5 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. | 1 |
6 | Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. | 1 |
7 | Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов | 1 |
8 | Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов | 1 |
9 | Синонимия простых и сложных предложений; разных видов сложных предложений. | 1 |
Речевая деятельность. |
10 | Русский язык в Интернете. | 1 |
11 | Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. | 1 |
12 | Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. | 1 |
13 | Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. | 1 |
14 | Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. | 1 |
15 | Публицистический стиль. Проблемный очерк. | 1 |
16 | Публицистический стиль. Проблемный очерк. | 1 |
17 | Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. | 1 |
Примерные темы проектных и исследовательских работ
5 – 6 класс
Простор как одна из главных ценностей в русской языковой картине мира.
Образ человека в языке: слова-концепты дух и душа.
Из этимологии фразеологизмов.
Из истории русских имён.
Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.
О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов.
Словарик пословиц о характере человека, его качествах, словарь одного слова; словарь юного болельщика, дизайнера, музыканта и др.
Календарь пословиц о временах года; карта «Интересные названия городов моего края/России».
7 – 8 класс
Лексическая группа существительных, обозначающих понятие время в русском языке.
Роль и уместность заимствований в современном русском языке.
Этимология обозначений имен числительных в русском языке.
Футбольный сленг в русском языке.
Компьютерный сленг в русском языке.
Названия денежных единиц в русском языке.
Интернет-сленг.
Этикетные формы обращения.
Как быть вежливым?
8 – 9 класс
Как назвать новорождённого?
Являются ли жесты универсальным языком человечества?
Искусство комплимента в русском и иностранных языках.
Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского языков).
Этикет приветствия в русском и иностранном языках.
Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в современных СМИ.
Сетевой знак @ в разных языках.
Слоганы в языке современной рекламы.
Девизы и слоганы любимых спортивных команд.
Языковая игра как основа создания шуток и анекдотов
Синонимический ряд: врач – доктор – лекарь – эскулап – целитель – врачеватель. Что общего и в чём различие.
Язык и юмор.
Анализ примеров языковой игры в шутках и анекдотах.
Разработка рекомендаций «Вредные советы оратору», «Как быть убедительным в споре» «Успешное резюме», «Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях» и др.