Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Арсеньевского городского округа
Принято Протокол заседания ШМО от 28.08.2022 года №1 Булаш И.В./ / | Согласовано Заместитель директора по УВР Загладова Т.С./ / ____________ 2022 года | Утверждаю Директор МОБУ «СОШ №3» Трофимова О. И. / / Приказ № от 28.08.2022 |
Рабочая
образовательная
программа
по родному русскому языку
3 класс
базовый уровень
Составитель:
Алисеенко Л.С.
учитель начальных классов
г. Арсеньев
2022-2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к учебному пособию по русскому родному языку для 3 класса (авторы Л. В. Кибирева, Г. И. Мелихова, В. Л. Склярова) разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования1. Содержательной и критериальной основой для разработки рабочей программы учебного предмета «Русский родной язык» и учебно-методической литературы являются планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС. П. 19.2). Методическое пособие включает пояснительную записку, планируемые результаты обучения, примерные темы для проектной деятельности, перечень учебно-методического обеспечения курса и поурочно тематическое планирование.
Место предмета «Русский родной язык» в учебном плане определяется дополнительным характером курса. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю)
В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:
расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Изучение родного (русского) языка на уровне начального общего образования направлено на достижение следующих задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества. Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов. Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика.
Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка.
Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.
Планирование результатов освоения учебного предмета по предмету «РОДНОЙ РУССКИЙ ЯЗык»
в 3 классе
№ п/п | Тема | Характеристика деятельности учащихся |
Русский язык: прошлое и настоящее (13 ч) |
1 | Где путь прямой, там не езди по кривой. Пословицы, поговорки в современной ситуации речевого общения. | распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике; распознают слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми; распознают слова, называющие природные явления и растения; распознают слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры; используют словарные статьи для определения лексического значения слова; учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; поиск информации о происхождении фамилии находят сведения о старинных русских городах в различных информационных источниках учатся подбирать и употреблять сравнения, эпитеты в устной и письменной речи; работают со словарем синонимов |
2 | Кто друг прямой, тот брат родной. Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим). |
3 | Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Слова, называющие природные явления. Образные названия солнышка, дождя. |
4 | Сошлись два друга – мороз да вьюга. Образные названия мороза, вьюги. |
5 | Ветер без крыльев летает. Образные названия ветра. |
6 | Какой лес без чудес. Образные названия растений. |
7 | Дело мастера боится. Слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник). |
8 | Проектное задание: «Откуда в русском языке эта фамилия» |
9 | Заиграйте мои гусли. Слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь). |
10 | Что ни город, то норов. Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий. |
11 | У земли ясно солнце, у человека – слово. Эпитеты и сравнения. Списывание отрывка фольклорного текста с творческим заданием. |
11 | Проектное задание: «История моего имени и фамилии» | поиск информации в словарях о происхождении слов |
13 | Контрольная работа по разделу «Русский язык: прошлое и настоящее» | выполняют контрольную работу |
Язык в действии (10 ч) |
14 | Как правильно произносить слова. | работают со словарем ударений |
15 | Для чего нужны суффиксы. Многообразие суффиксов как специфика русского языка | учатся различать по суффиксам различные оттенки значения слов; учатся различать существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа; учатся выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; учатся редактировать письменный текст с целью исправления грамматических и орфографических ошибок |
16 | Изложение по рассказу Л.Толстого «Котенок» |
17 | Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка. |
18 | Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам. |
19 | Как изменяются имена существительные во множественном числе? Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных |
20 | Редактирование письменных текстов с целью исправления грамматических и орфографических ошибок |
21 | Зачем в русском языке такие разные предлоги? Нормы правильного и точного употребления предлогов | учатся владеть нормами правильного и точного употребления предлогов |
22 | Восстановление деформированного теста «Зяблик с колечком» (По Н. Сладкову) с творческими дополнениями |
23 | Контрольная работа по разделу | выполняют конрольную работу |
Секреты речи и текста (11 ч) |
24 | Особенности устного выступления | учатся строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад; |
| Создание мини-доклада о народном промысле «Дымковская игрушка» |
25 | Типы текста. Текст - рассуждение | знакомятся со структурой текста рассуждения; учатся создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации |
26 | Сочинение-рассуждение по пословице «При солнышке тепло, при матушке добро» с использованием различных способов аргументации |
27 | Учимся редактировать тексты | учатся редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы |
28 | Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы |
29 | Текст – повествование. Структура текста. | учатся определять тему текста, основную мысль; определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст; учатся оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; |
30 | Творческая работа. Создание заметки о путешествии по городам России |
31 | Творческая работа. Создание заметки о посещении краеведческого музея. |
33 | Сочинение на тему «Как я провёл выходной день». |
34 | Итоговая контрольная работа | выполняют итоговую работу |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (13 часов)
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь).
