СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному русскому языку для 2 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному русскому языку для 2 класса»

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык для 2 класса составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009 г.

Содержание программы ориентировано на сопровождение основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим Федеральным государственным образовательным стандартом.

Цели:

  • расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

  • осознание национального своеобразия русского языка;

  • формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре;

  • воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;

  • овладение культурой межнационального общения;

  • формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

  • совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;

  • совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования;

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

  • приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Задачи:

  • приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа;

  • формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира;

  • расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

Общая характеристика учебного предмета

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества. Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры.

Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории.. Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика.

Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не рассматривается как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».

Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественно-научного и гуманитарного циклов.


Место учебного предмета в учебном плане

Во 2 классе 17 часов (0,5 часа в неделю, 34 учебные недели).





2.Учебно-тематический план


№ п/п

Тема

Всего часов

1.

Русский язык: прошлое и настоящее.

7

2.

Язык в действии.

6

3.

Секреты речи и текста.

4


Итого:

17 ч




3. Содержание тем учебного курса (17 часов)

Русский язык: прошлое и настоящее (7 часов)

Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька). Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ковш, решето, сито); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка, калач, коврижка): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти). Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки).

Язык в действии (6 часов)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений.

Практическая работа. Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением.

Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, фразеологизмов. Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму. Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.

Совершенствование орфографических навыков.

Секреты речи и текста (4 часов)

Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).

Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации:

формы обращения; использование обращений ты и вы.

Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развёрнутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).

Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.

Создание текста-инструкции с опорой на предложенный текст. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.



4. Требования к уровню подготовки обучающихся.

Личностные результаты

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметные результаты

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

  • осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

  • понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

  • делить текст на части, озаглавливать части;

  • подробно и выборочно пересказывать текст;

  • правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

  • делить слова на части для переноса;

  • правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

  • писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

  • обращать внимание на особенности употребления слов;

  • ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;

  • составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

  • составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

В конце второго года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:

  • при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:

распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; использовать словарные статьи учебного пособия для

определения лексического значения слова; понимать значение русских пословиц поговорок,

связанных с изученными темами; понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

  • при реализации содержательной линии «Язык в действии»:

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); осознавать смыслоразличительную роль ударения; проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; пользоваться учебными толковыми словарями для

определения лексического значения слова; пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

  • при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами; создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст; создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках.





5. Перечень учебно-методического обеспечения

Примерные рабочие программы 1—4 классы. Русский родной язык. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова и др.]. — М. : Просвещение, 2020.

Учебник. «Русский родной язык» - 2 класс. М. : Просвещение, «Учебная литература», 2020.

Интернет-ресурсы:

«Обучающий корпус русского языка». URL: http://www.ruscorpora.ru/search-school.html.

«Русская виртуальная библиотека». URL: http://www.rvb.ru.

«Мир русского слова». URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs.

«Русская речь». URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/.



6. Список литературы



Примерные рабочие программы 1—4 классы. Русский родной язык. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова и др.]. — М. : Просвещение, 2020.

Учебник. «Русский родной язык» - 2 класс. М. : Просвещение, «Учебная литература», 2020.



7. Приложения к программе

Календарно-тематический план родной (русский) язык во 2 «Б» классе

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

1

По одёжке встречают…

1



2

Ржаной хлебушко калачу дедушка.

1



3

Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. Каша — кормилица наша.

1



4

Любишь кататься, люби и саночки возить.

1



5

Делу время, потехе час.

1



6

В решете воду не удержишь.




7

Самовар кипит, уходить не велит.




8

Помогает ли ударение различать слова?

1



9

Для чего нужны синонимы?

1



10

Для чего нужны антонимы?

1



11

Как появились пословицы и фразеологизмы?

1



12

Как можно объяснить значение слова?

1



13

Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?

1



14

Учимся вести диалог.

1



15

Составляем развёрн утое толкование значения слова

1



16

Устанавливаем связь предложений в тексте

1



17

Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования

1




Итого – 17часов




Ежедневно в соответствии с требованиями СанПиНа на уроках используются ИКТ и ЭОР (видео, аудио-материалы, интернет- ресурсы и т. д.) по необходимости.



Критерии оценивания знаний, умений и навыков обучающихся.

