СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родному русскому языку 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА по родному  русскому языку   2 класс

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родному русскому языку 2 класс»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родному русскому языку

2 класс



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть и, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Цель занятий, проводимых по программе «Школа развития речи», - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачами курса являются:

  • обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

  • создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

  • формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Занятия выстроены следующим образом:

  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

  2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

  3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Важнейшей особенностью курса, представленной в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

Вторую особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиняя со 2 -го) класса формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.

Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.

Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля.

Рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 11, 12, 13, 48 часть 1 п.1);

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373;

  • Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

  • «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;


Цели и задачи


Изучение родного языка направлено на развитие языковой компетентности, коммуникативных умений, диалогической и монологической речи. В ходе изучения родного языка формируются речевые способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку.


Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане


В соответствии с учебным планом на 2018-2019 учебный год, предмет «Родной язык» изучается во 2-ом классе 1 час в неделю. Всего 34 недель. Общий объём учебного времени составляет 34 часа.


Задачи:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • развитие мотивации к изучению русского языка;

  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект

Формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект

Развитие речи.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений.


Планируемые результаты


Личностные результаты

  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Предметные результаты

  • умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;

  • умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;

  • умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;

  • умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;


Содержание учебного предмета

2 класс.

Слово.

Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.

Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

Текст.

Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.

Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.

План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.

Сочинение загадок.

Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.

Тематический план 2 класс

№ п/п

Тема

содержание

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности


1

Слово и его значение.

Лексическое значение слова.


1

Знать понятие «лексическое значение слова», уметь пользоваться толковым словарем

2

Многозначные слова, их употребление в речи.


1

Знать понятие «многозначные слова»

3

Прямое и переносное значения слов.


1

Знать понятия «прямое и «переносное значение слова»

4

Омонимы, их значение в речи. Значение омонимов.


2

Знать понятие «омонимы»,

их значение в речи

5

Омофоны. Омоформы.

2

Знать понятие омофоны, омоформы

6

Синонимы, их значение в речи. Словарь синонимов.


1

Знать понятие «синонимы»,

их значение в речи

7

Антонимы, их значение в речи.


1

Знать понятие «антонимы»,

их значение в речи

8

Обучающее изложение «Ежик».

Анализ изложения.

1

Знать понятие изложение

9

Фразеологизмы, их значение в речи.


1

Знать понятие «фразеологизмы»

10

Загадки, их художественные особенности.


1

Уметь придумывать загадку, отгадывать загадки

11

Пословицы. Употребление в речи образных выражений.


1

Уметь употреблять в речи образные выражения

12

Сравнение. Олицетворение.


1

Уметь выделять и сравнивать существенные признаки предметов, составлять предложения

13

Текст. Признаки текста.

Тема текста. Заглавие.


1

Уметь определять тему текста и озаглавить его, составлять рассказ по опорным словам

14

Проверочная работа.

Работа над ошибками.

1

Проверить полученные знания

15

План. Деление текста на части.

1

Уметь составлять план

Делить текст на части

16

Составление текста по данному плану.

Виды плана.

1

Составлять текст по плану

Познакомиться с видами плана

17

Картинный план.


1

Составлять план по картине

18

Обобщение по теме «Виды плана». Проверочная работа.


1

Обобщать пройденный материал

19

Связь между предложениями в тексте

Типы текста.

1

Работа с текстом

Уметь восстанавливать деформир текст

20

Работа с деформированным текстом.

Слова – антонимы.

1

Знакомство слова - антонимы

21

Связь между частями текста.


1

Наблюдение за связью между частями текста

22

Составление текста по данному началу.

Типы речи.

1

Умение составлять текст на заданную тему по данному началу

23

Редактирование текста.

Стили текста.

1

Навык построения связного текста

Уметь употреблять образные выражения

24

Как избежать повторов в тексте?

Редактирование.

1

Навык построения связного текста


25

Типы текста.Текст описание.


1

Знать типы текстаЗнать особенности текста-описания

26

Обучающее сочинение-описание.

Диалог.

1

Уметь составлять самостоятельно текст-описание.

27

Текст – сравнительное описание.

Коллективное составление текста.

1

Умение составлять текст-описание, сравнивая два предмета.

28

Текст - повествование.

Сравнение текстов

1

Уметь отличать текст – описание от текста -повествование

29

Типы текста. Рассуждение

1

Уметь отличать текст-рассуждение от других видов текста

30

Сочинение на тему «Мой выходной день».

1

Умение устанавливать связь между предложением

31

Повторение пройденного.

1


32

Викторины и конкурсы.

1


33

Искусство речи.


1


34

Повторение и обобщение пройденного.

1



ИТОГО

34



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Рабочие тетради

Соколова Т.Н. Юным умникам и умницам: Школа развития речи: Рабочие тетради: в 2-х частях: 2 класс.-М.: Росткнига,

Методические пособия

Соколова Т.Н. школа развития речи: Курс «Речь»: методическое пособие. 1- 4 класс/ М.: Росткнига, (Юным умникам и умницам)

Литература для учителя.

  1. Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963

  2. Вартанян Э.А. Из жизни слов. – М.: Детская литература,1960

  3. Вартанян Э.А Рождение слова. – М.: Детская литература, 1970

  4. Вартанян Э.А Путешествие в слово. – М.: Детская литература,1976

  5. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.-Л.: Просвещение, 1968.

  6. Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.

  7. Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение,1966

  8. Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М-.: Учпедгиз,1977

  9. Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания.- Чебоксары: 1977.

  10. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.

  11. Козловский Я.О. О словах разнообразных – одинаковых, но разных. М.: Детская литература, 1965.

  12. Кондрашов В.Н. Грамматические игры и загадки. – Кострома: 1961

  13. Корчиц М.А. Грамматические игры. – Липецк: 1961

  14. Кружковая работа по русскому языку./ Сост. Н.Н.Ушаков.- М.: просвещение,1979

  15. Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты.- Екатеринбург: 1993

  16. Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение .1992

  17. Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: просвещение, 1992

  18. Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002

  19. Мережинская Е.К. Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика русского языка. – Киев: 1968

  20. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение. – М.: Просвещение,1982

  21. Панов Г.А. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: просвещение, 1980