Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Войковская школа Первомайского района Республики Крым»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному (русскому) языку
Класс: 9
Учебный год: 2021-2022
Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год; 1 час в неделю
СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО
Заместитель директора на заседании МО учителей
по учебно-воспитательной работе социально-гуманитарного цикла
_____ Т.А. Судак _____ В.Э. Алиумерова
с. Войково, 2021г.
Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» для 9 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённого Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897 (с изменениями), с Федеральным Законом от 31.07.2020г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» и Приказом Минпросвещения России от 11.12.2020г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся».
Программа по родному (русскому) языку для 9 класса составлена на основе примерной программы «Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ О.М. Александрова, Ю.Н. Гостева, И.Н. Добротина; под ред. О.М. Александровой. – М.: Просвещение, 2020г.» и ориентирована на использование учебного пособия «Русский родной язык. 9 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.]. — М.: Просвещение, 2018г.».
Согласно учебному плану МБОУ Войковская школа на изучение родного (русского) языка в 9 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Выпускник научится:
понимание и истолкование значения крылатых слов и выражений; знание источников крылатых слов и выражений; правильное употребление крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения;
определение значения современных неологизмов, характеристика неологизмов по сфере употребления и стилистической окраске;
употребление слов с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы;
употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; опознавание частотных примеров тавтологии и плеоназма;
использование словарей: толковых словарей, словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов;
различение вариантов грамматической синтаксической нормы‚ обусловленных грамматической синонимией словосочетаний‚ простых и сложных предложений;
использование при общении в электронной среде этики и русского речевого этикета;
владение правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;
владение умениями информационной переработки текста; приёмами переработки и преобразования информации; использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Выпускник получит возможность научиться:
стремление к речевому самосовершенствованию;
употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
редактирование текста с целью исправления грамматических ошибок;
понимание активных процессов в русском речевом этикете;
редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Язык и культура (10 ч)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Проверочная работа по теме: «Язык и культура».
Культура речи (12 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Проверочная работа по теме: «Культура речи».
Речь. Речевая деятельность. Текст (12 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Итоговая контрольная работа.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Содержание раздела программы | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» | Количество часов |
| Язык и культура | День знаний Международный день распространения грамотности | 10 |
| Культура речи | Всемирный день приветствий. День народного единства | 12 |
| Речь. Речевая деятельность. Текст | День Российской науки День славянской письменности и культуры | 12 |
| Всего | | 34 |
IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| | | | |
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечания |
по плану | по факту |
Раздел 1 «Язык и культура» (10 часов) |
1 | Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа | | | |
2 | Ключевые слова русской культуры | | | |
3 | Крылатые слова и выражения в русском языке. Орфографический практикум. | | | |
4 | Развитие русского языка как закономерный процесс | | | |
5 | Общие представления о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке | | | |
6 | Рост словарного состава языка, рождение неологизмов | | | |
7 | Практическая работа по нахождению неологизмов в тексте | | | |
8 | Рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов | | | |
9 | Активизация процесса заимствования иноязычных слов | | | |
10 | Проверочная работа по теме «Язык и культура». | | | |
Раздел 2 «Культура речи» (12 часов) |
11 | Основные орфоэпические нормы современного русского языка. Орфоэпические словари | | | |
12 | Активные процессы в области произношения и ударения. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём. | | | |
13 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка | | | |
14 | Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы | | | |
15 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка | | | |
16 | Правильное построение словосочетаний по типу управления | | | |
17 | Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов | | | |
18 | Типичные ошибки в построении сложных предложений | | | |
19 | Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы | | | |
20 | Проверочная работа по теме: «Культура речи». | | | |
21 | Речевой этикет в деловом общении | | | |
22 | Правила сетевого этикета | | | |
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (12 часов) |
23 | Русский язык в Интернете | | | |
24 | Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях | | | |
25 | Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект | | | |
26 | Практическая работа по составлению конспектов | | | |
27 | Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации | | | |
28 | Функциональные разновидности языка Разговорная речь. Анекдот, шутка | | | |
29 | Официально-деловой стиль. Деловое письмо | | | |
30 | Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение | | | |
31 | Публицистический стиль. Проблемный очерк | | | |
32 | Язык художественной литературы. | | | |
33 | Афоризмы. Прецедентные тексты | | | |
34 | Итоговая контрольная работа. | | | |