РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК 5 КЛАСС.
Самарская область
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1577) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебным предметам
«Родной (русский) язык» и «Родная (русская) литература», входящим в предметную область «Родной язык и родная литература», а также концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Нормативно-правовую и методическую основу изучения родных языков из числа языков народов России при получении основного общего образования составляют:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1
«О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона
№ 185-ФЗ).
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1577
Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке».
Письмо Рособрнадзора от 20.06.2018 № 05-192 «О реализации прав на изучение родных языков из числа языков народов РФ в общеобразовательных организациях».
Письмо Минобрнауки России от 06.12.2017 № 08-2595 «Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по вопросу изучения государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г. № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ».
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 20 декабря 2018 года № 03-510 «Рекомендации по приме- нению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного».
Методические рекомендации по разработке и оформлению примерных образовательных программ предметной области «Родной язык и родная литература», разработанные Институтом развития родных языков народов Российской Федерации ФГАОУ ДРО ЦРГОП и ИТ и утвержденные Министерством просвещения РФ 25 марта 2020.
Примерные рабочие программы по учебным предметам «Родной язык», «Родная литература», размещенные на сайте fgosreestr.ru в разделе
«Основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями).
Приказами Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №№ 1576, 1577, 1578 внесены изменения во ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования, предусматривающие выделение отдельных обязательных предметных областей по родному языку и литературному чтению на родном языке, родному языку и родной литературе и соответствующих им предметных результатов.
Таким образом, предметная область «Родной язык и родная литература» является обязательной для изучения в рамках обязательной части учебного плана ООП ООО.
Родной (русский) язык
Личностные результаты:
формирование российской гражданской идентичности;
осознание своей этнической принадлежности, интерес к истории, языку, культуре русского народа, родного края, основ культурного наследия народов России и человечества;
уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
представление о русском языке как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
представление о русском языке как государственном языке Российской Федерации, языке межнационального и международного общения, понимание важности этой роли;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
знакомство с нравственными, духовными идеалами, хранимыми в культурных традициях русского и других народов России через русский язык и русскую литературу;
понимание необходимости сохранения и изучения русской литературы, истории и культуры, русского языка как языка русской нации;
уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
интерес к художественным произведениям, отражающим русскую этнокультурную традицию;
эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира.
Метапредметные результаты:
умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение,
использование речевых средств в соответствии с коммуникативной задачей,
умение искать информацию в соответствии с учебной задачей в открытых источниках и доступных словарях и справочниках,
понимание прочитанного текста (в соответствии с возрастом) и нахождение в ней требуемой информации,
получение опыта работы с разными видами представления информации,
получение опыта построения рассуждения, анализа, обобщения, классификации.
Предметные результаты (родной (русский) язык):
совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
расширение и систематизация научных знаний о родном языке;
осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными) (в рамках изученного в основном курсе), нормами речевого этикета;
приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
стремление к речевому самосовершенствованию;
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность
№ п/п | Дата проведения | Изучаемый вопрос, тема | Часы | Знания необходимые для: | Средства обучения | Формы организации обучения | Способы контроля за усвоением знаний | Коррекционные задачи |
усвоения | ознакомления |
1 | | Качества хорошей речи | 1 | Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп). Интонация и жесты. | Письменное и устное общение | Беседа, учебник, дидактический материал | Комбинированный урок.. | Ответы на вопросы. Работа с текстами | Формирование информационной компетентности: развитие умения работать с основными компонентами учебника как источником информации. Развитие аналитико-синтетической деятельности |
