СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному языку в 6 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному языку в 6 классе»

Пояснительная записка.

Рабочая программа по родном языку «Адыгэбзэ».

Родной язык предназначен для учащихся 5-9-х классов общеобразовательных

организаций с русским языком обучения.


Программа составлена на основе Федерального государственного образова­тельного стандарта и примерной образовательной программы основного общего образования (в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 г. федерального учебно- методического объединения по общему образованию), с учетом основных поло­жений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гра­жданина России. Содержание Программы входит в этнокультурный компонент и учитывает основные положения Законов Карачаево‑Черкесской Республики: № 53‑РЗ от 28.12.2001 г. «О языках народов Карачаево‑Черкесской Республики» и № 72‑РЗ от 06.12.2013 г. «Об отдельных вопросах в сфере образования на терри­тории Карачаево‑Черкесской Республики».

Планирование ориентировано на учебник «Адыгэбзэ». 6класс. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. (Гяургиев Х. З.) – г. Нальчик. ГУ «Издательство «Эльбрус».

В Программе определены ценности, цели и задачи изучения учебного предмета «Адыгэбзэ», его место в учебном плане, планируемые результаты обучения, со­держание предмета, а также представлено тематическое планирование и требова­ния к материально-техническому обеспечению образовательного процесса.

Программа составлена на основе Федерального государственного образова­тельного стандарта и примерной образовательной программы основного общего образования (в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 г. федерального учебно- методического объединения по общему образованию), с учетом основных поло­жений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гра­жданина России. Содержание Программы входит в этнокультурный компонент и учитывает основные положения Законов Карачаево‑Черкесской Республики: № 53‑РЗ от 28.12.2001 г. «О языках народов Карачаево‑Черкесской Республики» и № 72‑РЗ от 06.12.2013 г. «Об отдельных вопросах в сфере образования на терри­тории Карачаево‑Черкесской Республики».

Планирование ориентировано на учебник «Адыгэбзэ». 6 класс. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Х.З. Гяургиев, Х.Ш. Урусов, М.И. Бакова, Т.И Куржева.

В Программе определены ценности, цели и задачи изучения учебного предмета «Адыгэбзэ», его место в учебном плане, планируемые результаты обучения, со­держание предмета, а также представлено тематическое планирование и требова­ния к материально-техническому обеспечению образовательного процесса.



Содержание предмета.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры родного народа, средством приобщения к богатствам черкесской культуры и литературы.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования является усвоение содержания предмета «Адыгэбзэ», достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Основными задачами обучения родному языку в общеобразовательных организациях с обучением на русском языке (для учащихся, изучающих родной язык) являются:

- усиление мотивации к изучению родного языка, заложенной в начальных классах, уважительное отношение к своей национальности, его истории и культуре, а также воспитание положительного отношения к представителям других национальностей и их духовному наследию;

- последовательное обучение в соответствии со всеми видами речевой деятельности и разделами кабардино-черкесского языкознания;

- освоение различных способов искусства общения; обучение красивому и грамотному общению на родном языке;

- совершенствование умений и навыков устной и письменной речи, научить пользоваться всеми возможностями родного языка в повседневной жизни;

- беспрерывное получение знаний и накопление опыта коммуникации посредством родного языка;

- формирование навыков использования родного языка как средства получения знаний по другим предметам;

- привлечение учащихся к изучению наследия адыгской национальной культуры;

- на уроках родного языка учитывать взаимосвязь образовательных и воспитательных задач;

- обратить внимание на воспитательное значение при выполнении письменных работ (изложений и сочинений);

- совершенствование логического мышления учащихся, умение связно, доступно и последовательно излагать свои мысли на родном языке в устной и письменной форме;

- совершенствование умений и навыков чтения, письма, работы с учебником, дополнительной и справочной литературой;

- проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет;

- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах кабардино-черкесского литературного языка.

Количество часов по учебному плану 68 ч. (2 ч. в неделю)

Содержание и количество часов на изучение тем:

- повторение в начале учебного года, лексика и фразеология -11 ч.

- словообразование и орфография – 6 ч.

- имя числительное – 10 ч.

- местоимение – 14 ч.

- глагол- 27 ч.

Назначение программы:

Улучшение результатов обучения родному языку; усовершенствование технологии

обучения в соответствии с изменившимися приоритетами целей основного образования;  

реализация основных положений концепции лингвистического образования школьников.                  

Содержание программы:

Речевая деятельность и культура речи

Язык и речь. Стили речи: научный, публицистический, официально - деловой, разговорный. Текст. Тема текста.

