Пояснительная записка.
Рабочая программа по родном языку «Адыгэбзэ».
Родной язык предназначен для учащихся 5-9-х классов общеобразовательных
организаций с русским языком обучения.
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта и примерной образовательной программы основного общего образования (в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 г. федерального учебно- методического объединения по общему образованию), с учетом основных положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Содержание Программы входит в этнокультурный компонент и учитывает основные положения Законов Карачаево‑Черкесской Республики: № 53‑РЗ от 28.12.2001 г. «О языках народов Карачаево‑Черкесской Республики» и № 72‑РЗ от 06.12.2013 г. «Об отдельных вопросах в сфере образования на территории Карачаево‑Черкесской Республики».
Планирование ориентировано на учебник «Адыгэбзэ». 6класс. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. (Гяургиев Х. З.) – г. Нальчик. ГУ «Издательство «Эльбрус».
В Программе определены ценности, цели и задачи изучения учебного предмета «Адыгэбзэ», его место в учебном плане, планируемые результаты обучения, содержание предмета, а также представлено тематическое планирование и требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса.
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта и примерной образовательной программы основного общего образования (в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 г. федерального учебно- методического объединения по общему образованию), с учетом основных положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Содержание Программы входит в этнокультурный компонент и учитывает основные положения Законов Карачаево‑Черкесской Республики: № 53‑РЗ от 28.12.2001 г. «О языках народов Карачаево‑Черкесской Республики» и № 72‑РЗ от 06.12.2013 г. «Об отдельных вопросах в сфере образования на территории Карачаево‑Черкесской Республики».
Планирование ориентировано на учебник «Адыгэбзэ». 6 класс. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Х.З. Гяургиев, Х.Ш. Урусов, М.И. Бакова, Т.И Куржева.
В Программе определены ценности, цели и задачи изучения учебного предмета «Адыгэбзэ», его место в учебном плане, планируемые результаты обучения, содержание предмета, а также представлено тематическое планирование и требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса.
Содержание предмета.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры родного народа, средством приобщения к богатствам черкесской культуры и литературы.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования является усвоение содержания предмета «Адыгэбзэ», достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Основными задачами обучения родному языку в общеобразовательных организациях с обучением на русском языке (для учащихся, изучающих родной язык) являются:
- усиление мотивации к изучению родного языка, заложенной в начальных классах, уважительное отношение к своей национальности, его истории и культуре, а также воспитание положительного отношения к представителям других национальностей и их духовному наследию;
- последовательное обучение в соответствии со всеми видами речевой деятельности и разделами кабардино-черкесского языкознания;
- освоение различных способов искусства общения; обучение красивому и грамотному общению на родном языке;
- совершенствование умений и навыков устной и письменной речи, научить пользоваться всеми возможностями родного языка в повседневной жизни;
- беспрерывное получение знаний и накопление опыта коммуникации посредством родного языка;
- формирование навыков использования родного языка как средства получения знаний по другим предметам;
- привлечение учащихся к изучению наследия адыгской национальной культуры;
- на уроках родного языка учитывать взаимосвязь образовательных и воспитательных задач;
- обратить внимание на воспитательное значение при выполнении письменных работ (изложений и сочинений);
- совершенствование логического мышления учащихся, умение связно, доступно и последовательно излагать свои мысли на родном языке в устной и письменной форме;
- совершенствование умений и навыков чтения, письма, работы с учебником, дополнительной и справочной литературой;
- проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет;
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах кабардино-черкесского литературного языка.
Количество часов по учебному плану 68 ч. (2 ч. в неделю)
Содержание и количество часов на изучение тем:
- повторение в начале учебного года, лексика и фразеология -11 ч.
- словообразование и орфография – 6 ч.
- имя числительное – 10 ч.
- местоимение – 14 ч.
- глагол- 27 ч.
Назначение программы:
Улучшение результатов обучения родному языку; усовершенствование технологии
обучения в соответствии с изменившимися приоритетами целей основного образования;
реализация основных положений концепции лингвистического образования школьников.
Содержание программы:
Речевая деятельность и культура речи
Язык и речь. Стили речи: научный, публицистический, официально - деловой, разговорный. Текст. Тема текста.
Словообразование. Орфография
Морфемика и словообразование. Основные способы образования слов в черкесском языке. Основные выразительные средства словообразования. Образование слов в результате слияния сочетаний слов. Правописание сложных и сложносокращенных слов.
Морфология. Общее понятие о морфологии
Морфология как один из разделов грамматики. Слово как основная языковая единица морфологии. Части речи. Самостоятельные и служебные части речи, их классификация, функция в речи.
