Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9
имени героев России - пограничников»
«Согласовано» Зам. директора по УВР ____________Хидирнабиева И. Г. от «___»__________ 2021 г. | «Утверждаю» И.о. директора школы ____________Селимханова Г.М. от «___»__________ 2021 г. |
«Рассмотрено» на заседании МО _____________Хучуева Н.А. протокол № ___ от «___»__________ 2021 г. | |
Рабочая программа
по предмету
«Русский родной язык »
4 класс
УМК «Школа России»
Учитель начальных классов
Нестерова Екатерина Александровна
г. Каспийск - 2021 г
Пояснительная записка
Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); Федеральный закон от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и с учётом примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования, разработанной авторским коллективом: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Рябинина Л. А., Соколова О. В.
Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский) » 4класс рассчитана на общую учебную нагрузку в количестве 68 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Родной язык (русский)»
Личностные результаты:
уважительное отношение к родному языку как отражению культуры;
погружение в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;
приобщение к литературному наследию русского народа;
обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Метапредметные результаты:
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения.
Предметные результаты:
осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
понимание значения эпитетов и сравнений, правильное уместное их употребление в речи;
понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного);
соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);
обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского языка;
соблюдение основных лексических норм современного русского языка;
соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка;
употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;
употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;
выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;
соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;
соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;
соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;
различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.
Содержание учебного предмета учебного предмета
«Родной язык (русский)»
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (25 часов)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.
Проектные задания: «История школьных принадлежностей» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Русские слова в языках других народов».
Раздел 2. Язык в действии (16 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (27 часов)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Проект «История вежливых слов»
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Обобщение. Повторение.
Тематическое планирование учебного предмета
«Родной язык (русский)»
№ уроков | Наименование разделов | Количество часов |
Всего | Из них (формы контроля) |
тв/р | проекты | провероч.р |
1-25 | Русский язык: прошлое и настоящее | 25ч | 1 | 2 | - |
26-41 | Язык в действии | 16ч | | 1 | 1 |
42-68 | Секреты речи и текста | 27ч | 1 | - | 1 |
| ИТОГО | 68ч | 2 | 3 | 2 |
Календарно-тематическое планирование учебного предмета
«Родной язык (русский)» 4класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
Русский язык: прошлое и настоящее | |
1 | Знакомство с учебником «Русский родной язык». Наша речь и наш язык. | 1ч | |
| Не стыдно не знать, стыдно не учиться | | |
2 | Значения слов. Многозначные слова. | | |
3 | Проект «История школьных принадлежностей» | | |
| Язык языку весть подаёт | | |
4 | Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира | | |
5 | Заимствованные слова в русском языке | | |
6 | Русские слова в языках других народов | | |
7 | Проект «Русские слова в языках других народов» | | |
8 | Знакомство с толковыми словарями В.И.Даля и С.И.Ожегова | | |
9 | Обобщение по разделу «Язык языку весть подаёт» | | |
Язык в действии | |
| Трудно ли образовывать формы глагола? | | |
10 | Что мы знаем о глаголе? | | |
11 | Трудно ли образовывать формы глагола? | | |
12 | Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов | | |
13 | Как правильно произносить слова. | | |
14 | Глагол (обобщение) | | |
15 | Проверочная работа. Оценка достижений. | | |
| Можно ли об одном и том же сказать по-разному? | | |
16 | Можно ли об одном и том же сказать по-разному? | | |
17 | Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи | | |
18 | Правила речевого этикета: разговор по телефону, особенности языка СМС сообщений. | | |
19 | Проект «История вежливых слов» | | |
20 | Слова очень нужные и очень важные. Обобщение по разделу. | | |
| Как и когда появились знаки препинания? | | |
21 | История возникновения знаков препинания. | | |
22 | Функции знаков препинания | | |
23 | Учимся ставить знаки препинания. | | |
24 | Проверочная работа по разделу | | |
Секреты речи и текста | |
| Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста. | | |
25 | Информационная функция заголовков. Типы заголовков | | |
26 | Текст. Тема текста. Заголовок. | | |
27 | Учимся озаглавливать текст | | |
28 | Типы текстов | | |
29 | Обобщающий урок по разделу. | | |
| Учимся оценивать и редактировать тексты | | |
30 | Оценивание устных и письменных речевых высказываний | | |
31 | Редактирование предложенных и собственных текстов. | | |
32 | Творческая работа. Сочинение по данному началу и опорным словам. | | |
33 | Сопоставление чернового и отредактированного текста. | | |
34 | Обобщающий урок. Проверочная работа. | | |
Календарно-тематическое планирование учебного предмета
«Родная литература (русская)» 4класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
Русская литература: прошлое и настоящее | |
| Не стыдно не знать, стыдно не учиться | | |
1 | Древнегреческий и латинский языки как «строительный материал» для слов современных языков. | | |
2 | Национальный характер русского языка | | |
3 | Проект «История школьных принадлежностей» | | |
| Вся семья вместе, так и душа на месте | | |
4 | Мудрость народа. Пословицы, поговорки о семье. | | |
5 | Семья и семейные традиции | | |
6 | Слова, называющие родственные отношения (мама,папа,брат,сестра) | | |
7 | Слова, называющие родственные отношения (мачеха, отчим, пасынок, падчерица). | | |
8 | Р/р. Сочинение на тему «Моя семья» | | |
| Красна сказка складом, а песня – ладом | | |
9 | Эпитеты в русском фольклоре | | |
10 | Слова, связанные с качествами и чувствами людей. | | |
11 | Наблюдение за эпитетами в сказках А.С.Пушкина | | |
12 | Слова, которыми можно описать. | | |
13 | Эпитет как средство выразительности речи | | |
| Красное словцо не ложь. | | |
14 | Образ животных, используемый для характеристики внешности и поступков людей. | | |
15 | Фразеологизмы и пословицы о животных и людях | | |
16 | Фразеологизмы и пословицы со словом «собака» и их значение. | | |
17 | Обобщение по разделу «Красное словцо не ложь». Тестирование. | | |
18 | Как и когда появились знаки препинания? Вклад М.В.Ломоносова в развитие русского литературного языка. | | |
Секреты речи и текста | |
| Задаём вопросы в диалоге. | | |
19 | Диалог. | | |
20 | Задаём вопросы в диалоге | | |
21 | Этика делового общения | | |
22 | Сказки-диалоги о животных | | |
23 | «Диалог, или будьте вежливы!» | | |
25 | Обобщение по разделу. | | |
| Учимся составлять план текста | | |
26 | Учимся составлять план текста | | |
27 | Составление плана текста, не разделённого на абзацы. | | |
28 | План текста, виды планов текста. | | |
29 | Текст. План текста. Закрепление. | | |
| Учимся пересказывать текст | | |
30 | Информационная переработка прослушанного и прочитанного текста. | | |
31 | Работа с текстом В.А.Осеевой «Орёл» | | |
32-33 | Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. | | |
34 | Обобщающий урок. Проверочная работа | | | |