СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному русскому языку для обучающихся 8 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родному русскому языку 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному русскому языку для обучающихся 8 класса»





Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Родная литература ( русская)» для 8 класса составлена на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897; изменения утверждены приказами Министерства образования и науки РФ № 1644 от 29.12.2014 и № 1577 от 31.12.2015 с учетом положений Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной 9 апреля 2016 г., № 637-р.

2.Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Саранпаульская общеобразовательная школа»

3. Учебного плана МБОУ «Саранпаульская общеобразовательная школа» на 2019-2020 учебный год;

в соответствии с «Положением о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ».


Место предмета

Предмет «Родная литература (русская)» в учебном плане относится к предметной области «Родной язык и родная литература». На изучение предмета «Родная литература (русская)» в 8 классе отводится 0,5 часа в неделю, итого 18 часов за учебный год.


Планируемые результаты изучения предмета «Родная литература (русская)»


Личностные результаты:

- формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;

- осознание себя представителями своего народа и гражданами Российского государства;

- формирование чувства любви к Родине и патриотизма;

- формирование основ коммуникативной компетентности в общении;

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности.


Метапредметные результаты:

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.



Предметные результаты:

- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;



- понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.


Планируемые результаты изучения предмета «Родная литература( русская)»

в 8 классе.

Личностные результаты

Ученик научится:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

- проявлять готовность к самообразованию.

Ученик получит возможность научиться:

- определять гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского обществ;

- понимать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к ней;

- осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи;

- развить эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, через творческую деятельность эстетического характера.

Метапредметные результаты


Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- осуществлению контроля в констатирующей и предвосхищающей позиции;

- корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.

Ученик получит возможность научиться:

- адекватной оценке трудностей;

- адекватной оценке своих возможностей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- работать в группе;

- осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.

Ученик получит возможность научиться:

- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижений целей в совместной деятельности;

- осуществлять коммуникативную рефлексию.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч.

контролируемом пространстве Интернета;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

-анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям;


- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов,

- устанавливать аналогии.

Ученик получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Предметные результаты обучения

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX в. Русская литература XX- XXI вв. Литература писателей и поэтов Симбирского края.

Ученик научится:

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

-адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

-интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций,

отбирать произведения для чтения;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;

- выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;


- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; - работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Ученик получит возможность научиться:

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами

других искусств;

- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


Содержание программы


Введение


Своеобразие курса родной литературы в 8 классе. Русская литература и история.


Из древнерусской литературы

А.Никитин .

« Хождение за три моря». Памятник литературы в форме путевых записей, сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествие в индийское государство Бахмани в 1468-1474 гг.






Из литературы XIX в.

А.С.Пушкин.



« Пиковая дама». Нравственная проблематика повести. Соотношение духовных и материальных ценностей. Характер Германа, его жизненная философия.

Л.А. Чарская

Гимназистки. Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе. Ранимость души подростка.

Л.Н.Толстой.

«Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык. (Анализ рассказов по выбору).


Из литературы XX в.

А.И.Куприн.

«Изумруд». Трогательная история, рассказанная от лица беззащитного животного, доверчиво относившегося к людям. Мир, полный несправедливости, алчности и человеческой жестокости.

М.А.Булгаков.

« Стальное горло». Нравственные ценности в рассказе. Победа над собой во имя другого человека.

Р/Р.Сочинение по творчеству писателей XIX- XX вв.


Из литературы XX- XXI вв.

Л. Пантелеев.

"Главный инженер". Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Жажда личного подвига во имя победы.

Е.А. Пермяк.

"Ужасный почерк". Жизненная позиция героя рассказа.

Ю.Я.Яковлев

"Рыцарь Вася". Благородство как следование внутренним нравственным идеалам Л.Романова

Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти». Одиночество подростков в современном мире.

Е.В. Карпов.

«Меня зовут Иваном». Духовное падение главного героя рассказа.


Сибирские летописи и устное народное творчество .

Сибирские летописи: Кунгурская летопись, Румянцевский летописец, Строгановская летопись. Легенды о Ермаке в русском фольклоре. Значение и своеобразие сибирских летописей.




Сибирь в произведениях известных писателей и поэтов.