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).
Раздел 2. Язык в действии (10 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (11 часов)
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.).
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
(МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПОНЯТИЯ)
Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин.
Язык связан со многими сферами человеческой жизнедеятельности, что объективно определяет высокую потребность в нем и его высокую ценность.
Русский язык принадлежит к числу тех учебных дисциплин, где вопрос об осуществлении межпредметных связей особенно важен.
Межпредметные связи отражают комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными предметами.
"Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи", - утверждал Каменский (Избр. пед. соч., 1955, с. 287). Дж. Локк считал, что в процессе обучения один предмет должен наполняться элементами другого.
Межпредметные связи русского языка в учебном процессе
Межпредметные связи — это, во-первых, целевые и содержательные совпадения, объективно существующие между учебными дисциплинами, во-вторых, организационные формы использования данного материала в процессе изучения тех или иных явлений. Все учебные предметы учат языковой норме (правильному произношению, употреблению и правописанию своих терминов), формируют умение связно излагать полученные знания (т.е. создавать тексты соответствующего стиля речи - научного, официально-делового, публицистического). Эти задачи в одних предметах специально сформулированы, в других - не сформулированы, но реализуются в учебном процессе.
По характеру общего в содержании между предметами выделяются три вида межпредметного материала: 1) понятийно-терминологический; 2) коммуникативно-речевой; 3) учебно-дидактический.
Понятийно-терминологический межпредметный материал. Общее содержание контактирующих предметов держится на одинаковых понятиях, например: звук, слово, морфема, часть речи, словосочетание, предложение, буква, текст, стиль и т.д., во втором случае -на смежных понятиях. Например:
в русском языке: звук, антоним, переносное значение слова, фразеологизм, сравнительный оборот, обратный порядок слов, а в литературе: звукопись, рифма, антитеза, олицетворение, троп, символ, аллегория, устойчивое выражение, сравнение, инверсия;
в русском языке: развитие языка, устаревшие слова, новые слова, национальный язык, диалект, а в истории: развитие общества, новые явления в жизни общества, нация, народ;
в русском языке: имя числительное, количественное числительное, порядковое числительное, дробное числительное, а в математике: количество, число, дробь;
в русском языке: звук, ударный и безударный гласный, ударение, интонация, логическое ударение, а в музыке: голос, тон, речитатив, тембр;
в русском языке: звуки речи, функция языка, речь, а в анатомии: речевой аппарат, высшая нервная деятельность мозга, мышление;
в русском языке: группы языков народов России, славянские языки, а в географии: народы мира; народы, населяющие Россию, языковые семьи.