Имя существительное. Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки имен существительных. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Существительные собственные и нарицательные. Правописание собственных имен существительных (заглавная буква и кавычки). Число имен существительных. Склонения имен существительных по падежам. Значение падежей. Определенное и неопределенное склонение. Склонение нарицательных существительных. Склонение собственных имен существительных. Склонение существительных с определительным словом. Несклоняемые имена существительные. Правописание существительных, являющихся определением для других существительных. Правописание заимствованных существительных. Способы образования существительных. Морфологический разбор существительных.
Имя прилагательное. Понятие о прилагательном. Значение прилагательного, его морфологические признаки, синтаксические функции. Правописание падежных окончаний прилагательных, стоящих вместе с существительными. Роль прилагательных в речи. Синтаксическая роль прилагательного в предложении. Разряды прилагательных по значению. Качественные и относительные прилагательные. Степени сравнения имен прилагательных. Значение, образование и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени. Правописание прилагательных, являющихся определением для существительных. Правописание прилагательных, заимствованных из русского языка. Словообразование имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор прилагательных.
Имя числительное. Значение числительного и его грамматические признаки. Функции в предложении. Морфологические особенности и синтаксическая роль в предложении. Разряды имен числительных. Имена числительные простые, сложные и составные. Числительные количественные и порядковые, их значение, склонение и изменение. Порядковые числительные, их значение, склонение и изменение. Дробные числительные, их значение, склонение и изменение. Разделительные числительные, их значение, склонение и изменение. Количественные числительные, их значение, склонение, особенности употребления в словосочетании. Слитное и раздельное написание числительных. Морфологический разбор числительных.
Местоимение. Местоимение как часть речи. Морфологические функции и синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений по назначению: личные, притяжательные, указательные, вопросительные, относительные, определительные, неопределенные, отрицательные. Склонение местоимений различных разрядов. Морфологический разбор местоимений.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения родного языка обучающийся научится:
- соотносить понятия «язык» и «речь»;
- создавать тексты в разных стилях (научном, официально-деловом, публицистическом, художественном, разговорном), формулировать тему текста;
- использовать лингвистические словари черкесского языка;
- определять особенности словообразования черкесского языка, оценивать основные выразительные средства словообразования;
- соблюдать правописание сложных и сложносокращенных слов;
- использовать основные понятия грамматики, морфологии, характеризовать самостоятельные, служебные части речи, междометия;
- характеризовать имя существительное как часть речи, определять его грамматические признаки (число, падеж, отсутствие категории рода), синтаксическую роль, распознавать собственные и нарицательные имена существительные;
- распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном и во множественном числе, правильно использовать падежные формы имен существительных определенного и неопределенного склонений, склонять собственные имена существительные и существительные с определительным словом;
- распознавать и употреблять в речи несклоняемые имена существительные, соблюдать правописание заимствованных существительных, проводить устный и письменный морфологический разбор имени существительного;
-распознавать имя прилагательное как часть речи, определять его грамматические признаки, синтаксическую роль, различать относительные и качественные имена прилагательные, степени сравнения имен прилагательных, правильно использовать падежные формы имен прилагательных;
- соблюдать правописание прилагательных, заимствованных из русского языка и сложных прилагательных, выявлять способы и средства словообразования имен прилагательных, проводить устный и письменный морфологический разбор имени прилагательного;
- распознавать числительное как часть речи, определять его грамматические признаки, синтаксическую роль, различать количественные, порядковые, дробные, разделительные числительные, определять слитное и раздельное написание числительных;
- распознавать имена числительные простые, сложные и составные, правильно использовать падежные формы имен числительных, проводить устный и письменный морфологический разбор имени числительного;
- распознавать местоимение как часть речи, определять его грамматические признаки, синтаксическую роль, сопоставлять и соотносить местоимения с другими частями речи, распознавать разряды местоимений (личные, указательные, притяжательные, вопросительные, относительные, определенные, неопределенные), правильно изменять по падежам местоимения разных разрядов и употреблять их в речи, проводить устный и письменный морфологический разбор местоимения
Родной язык. 6 класс.
Тематическое планирование. Базовый уровень (2 часа в неделю) (68 ч.)
