СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному (русскому) языку 2 класс .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному (русскому) языку 2 класс .»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

х. Чернышёв Шовгеновского района Республики Адыгея








«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

На заседании ШМС зам. директора по УВР директор

МБОУ СОШ №8 МБОУ СОШ №8 МБОУ СОШ №8

х. Чернышёв х. Чернышёв х. Чернышёв

Протокол №1 ____ /Айрумова М.А./ ____/Ожев Р.М./

От «18» 07.2022г. «__»__________2022г. От «__»_______2022г.






Рабочая программа

по родному языку (русскому)

для 2 класса

на 2022-2023 учебный год







Разработала

ЧувилкоЛ.Н.

учитель

начальных классов








х. Чернышёв

2022г




Согласно учебному плану МБОУ СОШ №8 х.Чернышев на 2022-2023 учебный год во 2 классе на изучение предмета «Родной язык (русский)» отводится 0,5 час в неделю из обязательной части, 17 часов в год (при 34 неделях). Данный предмет будет изучаться в 1 полугодии из расчета 1 час в неделю.




Планируемые результаты

Освоение с учетом рабочей программы воспитания

Обучающийся получит возможность для формирования личностных результатов:

  • представления о своей этнической принадлежности;

  • развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа – русский язык;

  • положительного отношения к языковой деятельности;

  • заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;

  • развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка;

  • этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.);

  • понимания чувств одноклассников, учителей;  

  • представления о бережном отношении к материальным ценностям;

  • развития интереса к проектно-творческой деятельности.

Метапредметными результатами 

Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу;

  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

  • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации;

  • проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

  • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей;

  • пользоваться словарями и справочным материалом;

  • осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);

  • составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию или прочитанный текст);

  • составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);

  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;

  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя);

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:

  • слушать собеседника и понимать речь других;

  • принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

  • выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;

  • признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;

  • формулировать собственное мнение и аргументировать его;

  • работать в группе, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру.

Предметными результатами изучения предмета 

1. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:

  • осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

  • соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

  • соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);

  • обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.

2. Соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:  

  • произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);

  • осознание смыслоразличительной роли ударения.

3. Соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:  

  • выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

  • проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;

  • выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;

  • редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла.

4. Соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:  

  • выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, исправление нарушений сочетаемости подлежащего и  сказуемого.

5. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):

  • соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;

  • соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста.

6. Совершенствование умений пользоваться словарями:  

  • использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;

  • использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;

  • использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;

  • использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;

  • использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов.  

7. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:

  • владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

  • владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

  • уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

  • создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;

  • оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

8. Соблюдение основных норм русского речевого этикета:  

  • различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.

Содержание рабочей программы по родному (русскому) языку

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

Лексика. Лексическое значение слова.  

Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).  

Слова, называющие предметы традиционного русского быта:

1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени;

3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).  

Фразеология. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).

Раздел 2. Слова, слова, слова. Язык в действии

Фонетика и орфоэпия.  

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).  

Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.

Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.      

Раздел 3. Секреты речи и текста

Культура речи. Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.  

Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).  

Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.  Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.  

Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.  



Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы


Разделы и темы

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

Количество часов

Контрольные работы

1.

Русский язык: прошлое и настоящее

День Знаний


Воспитание интереса к учению, к процессу познания

7


2.

Слова, слова, слова. Язык в действии

Предметные олимпиады

Формирование умений и навыков способам словообразования

Стремление к грамотному использованию средств языка

6


3.

Секреты речи и текста


Воспитание культуры общения

Сознательное отношение к процессу обучения

4












Календарно-тематическое планирование.


№ п/п

Тема урока

Всего часов

Дата проведения (планируемая)

Дата проведения (фактическая)

1

Техника безопасности на уроках родного (русского) языка.

По одёжке встречают…

1



2

Урок-игра.

Ржаной хлебушко калачу дедушка.

1



3

Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. Каша – кормилица наша.

1



4

Урок-путешествие.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Делу время, потехе час.

1



5

В решете воду не удержишь.

1



6

Самовар кипит, уходить не велит.

1



7

Проектное задание.

1



8

Помогает ли ударение различать слова?

1



9

Для чего нужны синонимы?

1



10

Урок-путешествие.

Для чего нужны антонимы?

1



11

Как появились пословицы и фразеологизмы? 

1



12

Урок-сказка.

Как можно объяснить значение слова?

Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?

1



13

Урок-игра.

Учимся вести диалог.

1



14

Составляем развёрнутое толкование значения слова.

1



15

Устанавливаем связь предложений в тексте

1



16

Создаём  текст-повествование.

1



17

Подведение итогов.

1