Коммуникативно-речевой межпредметный материал русского языка проявляется в общности правописных навыков и речевых умений. Это общность орфографических, орфоэпических, семантических и стилистических умений, и работа над связной речью учащихся. Например:
в русском языке: план (простой и сложный), текст, стиль, описание, повествование, рассуждение, конспект, тезис;
в географии: описание географических объектов, составление характеристик отдельных компонентов природы и т.д.;
в химии: объяснение химических явлений, протекающих в природе, лаборатории, производстве и в повседневной жизни;
в математике: несложные доказательства с опорой на известные определения и теоремы и т.д.;
в биологии: характеристики органов, тканей и систем органов и т.д.;
в литературе: рассуждение о поступках героев и т.д.;
в изобразительном искусстве: устное описание содержания и художественных средств произведений живописи и т.д.
Учебно-дидактический межпредметный материал русского языка может быть не контекстным и контекстным. Неконтекстный и контекстный материал других наук используется на уроках русского языка в качестве текстов упражнений, закрепляющих те или иные изучаемые языковые или речевые явления. Вместе с тем он позволяет показать, что язык выражает все из окружающей жизни, что он служит самым эффективным средством общения, хранения, передачи информации, средством выражения чувств, переживаний.
Как видим, русский язык в качестве учебного предмета вступает в непосредственные межпредметные связи со всеми остальными учебными предметами, т.е. учителю необходимо специально развивать у учащихся потребность использования на уроках русского языка одинаковых или смежных знаний, получаемых на уроках по другим предметам.
На уроках русского языка межпредметный материал применяется в сообщении (слове) учителя, в его беседе с учащимися, в устных и письменных ответах школьников, при выполнении упражнений.
Совокупность межпредметных связей русского языка раскрывает основные социальные функции языка как средства общения и как средства познания.
Допустим, ученикам предлагается написать сочинение «Как я делал скворечник» или «Как я шила фартук». В этом случае мы апеллируем к опыту учеников, приобретенному на уроках труда.
Связи генетического характера русский язык устанавливает с историей (прежде всего, с историей культуры). Сведения из истории дают возможность объяснить, например, многие особенности лексики и фразеологии современного русского языка.
«Как название, как указание на предмет, - писал академик В.В.Виноградов. – слово является вещью культурно-исторической.
Из опыта работ. Так же на уроках русского языка возможно использование исторических терминов в качестве словарного диктанта, например:
Вооруженное нападение одного государства на другое. Власть народа. Отсутствие всякой власти. Распространение экономического и политического влияния одного государства на другое. Политика устрашения, насилия, подавления.
Межпредметные связи функционируют в процессе обучения как существенный фактор активации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые качественно преобразуют все ее компоненты.
Межпредметные связи – важнейший фактор оптимизации процесса обучения, повышение его результативности, устранение перегрузки учителей и учащихся.
Вывод: используя межпредметные связи на уроках русского языка педагог подготовит учащихся, грамотных в широком смысле этого слова, вооруженных навыками пользования устной и письменной речью в такой степени, в какой это будет им необходимо для творческой, производственной и общественной деятельности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПЕРИОД РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
В 3 КЛАССЕ
№ п/п | Название разделов и тем | Всего часов |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее | 13 |
2 | Язык в действии | 10 |
3 | Секреты речи и текста | 11 |
| Итого | 34 часа |
КАЛЕНДАРНО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№ урока | Кол-во часов | Тема урока | Основное содержание | Домашнее задание | Дата | | |
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее - 13 | | |
1 | 1 | Где путь прямой, там не езди по кривой | Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим). | П. 1, упр. 4 (2) | | | |
2 | 1 | Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми | Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим). | П. 1, упр. 7 | | | |
3 | 1 | Кто друг прямой, тот брат родной | Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим). | П. 2, упр. 6 | | | |
4 | 1 | Дождик вымочит, а красно солнышко высушит | Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений). | П. 3, упр. 5 | | | |
5 | 1 | Дождик вымочит, а красно солнышко высушит | Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений). | П. 3, упр. 9 | | | |
6 | 1 | Сошлись два друга – мороз да вьюга | Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений). | П. 4, упр. 5 | | | |
7 | 1 | Слова, называющие природные явления | Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений | П. 4, упр. 11 | | | |
8 | 1 | Ветер без крыльев летает | Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений). | П. 5, упр. 2, | | | |
9 | | Образные названия ветра, дождя, снега | Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений). | П. 5, упр. 7 | | | |
10 | 1 | Какой лес без чудес | Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений). | П. 6, упр. 3 | | | |
