СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» для 9 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённого Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897 (с изменениями), с Федеральным Законом от 31.07.2020г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» и Приказом Минпросвещения России от 11.12.2020г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному (русскому) языку для 9 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Войковская школа Первомайского района Республики Крым»















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родному (русскому) языку



Класс: 9

Учебный год: 2021-2022

Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год; 1 час в неделю








СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО

Заместитель директора на заседании МО учителей

по учебно-воспитательной работе социально-гуманитарного цикла

_____ Т.А. Судак _____ В.Э. Алиумерова

















с. Войково, 2021г.

Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» для 9 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённого Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897 (с изменениями), с Федеральным Законом от 31.07.2020г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» и Приказом Минпросвещения России от 11.12.2020г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся».

Программа по родному (русскому) языку для 9 класса составлена на основе примерной программы «Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ О.М. Александрова, Ю.Н. Гостева, И.Н. Добротина; под ред. О.М. Александровой. – М.: Просвещение, 2020г.» и ориентирована на использование учебного пособия «Русский родной язык. 9 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / [О.  М.  Александрова и др.]. — М.: Просвещение, 2018г.».

Согласно учебному плану МБОУ Войковская школа на изучение родного (русского) языка в 9 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год).



  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.


Выпускник научится:

  1. понимание и истолкование значения крылатых слов и выражений; знание источников крылатых слов и выражений; правильное употребление крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения;

  2. определение значения современных неологизмов, характеристика неологизмов по сфере употребления и стилистической окраске;

  3. употребление слов с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы;

  4. употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; опознавание частотных примеров тавтологии и плеоназма;

  5. использование словарей: толковых словарей, словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов;

  6. различение вариантов грамматической синтаксической нормы‚ обусловленных грамматической синонимией словосочетаний‚ простых и сложных предложений;

  7. использование при общении в электронной среде этики и русского речевого этикета;

  8. владение правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;

  9. владение умениями информационной переработки текста; приёмами переработки и преобразования информации; использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.


Выпускник получит возможность научиться:

  1. стремление к речевому самосовершенствованию;

  2. употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

  3. редактирование текста с целью исправления грамматических ошибок;

  4. понимание активных процессов в русском речевом этикете;

  5. редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.



II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Язык и культура (10 ч)

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.

Проверочная работа по теме: «Язык и культура».


       Культура речи (12 ч)

       Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

Современные толковые словари. Отражение  вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

      Речевой этикет

      Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

Проверочная работа по теме: «Культура речи».


       Речь. Речевая деятельность. Текст (12 ч)

     Язык и речь. Виды речевой деятельности. Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.

    Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.

     Функциональные разновидности языка

     Разговорная речь. Анекдот, шутка.

       Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.

      Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.

       Публицистический стиль. Проблемный очерк.

       Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении.   Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.

Итоговая контрольная работа.





III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Содержание раздела программы

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»


Количество часов

Язык и культура

День знаний Международный день распространения грамотности

10

Культура речи

Всемирный день приветствий. День народного единства

12

Речь. Речевая деятельность. Текст

День Российской науки День славянской письменности и культуры

12


Всего


34










IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ






№ п/п

Тема урока



Дата проведения

Примечания

по плану

по факту

Раздел 1 «Язык и культура» (10 часов)

1

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа




2

Ключевые слова русской культуры




3

Крылатые слова и выражения в русском языке. Орфографический практикум.




4

Развитие русского языка как закономерный процесс




5

Общие представления о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке  




6

Рост словарного состава языка, рождение неологизмов




7

Практическая работа по нахождению неологизмов в тексте




8

Рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов




9

Активизация процесса заимствования иноязычных слов




10

Проверочная работа по теме «Язык и культура».




Раздел 2 «Культура речи» (12 часов)

11

Основные орфоэпические нормы современного русского языка. Орфоэпические словари




12

Активные процессы в области произношения и ударения. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.




13

Основные лексические нормы современного русского литературного языка




14

Современные толковые словари. Отражение  вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы




15

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка




16

Правильное построение словосочетаний по типу управления




17

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов




18

Типичные ошибки в построении сложных предложений




19

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы




20

Проверочная работа по теме: «Культура речи».




21

Речевой этикет в деловом общении




22

Правила сетевого этикета





Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (12 часов)


23

Русский язык в Интернете




24

Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях




25

Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект




26

Практическая работа по составлению конспектов




27

Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации




28

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Анекдот, шутка




29

Официально-деловой стиль. Деловое письмо




30

Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение




31

Публицистический стиль. Проблемный очерк




32

Язык художественной литературы.




33

Афоризмы. Прецедентные тексты




34

Итоговая контрольная работа.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!