СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному русскому языку 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родному русскому языку  4 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному русскому языку 4 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Образовательный центр № 18" г. Майкоп
















Рабочая программа

по предмету

«Родной язык (русский)»

для 4 класса

на 2022 – 2023 учебный год
























2022 г



Содержание


1. Планируемые результаты…………………………….………._____3___

2. Содержание учебного предмета………………….…………..._____10__

3. Календарно - тематическое планирование …………….……_____12__





I. Планируемые предметные результаты на 4 класс


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностными результатами изучения предмета «Родной (русский) язык» являются следующие умения:


У обучающегося будут сформированы:


– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

– способность к оценке своей учебной деятельности;

-основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

– чувство прекрасного и эстетические чувства.



Обучающийся получит возможность для формирования:


– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

– адекватного понимания причин успешности/ не успешности учебной деятельности;

– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

– эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.


МЕТАПРЕДМЕНТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:


– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

– различать способ и результат действия;

– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.



Обучающийся получит возможность научиться:

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.



Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:


– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;

– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; – устанавливать аналогии.


Обучающийся получит возможность научиться:


– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;


– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;


– осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;


– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.



Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;


– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;


– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;


– формулировать собственное мнение и позицию;


– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;


– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; – задавать вопросы;


– контролировать действия партнера;

– использовать речь для регуляции своего действия.


Обучающийся получит возможность научиться:


– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.


Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Обучающийся научится:


– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; – определять тему и главную мысль текста;


– делить тексты на смысловые части, составлять план текста;


–вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;


– сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;


– понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);


– понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

– понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;


– использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;


– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.


Обучающийся получит возможность научиться:


– использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

– работать с несколькими источниками информации;

– сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Обучающийся научится:

– пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

– соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

– формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

– сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

– составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Обучающийся получит возможность научиться:

– делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;

– составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.


Работа с текстом: оценка информации

Обучающийся научится:


– высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

– оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

– на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

– участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.


Обучающийся получит возможность научиться:

– сопоставлять различные точки зрения;

– соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

– в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.


Предметные результаты 


Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце четвертого года изучение курса родного языка в начальной школе обучающийся научится:

  • при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:

  • распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношений между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);

  • распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;

  • использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

  • понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

  • использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.

при реализации содержательной линии «Язык в действии»:

  • соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

  • соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);

  • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

  • выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

  • производить синонимические замены с учетом особенностей текста;

  • заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;

  • выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе, роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

  • соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;

  • пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;

  • пользоваться орфографическим словарем для определения нормативного описания слов;

  • пользоваться учебным этимологическим словарем для уточнения происхождения слова.

при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

  • различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

  • владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

  • использовать коммуникативные приемы устного общения: убеждение, уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление;

  • использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

  • владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа

  • анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;

  • создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках,  об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;

  • составлять план текста, не разделенного на абзацы;

  • пересказывать текст с изменением лица;

  • оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста;

  • редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла.





II. Содержание на курс 4 класса.


Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее


Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). 

Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму. 

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

Проектная работа: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре» (на выбор).


Раздел 2. Язык в действии

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). 

Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

Проектная работа: «Русские слова в языках других народов». 


Раздел 3. Секреты речи и текста

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

Информативная функция заголовков. Типы заголовков.  

Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.  

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.

Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.  

Синонимия речевых формул (на практическом уровне).


Проектная работа «Пишем разные тексты об одном и том же».

Организация обучения данного предмета представлена следующими формами:

коллективно-групповые занятия (урок, олимпиада, конкурс);

индивидуально-коллективные системы занятий (проект).








































III. Календарно - тематическое планирование


урока

Тема

Содержание

Кол-

во

часов

дата

план

дата

факт


Русский язык: прошлое и настоящее

(14)



1, 2

Не стыдно не

знать, стыдно не

учиться

Слова, связанные с обучением. Пословицы,

поговорки и фразеологизмы,

возникновение

которых связано с учением

2



3,4

Вся семья вместе,

так и душа на

месте

Слова, называющие родственные отношения (матушка, батюшка,

братец, сестрица, мачеха,

падчерица). Пословицы, поговорки и фразеологизмы,

возникновение которых связано с качествами,

чувствами людей, с родственными

отношениями

2



5

Красна сказка

складом, а песня

– ладом.

Русские традиционные

эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием

в произведениях фольклора

и художественной литературы. Слова, связанные с качествами и чувствами людей (добросердечный,

благодарный, доброжелательный,

бескорыстный)

1



6

Красна сказка

складом, а песня

– ладом.

1



7

Красна сказка

складом, а песня

– ладом.

1



7-8

Красное словцо

не ложь

Пословицы, поговорки и

фразеологизмы, возникновение

которых связано с качест-вами, чувствами людей

2



9 - 11

Язык языку весть

подаёт

Лексика, заимствованная рус- ским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов

3



14

Обобщающий урок по теме: Русский язык: прошлое и настоящее

Представление результатов проектных заданий, выполненных при изучении раздела

1




Язык в действии (6ч)



15-16

Трудно ли

образовывать

формы глагола?

Трудные случаи образования

формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на

пропедевтическом уровне)

2



17-18

Можно ли об

одном и том же

сказать по-

разному?

Наблюдение за синонимией

синтаксических конструкций

на уровне словосочетаний

и предложений (на пропедевтическом уровне

2



19

Как и когда

появились знаки

препинания?

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).

Совершенствование

навыков правильного

пунктуационного оформления

текста

1



20

Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по –разному?


1




Секреты речи и текста (12ч)




21

Задаём вопросы

в диалоге

Правила ведения диалога:

корректные и некорректные

вопросы

1



22-23

Учимся передавать

в заголовке тему и основную мысль текста

Особенности заглавливания

текста

2



24-25

Учимся составлять план текста

Составление плана текста,

не разделённого на абзацы

2



26-27

Учимся пересказывать

текст

Информационная перера-ботка прослушанного или

прочитанного текста: пересказ с изменением лица,

(на практическом уровне)

2



28- 31

Учимся

оценивать

и редактировать

тексты

Оценивание устных и пись-менных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.

2



30

Использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста

1



31

Текст как результат собственной исследовательской деятельности.

Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.

1



32

Синонимия речевых формул.

Учимся подбирать синонимы.

1



33

Синонимия речевых формул.

Учимся подбирать синонимы.

1



34

Проектная работа  «Пишем разные тексты об одном и том же».

Представление результатов

выполнения проектного

задания.

1






34




24



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!