А. П. Чехов Очерки «Из Сибири»

Ехал Чехов по Сибири. История одного путешествия. Документальные хроники. Проект: «По сибирскому маршруту А. П. Чехова»

Легендарный образ Ермака – первооткрывателя земли сибирской в произведениях писателей ХIХ – ХХ веков:


К.Рылеев «Смерть Ермака». И. И. Дмитриев «Ермак» (отрывок: Мир праху твоему, Ермак! до …И время на косу падет!"

Проект: «Образ Ермака Тимофеевича в искусстве и кино»



Учебно-тематический план


Название темы

Кол-во часов

1

Введение.

1ч.

2

Из древнерусской литературы

1 ч.

3

Из литературы XIX в.

3 ч.

4

Из литературы XX в.

3 ч.

5

Из литературы XX- XXI вв.

5 ч.

6

Сибирские летописи и устное народное творчество.

2 ч.


7


Сибирь в произведениях известных писателей и поэтов

2 ч


8


Итоговая контрольная работа за курс «Родной литературы» в 8 классе

1 ч


Итого

18 ч










Тематическое планирование.


урока

Тема

Кол-во часов

По плану

Фактически


Введение.

1 ч.



1

Введение. Русская литература и история.

1

15.01



Из древнерусской литературы.

1 ч.



2

А.Никитин. «Хождение за три моря» как памятник литературы в форме путевых записей

1

22.01



Из литературы XIX в.

3 ч.



3

А.С.Пушкин.«Пиковая дама»: нравственная проблематика повести.

1

29.01


4

Л.А. Чарская «Тайна»: тема равнодушия и непонимания в рассказе

1

05.02


5

Л.Н.Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни.

1

12.02



Из литературы XX в.

3 ч.



6

А.И.Куприн. «Изумруд»: трогательная история, рассказанная от лица беззащитного животного.

1

19.02


7

М.А.Булгаков « Стальное горло»: победа над собой во имя другого человека.

1

26.02


8

Р/Р.Сочинение по творчеству писателей XIX- XX вв.

1

04.03



Из литературы XX- XXI вв.

5 ч.



9

Л. Пантелеев. «Главный инженер»: жажда личного подвига во имя победы.

1

11.03


10

Е.А. Пермяк. «Ужасный почерк»: жизненная позиция героя рассказа

1

18.03


11

Ю.Я.Яковлев.«Рыцарь Вася»: благородство как следование внутренним нравственным идеалам.

1

08.04


12

Л.Романова. «Мы приговариваем тебя к смерти»: одиночество подростков в современном мире.

1

15.04


13

Е.В.Карпов « Меня зовут Иваном»: духовное падение главного героя

1

22.04



Сибирские летописи

4 ч.



14

Сибирские летописи: Кунгурская летопись, Румянцевский летописец.

1

29.04


15

Строгановская летопись. Значение и своеобразие сибирских летописей.

1

06.05


16

Легендарный образ Ермака – первооткрывателя земли сибирской в думе К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»

1

13.05


17

А.П.Чехов. Очерки «Из Сибири» История одного путешествия.

1

20.05


18.

Итоговая контрольная работа за курс «Родной литературы» в 8 классе.

1

27.05




Способы контроля и оценивания образовательных достижений.


Оценка личностных результатов в текущей образовательной деятельности проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

-соблюдение норм и правил поведения;

-прилежание и ответственность за результаты обучения;

-готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;

-наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

-способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

-способность к сотрудничеству и коммуникации;

-способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

-способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала.






Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

Оценка устных ответов



При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  1. Знание текста и понимание идейно-художественного содер­жания изученного произведения.

  1. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

  1. Понимание роли художественных средств в раскрытии идей­но-эстетического содержания изученного произведения.

  2. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользо­ваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

  3. Умение анализировать художественное произведение в соот­ветствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.


6.Умение владеть монологической литературной речью; логич­ность и последовательность ответа; беглость, правильность и

выра­зительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные зна­ния и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе худо­жественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); сво­бодное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произ­ведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и по­ступки героев и роль основных художественных средств в раскры­тии идейно-эстетического содержания произведения; умение поль­зоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основ­ном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основ­ных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточ­но свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.


Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяс­нить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержа­ния произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незна­ние содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.


























15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!