СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному "русскому" языку - 5 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родному"русскому" языку - 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному "русскому" языку - 5 класс.»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК 5 КЛАСС.

Самарская область

Пояснительная записка


Данная программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1577) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебным предметам

«Родной (русский) язык» и «Родная (русская) литература», входящим в предметную область «Родной язык и родная литература», а также концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Нормативно-правовую и методическую основу изучения родных языков из числа языков народов России при получении основного общего образования составляют:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1

«О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона

№ 185-ФЗ).

  1. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1577

  2. Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке».

  3. Письмо Рособрнадзора от 20.06.2018 № 05-192 «О реализации прав на изучение родных языков из числа языков народов РФ в общеобразовательных организациях».

  4. Письмо Минобрнауки России от 06.12.2017 № 08-2595 «Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по вопросу изучения государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации».

  5. Приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  6. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г. № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ».

  7. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 20 декабря 2018 года № 03-510 «Рекомендации по приме- нению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного».

  8. Методические рекомендации по разработке и оформлению примерных образовательных программ предметной области «Родной язык и родная литература», разработанные Институтом развития родных языков народов Российской Федерации ФГАОУ ДРО ЦРГОП и ИТ и утвержденные Министерством просвещения РФ 25 марта 2020.

  9. Примерные рабочие программы по учебным предметам «Родной язык», «Родная литература», размещенные на сайте fgosreestr.ru в разделе

«Основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)».

  1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10

«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями).

Приказами Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №№ 1576, 1577, 1578 внесены изменения во ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования, предусматривающие выделение отдельных обязательных предметных областей по родному языку и литературному чтению на родном языке, родному языку и родной литературе и соответствующих им предметных результатов.

Таким образом, предметная область «Родной язык и родная литература» является обязательной для изучения в рамках обязательной части учебного плана ООП ООО.


Родной (русский) язык

Личностные результаты:

  • формирование российской гражданской идентичности;

  • осознание своей этнической принадлежности, интерес к истории, языку, культуре русского народа, родного края, основ культурного наследия народов России и человечества;

  • уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

  • представление о русском языке как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

  • представление о русском языке как государственном языке Российской Федерации, языке межнационального и международного общения, понимание важности этой роли;

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • знакомство с нравственными, духовными идеалами, хранимыми в культурных традициях русского и других народов России через русский язык и русскую литературу;

  • понимание необходимости сохранения и изучения русской литературы, истории и культуры, русского языка как языка русской нации;

  • уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

  • интерес к художественным произведениям, отражающим русскую этнокультурную традицию;

  • эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира.


Метапредметные результаты:

умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение,

  • использование речевых средств в соответствии с коммуникативной задачей,

  • умение искать информацию в соответствии с учебной задачей в открытых источниках и доступных словарях и справочниках,

  • понимание прочитанного текста (в соответствии с возрастом) и нахождение в ней требуемой информации,

  • получение опыта работы с разными видами представления информации,

  • получение опыта построения рассуждения, анализа, обобщения, классификации.

Предметные результаты (родной (русский) язык):

  • совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

  • понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;

  • использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

  • расширение и систематизация научных знаний о родном языке;

  • осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

  • формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии

родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными) (в рамках изученного в основном курсе), нормами речевого этикета;

  • приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  • стремление к речевому самосовершенствованию;

  • формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность



п/п

Дата проведения

Изучаемый вопрос, тема

Часы

Знания необходимые для:


Средства

обучения

Формы

организации обучения

Способы контроля за усвоением знаний

Коррекционные задачи

усвоения

ознакомления

1

 

Качества хорошей речи


1

Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп). Интонация и жесты.



Письменное и устное общение

Беседа, учебник, дидактический материал

Комбинированный урок..

Ответы на вопросы. Работа с текстами

Формирование информационной компетентности: развитие умения работать с основными компонентами учебника как источником информации. Развитие аналитико-синтетической деятельности

2

 

Речевой этикет. Общее представление о речевом этикете. Устойчивые формулы речевого этикета в общении.


1

Устойчивые формулы речевого этикета в общении.


Учебник.

Дидактический материал.

Комбинированный урок.

Работа с текстами

Развитие словесно- логического мышления.

3


История общения и особенности употребления в официальной и неофициальной речевой ситуации.