2 | | Речевой этикет. Общее представление о речевом этикете. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. | 1 | Устойчивые формулы речевого этикета в общении. | | Учебник. Дидактический материал. | Комбинированный урок. | Работа с текстами | Развитие словесно- логического мышления. |
3 | | История общения и особенности употребления в официальной и неофициальной речевой ситуации. | 1 | Обращение в русском речевомэтикете | | Учебник. Дидактический материал. | Комбинированный урок. | Работа в группах, парах | Развитие произвольности памяти. |
4 | | Официальное и бытовое общение. Ситуации общения. | 1 | Ситуации общения. Виды ситуаций официального общения. Особенности бытового общения. | | Дидактический материал. Карточки. | Комбинированные уроки. | Ответы на вопросы. Работа с текстами | Развитие логического мышления. Развитие произвольности памяти. |
5 | | Выбор лексических и грамматических средств в зависимости от ситуации общения. | 1 | | Выбор лексических и грамматических средств в зависимости от ситуации общения. | Дидактический материал. Учебник. | Комбинированный урок. | Работа в группах, парах. Ответы на вопросы. | Развитие словесно- логического мышления. |
6 | | Разговорный стиль Стили русского литературного языка (в рамках изученного). | 1 | | Лексические и грамматические особенности разговорного стиля. | Учебник. Дидактический материал. | Комбинированный урок. | Распределительный диктант. Самостоятельная работа. | Восполнение пробелов. Развитие словесно- логического мышления. |
7 | | Жанры разговорного стиля: поздравление, письмо, дружеская беседа, просьба, извинение. Р.р. Составление поздравления, письма | 1 | Письмо, поздравление, просьба, извинение | | Учебник. Дидактический материал. | Комбинированный урок. | Составление поздравления, письма | Развитие умения работать по инструкции. |
8 | | Общие сведения о русском языке Русский язык - язык русского народа, богатство и выразительность русского языка. | 1 | Роль родного языка в жизни человека, в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. | Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта, слова с национально-культурным компонентом значения. | Текст. | Комбинированный урок. | Работа с текстами. | Совершенствование слухо- моторных координаций и навыков самоконтроля.Развитие словесно-логического мышления |
9 | | Орфоэпия. Понятие о варианте нормы. | 1 | Отдельные сведения из истории формирования современной орфоэпической нормы русского литературного языка. | | Тексты. | Комбинированный урок. | Работа с текстами. | Формирование информационной компетентности: развитие умения систематизировать полученную информацию. |
10 | | Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах. Нормы ударения и произношения конкретных слов. | 1 | Нормы ударения и произношения конкретных слов. | | Тексты | Комбинированный урок. | Работа с текстами, словами. | Развитие слухового восприятия, выделять главное, работать по заданному плану. |
11 | | Лексика. Этимология слов. | 1 | Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Национальная специфика слов с живой внутренней формой. | | Учебник. Карточки. Дидактический материал. | Комбинированные уроки. | Самостоятельная работа. Составление предложений. | Развитие произвольности деятельности. Развитие словесно- логического мышления. Развитие умения работать по инструкции. Развитие навыков морфологического анализа и синтеза. |
12 | | Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Стилистические варианты нормы. | 1 | Стилистические варианты нормы. | | Тексты. | Комбинированные уроки. | Работа с текстами. | Формирование информационной компетентности: развитие умения работать с полученной информацией. |
13 | | Фразеология. Роль фразеологизмов в речи. | 1 | Роль фразеологизмов в речи. Выразительные возможности фразеологизмов. | | Тексты. | Комбинированные уроки. | Работа с текстами. | Формирование информационной компетентности: развитие умения использовать картину как источник информации. |
14 | | Источники, значение и употребление фразеологизмов в современных ситуациях речевого общения. | 1 | Основная мысль текста. Тема, признаки текста. "Свободная тема | | Тексты. | Комбинированные уроки. | Работа с текстами. | Развитие словесно- логического мышления. |
15 | | Словообразование как источник лексического богатства русского языка. | 1 | Предмет изучения словообразования. | Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. | Учебник, дидактический материал, тексты | Комбиниров. урок | Словообразовательный разбор | Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи |
16 | | Морфология. Орфография Значения слов как частей речи. | 1 | Части речи | Нормативные и ненормативные формы употребления отдельных слов разных частей речи. | Учебник, дидактический материал, тексты | Комбиниров. урок | Разбор морфологический. | Развитие словесно-логического мышления |
17 | | Синтаксис. Пунктуация | 1 | Интонация, построение предложения и знаки препинания. | Некоторые сведения из истории формирования русской пунктуации. | — | Комбиниров. урок | Составление предложений, рассказ о пунктуации по плану. | Развитие умения работать по плану. Развитие словесно- логического мышления. |