Словообразование. Орфография

Морфемика и словообразование. Основные способы образования слов в черкесском языке. Основные выразительные средства словообразования. Образование слов в результате слияния сочетаний слов. Правописание сложных и сложносокращенных слов.

Морфология. Общее понятие о морфологии

Морфология как один из разделов грамматики. Слово как основная языковая единица морфологии. Части речи. Самостоятельные и служебные части речи, их классификация, функция в речи.

Имя существительное. Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки имен существительных. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Существительные собственные и нарицательные. Правописание собственных имен существительных (заглавная буква и кавычки). Число имен существительных. Склонения имен существительных по падежам. Значение падежей. Определенное и неопределенное склонение. Склонение нарицательных существительных. Склонение собственных имен существительных. Склонение существительных с определительным словом. Несклоняемые имена существительные. Правописание существительных, являющихся определением для других существительных. Правописание заимствованных существительных. Способы образования существительных. Морфологический разбор существительных.

Имя прилагательное. Понятие о прилагательном. Значение прилагательного, его морфологические признаки, синтаксические функции. Правописание падежных окончаний прилагательных, стоящих вместе с существительными. Роль прилагательных в речи. Синтаксическая роль прилагательного в предложении. Разряды прилагательных по значению. Качественные и относительные прилагательные. Степени сравнения имен прилагательных. Значение, образование и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени. Правописание прилагательных, являющихся определением для существительных. Правописание прилагательных, заимствованных из русского языка. Словообразование имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор прилагательных.

Имя числительное. Значение числительного и его грамматические признаки. Функции в предложении. Морфологические особенности и синтаксическая роль в предложении. Разряды имен числительных. Имена числительные простые, сложные и составные. Числительные количественные и порядковые, их значение, склонение и изменение. Порядковые числительные, их значение, склонение и изменение. Дробные числительные, их значение, склонение и изменение. Разделительные числительные, их значение, склонение и изменение. Количественные числительные, их значение, склонение, особенности употребления в словосочетании. Слитное и раздельное написание числительных. Морфологический разбор числительных.

Местоимение. Местоимение как часть речи. Морфологические функции и синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений по назначению: личные, притяжательные, указательные, вопросительные, относительные, определительные, неопределенные, отрицательные. Склонение местоимений различных разрядов. Морфологический разбор местоимений.



Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения родного языка обучающийся научится:

- соотносить понятия «язык» и «речь»;

- создавать тексты в разных стилях (научном, официально-деловом, публицистическом, художественном, разговорном), формулировать тему текста;

- использовать лингвистические словари черкесского языка;

- определять особенности словообразования черкесского языка, оценивать основные выразительные средства словообразования;

- соблюдать правописание сложных и сложносокращенных слов;

- использовать основные понятия грамматики, морфологии, характеризовать самостоятельные, служебные части речи, междометия;

- характеризовать имя существительное как часть речи, определять его грамматические признаки (число, падеж, отсутствие категории рода), синтаксическую роль, распознавать собственные и нарицательные имена существительные;

- распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном и во множественном числе, правильно использовать падежные формы имен существительных определенного и неопределенного склонений, склонять собственные имена существительные и существительные с определительным словом;

- распознавать и употреблять в речи несклоняемые имена существительные, соблюдать правописание заимствованных существительных, проводить устный и письменный морфологический разбор имени существительного;

-распознавать имя прилагательное как часть речи, определять его грамматические признаки, синтаксическую роль, различать относительные и качественные имена прилагательные, степени сравнения имен прилагательных, правильно использовать падежные формы имен прилагательных;

- соблюдать правописание прилагательных, заимствованных из русского языка и сложных прилагательных, выявлять способы и средства словообразования имен прилагательных, проводить устный и письменный морфологический разбор имени прилагательного;

- распознавать числительное как часть речи, определять его грамматические признаки, синтаксическую роль, различать количественные, порядковые, дробные, разделительные числительные, определять слитное и раздельное написание числительных;

- распознавать имена числительные простые, сложные и составные, правильно использовать падежные формы имен числительных, проводить устный и письменный морфологический разбор имени числительного;

- распознавать местоимение как часть речи, определять его грамматические признаки, синтаксическую роль, сопоставлять и соотносить местоимения с другими частями речи, распознавать разряды местоимений (личные, указательные, притяжательные, вопросительные, относительные, определенные, неопределенные), правильно изменять по падежам местоимения разных разрядов и употреблять их в речи, проводить устный и письменный морфологический разбор местоимения


Родной язык. 6 класс.

Тематическое планирование. Базовый уровень (2 часа в неделю) (68 ч.)