1

Обращение в русском речевомэтикете


Учебник.

Дидактический материал.

Комбинированный урок.

Работа в группах, парах

Развитие произвольности памяти.

4


Официальное и бытовое общение.

Ситуации общения.

1

Ситуации общения. Виды ситуаций официального общения.

Особенности бытового общения.



Дидактический материал.

Карточки.

Комбинированные уроки.

Ответы на вопросы. Работа с текстами

Развитие логического мышления.

Развитие произвольности памяти.

5


Выбор лексических и грамматических средств в зависимости от ситуации общения.


1


Выбор лексических и грамматических средств в зависимости от ситуации общения.

Дидактический материал.

Учебник.

Комбинированный урок.

Работа в группах, парах. Ответы на вопросы.

Развитие словесно- логического мышления.

6


Разговорный стиль

Стили русского литературного языка (в рамках изученного).

1


Лексические и грамматические особенности разговорного стиля.


Учебник.

Дидактический материал.

Комбинированный урок.

Распределительный диктант.

Самостоятельная работа.

Восполнение пробелов.

Развитие словесно- логического мышления.

7


Жанры разговорного стиля: поздравление, письмо, дружеская беседа, просьба, извинение.

Р.р. Составление поздравления, письма


1

Письмо, поздравление, просьба, извинение


Учебник.

Дидактический материал.

Комбинированный урок.

Составление поздравления, письма


Развитие умения работать по инструкции.

8


Общие сведения о русском языке

Русский язык - язык русского народа, богатство и выразительность русского языка.

1

Роль родного языка в жизни человека, в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека.


Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта, слова с национально-культурным компонентом значения.


Текст.

Комбинированный урок.

Работа с текстами.

Совершенствование слухо- моторных координаций и навыков самоконтроля.Развитие словесно-логического мышления

9


Орфоэпия. Понятие о варианте нормы.

1

Отдельные сведения из истории формирования современной орфоэпической нормы русского литературного языка.


Тексты.

Комбинированный урок.

Работа с текстами.

Формирование информационной компетентности: развитие умения систематизировать полученную информацию.

10


Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах. Нормы ударения и произношения конкретных слов.


1

Нормы ударения и произношения конкретных слов.



Тексты

Комбинированный урок.

Работа с текстами, словами.

Развитие слухового восприятия, выделять главное, работать по заданному плану.

11


Лексика. Этимология слов.

1

Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Национальная специфика слов с живой внутренней формой.



Учебник.

Карточки.

Дидактический материал.

Комбинированные уроки.

Самостоятельная работа.

Составление предложений.


Развитие произвольности деятельности.

Развитие словесно- логического мышления.

Развитие умения работать по инструкции.

Развитие навыков морфологического анализа и синтеза.

12


Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Стилистические варианты нормы.


1

Стилистические варианты нормы.



Тексты.

Комбинированные уроки.

Работа с текстами.

Формирование информационной компетентности: развитие умения работать с полученной информацией.

13


Фразеология. Роль фразеологизмов в речи.

1

Роль фразеологизмов в речи. Выразительные возможности фразеологизмов.


Тексты.

Комбинированные уроки.

Работа с текстами.

Формирование информационной компетентности: развитие умения использовать картину как источник информации.

14


Источники, значение и употребление фразеологизмов в современных ситуациях речевого общения.


1

Основная мысль текста.

Тема, признаки текста. "Свободная тема


Тексты.

Комбинированные уроки.

Работа с текстами.

Развитие словесно- логического мышления.

15

 

Словообразование как источник лексического богатства русского языка.


1

Предмет изучения словообразования.

Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство.


Учебник, дидактический материал, тексты

Комбиниров. урок

Словообразовательный разбор

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи

 16

 

Морфология. Орфография

Значения слов как частей речи.

1

Части речи

Нормативные и ненормативные формы употребления отдельных слов разных частей речи.


Учебник, дидактический материал, тексты

Комбиниров. урок

Разбор морфологический.

Развитие словесно-логического мышления

 17

 

Синтаксис. Пунктуация


1

Интонация, построение предложения и знаки препинания.

Некоторые сведения из истории формирования русской пунктуации.


Комбиниров. урок

Составление предложений, рассказ о пунктуации по плану.

Развитие умения работать по плану.

Развитие словесно- логического мышления.