№ | Тема урока | Содержание урока | Кол-во часов | Сроки |
По плану | Факт |
1 | Беседа о языке. Стилистика | Научиться понимать высказывания на лингвистическую тему и составлять рассуждения на лингвистическую тему. РРЯ участвовать в беседе, споре, владеть. Представление о русском языке; осознавать эстетическую функцию родного языка; создавать письменное высказывание-рассуждение на основе исходного текста | 1 | | |
2 | Синтаксис. Фонетика. Орфография | Систематизировать знания, полученные в 5 классе | 1 | | |
3 | Лексика | Закрепить умение определять принадлежность слов к различным частям речи по морфологическим признакам | 1 | | |
4 | Словари. Архаизмы | Расширить словарный запас учащихся. Расширить знания о словарях родного языка. Познакомить учащихся с термином «архаизмы», научить работать с ними на примере конкретных текстов. | 1 | | |
5 | Неологизмы | Познакомить учащихся с причинами появления новых слов в русском языке; развивать умение пользоваться толковым словарём для определения значения новых слов; развивать орфографическую зоркость | 1 | | |
6 | Р/р. Сочинение - описание "Мое любимое животное" | Повторить и закрепить знания о стилях речи и описательном типе речи, структуре текста- описания; знакомить с особенностями описания животных; работать над обогащением словарного запаса обучающихся; | 1 | | |
7 | Крылатые слова. | Повторить сведения по лексике, познакомить с понятием «Крылатые слова»; научить определять крылатые слова в текстах и объяснять их значения, использовать в речи. | 1 | | |
8 | Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного материала в 5 классе». "Япэ къеса уэс" | Проверить знания, умения и навыки учащихся | 1 | | |
9 | Фразеологические обороты. | Познакомить учащихся с причинами выхода из общего употребления одних и появления новых слов в русском языке; уметь пользоваться толковым словарём для определения значения старевших и новых слов, правильно использовать их в речи. | 1 | | |
10 | Р/р. Изложение "Номинымрэ бгъэмрэ" стр.149 | Учить детей передавать смысл текста; формировать умение формулировать основную мысль текста, озаглавливать текст, отбирать в исходном тексте основное, производить исключение и обобщение. | 2 | | |
11 | Словообразование. | Дать понятие о словообразовании и формообразовании слова. | 1 | | |
12 | Словообразование, префиксы, суффиксы. | Дать понятие о словообразовании и формообразовании слова. Научить детей различать словообразующие и формообразующие суффиксы и префиксы. | 1 | | |
13 | Сложные слова, их правописание. | Познакомить с образованием сложных слов, учить выделять корни и соединительные гласные; формировать умение правильно писать сложные слова. | 1 | | |
14 | Сложносокращенные слова. | Сформировать понятие о сложносокращенных словах, рассказать о видах сложносокращенных слов по способу их образования. | 1 | | |
15 | Закрепление. | Закрепление знаний, умений и навыков учащихся. | 1 | | |
16 | Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме «Морфемика и словообразование». Сэлэтхэр» | Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков. | 1 | | |
17 | Части речи. Имя существительное. | Закрепить понятие об имени существительном как самостоятельной части речи; формировать представление о грамматических категориях имени существительного. | 1 | | |
18 | Собственные и нарицательные имена существительные. | Дать представление об именах существительных собственных и нарицательных; познакомить с правилом употребления большой буквы в именах собственных, с выделением кавычками заглавий книг, газет и т.д.; формирование умения распознавать имена собственные и нарицательные. | 1 | | |
19 | Единственное и множественное числа существительных. | Повторить полученные в начальной школе сведения о грамматической категории числа существительного; познакомить учащихся с лексическими группами существительных. | 1 | | |
20 | Склонение существительных. Склонение собственных имен существительных. Несклоняемые существительные. | Повторить полученные в начальной школе сведения о склонении имен существительных; проверить умение учащихся определять склонение, падежи имен существительных, написание е – и в окончаниях существительных. | 1 | | |
21 | Правописание определительных существительных. Правописание заимствованных существительных. | Дать представление о заимствованных именах существительных. | 1 | | |
22 | Р/р. Изложение. "Щхьэк1эмрэ лъэдакъэмрэ"стр.153 | Учить детей передавать смысл текста; формировать умение формулировать основную мысль текста, озаглавливать текст, отбирать в исходном тексте основное, производить исключение и обобщение. | 2 | | |
23 | Образование существительных. | Познакомить учащихся с образованием и правилами написания существительных. | 1 | | |
24 | Переход существительных в некоторые части речи. Морфологический разбор существительных. | Дать понятие о переходе существительных в некоторые части речи. Познакомить учащихся с порядком морфологического разбора имени существительного; формирование умения производить данный разбор. | 1 | | |
25 | Повторение пройденного по теме «Существительное». | Обобщить и систематизировать полученные учащимися знания при изучении темы «Имя существительное»; формировать умения применять полученные знания на практике. | 1 | | |
26 | Развитие речи. Сочинение по картине «Друзья» | | 2 | | |
27 | Имя прилагательное. Относительные и качественные прилагательные. | Повторение изученного в начальных классах об имени прилагательном; расширение сведений о синтаксической функции прилагательного в предложении; формировать умение употреблять прилагательное в речи, определять его морфологические признаки. | 1 | | |