11 | 1 | Слова, называющие растения | Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений). | П.6, упр. 8 | | | |
12 | 1 | Дело мастера боится | Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник). | П. 7, упр. 11 | | | |
13 | 1 | Заиграйте, мои гусли… | Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь). | П. 8, упр. 9 | | | |
14 | 1 | Что ни город, то норов | Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий. | П. 9, упр. 8 | | | |
15 | 1 | У земли ясно солнце, у человека - слово | Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. | П. 10, упр. 7 | | | |
16 | 1 | Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения | Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. | П. 10, упр. 17 | | | |
17 | 1 | Проверочная работа № 1 (представление проектов, результатов исследовательской работы) | Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов). | П. 10, упр. 16 | | | |
Раздел 2. Язык в действии – 10 ч | | |
18 | 1 | Для чего нужны суффиксы | Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне). | П. 11, упр. 4 | | | |
19 | 1 | Для чего нужны суффиксы | Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне). | П. 11, упр. 9 | | | |
20 | 1 | Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке? | Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. | П. 12, упр. 3 | | | |
21 | 1 | Все ли имена существительные «умеют» изменятся по числам? | Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного). | П. 13, упр. 7 | | | |
22 | 1 | Как изменяются имена существительные во множественном числе? | Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). | П. 14, упр. 6 | | | |
23 | 1 | Как изменяются имена существительные во множественном числе? | Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). | П. 14, упр. 14 | | | |
24 | 1 | Зачем в русском языке такие разные предлоги? | Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). | П. 15, упр. 5 | | | |
25 | 1 | Зачем в русском языке такие разные предлоги? | Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Совершенствование навыков орфографического оформления текста. | П. 15, упр. 8 | | | |
26 | 1 | Проверочная работа № 2 (представление проектов, результатов исследовательской работы) | | П. 15, упр. 9 | | | |
Раздел 3. Секреты речи и текста – 11 ч | | |
27 | 1 | Создаем тексты-рассуждения | Особенности устного выступления. Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного). | П. 16, упр.3 (заполнить таблицу) | | | |
28 | 1 | Создаем тексты-рассуждения | Особенности устного выступления. Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного). | П. 16, упр. 8 | | | |
29 | 1 | Учимся редактировать тексты | Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе). | П. 17, упр. 5 | | | |
30 | 1 | Учимся редактировать тексты | Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе). | П. 17, упр. 7 | | | |
31 | 1 | Учимся редактировать тексты | Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе). | П. 17, упр. 12 | | | |
32 | 1 | Создаем тексты-повествования | Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. | П. 18, упр.1 | | | |
33 | 1 | Создаем тексты-повествования | Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. | П. 18, упр. 3 | | | |
34 | 1 | Проверочная работа № 3 (представление проектов, результатов исследовательской работы) | | | | | |
| | | |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Русский язык: прошлое и настоящее
Ученик научится
- распознавать слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим);
- распознавать слова, называющие природные явления и растения (образные названия ветра, дождя, снега; названия растений);
- распознавать слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник);
- распознавать слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь);
- понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
- различать эпитеты, сравнения;
- использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами
Ученик получит возможность научиться:
- употреблять фразеологические обороты, отражающие русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта в современных ситуациях речевого общения;
- употреблять в современных ситуациях речевого общения пословицы, поговорки, крылатые выражения
Язык в действии
Ученик научится
- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного)
- осознавать смыслоразличительную роль ударения;
- различать по суффиксам различные оттенки значения слов;
-владеть нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных (родительный падеж множественного числа слов);
- владеть нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением);
- различать существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа
Ученик получит возможность научиться:
- выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;
- редактировать письменный текст с целью исправления грамматических и орфографических ошибок
Секреты речи и текста
Ученик научится
- строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
- использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
- соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
- создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации;
-создавать тексты-повествования (заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);
Ученик получит возможность научиться:
- оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
-давать оценку невежливому речевому поведению.
-использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
-знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка);
-пользоваться основными способами правки текста.
- редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;
-анализировать типичную структуру рассказа
ГРАФИК КОНТРОЛЯ
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы контроля |
Контрольные работы | Проекты |
1. | Русский язык: прошлое и настоящее | 13 ч | 1 | |
2. | Язык в действии | 10 ч | | |
3. | Секреты речи и текста | 11 ч | 1 | 2 |
| Итого | 34 ч | 2 | |
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, ШКАЛЫ ОЦЕНИВАНИЯ С УЧЁТОМ СПЕЦИФИКИ ОТДЕЛЬНЫХ РАБОТ
Оценка устных ответов на вопрос
Критерии оценки:
полнота и правильность ответа;
степень осознанности, понимания изученного;
языковое оформление ответа.
Отметка «5» ставится, если:
ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка работы группы
Критерии оценки работы группы:
Правильность изложения материала.
Логика изложения материала, чёткость.
Культура изложения материала.
Дополнения других групп.
Поведение в группе, умение сотрудничать.
Критерии оценивания выступления от группы:
Время.
Правильность.
Доступность изложения.
Логика изложения.
Речь.
Эмоциональность.
Отметка «5» ставится, если соблюдены все критерии;
отметка «4» - допущены неточности изложении материала, 1-2 логические и речевые ошибки;
отметка «3» - допущены ошибки в изложении материала, логические и речевые ошибки, при выполнении работы возникали конфликты в группе;
отметка «2» - задание, данное группе, не выполнено.
Успешность уровня сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов определяется с помощью теста.
низкий уровень характеризуется слабым удержанием учебной задачи, умением воспринять информацию только фрагментарно, выделить некоторые несущественные факты, построить простейшее умозаключение;
средний уровень характеризуется умением удерживать учебную задачу, воспринимать информацию целостно, определять существенные связи, частично осуществлять действие самоконтроля, находить некоторые ошибки, анализировать и составлять простейшие модели объектов и явлений;
выше среднего характеризуется умением удерживать учебную задачу, планировать ее
выполнение, осуществлять поиск и преобразование информации, выполнять действия моделирования, осуществлять спектр логических действий, включая анализ, синтез, сравнение, обобщение, определять простейшие причинно-следственные связи, находить ошибки и устанавливать некоторые причины их появления;
высокий уровень характеризуется способностью принимать и сохранять учебную цель изадачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, преобразовывать ее, владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач и действия моделирования, уметь строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи.
Оценочная шкала при проведении диагностических работ в форме теста
% выполнения | уровень | отметка |
| | |
98 % - 100% | высокий | «5» |
| | |
75-97% | выше среднего | «4» |
| | |
51-74% | средний | «3» |
| | |
меньше 50% | низкий | «2» |
| | |
Система оценивания проектной и исследовательской деятельности
При оценивании результатов работы учащихся над проектом необходимо учесть все компоненты проектной деятельности:
1) содержательный компонент;
2) деятельностный компонент;
3) результативный компонент.
При оценивании содержательного компонента проекта принимаются во внимание следующие критерии:
1) значимость выдвинутой проблемы и ее адекватность изучаемой тематике;
2) правильность выбора используемых методов исследования;
3) глубина раскрытия проблемы, использование знаний из других областей;
4) доказательность принимаемых решений;
5) наличиеаргументации выводов и заключений.
При оценивании деятельностного компонента принимаются во внимание:
1) степень участия каждого исполнителя в ходе выполнения проекта;
2) характер взаимодействия участников проекта.