Тема урока

Содержание урока

Кол-во часов

Сроки

По плану

Факт

1

Беседа о языке. Стилистика

Научиться понимать высказывания на лингвистическую тему и составлять рассуждения на лингвистическую тему. РРЯ участвовать в беседе, споре, владеть. Представление о русском языке; осознавать эстетическую функцию родного языка; создавать письменное высказывание-рассуждение на основе исходного текста

1



2

Синтаксис. Фонетика. Орфография

Систематизировать знания, полученные в 5 классе

1



3

Лексика

Закрепить умение определять принадлежность слов к различным частям речи по морфологическим признакам

1



4

Словари. Архаизмы

Расширить словарный запас учащихся. Расширить знания о словарях родного языка. Познакомить учащихся с термином «архаизмы», научить работать с ними на примере конкретных текстов.

1



5

Неологизмы

Познакомить учащихся с причинами появления новых слов в русском языке; развивать умение пользоваться толковым словарём для определения  значения новых слов; развивать орфографическую зоркость

1



6

Р/р.  Сочинение - описание

"Мое любимое животное"

 Повторить и закрепить знания о стилях речи и описательном типе речи, структуре текста-

описания; знакомить с особенностями описания животных; работать над обогащением словарного запаса обучающихся;

1



7

Крылатые слова.

Повторить сведения по лексике, познакомить с понятием «Крылатые слова»; научить определять крылатые слова в текстах и объяснять их значения, использовать в речи.

1



8

Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного материала в 5 классе». "Япэ къеса уэс"

Проверить знания, умения и навыки учащихся

1



9

Фразеологические обороты.

Познакомить учащихся с причинами выхода из общего употребления одних и появления новых слов в русском языке; уметь пользоваться толковым словарём для определения значения старевших и новых слов, правильно использовать их в речи.

1



10

Р/р. Изложение

"Номинымрэ бгъэмрэ" стр.149

Учить детей передавать смысл текста; формировать умение формулировать основную мысль текста, озаглавливать текст, отбирать в исходном тексте основное, производить исключение и обобщение.

2



11

Словообразование.

Дать понятие о словообразовании и формообразовании слова.

1



12

Словообразование, префиксы, суффиксы.

Дать понятие о словообразовании и формообразовании слова. Научить детей различать словообразующие и формообразующие суффиксы и префиксы.

1



13

Сложные слова, их правописание.

Познакомить с образованием сложных слов, учить выделять корни и соединительные гласные; формировать умение правильно писать сложные слова.


1



14

Сложносокращенные слова.

Сформировать понятие о сложносокращенных словах, рассказать о видах сложносокращенных слов по способу их образования.

1



15

Закрепление.

Закрепление знаний, умений и навыков учащихся.

1



16

Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме «Морфемика и словообразование». Сэлэтхэр»

Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков.

1



17

Части речи. Имя существительное.

Закрепить понятие об имени существительном как самостоятельной части речи; формировать представление о грамматических категориях имени существительного.

1



18

Собственные и нарицательные имена существительные.

Дать представление об именах существительных собственных и нарицательных; познакомить с правилом употребления большой буквы в именах собственных, с выделением кавычками заглавий книг, газет и т.д.; формирование умения распознавать имена собственные и нарицательные.

1



19

Единственное и множественное числа существительных.

Повторить полученные в начальной школе сведения о грамматической категории числа существительного; познакомить учащихся с лексическими группами существительных.

1



20

Склонение существительных. Склонение собственных имен существительных. Несклоняемые существительные.

Повторить полученные в начальной школе сведения о склонении имен существительных; проверить умение учащихся определять склонение, падежи имен существительных, написание е – и в окончаниях существительных.

1



21

Правописание определительных существительных. Правописание заимствованных существительных.

Дать представление о заимствованных именах существительных.

1



22

Р/р. Изложение. "Щхьэк1эмрэ лъэдакъэмрэ"стр.153

Учить детей передавать смысл текста; формировать умение формулировать основную мысль текста, озаглавливать текст, отбирать в исходном тексте основное, производить исключение и обобщение.

2



23

Образование существительных.

Познакомить учащихся с образованием и правилами написания существительных.

1



24

Переход существительных в некоторые части речи. Морфологический разбор существительных.

Дать понятие о переходе существительных в некоторые части речи. Познакомить учащихся с порядком морфологического разбора имени существительного; формирование умения производить данный разбор.

1



25

Повторение пройденного по теме «Существительное».

Обобщить и систематизировать полученные учащимися знания при изучении темы «Имя существительное»; формировать умения применять полученные знания на практике.

1



26

Развитие речи. Сочинение по картине «Друзья»


2



27

Имя прилагательное. Относительные и качественные прилагательные.

Повторение изученного в начальных классах об имени прилагательном; расширение сведений о синтаксической функции прилагательного в предложении; формировать умение употреблять прилагательное в речи, определять его морфологические признаки.

