МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №27»
Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов Гаврюшина И.К._____ «__» _______ 2020 год | Согласовано Заместитель директора по УВР Панова Е.А. _____ «__» _______ 2020 год | Утверждено Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №27» Седов В.В. ____ «__» _______ 2020 год |
Рабочая программа по предмету русский родной язык
2 класс
(базовый уровень)
Составитель: Гаврюшина И.К.
учитель начальных классов
высшей категории
2020 год
Рабочая программа по предмету «Русский родной язык» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта и Примерной основной образовательной программой.
Рабочая программа соответствует авторской программе:
Программа разработана на основе программы «Русский язык». Авторы: О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И.Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю. Романова, Л.А. Рябинина, О.В. Соколова.
Линия УМК «Школа России».
Учебник 2 класс создан в соответствии с Примерной программой по учебному предмету «Русский родной язык» и предназначен для сопровождения и поддержки основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации. Издательство «Просвещение» 2020. данной линии прошли экспертизу, включены в Федеральный перечень утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 N 345» О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и обеспечивают освоение образовательной программы начального общего образования.
Планируемые результаты освоения учебного предмета « Русский родной язык»
Предметные результаты
Ученик научится:
понимать значение русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;
уважительно относиться к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
понимать русский языка как великое достояние русского народа, как явление национальной культуры, как развивающееся явление;
выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний.
Ученик получит возможность научиться:
применению орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объѐме изучаемого курса);
проверять написанное;
находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объѐме изучаемого курса).
Метапредметные результаты Познавательные УУД
осознавать познавательную задачу, воспринимать еѐ на слух, решать еѐ (под руководством учителя или самостоятельно);
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведѐнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного
составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы еѐ решения;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Регулятивные УУД
принимать и сохранять цель и учебную задачу;
высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);
проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;
понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Коммуникативные УУД
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнѐра высказывания;
признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и аргументировать его;
работать в парах, учитывать мнение партнѐра, высказывать своѐ мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнѐру;
строить монологическое высказывание с учѐтом поставленной коммуникативной задачи.
Личностные результаты
ученик получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;
приобщения к литературному наследию русского народа;
обогащения активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
расширения знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Основное содержание | Основные виды учебной деятельности |
1. | Раздел 1.Русский язык: прошлое и настоящее.(8 ч) Взаимосвязь языка, культуры и истории. Орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы русского литературного языка. Виды устной и письменной речевой деятельности. Нормы речевого этикета. Нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника. Озаглавливание текста. Типы текстов. Составление повествовательного и описательного текстов. | Осознать роль речи в жизни людей, конструировать монологическое высказывание. Называть речевые формулы вежливой просьбы. Моделировать просьбу в различных ситуациях общения. Определять тему и основную мысль текста. Выделять опорные слова в тексте. Моделировать текст по записанным ранее опорным словам. Составлять текст по сюжетным картинкам. |
2. | Раздел 2. Язык в действии.(6 ч) Правильное произношение слов. Смыслоразличительная роль ударения. Сочетаемость слов. | Различать однозначные и многозначные слова. Определять лексическое значение слов с помощью контекста. Овладение понятием «родственные слова». Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Разучивание различных артикуляционных упражнений. Наблюдение за использованием в речи синонимов. |
3. | Раздел 3.Секреты речи и текста. (3 ч) Различные приѐмы обращения. Устойчивые этикетные выражения. Монологическая устная учебно-научная речь. Связь предложений в тексте. Лексический повтор. Местоименный повтор. Развѐрнутое толкование значения слова. | Различать предложения и группу предложений. Комплексная работа над структурой текста. Определение темы и главной мысли текста. Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. Выделение частей текста и составление плана. Умение различать типы текстов. Различать научный и художественный текст. Объяснять, чем они отличаются. Строить сообщения в устной и письменной форме |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата план | Дата факт |
Раздел 1.Русский язык: прошлое и настоящее. ( 8 ч) |
1. | По одёжке встречают… | | |
2. | Ржаной хлебушко калачу дедушка | | |
3. | Если хороши щи, так другой пищи не ищи | | |
4. | Каша- кормилица наша | | |
5. | Любишь кататься, люби и саночки возить | | |
6. | Делу время, потехе час | | |
7. | В решете воду не удержишь | | |
8. | Самовар кипит, уходить не велит | | |
Раздел 2. Язык в действии. (6 ч) |
9. | Помогает ли ударение различать слова? | | |
10. | Для чего нужны синонимы? | | |
11. | Для чего нужны антонимы? | | |
12. | Как появились пословицы и фразеологизмы? | | |
13. | Как можно объяснить значение слова? | | |
14. | Встречается лив сказках и стихах необычное ударение? | | |
Раздел 3.Секреты речи и текста. (3 ч) |
15. | Учимся вести диалог | | |
16. | Составляем развернутое толкование значения слова | | |
17. | Устанавливаем связь предложений в тексте, создаем тесты- инструкции, тесты- повествования | | |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата по плану | Причина корректировки | Дата по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 «А» КЛАСС
Общее количество часов – 17 часов (0,5 часа в неделю)
п\п | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки (и/или коррекция) |
1. | Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов Работа с текстом «Язык-средство общения» | Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | 06.09 | |
2. | Синонимы. Работа с текстом «Колибри» А. Тихонов | Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | 20.09 | |
3. | Проверочная работа | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске информации. | 04.10 | |
4. | Состав слова. Работа с текстом «Четыре желания» по К. Ушинскому | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, соблюдая нормы построения текста. | 18.10 | |
5. | Упражнение в правописании окончаний имѐн прилагательных мужского и среднего рода По тексту Э. Бауэру | Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачамии условиямикоммуникации | 08.11 | |
6. | Падеж имен прилагательных. Работа с текстом С. Михалкова | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | 22.11 | |
7. | Предложение и словосочетание Работа с текстом по Н. Дудникову | Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | 06.12 | |
8. | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения Работа с текстом «Утренние лучи» К. Ушинский | Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачамии условиямикоммуникации | 20.12 | |
9. | Изменение глаголов по временам. Работа с текстом «Как Маша стала большой» по Е. Пермяку | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | 17.01 | |
10 | Проверочная работа | Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачамии условиямикоммуникации | 31.01 | |
11 | Изменение глаголов по временам Работа с текстом по С. Михалкову | Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Характеристика персонажей в опоре на текст | 14.02 | |
12 | Личные местоимения. Работа с текстом «Злая мать и добрая тѐтя» В. Осеева | Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | 28.02 | |
13 | Главные и второстепенные члены предложения. Работа с текстом по П.Молчанову | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Осознанное | 13.03 | |
| | и произвольное построение высказываний в устной речи с соблюдением нормы построения текста. | | |
14 | Разделительные твѐрдый и мягкий знаки Работа с текстом поГ.Скребицком у | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачамии условиямикоммуникации | 03.04 | |
15 | Проверка техники чтения. Умение отвечать на поставленные вопросы. | Извлечение необходимой информации из прочитанных текстов, Чтение «про себя» с осознанием содержания текста. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | 17.04 | |
16 | Самостоятельна я работа. | Смысловое чтение текста, выделение существенной информации. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | 08.05 | |
17 | Итоговая проверочная работа | Чтение про себя с осознанием содержания текста. Определение эмоционального характера текста. Извлечение необходимой информации из прочитанных текстов. | 22.05 | |
15