При оценивании результативного компонента проекта учитываются такие критерии, как:
1) качество формы предъявления и оформления проекта;
2) презентация проекта;
3) содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов;
4) грамотность изложения хода исследования и его результатов;
5) новизна представляемого проекта.
Предлагаем использовать следующее распределение баллов при оценивании каждого компонента:
0 баллов | отсутствие данного компонента в проекте |
1 балл | наличие данного компонента в проекте |
2 балла | высокий уровень представления данного компонента в проекте |
Критерии оценивания проектной и исследовательской деятельности учащихся
Компонент проектной деятельности | Критерии оценивания отдельных характеристик компонента | Баллы |
Содержательный | Значимость выдвинутой проблемы и ее адекватность изучаемой тематике | 0–2 |
Правильность выбора используемых методов исследования | 0–2 | |
Глубина раскрытия проблемы, использование знаний из других областей | 0–2 | |
Доказательность принимаемых решений | 0–2 | |
Наличие аргументированных выводов и заключений | 0–2 | |
Деятельностный | Степень индивидуального участия каждого исполнителя в ходе выполнения проекта | 0–2 |
Характер взаимодействия участников проекта | 0–2 | |
Компонент проектной деятельности | Критерии оценивания отдельных характеристик компонента | Баллы |
Результативный | Форма предъявления проекта и качество его оформления | 0–2 |
Презентация проекта | 0–2 | |
Содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов | 0–2 | |
Грамотное изложение самого хода исследования и интерпретация его результатов | 0–2 | |
Новизна представляемого проекта | 0–2 | |
Максимальный балл | 24 | |
Шкала перевода баллов в школьную отметку:
0–6 баллов — «неудовлетворительно»;
7–12 баллов — «удовлетворительно»;
13–18 баллов — «хорошо»;
19–24 балла — «отлично».
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
1.Русский родной язык : 3 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов, Л. А. Вербицкая, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина, А. Г. Нарушевич, Е. И. Казакова, И. П. Васильевых.— М. : Просвещение, 2018.
2. Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального основного общего образования. URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernayarabochaya-programma-po-uchebnomu-predmetu-russkij-rodnoj-yazyk-dlyaobshheobrazovatelnyh-organizatsij1-4-klassov.
3. Русский родной язык : 3 класс : методическое пособие / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, Ю. Н. Гостева и др.]. URL: http://uchlit.com.
2.
Интернет-ресурсы
Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny.
Академический орфографический словарь. URL:
http://gramota.ru/slovari/info/lop.
Вавилонская башня. Базы данных по словарям C. И. Ожегова, А. А.
Зализняка, М. Фасмера. URL: http://starling.rinet.ru/indexru.htm.
Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. URL:
https://classes.ru/grammar/122.Vishnyakova. Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru.
Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types.
Кругосвет — универсальная энциклопедия. URL:
http://www.krugosvet.ru.
Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru.
Лингвистика для школьников. URL: http://www.lingling.ru.
Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs.
Образовательный портал Национального корпуса русского языка.
URL: https://studiorum-ruscorpora.ru.
Обучающий корпус русского языка. URL:
http://www.ruscorpora.ru/search-school.html.
Первое сентября. URL: http://rus.1september.ru.
Портал «Русские словари». URL: http://slovari.ru.
Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари.
URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki.
Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru.
Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/.
Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru.
Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash.
Cловарь сокращений русского языка. URL: http://www.sokr.ru.
Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me.
Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru.
Словари, созданные на основе Национального корпуса русского
языка (проект ИРЯ РАН). URL: http://dict.ruslang.ru.
Словарь молодежного сленга. URL: http://teenslang.su.
Словарь устойчивых словосочетаний и оборотов деловой речи.
URL: http://doc-style.ru.
Стихия: классическая русская/ советская поэзия. URL:
http://litera.ru/stixiya.
Учительская газета. URL: http://www.ug.ru.
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и
фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm.