СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному (русскому) языку 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного курса:углубление знаний о некоторых категориях современного русского языка, о национальной специфике русского языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному (русскому) языку 10 класс»

1.Планируемые результаты изучения учебного предмета «Родной язык » 10 класс


Планируемые личностные результаты освоения ООП


– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность


  • служению Отечеству, его защите;


– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;


– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;


– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.


– ориентация обучающихся реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;


– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;


– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;


-достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям.


– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;


– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доб-рожелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;


– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.


Планируемые метапредметные результаты освоения ООП


Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:


– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;


– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в дея-тельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;


– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;


– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;


– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;


– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;


– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.


  1. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:


– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;


– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;


– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;


– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития

– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;


– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.


  1. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:


– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;


– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);


– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального


  • комбинированного взаимодействия;


– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;


– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.


Планируемые предметные результаты освоения ООП Выпускник научится:


– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;


– использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;


– создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);


– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;


– подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;


– правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;


– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста;


– использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);


– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;


– преобразовывать текст в другие виды передачи информации;


– выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;


– соблюдать культуру публичной речи;


– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;


– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;


– использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.


Выпускник получит возможность научиться:


– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;


– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;


– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);


– отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;


– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;


– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;


– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную

  • неизвестную информацию в прослушанном тексте;


– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;


– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;


– создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

– соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;


– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письмен-ной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;


– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;


– осуществлять речевой самоконтроль;

– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки

на основе знаний о нормах русского литературного языка;


– использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;


– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).







СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


«Родной язык (русский)»

10 класс

Раздел 1. Язык и культура (6 ч.)


Язык и общество. Родной язык, литература и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире – в международном и межнациональном общении. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.


Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).


Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.


Раздел 2. Культура речи (14ч.)


Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Типичные акцентологические ошибки в современной речи.


Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.


Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лекси-ческой сочетаемости.


Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.


Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.


Основные грамматические нормы современного русского литератур-ного языка.


Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.


Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.


Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.


Речевой этикет

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет

Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии,


Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.


Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (14 ч.)


Язык и речь. Виды речевой деятельности

Понятие речевого (риторического) идеала.


Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры. Основные риторические категории и элементы речевого мастерства Понятие эффективности речевого общения. Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи. Техника импровизированной речи. Особенности импровизации.


Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические тропы и фигуры. Структура и риторические функции метафоры,

сравнения, антитезы. Мастерство беседы. Мастерство спора. Доказывание и убеждение. Стратегия и тактика спора. Речевое поведение спорящих.


Текст как единица языка и речи

Категория монолога и диалога как формы речевого общения.

Структура публичного выступления.


Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в публичной речи. Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика.


Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуаций спора.


Функциональные разновидности языка


Научный стиль речи. Назначение, признаки научного стиля речи. Морфологи-ческие и синтаксические особенности научного стиля. Терминологические эн-циклопедии, словари и справочники.


Официально-деловой стиль речи. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Резюме, автобиография.


Разговорная речь. Фонетические, интонационные, лексические, морфологиче-ские, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.


Публицистический стиль речи. Устное выступление. Дискуссия. Использова-ние учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.


Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.



Раздел 3. Тематическое планирование


Родной русский язык 10 класс

Тематическое планирование разработано с учётом рабочей программы воспитания,

что конкретизируется в планируемых результатах освоения основной образовательной программы



№п/п

Тема

Кол-во



часов







1

Язык и культура

6

2

Культура речи

14

3

Речевая деятельность. Текст.


14

4

Всего

34



4.Календарно-тематическое планирование

Родной русский язык 10 класс



Тема урока

Часы

ДАТА


Язык и культура (6 часов)


план

факт

1

Русский язык в Российской Федерации и в современном мире

1



2

Система русского языка, его единицы и уровни.

1



3

Основные тенденции активных процессов в современном русском языке. «Неологический бум» русского языка в 21 веке, его причины

1



4

Изменение значений и переосмысление имеющихся в русском языке слов, их стилистическая переоценка

1



5

Р/р Творческая работа «Неологизмы в жизни со- временного общества»

1



6

Контрольная работа в форме теста по теме «Развитие современного русского языка»

1




Культура речи (14 часов)




7

Основные орфоэпические нормы современного русского языка. Типичные акцентологические ошибки в современной речи.

1



8

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

1



9

Речевая избыточность и точность. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

1



10

Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости

1



11

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка

1



12

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.


1



13

Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

1



14

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета.

1



15

Интернет-дискуссии, Интернет- полемики.


1



16

Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

1



17

Р/р Сочинение-рассуждение «Что такое культура речи»

1



18

Р/р Сочинение-рассуждение «Что такое культура речи»

1



19

Контрольная работа в форме теста по теме «Современные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского языка»

1



20

Анализ контрольной работы

1




Речь. Речевая деятельность. Тест (14 часов)




21

Понятие речевого (риторического) идеала, эффективности речевого общения.

1



22

Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи.

1



23

Техника импровизированной речи. Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Риторика остроумия

1



24

Категория монолога и диалога как формы речевого общения

1



25

Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика

1



26

Р/р Публичное выступление (практическое занятие)


1



27

Р/р Публичное выступление (практическое занятие)


1



28

Функциональные разновидности языка. Публицистический, научный, официально-деловой стили речи.

1



29

Язык художественной литературы. Разговорная речь


1



30

Контрольная работа в форме теста по теме «Функциональные разновидности языка»

1



31

Анализ контрольной работы


1



32

Защита проекта по предложенной теме


1



33

Защита проекта по предложенной теме


1



34

Итоговый урок. Итоговое тестирование.

1