1



28

Степени сравнения прилагательных. Образование степеней сравнения.

Образование степеней сравнения:

1



29

Падежные окончания прилагательных.

Повторить правило правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных.

1



30

Правописание прилагательных с существительными. Правописание заимствованных прилагательных.

Познакомить учащихся с правилами правописания прилагательных с существительными, правописанием заимствованных прилагательных.

1



31

Образование прилагательных.

Познакомить учащихся с образованием прилагательных.




32

Правописание сложных прилагательных.

Морфологический разбор прилагательных

Познакомить учащихся с порядком морфологического разбора имени прилагательного; формирование умения выполнять разбор полных и кратких прилагательных.

1



33

Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».стр.57


1



34

Числительное как часть речи

Дать общее понятие о числительном как самостоятельной части речи.

1



35

Простые, сложные, составные числительные.

Дать классификацию видов имен числительных по строению, ознакомить учеников со способами образования и написания сложных слов.

1



36

Количественные числительные, их правописание.

 Научить различать разряды количественных числительных.

Повторить теоретический материал о числительном.

Повторить правописание словарных слов.


1



37

Разделительные числительные. (Зэрагуэш бжыгъ.)

 Формировать умения правильно писать простые, сложные и составные числительные

1



38

Дробные числительные.

Формировать у учащихся представление о дробных числительных, их составных частях и склонении; учить применять дробные числительные в речи;

1



39

Правописание сложных числительных.

Научить различать числительные по строению, правильно писать их и произносить

2



40

Порядковые числительные и способы их образования.

Научить учащихся употреблять порядковые числительные в речи

1



41

Склонение порядковых числительных. Закрепление.

Дать учащимся представление о склонении порядковых числительных, формировать навыки образования правильных падежных форм порядковых числительных и их употребления в речи.

1



42

Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по теме «Имя числительное».стр.57

Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков.

1



43

Местоимение как часть речи.

Научить распознавать местоимения в речи; определять их грамматические признаки, роль в речи; дать первоначальное представление об основных разрядах местоимений.


1



44

Личные местоимения. Склонение личных местоимений.

Сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения

1



45

Указательные местоимения. Склонение указательных местоимений.

Сформировать понятие об указательных местоимениях;

вырабатывать умение употреблять указательные местоимения в речи; расширить лексический запас учащихся;


1



46

Притяжательные местоимения.

 Склонение притяжательных местоимений.

Сформировать представление о морфологических признаках притяжательных местоимений.

1



47

Р/р. Изложение. "Щхьэк1эмрэ лъэдакъэмрэ"стр.153

Учить детей передавать смысл текста; формировать умение формулировать основную мысль текста, озаглавливать текст, отбирать в исходном тексте основное, производить исключение и обобщение.

2



48

Вопросительные местоимения. Склонение вопросительных местоимений.

Формировать умение правильно употреблять вопросительные местоимения в устной и  письменной речи; –учитывать особенности склонения вопросительных местоимений в устной и письменной речи;

1



49

Относительные местоимения, их склонение.

Формировать понятие о относительных местоимениях, развивать умения определять разряды местоимений по их значению, развивать общеучебные навыки и умения

1



50

Определительные местоимения, их склонение.

 Сформировать понятие об определительных местоимениях;

вырабатывать умение находить определительные  местоимения в тексте и употреблять их в речи; сформировать умения употреблять в речи пословицы, имеющие в своем составе определительные местоимения;

1



51

Неопределенные местоимения, их склонение.

Выявить и уяснить стилистическую роль неопределенных местоимений в художественном тексте. Формировать орфографическую компетентность учащихся.

1



52

Отрицательные местоимения, их склонение.

 Формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений; 

1



53

Разряды местоимений. Морфологический разбор местоимения.

Создавать условия для формирования умений находить местоимения в тексте, обобщать материал в таблице, повторения пунктуационных правил и норм.

1



54

Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием по теме «Местоимение». "Хьэжыгъэ пут закъуэ"

Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков.

1



55

Р/р. Изложение «Махуэгъэпс деж» стр. 159

Учить детей передавать смысл текста; формировать умение формулировать основную мысль текста, озаглавливать текст, отбирать в исходном тексте основное, производить исключение и обобщение.

2



56

Промежуточная аттестация

Проверить умения и навыки, полученные в 6 классе


1



57

Повторение Имя существительное

Повторить и обобщить изученный материал по теме «Имя существительное»

2



58

Имя прилагательное

Повторить и обобщить изученный материал по теме «прилагательное»

2



59

Имя числительное

Повторить и обобщить изученный материал по теме «Имя числительное»

2












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!