Качество усвоения предметных знаний, умений, на­выков, их соответствие требованиям государственно­го стандарта начального образования оценивается от­меткой.

Оценка устных ответов. 

Оценка «5» ставится, если ученик даёт полный и правильный ответ, обнаруживает осознанное усвоение программного материала, подтверждает ответ своими примерами, самостоятельно и правильно применяет знания при проведении анализа слов и предложений, распознавании в тексте изученных грамматических категорий, объяснении написания слов и употребления знаков препинания, отвечает связно, последовательно, без недочётов или допускает не более одной неточности в речи.

Оценка «4»   ставится, если ученик даёт ответ, близкий к требованиям, установленным для, оценки «5», но допускает 1-2 неточности в речевом оформлении ответа, в подтверждении верно сформулированного правила примерами, при работе над текстом и анализе слов и предложений, которые легко исправляет сам или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3»  ставится, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам учителя, затрудняется самостоятельно подтверждать правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только с помощью учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетании или предложений.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание ведущих положений или большей части изученною материала, допускает ошибки в формулировке правил, определений, искажающих их смысл, в анализе слов и предложений, не может исправить их даже с помощью наводящих вопросов учителя, речь его прерывиста, непоследовательна, с речевыми ошибками.

Грубыми считаются ошибки в изложении основных программных правил и теоретических положений, которые к моменту проверки должны быть основательно изучены и закреплены. Наиболее распространёнными из них являются механическое запоминание (зазубривание) правил, определений, понятий, неумение подобрать свои примеры, применить на практике.

Знания учащихся по вопросам программы, которые рассматриваются только в ознакомительном плане, не оцениваются.

Контроль за уровнем достижений учащихся по рус­скому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных спи­сываний, изложений, тестовых заданий.

Диктанты:

Объем диктанта:

1-2 четверть – 25-35 слов.

3-4 четверть – 35-52 слова.

«5» - работа, которая написана аккуратно и без оши­бок.

«4» - в работе допущено не более 2 орфографичес­ких ошибок; работа выполнена чисто, но допущены не­большие отклонения от норм каллиграфии.

«3» - в работе допущено 3-5 орфографических оши­бок; работа написана небрежно.

«2» - работа, в которой более 5 орфографических ошибок; работа написана небрежно.

Ошибкой в диктанте считают:

  • нарушение орфографических правил при написа­нии слов; пропуск, искажение букв в словах;

  • замену слов;

  • отсутствие знаков препинания в пределах про­граммы данного класса;

  • неправильное написание словарных слов.

За ошибку в диктанте не считаются:

  • ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;

  • единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написа­но с заглавной буквы;

  • единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считаются:

  • два исправления;

  • две пунктуационные ошибки;

  • повторение ошибок в одном и том же слове.

Негрубыми ошибками считаются:

  • повторение одной и той же буквы в слове;

  • недописанное слово;

  • дважды записанное одно и то же слово в предло­жении.

Грамматическое задание:

«5» - без ошибок выполнены все задания.

«4» - ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

«3» - ученик выполнил правильно не менее 1/2 заданий.

«2» - ученик не справился с большинством заданий (или не приступил к их выполнению).

Словарный диктант

Объем:

2-й класс – 8-10 слов.

Отметка "5" – без ошибок.

Отметка "4" – 1 ошибка и 1 исправление.

Отметка "3" – 2 ошибки и 1 исправление.

Отметка "2" – 3-5 ошибок.

Контрольное списывание, письмо по памяти, словарный диктант:

«5» - в работе нет ошибок и исправлений; работа на­писана безукоризненно.

«4» - в работе имеется 1 ошибка или 1-2 исправле­ния.

«3» - в работе допущено 2-3 ошибки и 1-2 исправления.

«2»- в работе допущено 4 и более ошибок.

Изложения и сочинения:

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств),

вторая—за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Изложение

«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и

орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления;

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются

единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2

исправления;

«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные

нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложения, беден

словарь, 3-6 орфографические ошибки и 1-2 исправления;

«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов,

главной части, основной мысли и др. , нарушена последовательность изложения мыслей,

отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

Сочинение

«5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок,

допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются

единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2

исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в

последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложения, беден словарь, 3-6

орфографические ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной

части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует

связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

Примечание

Учитывая, что данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер,

неудовлетворительные оценки выставляются только за контрольные изложения и сочинения.






17