28 | Степени сравнения прилагательных. Образование степеней сравнения. | Образование степеней сравнения: | 1 | | |
29 | Падежные окончания прилагательных. | Повторить правило правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных. | 1 | | |
30 | Правописание прилагательных с существительными. Правописание заимствованных прилагательных. | Познакомить учащихся с правилами правописания прилагательных с существительными, правописанием заимствованных прилагательных. | 1 | | |
31 | Образование прилагательных. | Познакомить учащихся с образованием прилагательных. | | | |
32 | Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор прилагательных | Познакомить учащихся с порядком морфологического разбора имени прилагательного; формирование умения выполнять разбор полных и кратких прилагательных. | 1 | | |
33 | Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».стр.57 | | 1 | | |
34 | Числительное как часть речи | Дать общее понятие о числительном как самостоятельной части речи. | 1 | | |
35 | Простые, сложные, составные числительные. | Дать классификацию видов имен числительных по строению, ознакомить учеников со способами образования и написания сложных слов. | 1 | | |
36 | Количественные числительные, их правописание. | Научить различать разряды количественных числительных. Повторить теоретический материал о числительном. Повторить правописание словарных слов. | 1 | | |
37 | Разделительные числительные. (Зэрагуэш бжыгъ.) | Формировать умения правильно писать простые, сложные и составные числительные | 1 | | |
38 | Дробные числительные. | Формировать у учащихся представление о дробных числительных, их составных частях и склонении; учить применять дробные числительные в речи; | 1 | | |
39 | Правописание сложных числительных. | Научить различать числительные по строению, правильно писать их и произносить | 2 | | |
40 | Порядковые числительные и способы их образования. | Научить учащихся употреблять порядковые числительные в речи | 1 | | |
41 | Склонение порядковых числительных. Закрепление. | Дать учащимся представление о склонении порядковых числительных, формировать навыки образования правильных падежных форм порядковых числительных и их употребления в речи. | 1 | | |
42 | Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по теме «Имя числительное».стр.57 | Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков. | 1 | | |
43 | Местоимение как часть речи. | Научить распознавать местоимения в речи; определять их грамматические признаки, роль в речи; дать первоначальное представление об основных разрядах местоимений. | 1 | | |
44 | Личные местоимения. Склонение личных местоимений. | Сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения | 1 | | |
45 | Указательные местоимения. Склонение указательных местоимений. | Сформировать понятие об указательных местоимениях; вырабатывать умение употреблять указательные местоимения в речи; расширить лексический запас учащихся; | 1 | | |
46 | Притяжательные местоимения. Склонение притяжательных местоимений. | Сформировать представление о морфологических признаках притяжательных местоимений. | 1 | | |
47 | Р/р. Изложение. "Щхьэк1эмрэ лъэдакъэмрэ"стр.153 | Учить детей передавать смысл текста; формировать умение формулировать основную мысль текста, озаглавливать текст, отбирать в исходном тексте основное, производить исключение и обобщение. | 2 | | |
48 | Вопросительные местоимения. Склонение вопросительных местоимений. | Формировать умение правильно употреблять вопросительные местоимения в устной и письменной речи; –учитывать особенности склонения вопросительных местоимений в устной и письменной речи; | 1 | | |
49 | Относительные местоимения, их склонение. | Формировать понятие о относительных местоимениях, развивать умения определять разряды местоимений по их значению, развивать общеучебные навыки и умения | 1 | | |
50 | Определительные местоимения, их склонение. | Сформировать понятие об определительных местоимениях; вырабатывать умение находить определительные местоимения в тексте и употреблять их в речи; сформировать умения употреблять в речи пословицы, имеющие в своем составе определительные местоимения; | 1 | | |
51 | Неопределенные местоимения, их склонение. | Выявить и уяснить стилистическую роль неопределенных местоимений в художественном тексте. Формировать орфографическую компетентность учащихся. | 1 | | |
52 | Отрицательные местоимения, их склонение. | Формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений; | 1 | | |
53 | Разряды местоимений. Морфологический разбор местоимения. | Создавать условия для формирования умений находить местоимения в тексте, обобщать материал в таблице, повторения пунктуационных правил и норм. | 1 | | |
54 | Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием по теме «Местоимение». "Хьэжыгъэ пут закъуэ" | Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков. | 1 | | |
55 | Р/р. Изложение «Махуэгъэпс деж» стр. 159 | Учить детей передавать смысл текста; формировать умение формулировать основную мысль текста, озаглавливать текст, отбирать в исходном тексте основное, производить исключение и обобщение. | 2 | | |
56 | Промежуточная аттестация | Проверить умения и навыки, полученные в 6 классе | 1 | | |
57 | Повторение Имя существительное | Повторить и обобщить изученный материал по теме «Имя существительное» | 2 | | |
58 | Имя прилагательное | Повторить и обобщить изученный материал по теме «прилагательное» | 2 | | |
59 | Имя числительное | Повторить и обобщить изученный материал по теме «Имя числительное» | 2 | | |