Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №6 г. Орла
УТВЕРЖДАЮ
И. о. директор школы
______________ Е.Н.Толмачева
приказ № № 265-Д от 29.08.2019 г
Приложение к ООП НОО
Рабочая программа
по учебному предмету «Родной язык(русский)»
для учащихся 3 в класса
на 2018 – 2019 учебный год
Файнова А.В., учитель начальных классов
Рабочая программа рассмотрена на заседании ШУМО учителей начальных классов и рекомендована к утверждению
Протокол № 1 от 29.08.2019г.
Руководитель ШУМО ___________ Т.Л. Акулиничева
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Родной язык (русский)» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 № 1576), законом Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ), Примерной программой по русскому языку и учебному плану Школы.
Целями изучения предмета «Родной язык(русский) » в начальной школе являются:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности;
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Место предмета «Родной язык(русский)» в учебном плане
На изучение данного курса в 3 классе отводится 0,5 ч в неделю. Программа рассчитана на 17 ч (34 учебные недели).
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Фонетика и орфоэпия.
Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика.
Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика). Различение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок.
Морфология. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Значение и употребление в речи, морфологический разбор.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Склонение личных местоимений.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий).
Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости.
Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания, определенных содержанием курса «Русский язык».
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ »
1) ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры, первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о родном языке как основе национального самосознания;
2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, культура владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
3) первоначальные научные знания о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Содержательная линия «Система языка»:
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
распознавать грамматические признаки слов;
с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по составленному алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
различать предложение, словосочетание, слово.
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.
Выпускник получит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
применять правила правописания (в объёме содержания курса «Русский язык»);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
оценивать правильность (уместность) выбора языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
4. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЧЕТВЕРТЯМ
0,5 часов в неделю:
1 четверть – 4 часа; 2 четверть – 4 часа;
3 четверть – 5 часов; 4 четверть – 4 часа.
учебные четверти | изучение программного материала |
1 | 4 |
2 | 4 |
3 | 5 |
4 | 4 |
год | 17 |
№ п/п за год | № п/п по разделам | Тема урока | Дата | Корректировка |
1 четверть( 4 часа) |
1 | 1 | Наш язык и наша речь. Текст. | 02.09 | |
2 | 2 | Простое и сложное предложения. | 16.09 | |
3 | 3 | Фразеологизмы и их использование в речи. | 30.09 | |
4 | 4 | Коллективное составление рассказа по репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». | 14.10 | |
2 четверть(4 часа) |
5/1 | 5 | Имя числительное в русском языке | 11.11 | |
6/2 | 6 | Состав слова. Однокоренные слова. Правописание имён собственных. | 25.11 | |
7/3 | 1 | Развитие речи. Изложение текста по плану, создание собственного текста (объявление). | 09.12 | |
8/4 | 2 | Слова старославянского происхождения | 23.12 | |
3 четверть ( 5 часов) |
9/ 1 | 3 | Правописание орфограмм в значимых частях слова. | 20.01 | |
10/2 | 4 | Устаревшие слова (имена существительные) в русском языке. | 03.02 | |
11/3 | 5 | Род имен существительных. Имена существительные общего рода. | 17.02 | |
12/4 | 1 | Падеж имен существительных | 02.03 | |
13/5 | 2 | Морфологический разбор имени существительного | 16.03 | |
4 четверть ( 4 часа) |
14/1 | 3 | Формы имен прилагательных. | 13.04 | |
15/2 | 4 | Имена прилагательные в русском фольклоре | 27.04 | |
16/3 | 1 | Формы глагола. Морфологический разбор глагола | 11.05 | |
17/4 | 2 | Конференция «Части речи в русском языке» | 25.05 | |