Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ставропольского края «Средняя общеобразовательная школа № 3»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО начальных классов Руководитель ШМО Подпись_________/Ф.М.Ижаева/ Протокол №____________ от «____»_________2020 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ /З.Х-Б. Темирбулатова/ «_____»___________2020 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор __________ /А.А. Яцына/ Приказ №_____ от «_____»________2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ
4 КЛАСС
ФГОС HОО
НА 2020 - 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ родной (русский) язык
КЛАСС 4 Б
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 0,5; всего за год 17
УЧИТЕЛЬ Гедиева Файзурат Магометовна
КАТЕГОРИЯ высшая
п. Мирный, 2020
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение родного (русского) языка по данной программе способствует формированию у учащихся личностных и метапредметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты
Обучающийся научиться формировать.
-представление о своей гражданской идентичности в форме осознания себя как юного гражданина России;
-осознание своей этнической и национальной принадлежности;
-развитие чувства любви к Родине, её народу, истории, культуре и гордости за них;
-развитие чувства любви и уважения к русскому языку как к великому ценностному достоянию российского народа; осознание себя носителем этого языка;
-становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
-становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
-развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
-формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов;
-развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности;
-ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
Обучающийся получит возможность научиться формировать:
-развитие этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совестливости и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание;
-понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
-осознание ответственности за свои поступки и слова;
-осознание своих эмоций и чувств, контролирование их; определение эмоций и чувств, контролирование их; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам других людей;
-развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
-ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе совместной деятельности на уроке и вне урока;
-представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научиться:
-принимать и сохранять в памяти цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях, проявлять познавательную инициативу;
-планировать свои действия для решения задачи (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно);
-учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
-выполнять учебные действия, используя устную, письменную, а также внутреннюю речь;
Обучающийся получит возможность научиться:
-контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
-оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
-адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные
Обучающийся научиться:
-осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
-самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
-понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме, переводить её в словесную форму;
-использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое чтение, осознавать цель чтения;
-воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного), передавать устно или письменно содержание текста;
-осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
-использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
-пользоваться словарями и «Справочными материалами» учебника;
-анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
-осуществлять синтез как составление целого из их частей;
Обучающийся получит возможность научиться:
-овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
-ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
-находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
-осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
-осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
-осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
-составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
-строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;
Коммуникативные
Обучающийся научиться:
-выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
-ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
-участвовать в диалоге, в общей беседе, в совместной деятельности (в парах, в группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
Обучающийся получит возможность научиться:
-учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
-оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
-строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
-применять приобретенные коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Обучающийся научиться формировать:
--понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
-представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
-формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремление к его грамотному использованию;
-понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявления собственного уровня культуры;
-приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства решения коммуникативных задач;
Обучающийся получит возможность научиться формировать:
-овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), правилами культуры речевого поведения (в объеме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
-овладение основными понятиями и правилами (в объеме материала изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использование этих знаний и умений для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
-овладение основами грамотного письма (в объеме материала изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процесс выполнения письменных работ.
Предмет «Родной русский язык» опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
В программе выделяются следующие блоки:
Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.
Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Четвёртый год обучения (17 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 часов)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например,матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на местеи т.д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».
Раздел 2. Язык в действии (4 часа)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (7 часов)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Тематическое планирование
№ | Название темы раздела | Кол-во часов на изучение раздела |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее | 6 |
2 | Язык в действии | 4 |
3 | Секреты речи и текста | 7 |
| Итого | 17 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | № раздела и темы | Тема урока | Дата проведения урока | Домашнее задание | Примечание Причина корректировки |
по плану | по факту |
Раздел I. Русский язык: прошлое и настоящее (6ч) |
| 1.1 | Слова, связанные с качествами и чувствами людей. | 11.09 | | Составить текст из 4 предложений, описывающий родного человека | |
| 1.2 | Слова, называющие родственные отношения. | 25.09 | | Составить текст из 4 предложений, описывающий взаимоотношения с родным человеком | |
| 1.3 | Пословицы, поговорки и фразеологизмы. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму. | 09.10 | | Написать пословицу и поговорку из другого языка, имеющих аналоги в русском языке | |
| 1.4 | Русские традиционные эпитеты. | 23.10 | | Составить предложение, используя эпитет | |
| 1.5 | Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов. | 13.11 | | Написать 5 заимствованных слов в русском языке. Подготовить проект | |
| 1.6 | Проектные задания. | 27.11 | | Повторить правила | |
Раздел II. Язык в действии (4ч) |
| 2.1 | Как правильно произносить слова. Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов. | 11.12 | | Написать по 5 глаголов 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени | |
| 2.2 | Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений. | 25.12 | | Написать 2 предложения, произвести синтаксический разбор | |
| 2.3 | История возникновения и функции знаков препинания. | 28.01 | | Написать предложение, где знаки препинания непосредственно влияют на смысл | |
| 2.4 | Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста. | 12.02 | | Повторить правила | |
Раздел III. Секреты речи и текста (7ч) |
| 3.1 | Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. | 26.02 | | Придумать 2 диалога: в деловом и разговорном стилях | |
| 3.2 | Информативная функция заголовков. Типы заголовков. Составление плана текста, не разделенного на абзацы. | 12.03 | | Придумать альтернативные заголовки для известных произведений | |
| 3.3 | Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. | 02.04 | | Подготовить пересказ любимого произведения | |
| 3.4 | Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. | 16.04 | | Составить текст, описывающий собственное исследование | |
| 3.5 | Редактирование предложенных и собственных текстов. | 30.04 | | Отредактировать предложенный текст | |
| 3.6 | Синонимия речевых формул (на практическом уровне). | 14.05 | | Работа по карточкам | |
| 3.7 | Повторение и закрепление пройденного. | 28.05 | | | |
| Итого за год 17___часов |